МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО – Пригородный район РСО - Алания
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 от ___.___.2021 г. Руководитель ШМО ________/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР __________ /Уртаева В.В./ « ____ » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Чернуцкая Н.А./ « ____ » _____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык. Литературное чтение
(ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 1
Количество часов: 108 ч (6 часов в неделю)
Учитель: Бадтиева Ф.Р.
Рабочая программа к учебнику Л. В. Кибиревой, О. А. Клейнфельд, Г. И. Мелиховой «Русский язык. Букварь. Обучение грамоте» для 1 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. О. О. Смирнова. — М .: ООО «Русское слово — учебник», 2014 . — 60 с . — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2021/2022 учебный год
Место предмета в учебном плане
Учебный план отводит на период обучения грамоте в 1 классе 6 ч в неделю (2ч – обучение чтению, 4ч – обучение письму), всего 109 ч в год (36ч – обучение чтению, 73ч – обучение письму) .
По плану – 109 ч, по факту – 108 ч (36ч – обучение чтению, 72ч – обучение письму), так как 1 урок выпадает на праздничные дни (22.11). Выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква»;
знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы; использовать алфавит для упорядочения небольшого списка слов;
различать гласные и согласные звуки;
различать ударные и безударные гласные звуки;
различать согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные), мягкие и твёрдые (парные и непарные); шипящие согласные звуки;
делить слово по слогам и для переноса;
определять в слове ударный слог;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и; буквой ь в конце слова;
находить изученные орфограммы в слове (прописная буква в начале предложения и в именах собственных; написание сочетаний жи — ш и, ча — щ а, чу — щ у; чк, чн, чт);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю в учебнике;
различать слово и предложение, предложение и текст;
различать по вопросам слова-предметы, слова — признаки предметов и слова — действия предметов (без указания терминов);
правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
писать разборчиво; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 20 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
понимать прослушанный или прочитанный текст;
устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 КЛАССЕ (ДОБУКВАРНЫЙ И БУКВАРНЫЙ ПЕРИОДЫ)
Добукварный период обучения грамоте (6 ч)
Знакомство с «Букварём» и «Прописями». Русский язык — государственный язык России.
Средства общения. Как мы общаемся? Способы передачи информации. Устная и письменная речь. Слово и предложение. Знаки препинания. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Ударные и безударные гласные. Слог. Ударение. Звуки и буквы.
Букварный период обучения грамоте (78 ч)
Буква А, а. Гласный звук [а]. Буква О, о. Гласный звук [о]. Буква У, у. Гласный звук [у]. Буква Э, э. Гласный звук [э]. Буквы А, О, У, Э как показатели твёрдости предшествующего согласного.
Буква М, м. Согласный звук [м], [м’]. Прописная буква в именах собственных. Буква Н, н. Согласный звук [н], [н’]. Употребление предлога «на» и местоимений «он», «она», «оно». Буква Р, р. Согласный звук [р], [р’]. Буква Л, л. Согласный звук [л], [л’]. Категория одушевлённости/ неодушевлённости.
Буква Ы. Гласный звук [ы]. Буква Ы как показатель твёрдости предшествующего согласного и как показатель грамматической формы множественного числа. Буква И, и. Гласный звук [и]. Буква И как показатель мягкости предшествующего согласного и как показатель грамматической формы множественного числа. Буква Й, й. Согласный звук [й’]. Мягкость звука [й’]. Сравнительный анализ букв И и Й. Буква Г, г. Согласный звук [г], [г’]. Буква К, к. Согласный звук [к], [к’]. Парность согласных по звонкости-глухости. Произношение и правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце. Буква З, з. Согласный звук [з], [з’]. Употребление предлога «за». Буква С, с. Согласный звук [с], [с’]. Изменение слов по числам. Буква Ж, ж. Согласный звук [ж]. Твёрдость звука [ж]. Правописание буквосочетания жи. Буква Ш, ш. Согласный звук [ш]. Твёрдость звука [ш]. Правописание буквосочетания ши.
Буква Е, е. Гласный звук [й’э] / [’э]. Позиции, при которых буква Е обозначает два звука или один звук и мягкость предшествующего согласного. Буква Ё, ё. Гласный звук [й’о] / [’о]. Позиции, при которых буква Ё обозначает два звука или один звук и мягкость предшествующего согласного. Буква Я, я. Гласный звук [й’а] / [’а]. Позиции, при которых буква Я обозначает два звука или один звук и мягкость предшествующего согласного. Буква Ю, ю. Гласный звук [й’у] / [’у]. Позиции, при которых буква Ю обозначает два звука или один звук и мягкость предшествующего согласного.
Буква Ь, не обозначающая звука. Буква Ь как показатель мягкости предшествующего согласного. Буква Б, б. Согласный звук [б], [б’]. Значение суффикса ик. Буква П, п. Согласный звук [п], [п’]. Произношение и правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце. Буква В, в. Согласный звук [в], [в’]. Употребление предлога «в». Буква Ф, ф. Согласный звук [ф], [ф’]. Буква Д, д. Согласный звук [д], [д’]. Употребление предлогов «на», «над», «в», «между», «под», «перед», «за». Знакомство с антонимами. Буква Т, т. Согласный звук [т], [т’]. Прописная буква в именах собственных (повторение).
Знакомство с омонимами.
Буква Х, х. Согласный звук [х], [х’]. Буква Ц, ц. Согласный звук [ц]. Твёрдость звука [ц]. Категория рода. Буква Ч, ч. Согласный звук [ч’]. Мягкость звука [ч’]. Правописание буквосочетаний ча, чу, чк. Омонимы и многозначные слова. Буква Ъ, не обозначающая звука. Разделительная функция Ь и Ъ. Буква Щ, щ.
Согласный звук [щ’]. Мягкость звука [щ’]. Правописание буквосочетаний ща, щу. Значение алфавита.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (ДОБУКВАРНЫЙ И БУКВАРНЫЙ ПЕРИОДЫ — 126ч)
| | | | |
№ урока | Тема урока | Планируемые сроки |
Ч | П | план | факт |
Добукварный период (12 ч): чтение 4 ч, письмо 8 ч. | |
1 | | Знакомство с «Букварём». Добро пожаловать! Русский язык — государственный язык России. Как мы общаемся? | | |
| 1 | Знакомство с «Прописями». Разные средства передачи информации. Штриховка предметов по образцу | | |
| 2 | Создание геометрических узоров по образцу. | | |
2 | | Устная и письменная речь. Слово и предложение. Гласные и согласные звуки. Слог, ударение. Речь; устная и письменная речь | | |
| 3 | Знакомство с разлиновкой. Знакомство с основными элементами письменных букв, с элементом «наклонные».Наклонные с закруглением внизу. | | |
| 4 | Звуковые схемы слов. Наклонные с закруглением вверху и наклонные с закруглением вверху и внизу. | | |
3 | | Слово, предложение. Прописная буква. Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Звук, гласный звук, согласный звук. | | |
| 5 | Деление слов на слоги. Написание овалов | | |
| 6 | Левые и правые полуовалы.. | | |
4 | | Звуки и буквы | | |
| 7 | Наклонные с закруглением влево | | |
| 8 | Прямые с закруглением вправо | | |
Букварный период (96ч): чтение 32 ч, письмо 64ч. |
5 | | Гласный звук [а].Буквы А, а. Гласный звук [о].Буквы О, о | | |
| 9 | Строчная буква а. Прописная буква А | | |
| 10 | Строчная буква о. Прописная буква О | | |
6 | | Гласный звук [у].Буквы У, у | | |
| 11 | Строчная буква у. | | |
| 12 | Прописная буква У. Знаки препинания в конце предложения | | |
7 | | Гласный звук [э].Буквы Э, э | | |
| 13 | Строчная буква э | | |
| 14 | Прописная буква Э | | |
8 | | Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м | | |
| 15 | Строчная буква м. Повторение написания изученных букв. Слова-предметы | | |
| 16 | Прописная буква М | | |
9 | | Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н | | |
| 17 | Строчная буква н. Местоимения он, она, оно | | |
| 18 | Прописная буква Н. Имена собственные | | |
10 | | Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р | | |
| 19 | Строчная буква р. Звуковой анализ слов | | |
| 20 | Прописная буква Р. Выбор строчной или прописной буквы для написания слов | | |
11 | | Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л | | |
| 21 | Строчная буква л | | |
| 22 | Прописная буква Л | | |
12 | | Гласный звук [ы]. Буква ы. Гласный звук [и]. Буквы И, и | | |
| 23 | Написание буквы ы (1 ч). Повторение изученных букв | | |
| 24 | Строчная буква и. Слова — действия предметов.Прописная буква И. Предложение. Текст | | |
13 | | Согласный звук [й’].Буква й .«Повторяй и себя проверяй!» | | |
| 25 | Строчная буква й. Звуковой анализ слов.Прописная буква Й. Слова — признаки предметов. Омонимы мой, мой | | |
| 26 | «Проверь себя!» | | |
14 | | Согласные звуки [г], [г’].Буквы Г, г | | |
| 27 | Строчная буква г | | |
| 28 | Прописная буква Г. Написание фамилий | | |
15 | | Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к | | |
| 29 | Строчная буква к | | |
| 30 | Прописная буква К | | |
16 | | Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з | | |
| 31 | Строчная буква з | | |
| 32 | Прописная буква З. Множественное число слов-предметов | | |
17 | | Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с | | |
| 33 | Строчная буква с. Составление слов с уменьшительным значением | | |
| 34 | Прописная буква С. Оглушение звонкого согласного на конце слов | | |
18 | | Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж | | |
| 35 | Строчная буква ж. Сочетание жи | | |
| 36 | Прописная буква Ж | | |
19 | | Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш | | |
| 37 | Строчная буква ш. Сочетание ши. «Повторяй и себя проверяй!» | | |
| 38 | Прописная буква Ш. Оглушение звонкого согласного на конце слов. «Проверь себя!» | | |
20 | | Буквы Е, е | | |
| 39 | Строчная буква е. Соединения с другими буквами | | |
| 40 | Прописная буква Е. Имена собственные. Обозначение буквой е одного или двух звуков. Слова — признаки предметов | | |
21 | | Буквы Ё, ё | | |
| 41 | Строчная буква ё. Обозначение буквой ё одного или двух звуков | | |
| 42 | Прописная буква Ё. Слова – действия предмета | | |
22 | | Буквы Я, я | | |
| 43 | Строчная буква я. Обозначение буквой я одного или двух звуков | | |
| 44 | Прописная буква Я. Сочетания слов | | |
23 | | Буквы Ю, ю | | |
| 45 | Строчная буква ю. Обозначение буквой ю одного или двух звуков в словах | | |
| 46 | Прописная буква Ю. Буква Ю в именах собственных. Схема предложения | | |
24 | | Буква ь. Повторяй и себя проверяй! | | |
| 47 | Мягкий знак в словах | | |
| 48 | Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный ь. Проверь себя! | | |
25 | | Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б | | |
| 49 | Строчная буква б | | |
| 50 | Прописная буква Б. Клички животных | | |
26 | | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п | | |
| 51 | Строчная буква п | | |
| 52 | Прописная буква П. Названия городов, сёл и имена людей | | |
27 | | Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в | | |
| 53 | Строчная буква в. Деление слов на группы | | |
| 54 | Прописная буква В | | |
28 | | Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф | | |
| 55 | Строчная буква ф | | |
| 56 | Прописная буква Ф | | |
29 | | Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д | | |
| 57 | Строчная буква д | | |
| 58 | Прописная буква Д. Названия рек | | |
30 | | Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. Повторяй и себя проверяй! | | |
| 59 | Строчная буква т | | |
| 60 | Прописная буква Т. Проверь себя! | | |
31 | | Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х | | |
| 61 | Строчная буква х | | |
| 62 | Прописная буква Х. Слова, противоположные по смыслу | | |
32 | | Согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц | | |
| 63 | Строчная буква ц | | |
| 64 | Прописная буква Ц. Слова с одинаковой частью | | |
33 | | Согласный звук [ч’]. Буквы Ч, ч | | |
| 65 | Строчная буква ч | | |
| 66 | Прописная буква Ч. Сочетание чк. Сочетания ча, чу | | |
34 | | Буква ъ | | |
| 67 | Твёрдый знак в словах. Слова с одинаковой частью. Разделительные ь и ъ | | |
| 68 | Строчная буква щ. Сочетания ща, щу | | |
35 | | Согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ. Повторяй и себя проверяй! | | |
| 69 | Прописная буква Щ | | |
| 70 | Проверь себя! | | |
36 | | Алфавит. Вспоминаем всё, что знаем! | | |
| 71 | Грамматические задачи. Составление текста по опорным словам. | | |
| 72 | Диктант | | |