
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы начального общего образования на базовом уровне по изобразительному искусству под редакцией Кузина В.С., Э.И.Кубышкиной Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2017г.
Рабочая программа предназначена для изучения изобразительного искусства на базовом уровне.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МОУ средней школы № 8 в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания
2
и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
3. Содержание учебного предмета
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч) Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по
представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
3
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела | Количество часов |
1. | В мире волшебных красок | 10 |
2. | Мы готовимся к празднику | 7 |
3. | Красота вокруг нас | 8 |
4. | Встреча с весной | 8 |
Итого |
33 |
4
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Плановые сроки прохождения | Скорректиро ванные сроки прохождения |
В мире волшебных красок ( 10 часов) |
1. | Радуга и праздник красок. Рисование на темы. | | |
2. | Декоративно-прикладное искусство. Беседа. | | |
3. | Волшебные листья и ягоды. Декоративная работа | | |
4. | Красота орнаментов из геометрических фигур. Декоративна работа | | |
5. | Волшебные превращения геометрических фигур. Художественное конструирование и дизайн | | |
6. | Красота орнаментов из растительных норм. Декоративная работа | | |
7. | Волшебный узор. Декоративная работа | | |
8. | Волшебные краски осеннего дерева. Рисование по памяти или по представлению | | |
9. | Золотые краски осени. Рисование с натуры | | |
10. | Красота формы осенних листьев. Лепка | | |
Мы готовимся к празднику (7 часов) |
11. | Осенние подарки. Овощи. Лепка. | | |
12. | Осенние подарки. Овощи. Рисование с натуры | | |
13. | Осенние подарки. Фрукты. Рисование с натуры | | |
14. | Сказка про осень. Рисование на тему | | |
15. | Красота обычных вещей. Треугольник. Художественное конструирование и дизайн | | |
16. | Украшения для ёлки. Рисование с натуры | | |
17. | Новогодняя ёлка. Рисование на тему | | |
Красота вокруг нас (8 часов) |
18. | В мире красоты. Декоративна работа | | |
19. | В гостях у сказки. Иллюстрирование | | |
20. | Виды изобразительного искусства и архитектуры | | |
21. | Мы рисуем зимние деревья. Рисование по памяти или по представлению | | |
22. | Красавица зима. Рисование на тему | | |
23. | Летняя сказка зимой. Декоративная работа | | |
24. | Красота обычных вещей. Круг, кольцо, овал. Художественное конструирование и дизайн | | |
25. | Герои любимых сказок. Иллюстрирование | | |
Встреча с весной (8 часов) |
26. | Встречаем весну-красну. Декоративная работа | | |
27. | Птицы прилетели. Лепка | | |
28. | Весенний день. Рисование на тему | | |
29. | Праздничные краски узоров. Лепка. Декоративная работа | | |
30. | Красота вокруг нас. Весенние цветы. Рисование с натуры | | |
31. | Здравствуй, лето! Рисование на тему | | |
32. | Красота обычных вещей. Квадрат, прямоугольник, ромб. Художественное конструирование и дизайн | | |
33. | Итоговый урок. Наши проекты | | |
5
6. Список литературы
Для учащихся:
Кузин В.С., Кубышкина В.Э. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 18-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2017г.
Для учителя:
Кузин В.С., Кубышкина В.Э. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 18-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2017г.
7. Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: Классная доска с креплениями для таблиц. Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.
Проектор для демонстрации слайдов. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству.
Учебно-практическое оборудование, демонстрационные пособия Краски акварельные.
Кисти беличьи № 5, 10, 20. Кисти из щетины № 3, 10, 13. Ёмкости для воды.
Стеки (набор). Пластилин \ глина. Ножницы. Подставка для натуры. Модели и натуры Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Гипсовые орнаменты.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
6