СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический контроль по литературе в 5 классе (Из опыта работы по УМК под ред. Чертова В.Ф.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Тематический контроль по литературе в 5 классе" (Из опыта работы по УМК под ред. Чертова В.Ф.) знакомит с составом УМК,  главной идеей данной линии УМК, его уникальными свойствами и возможностями для осуществления различных методов контроля знаний по литературе и формированию УУД учащихся в соответствии с ФГОС ООО. Дополнением к статье служит загруженная ранее презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тематический контроль по литературе в 5 классе (Из опыта работы по УМК под ред. Чертова В.Ф.)»

Тематический контроль по литературе в 5 классе

(Из опыта работы по УМК под ред. Чертова В. Ф.)


Чемезова Т. Ф., учитель русского

языка и литературы,

гимназия №1 г. Братск

В условиях внедрения ФГОС ООО система оценки достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм контроля, взаимно дополняющих друг друга.

В педагогической литературе, как правило, выделяют следующие виды контроля: вводный, промежуточный, текущий, тематический и итоговый. Тематический контроль – это вид контроля, который проводится учителем по завершении изучения темы или раздела учебного курса. Цель – диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела (темы). Функция тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы, путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его в качестве базы, необходимой для изучения последующих разделов учебного курса.

Мы хотели бы поделиться опытом работы по организации тематического контроля на уроках литературы в 5 классе по УМК В. Ф. Чертова. Данная завершенная предметная линия УМК по литературе разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК по литературе под ред. В. Ф. Чертова реализует деятельностный подход в обучении и ориентирован на современный уровень развития литературоведения. [4, стр. 1]

Методы контроля можно условно разделить на две группы: традиционные (устный опрос, различные виды письменного контроля) и нетрадиционные (тестирование, метод проектов, кластеров и др.).

В УМК под ред. В. Ф. Чертова предлагаются различные формы и методы контроля знаний. Например, чтобы проверить знание учащимися темы «Образы древнегреческой и римской мифологии», В. Ф. Чертов предлагает тестовые задания на соотнесение описания и образа:
      1. Муза эпической поэзии — это... ,       муза лирики — это ... ,       муза любовных песен — это ... ,       муза трагедии — это ... ,       муза комедии — это ... ,       муза танцев — это ... ,       муза истории — это ... ,       муза астрономии — это ... ,       муза священных гимнов — это ...
(Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).  [5]

Расширить и обогатить представления учащихся о художественных средствах создания комического эффекта после изучения творчества А. П. Чехова помогает «Терминологический тест», для выполнения которого учащимся предлагается записать в тетради несколько терминов, вспомнить их значения или найти определения этих терминов в «Кратком словаре литературоведческих терминов»: эпитет, сравнение, «говорящая фамилия», обращение, восклицание, комический афоризм, просторечная лексика.
      Далее предлагается ряд примеров из юмористических рассказов Чехова, которые учащиеся должны соотнести с одним из литературоведческих терминов, например:
 – прямые обращения к читателю («Не удивляйтесь и не смейтесь, читатель!»; «Но не верьте, читатель!»; «Такие-то дела, читательницы!»);  

  – эпитеты («жидкая бородка», «нетерпеливый генерал», «пухленькие блины») и т. д.; [5]

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж, составление поэтических сборников и др.

В рубрике «Индивидуальные задания» учебника учащимся предлагается составить сборники «Русская зима в изображении А. С. Пушкина», «Времена года в русской поэзии», «Образ одного из древних русских городов в русской поэзии» и др. Можно также предложить учащимся творческие задания: «Продумайте оформление обложки сборника, подберите иллюстрации, напишите аннотацию к сборнику, выпустите стенгазету, составленную из лучших отзывов о литературных произведениях, дополнив её иллюстрациями, рисунками, фотоматериалами». Главный результат работы над проектами – актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

В процессе изучения учащимися жизни и творческого пути писателя часто используются хронологические таблицы или опорные конспекты, отражающие взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрением, личностью и творчеством. В 5 классе учащиеся после изучения материалов учебной статьи и дополнительной литературы и источников оформляют «Страничку о писателе».

Исследовательские работы могут быть использованы на уроках по изучению художественного мастерства, творческой биографии писателя или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.

В учебнике литературы после изучения той или иной темы (раздела) встречаются индивидуальные задания под рубриками «Поиск информации» или «Опыт исследования». Например: «Подготовьте информацию о детях - участниках Великой Отечественной войны, используя дополнительную (в том числе и художественную литературу), а также воспоминания ваших родных и близких» и др. [2, стр. 188]

Не только контролирующую, но и обучающую и развивающую функцию носят задания учебника литературы: 1)Подготовьте краткий словарь имён «Славянская мифология» и сообщение об одном из славянских богов. 2) Составьте небольшой толковый словарь по теме «Быт дворянской усадьбы в эпоху крепостного права» и др. [5]

Одним из эффективных методов контроля является создание творческих текстов на основе прочитанного произведения. Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником авторской позиции, особенностей характера героя, его психологии, своеобразия его языка. В УМК В. Ф. Чертова, например, предлагается такое задание: «Напишите письмо герою сказки А. Погорельского мальчику Алёше, в котором выразите своё отношение к происходящим в жизни героя событиям». [5]

В рубрике «Опыт творчества» учащимся предлагается создать свою сказку, загадку, басню, монорим и др.

Создание компьютерных презентаций по силам современным пятиклассникам. Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить информацию, отбирать материал, преподносить его в той или иной форме.

Виртуальная (заочная) экскурсия как одна из форм тематического контроля по литературе, позволяющая учащемуся показать свое видение личности автора, свое понимание его произведения, также представлена в заданиях учебника литературы под ред. В. Ф. Чертова: 1) Подготовьте заочную экскурсию в литературно-мемориальный музей А. С. Грина. Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея (www.grin.feo.ru). 2) Подготовьте заочную экскурсию в музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне . (www.sherlock-holmes.co.uk). Выполняя эти задания, учащиеся получают возможность развивать исследовательские, организационные, информационно-коммуникационные навыки.

С большим интересом учащиеся создают и разгадывают тематические кроссворды, поэтому в Конкурсах литературных кроссвордов «Литературная сказка», «Образы животных в мировой литературе» и др. мы выявляли как лучших составителей, так и лучших эрудитов.

В течение всего учебного года на уроках литературы осуществляется работа над понятийным аппаратом. Уровень усвоения литературоведческих понятий проверяется с помощью разноуровневых терминологических тестов или терминологических диктантов, например: Грамотно запишите термины по теме «Тропы»: олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, амфибрахий, сравнение. Какой из терминов не является видом тропа? Исключите лишнее слово. Дайте определение любым 2-3 терминам.

В современной системе образования широко используется метод Кластера (графическая форма организации информации в виде схемы с обозначением всех связей между смысловыми единицами). [7, стр. 1]

Проверка знаний о художественном образе и его видах может быть проведена в форме кластера (выписки из вступительной главы учебника «Литература как искусство слова») видов художественных образов, представленных в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
    – образы персонажей главных (Вакула, Оксана) и второстепенных (Солоха, Чуб, Пацюк, императрица Екатерина, Потемкин);
     – образ времени (ночь);
    – образ пространства открытого (небо, дорога в Диканьке, улицы Петербурга) и закрытого (дом Солохи, комната Оксаны) и др. [5]
В курсе литературы 5 класса по УМК В. Ф. Чертова в течение учебного года предусмотрено проведение шести практикумов, связанных с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа:

1. Аннотации (создание аннотации)

2. Заглавный образ в литературном произведении (характеристика заголовочного комплекса книги)

3. Отзыв о литературном произведении (написание отзыва о литературном произведении)

4. Поэзия и проза как формы художественной речи (практическая работа по стиховедению)

5. Монолог и диалог как средство создания художественного образа (речевая характеристика персонажей)

6. Тема и идея литературного произведения (комплексный анализ текста)

Можно перечислять и другие нетрадиционные формы и методы тематического контроля по литературе в 5 классе: литературная игра, конкурс знатоков, да-нет-ка (верю – не верю), синквейн и др. Все они повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества, снимают тревожность, дарят детям ощущение творческой свободы и психологического комфорта.

Задача учителя – используя возможности УМК и разрабатывая новые КИМы по литературе, разумно сочетать традиционные и нетрадиционные методы контроля, взаимно дополняющие друг друга.

Литература и источники


  1. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во» Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014

  2. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 /[В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во» Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014

  3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебное пособие для студентов педколледжей/ И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

  4. http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=33780

  5. http://www.prosv.ru/ebooks/chertov_uroki-literatura_5kl_metod/index.html

  6. http://www.edvisrb.ru/education/programs/?id=409289

  7. http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke#comments

  8. http://zanimatika.narod.ru/Book9.htm

  9. http://olga13-2.ucoz.ru/load/raboty_uchashhikhsja/5

  10. http://rudocs.exdat.com/docs/index-22501.html

  11. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b3bc78a5c53a88421216d27_0.html



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!