Просмотр содержимого документа
«Тематический контроль знаний»
Тематический контроль знаний по темам
« Эволюция органического мира» и «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 1
Эволюция - это:
а) представление об изменении и превращении форм организмов;
б) объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
в) необратимое и направленное историческое развитие живой природы;
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
К элементарным эволюционным факторам относится:
а) борьба за существование
б) естественный отбор
в) мутационный процесс
г) конкуренция
3. На каком этапе антропогенеза естественный отбор имел решающее значение?
а) древних людей; в) кроманьонцев;
б) древнейших людей; г) неандертальцев.
4. Антропогенез проходит в пределах семейства гоминид следующим образом:
а) древнейший человек — древний человек — предшественник человека — человек современного типа;
б) древнейший человек — предшественник человека — древний человек — человек современного типа;
в) древний человек — древнейший человек — предшественник человека — человек современного типа;
г) предшественник человека — древнейший человек — древний человек — человек современного типа.
5. Назовите форму (способ, путь) биологического прогресса, посредством которой в ходе эволюции у человека сформировались такие признаки, как прямохождение, речь и абстрактное мышление:
а) арогенез; в) аллогенез;
б) катагенез; г) все ответы верны.
6. Выберите из списка гомологичные органы:
а) ядовитые железы змей - слюнные железы человека
б) хоботок бабочки - нижняя пара челюстей таракана
в) усики гороха - колючки барбариса
г) жабры рыб - жабры кольчатых червей
д) колючки кактуса -колючки розы
е) бивни моржа – бивни слона
ж) жабры личинок стрекоз – жабры головастиков
з) бивни слона - резцы зайца
и) глаз человека – глаз кальмара
к) усики гороха – усики винограда
-
7. На острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, носорогов), крупных хищников (львов, леопардов), высших обезьян (павианов, мартышек), но много лемуп\ров, относящихся к эндемичному семейству. Как называется способ видообразования, который привел к появлению лемуров и других видов эндемичных животных?
-
8. Сравните в чем сходство и различия в положениях эволюционного учения Ч.Дарвина и положений синтетической теории эволюции.
-
Тематический контроль знаний по темам
« Эволюция органического мира» и «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 2
1. На современном этапе движущими силами эволюции человека являются: а) мутационный процесс; б) борьба за существование; в) естественный отбор; г) волны жизни; д) изоляция. Выберите правильный вариант ответа.
а) а, в, г; в) б, в, д;
б) а, б, д; г) а, в, д.
2. Единицей эволюционного процесса является:
а) - особь; б) - популяция; в) - мутация; г) - вид
3. Примером ароморфоза может служить:
а) покровительственная окраска;
б) уплощение тела придонных рыб;
в) приспособление цветков к опылению;
г) отсутствие хлорофилла у повилики
4. Ветвь прогрессивных неандертальцев выжила в борьбе за существование благодаря:
а) развитию мускулатуры;
б) увеличению объема мозга;
в) объединению в крупные группы;
г) более мощному физическому развитию.
5. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
а) не меняются гены, определяющие эти признаки;
б) не изменяются условия среды;
в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
г) сохраняются «живые ископаемые».
6. Выберите из списка аналогичные органы:
а) ядовитые железы змей - слюнные железы человека
б) хоботок бабочки - нижняя пара челюстей таракана
в) усики гороха - колючки барбариса
г) жабры рыб - жабры кольчатых червей
д) колючки кактуса - колючки розы
е) бивни моржа – бивни слона
ж) жабры личинок стрекоз – жабры головастиков
з) бивни слона - резцы зайца
и) глаз человека – глаз кальмара
к) усики гороха – усики винограда
7. В Беларуси встречается два вида клестов. Клест- еловик обитает преимущественно в еловых лесах и питается семенами ели; клест-сосновик, имеющий более крупный и крепкий клюв,- в сосновых лесах. Как называется способ видообразования, приведший к появлению этих видов?
8. Сравните в чем сходство и различия в положениях эволюционного учения Ч.Дарвина и положений синтетической теории эволюции.