Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад №18 «Теремок»
Тематический педагогический совет
«Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей»
Цель: расширение знаний педагогов о технологиях поддержки индивидуальности и инициативы детей с учетом современных требований и социальных изменений.
Задачи:
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы, организации жизни группы.
Найти эффективные формы, инновационные подходы и новые технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей.
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - поддержка детской инициативы. И действительно, если мы обратимся к тексту документа, то увидим, что эти слова встречаются там довольно часто. (обратимся к нормативным документам)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.11.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Мозговой штурм «Что такое инициатива!?»
Цель: актуализация имеющихся знаний.
Ведущий предлагает подумать и ответить на вопрос: «Что такое инициатива». Ответы педагогов записываются на маркерной доске или листе ватмана. Затем происходит обсуждение.
Итог: Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг в каком- либо деле;
- внутренние побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость;
-руководящая роль в каких –либо действиях
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Это важнейший показатель интеллекта, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
В народе часто говорят "инициатива наказуема". Вот поэтому, наверное, простые служащие-тире-рабочие часто эту самую инициативу брать на себя не любят. Но современный мир, быстро меняющийся и сложноподчиненный, наоборот, любит инициативных, самостоятельных и независимых людей.
В чем же суть проблемы? И нужно ли развивать инициативу у ребенка? «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
В ясельной группе, девочка, умеющая самостоятельно одеваться, после сна, одела ребенка. Это проявление инициативы или самостоятельности?
Если следовать этой логике, то инициатива детей –это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, это все "первый шаг", всё впервые.
Получается, дети от природы инициативны? Но тогда почему взрослые так стремятся эту инициативу детей воспитывать? И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир квартиры и детской площадки. Все шаги развития ребенка от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты...) это шаг ребенка к независимости от взрослых.
Но с возрастом все чаще родители одергивают его: "не трогай", "брось", "не ходи туда", "сиди тут", "помолчи". В таких условиях инициатива детей, увы, не развивается.
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период.
Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, важно не запрещать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.
Самостоятельность ребенка это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.
Поэтому инициативность это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания.
Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать. Дошкольный возраст очень важное время для развития инициативности.
Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
Именно игры подвижные, интеллектуальные, коммуникативные будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру со взрослым или другими детьми.
Для развития инициативности важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить порукам, когда ребенок "лезет помочь". И во- вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем - то ошибся.
Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.
Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы. Развитие самостоятельности и инициативности детей это очень тонкий воспитательный маневр.
С одной стороны, необходимо учить самостоятельному планированию предстоящей работы, определению ее цели, результата возможных способов ее достижения, т.е.показывать «как это реально работает»,чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от "материнской юбки", стать независимым от взрослого.
С другой стороны, важно не задушить инициативу ребенка прямыми руководствами действий, излишней регламентацией деятельности, постоянным контролем и опекой, а создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.
В семье наряду с ограничениями, правилами и требованиями, вытекающими из принципов и ценностей родителей, у ребёнка должно быть личное пространство. Его личностную границу родители обязаны соблюдать точно также, как и свою.
Так же в ряде ситуаций ребёнок имеет право выбора, даже если выбор не совпадает с вашим.
Один из величайших даров, который мы можем подарить ребёнку это дар активности, инициативы.
Говорите с ребёнком, ведите себя так, чтобы он понял, что решение его проблем и удовлетворение его потребностей в первую очередь зависит от него самого и только во вторую от кого то ещё!
Научите ребёнка проявлять инициативу в решении своих проблем, даже самых сложных, особенно в ранние годы, когда он зависит от старших. Подавайте ему пример, предоставляйте ему право выбора, простор для идей, поле действий, при этом будьте готовы успокоить, ободрить, защитить. Показывайте как действует закон причины и следствия, когда он предусматривает возможный результат его слов и поступков и берёт за это ответственность (то есть никого не обвиняет, но готов отвечать за это сам). Быть примером для подражания.
Что нужно помнить о развитии инициативы у детей? (информационный лист)
- Прежде чем прийти на помощь, выдерживайте паузу.
- Старайтесь наводящими вопросами, подсказками, параллелями, ассоциациями и др. подвести его к правильному решению.
- Не отвлекайте ребёнка, когда он сосредоточенно что-то обдумывает или играет.
- Уважайте мысли другого человека.
- Не спешите показать, как надо правильно действовать.
- Спросите: а как ты думаешь?
- Не вмешивайтесь без крайней нужды в игры. (Не предлагайте постоянно свои игры, развлечения, занятия. Придумывайте их вместе.)
- Пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование -основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.
- Хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка.
- Капля камень точит": ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию.
- Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.
Итак, инициативность это умение увидеть в ситуации шанс изменения. Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и рискованности.
Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?
Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка:
например, по Программе дошкольного образования в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Главные принципы по развитию самостоятельности
1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки , будет более понятна ребенку.
3. Объем и содержание обязанностей стараюсь сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
4. Стараюсь объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, прошу его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного ,рисованием самолета и т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
Они выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:
Инициатива | Вид деятельности |
Творческая | Конструктивная Музыкальная Игровая Художественная |
Целеполагания и волевого усилия | Трудовая |
Коммуникативная | Общение |
Познавательная | Познавательно - исследовательская Восприятие художественной литературы |
Двигательная деятельность |
Использование технологий в ДОУ (перечислить по слайдам)
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель)
Для всех педагогов важна «Технология создания атмосферы радостного проживания периода детства, способы поддержки детской инициативы, организации жизни группы».
Цель – создать благоприятные условия, развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
Один из приоритетов технологии - поддержка инициативы, которая проявляется в свободной и совместной деятельности по выбору и интересам. Особенностью технологии является развитие ребенка в русле становления деятельности, сознания и личности, определяющиеся мотивами, которые связаны с оценкой ребенком самого себя, других сверстников, отношением к взрослому. Ребенок, как субъект деятельности является активным участником образовательного процесса. Инициативность выступает как показатель личностного развития, проявляющаяся в деятельности.
Сегодня коллеги поделятся опытом работы по использованию эффективных методов (технологий) поддержки детской инициативы, предложат «Мотивы, побуждающие ребенка к деятельности».
Бокова Ирина Николаевна, воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 6 «Рябинка»
за проведение мастер- класса по теме: «Творческое развитие детей
с использованием «Игрового квадрата»В.В. Воскобовича.
Дденьгуб Лариса Владимировна,
тема: «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста». «Использование технологии «кейс – стадии» в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста». «Создание электронных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста».
Санжура Светлана Анатольевна, тема: «Лепбук»- интерактивная папка
овладения культурными средствами деятельности».
Семёнова Наталья Борисовна, тема: «Использование камешков «Марблс»
в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Викторова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» тема: «Нетрадиционные техники рисования»
Балбна Ия Васильевна, тема: «Технология «Лего – конструирование»
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
Ведущий и педагоги сидят в кругу. Участники выполняют следующее задание – передают друг другу мяч, заканчивая фразы:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …
Взрослые предоставляют возможность овладевать …
Взрослые предоставляют возможность для творческого …
Взрослые поощряют творческую …
Взрослые создают широкие возможности для творческого …
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …
Подсказка для ведущего:
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками;
Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения;
Взрослые поощряют творческую инициативу детей;
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей в разных видах деятельности;
Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию из разнообразных источников.
7. Игра «ХИМС»
Цель: рефлексия, отреагирование чувств и эмоций, полученных знаний.
Ведущий передает мяч по кругу и говорит: «Наша встреча подошла к концу. Прошу вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшего педагогического совета, продолжая предложенные фразы:
- Хорошо, что…
- Интересно…
- Мешало…
- С собой возьму…»
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений
Технологический подход направлен на развитие детей, а в дальнейшем – на гарантированное успешное обучение их в школе
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеют дело с заимствованиями
Создание технологии невозможно без творчества
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательного процесса в его развивающемся состоянии
Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагогов без творческих порывов.
Решение:
Педагогам изучить и представить план внедрения в практику работы технологии, способствующие развитию детской самостоятельности и инициативы
Педагогам продолжать создавать условия в развивающей предметно - пространственной среде для проявления инициативы у дошкольников. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно
Создавать ситуации успеха (дневники достижений, персональные выставки, экраны достижений, досуги, праздники), направленных на мотивацию деятельности, повышения «образа Я», самооценки дошкольников
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
Педагогам осуществлять поддержку инициативы дошкольников через создание необходимой мотивации, направленной на овладение способами действий, способов достижения цели.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно