СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая программа, посвященная Году экологии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Год экологии в России проблемы защиты окружающего мира приобретают новое звучание. В основе образования вообще и эстетического образования в частности должен быть процесс воспитания в человеке вечных ценностей – Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая, с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непреходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

Экологическое воспитание и музыкальное образование – это почва, на которой можно вырастить средствами искусства плоды нравственного очищения личности в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Тематическая программа, посвященная Году экологии»

Тематическая программа, посвященная Году экологии

Методический доклад преп. Г.В.Казюхановой,

ДШИ №8 г.Ульяновска. 2024.



Методическая разработка преподавателя высшей категории МБУ ДО Детской школы искусств №8 г.Ульяновска Г.В.Казюхановой

Идея тематической программы «Давайте сохраним» зародилась давно, примерно год назад, когда я с хоровым классом начала разучивать одноименную песню В.Серебренникова. В ней звучит очень важный для всех людей призыв о сохранении всего живого:

- Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда и на земле мы сами сохранимся».

Тогда же в интернете я включилась в подписание петиций против шоу с дельфинами на телевидении, против передвижных дельфинариев, против притравочных станций, за принятие законов в защиту животных.

В Год экологии в России проблемы защиты окружающего мира приобретают новое звучание. В основе образования вообще и эстетического образования в частности должен быть процесс воспитания в человеке вечных ценностей – Красоты, Добра, Истины. И первое место должно принадлежать именно Красоте, которая, с детства напитав сердце и сознание человека, будет определять его мышление, сознание и поступки. Эти непреходящие человеческие ценности формируются, прежде всего, с помощью гуманитарных знаний, с помощью бессмертных произведений искусства.

Экологическое воспитание и музыкальное образование – это почва, на которой можно вырастить средствами искусства плоды нравственного очищения личности в современном обществе. Основоположник науки педагогики Ян Амос Коменский говорил: «Человек – часть природы, он развивается, стало быть, как природа». Природа – это жизненная среда человека, который связан с ней тысячами незримых нитей. Природа – это чистый воздух, зеленый лес, щебет птиц и полет шмеля, гроза и радуга… Беда, если наступит такое время, когда только в произведениях искусства мы сможем услышать голоса природы.

На экранах страны недавно начали демонстрировать документальный фильм совместного производства России и Великобритании «Рожденные свободными» («Born tobefree»). В интернете пока нет этого фильма, только трейлер к нему и клип с песней. В центре сюжета находится суровая правда реальности ущемления прав млекопитающих. Ведь долгие годы морские обитатели страдают от вторжения людей в подводный мир. Для человека нет священных законов и понятий о том, что все, что создала природа, несокрушимо. Они идут к своим целям, совершенно не думая о последствиях. Для них давно уже окружающий мир стал жаждой наживы и личного благополучия. Люди спускаются в морские глубины, проводят исследования, вылавливают рыбу, запирают в неволе дельфинов - и все это лишь для возможности легкие деньги, не понимая, что они рождены свободными. Народ толпами идет в дельфинарии. Шоу- бизнес с морскими обитателями вышел на второе место в мире после торговле оружием. Бизнес по отлову морских обитателей – преступный и секретный. Что происходит по ту сторону занавеса, узнать практически невозможно. В этой ленте показана вся суть трагизма страданий морских жителей, их волнения и поведение в неволе.

Так, в нашей работе песня М.Минкова на слова О.Анофриева «Дельфины» из мультфильма «В порту» получила новый аспект. Когда работаем над выразительностью песни, говорим о содержании стихов и о жизни дельфинов.

Корабли в открытом море, как птицы на воле,
В неизвестные просторы уносят смелых волны.
И плывут они куда-то вслед за солнечным закатом,
И веселые дельфины провожают корабли

Дельфины разумны и социальны, как и мы, но живут под водой. Они создают семьи, общаются, называют друг друга по именам. Они очень загадочные существа и в некотором смысле они инопланетяне. Ничто так не отличается от дикой природы, как условия содержания дельфинов. Океан невообразимо сложен, он всегда пребывает в движении и изменении, а мы запихиваем их в бетонный ящик.

Постепенно репертуар вокально-хорового класса начал обрастать произведениями о животных, птицах, о красоте и неповторимости природы. В ближайшие дни состоится тематический концерт «Давайте сохраним», посвященный Году экологии. Очень трогательно в исполнении учащихся подготовительного хора «Звонкие капельки» звучат песни Л.Бетховена «Малиновка» (о ребенке, который, разорив гнездо, устыдился и вернул птенцов матери) и В.Плешака «Брошенный щенок» (о брошенном на даче, мокнущем под дождем щенке). Малыши учатся в них сопереживанию и доброте. Красоте окружающего мира посвящены песни «Аисты» В.Пьянкова (Регина Бахтеева), «Бабочки на снегу» (дуэт «Очарование» - Диляра Гарифуллова и Маргарита Никонова), «Про лося» (вокальный ансамбль «Цветы жизни»), «Песня о земной красоте» Я.Дубравина (вокальный ансамбль «Унисон»). Полна драматизма песня А.Пахмутовой «Просьба»:

- Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

И земля без зверей - не земля!

В концерте будут участвовать и другие исполнители, в том числе и инструменталисты и хореографы. В финале прозвучит песня В.Чернышова «Этот большой мир» из кинофильма «Москва - Кассиопея» с очень важными, символичными словами:

- Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час.

Если что-то я забуду,

Вряд ли звёзды примут нас!

Концертная программа «Давайте сохраним» будет только началом проекта. В продолжение его состоится выставка работ учащихся художественного отделения с одноименным названием. В следующем учебном году работа в проекте будет продолжена.

Музыка воздействует на эмоциональную сферу человека, а вокальная, хоровая музыка усиливает свое воздействие благодаря хорошим стихам. Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает нашим детям постичь красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления ученики переносят в свою художественную деятельность. Музыкальные образы вызывают чувства радости, грусти, нежности, доброты, сопереживания. Я стараюсь воспитывать такое же отношение и к образам реальной природы и ее обитателей. В свою очередь, учащиеся, узнав что-то новое о жизни реальной природы и даже ее драматичные моменты, переносят свое понимание в исполнение музыки. Главная моя задача - вызвать эмоциональный отклик.

Наш взрослый мир полон противоречий, условностей, которые мы, взрослые часто навязываем детям. И появляются на удивление безразличные ко всему девочки и мальчики. Им ничего не надо, ничего не хочется. Их позиция: «Оставьте меня в покое». Именно поэтому я стараюсь, чтобы мои ученики росли добрыми, чуткими, способными сопереживать, чувствовать чужую боль. Я вижу долг педагога в том, чтобы пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру, который их окружает, направить их на дорогу, где их спутниками будут милосердие и сострадание.

Полное отсутствие или недостаточность экологического образования уже породили потребительское отношение к природе: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления, экологически оправданных отношений с Природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения. Какой человек, его деятельность такой будет и окружающая среда. А деятельность человека, его образ жизни и поступки зависят от его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, как воспринимает и понимает мир, в чем видит смысл жизни.

В ходе работы над проектом «Давайте сохраним» ставятся следующие задачи:

Эстетические: пробуждая чувство прекрасного – пробуждаем доброе в душе человека. От красоты и правды искусства – к красоте чувств и мыслей и далее к красоте творений человека, к красоте и правде жизни, где источник красоты – Природа, а ее красота часто невосполнима.

Гуманно – нравственные: воспитание любви к природе, ко всему живому, к людям, чувства долга, ответственности, дисциплинированности. Важно осознание человеком проблемы «ограниченность ресурсов и безграничность потребностей».

Патриотические: «С чего начинается Родина?» - эти строки из песни М.Блантера заставляют задуматься и понять, что то место, где родился человек – это не только его дом, семья, но родные края, матушка-земля, луга, поля, реки, озера, пение птиц, шум ветра, смена времен года… Словом, Родина – это все то, что свято и дорого, а главное, требует заботы и любви, бережного обращения или даже защиты. Обобщением всего сказанного могут стать слова М.Пришвина: «охранять природу – это значит охранять Родину».

Интернациональные: осознание того, что люди разных национальностей живут в одном большом доме на планете Земля. Охрана природной среды планеты, её воздушного, водного бассейна, её недр, климата – это долг современного человека перед будущими поколениями.

Жизнь народа издревле связана с природой: вода, земля, солнце, ветер и многое имели символическое значение. Люди поклонялись им, воспевали природу в традиционных праздниках и обрядах, в песнях и танцах. Каждая народная песня – это пример того, как люди через одушевление природы, воспевание её красоты выражали свои чувства и мысли, рассказывали о своей судьбе. Вот примеры таких русских песен: «Родина», «Эй, ухнем», «Ты взойди, солнце красное», «На заре было на зореньке», «Ой, да ты, калинушка», «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина», «Зелёная рощица» и многие другие. Обогащение программы через музыкальный фольклор, возрождение национальных традиций, через совершенствование культуры русского языка – это еще один путь экологического воспитания.

Коснемся термина «Экологически чистая музыка». Это – музыкальные произведения высокого художественного вкуса, выражающие общечеловеческие идеалы красоты, добра, истины, веры, надежды, дружбы и любви. Эти произведения должны представлять различные музыкальные стили и направления. Очень важно, чтобы был найден баланс их включения в репертуар хоровых и ансамблевых коллективов, солистов, соответствие теме, их педагогическая и художественная целесообразность, воспитательное значение.

Искусство в целом и музыка, в частности, - великая сила, способная заставить человека посмотреть на себя и свои дела на Земле глазами, обновленными эстетическими чувствами. слушать и исполнять хорошую музыку так же важно, как дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть качественную пищу. А ещё хорошая музыка – это верный друг, надежный защитник и проводник в мир прекрасного, в большой мир, где «некому березу заломати».

В образах природы дети видят отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство, и только в этом случае осуществляется самовоспитание. Ребенок развивается умственно, учась на собственном опыте, опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с творениями великих композиторов, получая знания о жизни всего живого и о подчас драматических событиях в окружающем мире, дети всесторонне развиваются, преобразовывают природную и социальную действительность, эмоционально воспринимают красоту окружающей действительности, совершенствуют свою жизненную позицию.

Средства музыки могут воспитать в детях и молодежи способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, научить беречь, создавать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше молодых людей осознают это, почувствуют свое истинное предназначение в природе и обществе, тем оптимистичнее мы будем смотреть в будущее.