СПб ГБПОУ ЛСИТ
Структурное подразделение «Детский дом»
Тематическая беседа
«Бюджет и его источники»
Цель: познакомить воспитанников с понятием «бюджет» и его составными частями.
Задачи:
Выявить основные источники формирования бюджета;
Рекомендации по планированию рационального бюджета;
Познакомить с основными статьями расходов бюджета;
Показать на примерах, как правильно контролировать излишние, спонтанные траты;
Формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения.
Продолжительность: 60 минут
Ход беседы:
Введение в тему. Понятие о бюджете. Составные части бюджета;
Ведение домашнего бюджета;
Структура бюджета и его распределение;
Доходы и расходы;
Распределение расходов. Контроль за спонтанными тратами;
Подведение итогов, ответы на вопросы
Содержание беседы:
Деньги играют огромную роль в нашей жизни. Когда мы умеем мудро и правильно распределить свой бюджет, когда у нас всегда и на все хватает денег, в нашей жизни наступает спокойствие и ощущение надежности и изобилия.
Правильное планирование бюджета зачастую помогает контролировать себя в расходах и не тратить больше чем человек зарабатывает. А это в свою очередь ведет к финансовому благополучию. Если не следить за своими издержками, а просаживать все и сразу, а потом одалживать деньги, чтобы дожить до следующей зарплаты, то долги будут накапливаться и это приведет к финансовым проблемам.
Баланс — это своеобразный отдел кошелька, материальный или воображаемый, служащий для группировки денег в определённом направлении.
Пример баланса:
для этого баланса мы выделяем деньги на такие статьи расходов, как рента за дом, еда, коммунальные платежи, лекарства, топливо, мелкие покупки...
налоги и пошлины, одежда, средства для уборки дома, гигиенические принадлежности, бытовая техника, услуги...
кабельное ТВ, поход в кино, ресторан, бассейн, сауна...
в этот баланс нужно откладывать деньги для формирования резервного фонда. Его сумма должна примерно ровняться шестимесячной зарплате. Некоторую сумму, накопленную свыше, вы можете тратить на дорогостоящие покупки.
в этот баланс могут попадать деньги, как с зарплаты, так и с прибыли от бизнеса. Деньги будут направляться на повышение образования, инвестирование в недвижимость, ПАММ-счета, драгметаллы, акции и др.
В случае, если вашим единственным источником дохода является прибыль с инвестиций, то у вас не будет этого баланса, потому что вы будете только реинвестировать и часть прибыли от инвестиций брать и распределять по балансам. Вместо него создайте баланс «Образование», деньги из которого пойду на повышение вашего образования.
всевозможные пожертвования и помощь нуждающимся.
Распределение денег по балансам является основой ведения домашнего бюджета. Это необходимо для того, чтобы вы оплачивали нужды из специально выделенных для этого денег. Это поможет вам не потратить все деньги, предположим, на развлечения и остаться без денег на еду. Так же, распределяя доход, вы сможете откладывать деньги на дорогостоящие покупки, отпуск, благотворительность, первоначальный капитал для собственного дела.
Приступаем к решению денежного вопроса. Рассмотрим структуру бюджета и его распределение. Разберемся, на чем можно и нужно экономить. И лишь затем поговорим о том, как приумножить свои доходы.
Бюджет - это доходы и расходы. Все просто! И все логично.
Основные принципы правильного бюджета:
доходы превышают расходы;
нельзя тратить денег больше, чем есть;
расходы нужно планировать и контролировать.
Следуя этим принципам ведения бюджета, вы никогда не окажетесь на мели. Для многих уже это станет большим достижением.
Независимо от суммы доходов расходы у большинства людей одинаковы. Не верите? Сейчас вы в этом убедитесь! Ведь я говорю о процентном отношении статей расходов.
И выглядит это следующим образом:
Эта схема не жесткая. Можно перераспределить расходы, например, если какая-то статья требует у вас значительно меньше средств: отнимите от нее, добавьте в другую. Но структура должна быть, ваш бюджет и ваши расходы - не аморфная масса. Только тщательное планирование и распределение бюджета поможет вам наладить отношения с деньгами и приблизиться к финансовому благополучию. В случае, когда некоторые расходы требуют больших вложений, нужно хорошо проанализировать причины и откорректировать свой учет.
Вообще, управление финансами - это интересный процесс, имеющий много общего с тайм-менеджментом. Ведь и время, и деньги - особые материи, играющие особые роли в жизни каждого из нас.
Кейс
Рассмотрим на конкретном примере распределение расходов. Пусть это будет среднестатистическая семья с доходом 50 тыс. руб/мес. Из них вычтем 10 тыс. рублей - это НЗ (накопительный или неприкосновенный запас - кому как нравится). Остается 40 тыс. руб. Ежемесячные расходы будут выглядеть следующим образом:
Коммунальные платежи - 10% = 4 000 руб.
Еда - 25% = 10 000 руб.
Расходы на здоровье - 5% = 2 000 руб.
Одежда - 10% = 4 000 руб.
Бытовые расходы - 5% = 2000 руб.
Образование -10% = 4 000 руб.
Досуг -15% = 6 000 руб.
Расходы на транспорт - 10% = 4 000 руб.
Крупные расходы - 10 % = 4 000 руб.
Вы убедились, что распределить бюджет не так уж и сложно. Если ваши доходы значительно превышают 50 тыс. руб/мес, это не значит, что статьи бюджета будут у вас другими. Да, в абсолютных цифрах расходы будут выше, но в процентном отношении ничего не изменится. Вы будете тратить на одежду 40 тыс. руб. в месяц, но это будут те же 10% только от 400 000 рублей (если ваш доход таков).
Планирование. Основные статьи расходов бюджета
Многие сталкиваются с такой проблемой, как нехватка денег до зарплаты.
Почему это происходит?
Может это маленькая зарплата, а может это неграмотное расходование денежных средств?
Как планировать бюджет - это очень важный вопрос, необходимый для грамотного управления личными финансами. А также, является основой для достижения финансового благополучия. Планируемый бюджет обычно бывает личным, если планируется вами одним, и семейным, где бюджет планируется совместно с семьей. Личный бюджет, как правило, планировать легче. Поскольку при планировании семейного бюджета часто возникают разногласия.
Семья - государство в миниатюре: в ней есть доходы и статьи расходов. Планирование, распределение семейного бюджета - немаловажная задача. Как сэкономить и сохранить, не садясь на голодный паёк? — Завести таблицу учета средств, поступающих в семью, и пересмотреть структуру платежей. Деньги - один из величайших инструментов, созданных человеком. На них можно купить свободу, опыт, развлечения и всё, что делает жизнь более комфортной. Но они могут быть растрачены впустую, израсходованы неизвестно куда и бессмысленно растранжирены.
Три веских причины начать планировать бюджет:
Расчет бюджета поможет вам выяснить долгосрочные цели и работать в заданном направлении. Если бесцельно дрейфовать, разбрасывая деньги на каждый привлекательный предмет, как вы сможете сэкономить и съездить в долгожданный отпуск, купить автомобиль? Таблица расходов бюджета проливает свет на спонтанные расходы и заставляет пересмотреть покупательские привычки. Планирование бюджета заставляет выстроить приоритеты и переориентироваться на достижение поставленных целей.
Болезнь, потеря работы могут привести к серьезному финансовому кризису. Чрезвычайные ситуации случаются в самый неподходящий момент. Именно поэтому каждый нуждается в резервном фонде.
Структура бюджета обязательно включает в себя графу «сбережения» - финансовая подушка, которая поможет продержаться на плаву от трех до шести месяцев.
Распространенные ошибки
Отсутствие системы расходования, то есть деньги тратятся хаотично, без систематизации и аргументированности. Зарплата - настоящий праздник, который заканчивается через несколько дней. После получения заработной платы вы сразу же начинаете расходовать все деньги и через неделю остаетесь без копейки. В данной ситуации специалисты советуют первые три дня после получки вести себя так, как будто денег не хватает. Таким образом, вам удастся избежать эйфории и лишней траты денег.
Большой культ еды. Вы тратите большую часть бюджета на продукты и еду, имеется в виду «очень много», намного больше чем можно было. Большие траты на продукты питания могут сильно «потрясти» бюджет и в итоге привести к долгам. После получки вы сразу же приходите в супермаркет и начинаете без разбору скупать самые дорогие продукты питания. Профессиональные бухгалтера и экономисты советуют воздержаться от походов в магазин сразу же после получения заработной платы. Также не стоит делать покупки на голодный желудок. А лучше всего вам поможет: учет расходов, составление списка самого необходимого, ходить в магазин как можно реже, например, только по выходным и покупка необходимых продуктов по списку.
Неконтролируемые карманные расходы, к которым относят траты на сигареты, различные напитки, кофе в кафе и так далее. Если каждый день по дороге домой баловать себя мороженным или вкусной булочкой, то можно не только поправиться, но и остаться без денег до получки. Отказавшись от таких, казалось бы, незначительных трат, можно в неделю сэкономить как минимум 1000-3000 рублей. Попробуйте посчитать объемы таких «мелких» трат хотя в течении недели, и убедитесь, что это на самом деле далеко не мелочь.
Как правильно распределить бюджет
Несколько практических правил планирования бюджета, могут служить приблизительным ориентиром для принятия решений. Ситуации у всех разные и постоянно меняются, но основные принципы послужат хорошей отправной точкой.
У вас может быть не 5, а больше конвертов, которым нужно дать соответствующие названия:
еда;
коммунальные услуги;
интернет;
одежда;
проезд и так далее.
После получения заработной платы в каждый конверт в зависимости от его названия нужно вложить ту сумму денег, которую вы готовы потратить на конкретные расходы, например, одежду. После этого в течение месяца берите из конверта деньги, которые были выделены именно на покупку одежды. При этом сохраняйте чеки и делайте записи. Благодаря этому методу вам удастся осуществить планирование семейного бюджета и даже откладывать деньги, например, на покупку телевизора.
Вместо того, чтобы разбивать расходы на 20 различных категорий, разделите структуру бюджета на три главные составляющие:
50% дохода должны покрывать главные расходы, такие как оплата жилья, налогов и покупка продуктов;
30% — необязательные траты: развлечения, поход в кафе, кино и т.д.;
20% уходят на оплату кредитов и долгов, а также отложены в качестве резерва.
80 на 20 или Правило Парето — Вариация предыдущего правила.
20% всех поступлений в бюджет пустить на оплату задолженностей и создание финансовой «подушки»,
80% - всё остальное.
Эти эмпирические правила можно и желательно скорректировать, привести в соответствие с вашей реальной ситуацией.
Как составить бюджет
Планирование структуры расходов и доходов вовсе не сложное и утомительное занятие, как вы, возможно, думали. Существуют бесплатные программы и приложения, чтобы помочь вам приступить к составлению плана и придерживаться его.
Структура доходов - как правило, в графу доходов попадают:
зарплата;
проценты по вкладам;
пенсия;
социальные пособия;
подработки.
Графа расходов
Расходы делят на постоянные, то есть неизменные: фиксированные платежи по налогам; страхование жилья, автомобиля и здоровья; постоянные суммы за интернет и ТВ. Сюда же относят те 10-20 %, которые необходимо отложить на непредвиденные случаи и «черный день».
Графа переменных расходов:
продукты;
медицинское обслуживание;
траты на машину;
одежда;
оплата за газ, свет, воду;
личные расходы;
сезонные траты на подарки;
развлечения.
В зависимости от вашего желания можно дополнить, конкретизировать список или сократить его, укрупнив и объединив статьи расходов.
Когда люди начинают записывать траты, они обнаруживают, что немало денег «улетает» на совсем ненужные вещи. Импульсные, незапланированные расходы серьезно бьют по карману, если уровень доходов не столь велик, что пара - другая тысяч проходят незамеченными.
Материал подготовила: Овчинникова Е.С