СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по русской литературе

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русской литературе»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

НА 2017– 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

102 часа (3 часа в неделю)

Учитель: Аминтазаева Патимат Гитиномагомедовна Планирование составлено на основе «Программы по русской литературе» под редакцией К.М.Нартова. Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия. Сост. К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Л.В.Тодоров. – СПб.: Просвещение , 2001, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ Учебник: К.М.Нартов. и др., Литература. 9 класс. СПб.: Просвещение, 2001.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией К.М.Нартова (СПб. «Просвещение», 2001 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – К.М.Нартов и др. - СПб.: «Просвещение», 2001 г.).

На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой.

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

Учащиеся должны знать:

Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

Тексты художественных произведений.

Сюжет, особенности композиции.

Типическое значение характеров главных героев произведений.

Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками

Календарно-тематическое планирование по литературе, 9 класс (102 часа)

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-вочасов

Результаты обучения

Формы и виды контроля

1.

Введение.

Великая сила литературы.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

- Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

2.

Древнерусская литература 11-17веков. Жанры древнерусской литературы.

1

Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь определять жанры древнерусской литературы

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Наизусть жанры древнерусской литературы

3.

Древнерусская литература 11-12 веков. «Повесть Временных лет»-художественно-историческое произведение.

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Комментирование текста

4.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа произведения. Идейно-художественное своеобразие «Слова…».

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

5.

Значение «Слова…» как литературного произведения. Особенности языка и жанра произведения.

1

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

6.

Древнерусская литература 13-14 веков. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

1

Уметь: характеризовать литературу 13-14 веков

Ответы на вопросы. Ключевые моменты.

7.

Русская литератураХVIII века.Характеристика русской литературы ХVIII века. Литературное направление. Понятие о классицизме и его жанрах.




8.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.


Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.


9.


Г.Р.Державин. Ода «Фелица».

1

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

10.

Д.И.Фонвизин-сатиры смелый властелин. Комедия «Недоросль».

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии и Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

11.

«Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение

12.

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Знать биографию Фонвизина.

Уметь выделять основные каноны классицизма в творчестве Фонвизина

Сообщение о писателе. Комедия (Словарь).

13.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» — произведения сентиментализма.

Н.М.Карамзин «История государства Российского».

1

1

Уметь выделять проблемы воспитания.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Анализ произведения.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм.

14 -15.

А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

2

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы)

Домашнее сочинение: почему ускользает от человека счастье?

16.

Урок внеклассного чтения. Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

. «Мечтатель и мечтательство» в повести «Белые ночи».

1


Знать содержание произведения.

Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

17.

Русская литература  1 половины ХIХ века.Общая характеристика. Романтизм.

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести,анализировать произведение, выделять проблему.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

18-19.

К.Ф.Рылеев- поэт, декабрист. Романтик.









Анализ стихотворения «Гражданин». К.Ф.Рылеев. Дума «Иван Сусанин».

1

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести,анализировать произведение, выделять проблему.

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?


20.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер».

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

Уметь выразительно читать стихотворение

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

21

В.А.Жуковский – мастер жанра баллады. Баллада «Лесной царь». Особенности жанра. (Нравственный мир героев баллады.)

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

теоретико-литературные понятия элегия, баллада,лирический герой.Уметьвыразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Чтение исторической справки к «Думам».

Указать характерные черты романтизма в стихотворениях «Гражданин» и «Иван Сусанин».



22-24

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество.

А.С.Грибоедов «Горе от ума».

«К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. Знакомство с героями. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Уметь определять тему и идею произведения.

Написать отзыв о произведении.

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

25.

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия



1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция,завязка,конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».

Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).


И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой




26.





27.

Урок развития речи. Классное сочинениеобучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Уметь анализировать монолог.

Выразительное чтение монолога. Анализ монолога.

28

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина




29.

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина




30.

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

1

Знать основные положения статьи.

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект)

31.

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

1

Знать литературное направление реализм.

Уметь выделять основные характерные особенности реалистического изображения действительности.

Чтение статьи из учебника. Запись в тетрадь.

32.

Любовная лирика А.С.Пушкина

1

Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Сочинение по выбору.

33.

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1



34.

Поэты 20 века о Пушкине.

1



35.

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

36.

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметьанализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

37.

Онегин и столичное дворянское общество

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

38.

Онегин и поместное дворянское общество

1

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.

Рассказ о друзьях А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика?

39.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»

40.

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

41.

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

1



42.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.

43.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману.

1

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы

44.

Развитие речи. Сочинение по роману «Евгений Онегин»

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.

45.

Урок внеклассного чтения. Ч.Т.Айтматов «Джамиля».

1

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.

46.

Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.

47.

«Я к одиночеству привык…»

Тема одиночества в лирике

М.Ю. Лермонтова

1

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.

48.

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

49.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Д/р сочинение

50.

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

51.

Роман «Герой нашего времени». История создания романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1



52.

Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Бэла»

1



53.

Печорин и Максим Максимыч

1

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы

54.

«Тамань» Печорин в обществе «честных контрабандистов»

1

Знать: понятия, мотив, лириче-ский герои, романтизм, скепти-цизм, основные мотивы лирики;понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;уметь: анализировать стихотворения

Ответить на вопросы: почему мотив одиночества стал

основным в лирике; согласны ли вы с мнением, что стихотворение «Парус» — «ключ к поэзии» Лермонтова»?

55.

«Княжна Мэри» Печорин и «водяное общество»

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

56.

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики

57.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

58-61.

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

62.

Поэты народов России о Лермонтове.

К. Хетагуров. «Памяти М. Ю. Лермонтова»

Р. Гамзатов «Поговорим о бурных днях Кавказа»

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.

63.

Развитие речи. Сочинение по лирике М.Ю Лермонтова, по роману «Герой нашего времени»

1

Знатьтекст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета; уметь:анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода

Ответить на вопросы: почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу; какую роль играет портрет в раскрытии характера героя?

В чём, по вашему мнению, виноват Печорин перед бедным штабс-капитаном

64.

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Знать: художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести;понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

Письменно ответить на вопрос: с какими новыми противоречиями в характере Печорина вы сталкиваетесь, читая «Тамань»? Перечитать повесть «Тамань», второе вступление. Составить рассказ о злоключениях Печорина в Тамани

65.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 1 действия.

1

Знать: понятие «двойник»,

содержание повести;

уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой»

Прочитать повесть «Княжна

Мери», составить характеристику Грушницкого по плану; подготовить выразительное чтение записей от 11 июня, 3 июля; подготовить художественный пересказ сцены дуэли

66.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 2-3 действий.

1

Знать: текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности;понимать: философскую концепцию повести; уметь:развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода

Письменные ответы на вопросы: «Почему именно глава «Фаталист» — разгадка всего романа?», «Какая сила привела думающего человека, привыкшего во всём отдавать себе отчёт, всё подвергать анализу, к признанию необходимости для себя индивидуалистического отношения к миру?» Прочитать отрывки из статьи Белинского о романе Лермонтова

67.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Чтение и анализ 4-5 действий.

1

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

68.

Речевая характеристика героев. Смех-единственное честное и благородное лицо в комедии.

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского.

69.

Цикл «Петербургские повести»

1

тестовые задания:

уровни А, В, С

контрольная работа

70.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

71.

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

72.

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Собакевич и Ноздрёв

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

73.

«Неотразимо страшные

идеалы огрубления»:

Чичиков у Плюшкина

1

Знать текст комедии. Уметь воспринимать художественное произведение.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Характеристика героев.

74.

«Город никак не уступал другим губернским городам»

1



75.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Проблематика сборника


81.

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

82.

Урок развития речи.Поэма в оценке Белинского.Подготовка к сочинению.

1

Знать: текст поэмы; понимать:способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» по разделам: значение говорящей фамилии, внешность, дом и постройки, положение крестьян, отношение к предложению Чичикова (Манилов и Коробочка)

83.

Урок внеклассного чтения. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Снегурочка».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.Комедия как жанр драматургии.

1

Знать: приём зоологизации,

текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа,

развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Прочитать главы 4, 5. Продолжить заполнение таблицы (Собакевич и Нозд-рёв); подготовить рассказ-характеристику помещика Собакевича

84.

Урок внеклассного чтения. А.Н.Островский. Слово о писателе. «Снегурочка».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

1

Знать: приём зоологизации, типический характер, текст поэмы;

понимать: способы создания образа Чичикова; уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Перечитать главу 6, заполнить таблицу «Сравнительная характеристика помещиков в поэме» (Плюшкин); подготовить рассказ-характеристику

Плюшкина

85.

А.И.Герцен «Былое и думы».

1

Знать: текст поэмы;

понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь:пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Прочитать главы 7-10. Инд. задание: пересказать «Повесть о капитане Копейкине»,картины жизни чиновников

86.

Зарубежная литература. Эсхил «Прикованный Прометей».

1

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Характеристика города и героев литературного произведения. Ответить письменно на вопрос «Кто же он? Стало быть, подлец?»

87.

Дж. Боккаччо «Декамерон»

1

Знать: текст произведения; при-

чины незавершенности поэмы;

критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений;понимать: как происходит эволюция автора — от сатирика к пророку; уметь:определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию

Групповые задания:

1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму?

88.

Дж. Боккаччо «Декамерон»

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведо.

сочинение

89.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

90.

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.)

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев.

91.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Роль Герцена в развитии литературы.

92.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

1

Знать мифологическую основу трагедии Эсхила.

Понимать гуманистические свершения титана Прометея.

Что дал людям Прометей?

93.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Уметь находить трагическое и комическое, возвышенно-романтическое и бытовое, приземлённое

Анализ новелл, ответы на вопросы

94.

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.



Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы).

1

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Уметь находить трагическое и комическое, возвышенно-романтическое и бытовое, приземлённое

Анализ новелл, ответы на вопросы

95.

Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

96.

Сочинение «Какие жизненные уроки я получил на уроках литературы?»

1

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Ответы на вопросы

97.

Резервный урок.

1

Знать основные факты из жизни Мольера, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

98.


1

Знать основные факты из жизни Мольера, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

99.


1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

100.


1

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика поступков героев. Ответы на вопросы.

101-

102


1


Сочинение





7