СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая программа для учащихся 7-9 класса "Космос-человечеству"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Тема: «Космос - человечеству»

Познавательная программа для учащихся 7-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Тематическая программа для учащихся 7-9 класса "Космос-человечеству"»

Выполнила: Макарова А.И.

Тема: «Космос - человечеству»

Познавательная программа для учащихся 7-9 классов

Таинственный блеск звёзд и бездонная глубина неба манили к себе людей.В своих мечтах люди давно рвались от земли и парили в небе как птицы.До нас дошли былицы о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-Горбуньке,о полёте Ивана Царевича на ковре-самолёте. И Конёк-горбунок, и ковер самолет обладали волшебной силой, способной мгновение ока переносить их с одного места на другое.

Но это было в сказках.В природе же никакой волшебной силы нет.А есть другая сила-могучая сила притяжения.Эта сила проникает повсюду,от неё не скроишься и ничем не защитишься.Она действует всегда и везде.

Люди издавно завидывали птицам.Вот птица расправила крылья,взмахнула ими раз,другой,потом разагналась и взмахнула в небо. А там,на высоте,она может отохнуть,легко скользитьпо воздуху на вытянутых крыльях.И летать в любом направлении,без дороги.

А почему бы и человеку не взять пример с птицы? Находились смельчаки,которые пытались сделать крылья,чтобы подняться на них в воздух,но все их попытки кончились неудачей.Человеку,для того чтобы летать,нужны большие крылья,которыми к тому же надо еще размахивать.Природа не одарила человека такими крыльями,поэтому и летать,как птица, он не может.Но люди всё-таки нашли способ оторваться от Земли.

Люди наблюдали как дым и тёплый воздух поднимаются вверх над костром. «А почему бы не воспользоваться этим?» -подумали они. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом.И шар поплыл над землёй.Но как только дым остывал,шар опускался на землю.Чтобы дольше продержаться в воздухе,в корзину стали ставить жаровню с горящими углями.Таким образом шар постоянно наполнялся горячим дымом.Но всё равно он поднимался невысоко и летел недолго.

Снова задумались люди: «Чтобы такое сделать,чтобы можно было летать против ветра?» И придумали дирижабль.Жесткий каркас из дерева и железа обтянули плотной материей.Получилось громадное сооружение,похожее на рыбу.Внизу к ниму подвесили двигатели с воздушными винтами и кабину для пилотов и пассажиров.Газ, которым наполнили дирижабль,поднимал его вверх,а двигатели тянули его вперед.Теперь уже можно было летать в любую сторону.Добавил пилот газу -дирижабль поднялся вверх,выпустил газ-дирижабль опустился.А стоило выключитьб двигатели- и дирижабль повисал над землёй.Но и у дирижабля были недостатки: он был слишком велик и летал с малой скоростью.

Изобретатели продолжали думать,на чем можно подняться в небо.И придумали самолёт. Мощный двигатель разгоняет самолёт,а крыльями он опирается о воздух.

Первые самолеты были хрупкими и неуклюжими.Они с трудом отрывались от земли,не могли подняться высоко,летали медленно и только около аэродрома.И часто ломались.В то время полёт на сомолёте представлялся чудом.Люди смотрели на полёты,как на цирковое представление. Но прошли годы,и самолёты стали более совершенными.Теперь они летают высоко,выше птиц,обгоняя ветер,и в любые края Земли.

А можно ли на самолёте подняться туда, где летают спутники? Нет,нельзя.У самолёта есть предел высоты,на которую он может подняться.

С подъемом вверх воздуха становится всё меньше и меньше. B вот наступает момент,когда крыльям не на что опереться.Да и мотор задыхается-ведь ему для работы тоже нужен воздух.Чтобы летать выше,чтобы добраться до Луны или отправиться на другие планеты,нужен аппарат с особым двигателем.

Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? И тут они вспомнили про ракету,которую можно увидеть на праздничных фейерверках.Она с шумом и треском взлетает вверх,оставляя светящийся след,разбрасывая в разные стороны сверкающие разноцветные звёздочки.

Праздничная ракета-это картонный патрон,начиненный порохом.Когда порох загорается,в патроне образуется газ.Он скапливается и давит на стенки патрона,а выход находит только через маленькое отверстие в донышке.Отсюда газ с силой вырывается наружу,и ракета ,словно отталкиваясь от него,с шумом летит вверх.

Только не надо думать,что на такой ракете,даже если сделать ее очень большой,можно отправиться в космос.

В древней китайской легенде рассказывается,что один богатый мандарин Ван Гу задумал подняться в воздух с помощью связки ракет,которые пускали на праздничных фейерверках.Он взял лёгкое бамбуковое кресло,обвязал его со всех сторон ракетами и уселся в него.Потом враз поджёг все ракеты.Кресло окуталось дымом…С тех пор китайского мандарина никто никогда не видел.

Хотя праздничные ракеты очень малы,они навели на мысль,как постоить новый,особый двигатель,с помощью которого можно не только оторваться от Земли,но и подняться высоко над ней,а потом отправится в космическое путешествие.

Этот двигатель так и назвали-ракетным.Сейчас на свете много самых разных ракет. Сперва появились боевые ракеты.Ими вооружены наша армия и армии других стран.Одни ракеты приспособлены для стрельбы по самолётам,другие –по машинам и танкам. Есть морские ракеты.Они установлены на специальных кораблях-ракетоносцах и на подводных лодках.Самые могучие из боевых ракет-межконтинентальные.Они могут летать на огромные расстояния,из одной части света в другую.Межконтинентальную ракету и решили приспособить для полётов в космос.

Строение космической ракеты.

Взглянем на рисунок,где изображен ракетный двигатель.Он напоминает кувшин с расширенным горлышком. Широкая часть кувшина-это камера сгорания,а горлышко называется соплом.Вместо дров или угля в камеру сгорания насосом накачивается керосин,а вместо воздуха-жидкий кислород.Кислород и керосин хранятся в ракете в отдельных баках.

Чтобы растопить печь,мы обычно загружаем её дровами,сухой растопкой,подносим зажжённую спичку –и огонёк подежит пополеньям. Ракетный двигатель запускается иначе. По команде «зажигание» керосин и жидкий кислород подаются по трубопроводам в камеру сгорания.Там они растапливаются,перемешиваются,а потом поджигаются электрической искрой.

Зашумел,загудел ракетный двигатель.Раскалённые газы бьют фонтаном из сопла.А насосы всё подкачивают и подкачивают топливо. Если такой двигатель прикрепить к ракете,то он так же,как патрон праздничной ракеты,понесёт ее ввысь.

Теперь посмотрим на ракету в собранном виде.Внизу у нее двигатель.А над ними огромные баки для керосина и кислорода. Ракетный двигатель очень прожорлив.За одну-две минуты он съедает целую железнодорожную цистерну топлива.Вот почему ракета бывает такой большой. Космическая ракета потребляет очень много топлива.И путь её предстоит неблизкий,всё время вверх,в небо. А дозаправиться в пути негде.Вот почему ракету составили из прицепов.Каждый такой прицеп назвали ступенями.

Ступени ставят друг на друга.Их может быть две,три или четыре.В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива.

Самая большая –нижняяя,первая ступень.В баки её заправляется больше всего топлива.И двигаетели здесь самые мощные,так как они должны стронуть с места и начать разгон всей ракеты.

Вторая ступень меньше первой,третья меньше второй.

А голове ракеты,к её последней ступени,прикрепляют сам космический корабль,которому и предстоит совершить полёт в космос.По сравнению со ступенями он занимает совсем мало места.

Чтобы защитить корабль от сильного напора воздуха при подъеме ракеты,его закрывают тяжёлым щитом-головным обтекателем.

Головной,значит наверху,в голове ракеты.

Ракета начинает побъем на двигателях первой ступени.Когда топливо первой ступени полностью израсходуется,эта ступень вместе с баками и двигателем отсоединяется от ракеты и падает на землю,раета становится легче.Сразу же включаются двигаетели второй ступени,затем третьей..И каждая из них ,израсходовав свой запас топлива,отделяется от ракеты.

После окончания работы последней ступени космический корабль оказывается на орбите.

Такую ракету ,с помощью которой корабль,словно по ступени поднимается в космос,предложил создать Константин Эдуардович Циолковский.Он назвал её ракетным поездом.Первая много ступенчатая ракета в Советском Союзе была создана академиком ..Королёвым.Она запустила в космос первый искусственный спутник Земли.

Потом появились более мощные ракеты-носители: «Союз» « «Протон», Космос», «Энергия» -автоматические межпланетные станции.

Пункты слежения за спуниками. Автомобиль выезжает из гаража.Самолёт взлетает с аэродрома.У ракеты тоже есть свой причал: откуда он начинает разбег в небо.Он находится на космодроме и называется стартовой площадкой.

Сначало медленно,а потом всё быстрее и быстрее набирает высоту ракета. Теперь ею управляют автоматы.Они бдительно следят за полётом,вовремя поворачивают ракету и не дают ей уклониться в сторону.

Ракета скрылась из глаз людских,но ей не удалось скрыться от измерительных пунктов космодрома.С них поступают сообщения о том,как работают двигатели ракеты,различные приборы,как чувствуют себя космонавты.Радио-есть нить,которая помогает следить за ракетой.Вокруг космодрома раскинулся небольшой посёлок.С крыш тянутся к небу громадные антенны.Одни похожи на тарелки,другие на спирали,третьи-прячутся под крглыми колпаками,напоминают большие шары.

Радисты следят за исправностью космического аппарата,замеряют высоту,скорость и направления полёта,узнают,что он видел и слышел на своем пути,дают поручения.

На разведку в космос

Люди давно мечтали узнать,что делается там,высоко на Землёй,в космосе. И вот наконец мечта сбылась. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.Он преодалел земное притяжение и вышел на орбиту.Спутник врощался вокруг Земли и подавал сигналы : «Я здесь,я лечу!»

Но первый спутник не мог ответить на вопрос : а можно ли жить в космосе?

Константин Эдуардович Циолковский,которого называют отцом космонавтики,почти сто лет назад писал в своих книгах,что в состоянии не весомости у человека возможны головокружение,прилив крови к голове и другие серьёзные нарушения в организме.Но Циолковский не совневался,что живые существа,в том числе и человек,могут приспособится к жизни без тяжести.Чтобы убедится в этом,для полёта в космос стали готовить сначало собак.

Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажирами на борту.Пассажира звали Лайка.Для нее была построена специальная кабина,где имелся запас воздуха, воды и пищи.О здоровье собаки и ее поведении люди узнавали с помощью приборов,устаногвленных на спутнике.

Вслед за лайкой на орбиту отправились четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка,Чернушка и Звёздочка,белые крысы и мыши. Все они вынесли необычные условия полёта и вернулись на Землю целыми и невредимыми.Так ученые убедились ,что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время.

Возникли и другие вопросы.Как долго можно жить в невесомости?Каким должен быть космический дом? А главное,можно ли работать в космосе?

На все эти вопросы мог ответить только человек,бывший на орбите.Возник вопрос: кто первым должен полететь в космос: врач,моряк,инженер или лётчик? Однако ближе всех к этой мечте оказались военные лётчики-истребители.Они летают на большой высоте,в скафандрах,знают что такое перегрузка,невесомость,умеют прыгать с парашютом.Из лётчиков и стали готовить космонавтов.А первым стал Юрий Гагарин.

12 апреля 1961 г. На корабле «Восток» он стартовал с космодрома Байканур.С высоты космического полёта Земля показалась ему совсем маленькой,видно было далеко и хорошо.А вдруг-полная тишина,лишь радио потрескивает в наушниках.Значит,невесомость на зрение и слух не влияет.

А если пробовать писать? Не закружится ли голова?Взял Гагарин в руки карандаш и бортжурнал,прижал их покрепче,чтобы не уплыли.Увидел-записал,подумал-тоже записал.

Юрий Алексеевич облетел Землю один раз. Так было задумано ,потому что

Никто еще не знал, как будет себя чувствовать на орбите человек. Вернулся он на Землю живым и здоровым.

Ученые, конструкторы послушали Гагарина, посмотрели его записи и решили: человек может жить и работать на орбите. Полёт Юрия Гагарина открыл людям дорогу в космос.

Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) Валентина Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом

корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.


Космический дом

Корабль «Восток» был первым маленьким космическим домиком.

В нем мог жить всего один человек.

Изобрели корабли «Союз», «Восход», «Салют».

Сначало в космос выводится станция,а потом к ней постепенно пристраиваются другие части от станции,называют модулями.Каждую «квартиру» строят на Земле в отдельности и выводят их в космос одну за другой существующими ракетами-носителями,а там пристыковывают их друг к другу.

В одной кабине находятся кинофотолаборатория, в другой технический цех, здесь космонавты могут «варить» металл,выращивать кристаллы,создавать новые материалы,лекарства; теплица- где выращивают лук,зелёный лук,горох,чеснок,редис и другие; шлюзовая камера-она соединяет станцию и открытый космос.Здесь хранятся скафандры,инструменты м «маленькие» автомобильчики,на которых космонавты смогут облетать станцию,когда потребуется ремонт.

Спутники и межпланетные станции

Люди создали искусственные спутники для того,чтобы онистали помощниками в их делах,чтобы помогали изучать Землю,Солнце,планеты,звёзды,разгадать тайны природы.

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи спутников.

Наши связные

Как попадает изображение на экран? Происходит это так: в театре или на стадионе камеры нацеливают объективы на сцену,изображение попадает в объектив,тутже с помощью специальных устройств превращается в невидимые сигналы-радиоволны.Телевизионная станция излучает эти волны в разные стороны.Их ловят антенны домашних Т.В.,невидимые сигналы снова превращаются в изображение.Если бы Земля была плоской как стол,волны долетали бы до любой её точки.Но Земля выпуклая и радиоволны,которые летят только по прямой,не могут залететь за горизонт.С высоты полёта спутника видна чуть ли не половина Земли.Посылает главная телебашня свои сигналы на спутники,он их принимает,усиливает и отправляет обратно на Землю.Спутники помогают людям смотреть не только телепередачи,но и вести телефонные переговоры.Эти спутники связывают людей друг с другом.Поэтому их называют СВЯЗНЫМИ.

Навигационные спутники.

Определять положение корабля в окевне помогают береговые маяки.А вдали от берегов положение корабля узнают по звёздам и по солнцу.Но часто бывает так,что небо закрыто тучами,не видно ни солнца,ни звёзд.Раньше в такую погоду трудно было определитьб положение корабля в океане.Тепарь люди придумали искусственные звёзды.

Видели ли вы,как по ночному небу катиться мерцающая звёздочка? Эта звёздачка не сто иное ,как спутник,освещенный лучами Солнца.

В наше время для моряков созданы специальные спутники.Их называют навигационными.(Что означает : безопасное вождение корабля)Навигационный спутник,летая вокруг Земли,непрерывно посылает радиосигналы.Штурман включает специальное устройство,которое по сигналу спутника с помощью компьютера рассчитывает,где находится корабль, и тут же печатает данные на бумажной ленте.По этим данным штурман определяет,куда плыть дальше,и когда корабль прибудет в порте

Геодезический спутник

Карты нужны лётчикам и морякам,стортелям и геологам,военным и туристам.Они должны быть подробными и точными.Составить хорошую карту очень трудно.А могут ли помочь в этом деле спутники? Может,так как снимает с большой высоты,то на одном снимке может запечатлить сразу целую область, или страну,остается только перенести на бумагу всё,что изображено на снимке и карта готова.

Метеорологический спутник

На спутнике установлены телекамеры и различные приборы.Кружась вокруг Земли,он с помощью телекамер просматривает всю её поверхность.С высоты полёта спутника,очень хорошо видны облака,уроганы,штормы.Видно,куда и с какой скоростью они перемещаются.Приборы позволяют узнать температуру в любом месте Земли сна любой высоте.Все свои наблюдения Спутник передает в метеорологический Центр.По ним-то метеорологи и сосавляют прогноз погоды на сегодня,завтра,на неделю вперед для всех районов.

Спутники помогают геологам в нахождении полезных ископаемых и составить космогеологическую карту.

Спутник по сигналу бедсвия может узнать не только место,но и время катастрофы,тип корабля и бортовой номер самолёта.

Использованная литература:

В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука» из-во «Детская литература»

П.Клушанцев «Дом на орбите» из-во «Детская литература» 1975г.