Тематический досуг для детей старшей группы №7.
Тема: « День подснежника».
Цель: Уточнение и систематизация знаний детей о характерных признаках весны и первом весеннем цветке – подснежнике.
Задачи: Систематизировать и дополнить знания детей о подснежнике, его внешнем виде. Обогатить словарный запас детей. Познакомить детей с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе весной. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения ниткографией. Содействовать воспитанию любознательности, желания познавать окружающий мир, бережно относиться к живой природе, умения работать в коллективе. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Обеспечение занятия:
аудиозапись П. И.Чайковского «Апрель. Подснежник», композиция «В лесу» (искусственная елка, снежный сугроб, подснежники, ручеек, следы из бумаги, фон для коллективной композиции- ковролин , нитки, иллюстрация цветка-подснежник.
Ход деятельности
Дети входят в зал под веселую музыку и встают полукругом.
Ребёнок : Что такое ? В чём же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи…
На дворе капель да лужи…
Кто же в этом виноват?
Ребёнок : Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали;
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
Ребёнок: Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Значит, к нам пришла…
Воспитатель. Пришла настоящая весна! Тепло и радостно на земле и в сердце человека. Еще несколько дней, и природа начнет закрывать землю травами и цветами. Прекрасное это время — весна!
Ребёнок:
Снова к вам пришла Весна,
Сколько света и тепла!
Тает снег, журчат ручьи,
Скачут в луже воробьи.
Потеплело на дворе,
И раздолье на траве.
Воспитатель . Хоровод заведем, дружно все запоем.
Хоровод «Веснянка».
Игра «Скажи на оборот».
Воспитатель. Ребята, подумайте и дайте правильный ответ.
Зимой снег белый, а весной (серый).
Зимой снег чистый, а весной (грязный).
Зимой дни холодные, а весной (тёплые).
Зимой дни короткие, а весной (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).
Зимой небо серое, а весной (голубое).
Воспитатель. Сегодня, ребята, нас ждет необычное путешествие. Вы готовы отправиться в путь? Вот эти следы приведут нас на волшебную полянку.
Идемте ребята.
Мы должны идти точно по следам, идите «след в след», а почему мы должны идти след в след? (чтобы не провалиться в снег).
Посмотрите, ребята, что это у нас здесь такое?
Воспитатель:
На полянке, у тропинки,
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Ребёнок:
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.
Ребёнок: Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник. \Н. Маслей\
-Послушайте, что бы мог сказать нам подснежник, если бы умел говорить. Чтение стихотворения «Подснежник» Анзельмаса Матутиса.
Ребёнок: Я родился! Я родился!
Снег пробил. На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка.
Воспитатель. Почему подснежник получил такое имя?
Вслушайтесь - «подснежник».
Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.
А научное название цветка - «галантус», что значит молочная капля. Как вы думаете, почему этот цветок сравнили с молочной каплей? Лепестки похожи на капли, а цвет белый, как у молока. С наступлением темноты цветок подснежника закрывается и становится очень похож на каплю молока.
У подснежника только два узких листа возле короткого стебля.
\рассматривают строение цветка\
Этот красивый и нежный цветок из маленькой луковицы. (Показ ). В этой луковице собраны накопленные за лето и осень питательные вещества.
Растения, которые растут из луковиц, называют «луковичные растения». Вам хорошо знакомы такие родственники подснежника, тоже луковичные растения, как нарцисс, тюльпан, гиацинт.
Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник»
- Какая музыка? (Лёгкая, нежная, воздушная и пр., как «первый весенний цветок – подснежник, который однажды весной выглянул в лесу прямо из-под снега (показ картинки с изображением подснежника).
Далее педагог продолжает рассказ: «Подснежник был маленький, слабенький, а снег был тяжёлый, колючий. Посмотрел подснежник по сторонам – он был совсем один на лесной полянке. Его друзьям-подснежникам никак не удавалось пробиться сквозь тяжёлый колючий снег к солнышку. Расстроился подснежник, опустил головку и заплакал…».
- Что делать? (Надо помочь подснежникам пробиться сквозь снег!)
Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.
Динамическая пауза «Подснежник»
Проснулась природа и солнечный лучик
Метлой разогнал ненавистные тучи.
Из серой земли появился росток -
За ним и подснежника светлый цветок.
(Дети поворачивают голову вправо-влево).
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
(Руки на пояс, попеременно выставляют вперёд ноги).
Потом потянулся из всех своих сил
(Дети тянутся, руки вверх).
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(Дети поднимают руки вверх).
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?
Воспитатель. Послушайте легенду о подснежнике.
Старинная русская легенда рассказывает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
Вы знаете, что подснежник - лесной цветок. Скажите, ребята, а можно ли рвать подснежники? А вы знаете, что некоторые растения заносят в особую книгу. Вы знаете, как называется эта книга? (Красная книга)
А знаете ли вы, что он занесен в Красную Книгу? -А для чего нужна Красная книга? (Чтобы люди не забывали о растениях и животных, которых осталось очень мало и заботились о них).
А что произойдет с подснежниками, если их и дальше люди будут собирать. (Они исчезнут)
Ребёнок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Подснежники расцветают первыми, вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто на продажу. Срывают охапками, выдергивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Но мы с вами - Друзья Природы и никогда
Мы не будем рвать цветы
- Это капли красоты!
Пусть они растут , цветут,
Радость нам они несут!
Ребята, мы с вами приготовили песню , давайте сделаем круг и споем.
Песня «Подснежник».
Ребёнок: Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик,
И весна придет.
(Е. Серова)
Игра «Собери подснежник»
Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.