Период | Месяц | Недели | Занятие | Формирование фонетической стороны речи | Формирование навыков звукового анализа | Формирование лексико-грамматических средств языка | Формирование связной речи |
I | Сентябрь | I-II | | Обследование |
III | 1 | Звук [А] Буква А | Выделение начального ударного гласного | Договаривание предложений по картинкам (именительный и винительный падежи единственного числа существительных) | Составление связного рассказа «осень» по первым словам в предложении (О.С.Гомзяк, занятие 1) |
2 | Звук [У] Буква У | Анализ звукового ряда из двух гласных | Договаривание предложений по картинкам (косвенные падежи единственного числа существительных) | Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам |
IV | 3 | Звуки А,У | Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков. Анализ звукового ряда из трех гласных | Род существительных (соотнесение с количественными числителями один, одна, одно) | Составление рассказа- описания «Апельсин» по вопросам логопеда |
4 | Звук [И] Буква И | Анализ звукового ряда из трех гласных | Именительный падеж множественного числа существительных на –и, -а | Рассказ- сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. |
I | 5 | Звуки [П]-[Пь] Буква П | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап | Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | Рассматривание иллюстраций «лес» и составлении е рассказа по ней. |
Октябрь | 6 | Звук [Т] Буква Т | Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1,2, 5 и существительных | Составление рассказа «Грибы и ягоды» (О.С.Гомзяк, занятие 7). |
II | 7 | Звуки [П]-[Т] | Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога | Притяжательные прилагательные на –ин-. Согласование количественных числительных 1,2, 5 и существительных | Пересказ рассказа «Собака и вороны» с использованием серии сюжетных картинок (папка) |
8 | Звуки [К], [Кь] Буква К | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) | Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов | Составление описательного рассказа про игрушку |
III | 9 | Звуки [П], [Т],[К] | Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Звуковой анализ прямого слога | Предлоги на, под | Пересказ К.Д.Ушинского «Четыре желания» (О.С.Гомзяк, занятие 21) |
10 | Звук [О] Буква О | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного | Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом много | Пересказ рассказа «Нашли ежа» по серии сюжетных картинок (папка) |
IV | 11 | Звуки [Й]-[Ль] | Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога | Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя, мое) | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» (О.С.Гомзяк, занятие 6) |
12 | Звуки [Х] [Хь] Буква Х | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога | Согласование количественных числительных 1,2, 5, 9 и существительных | Пересказ рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» (О.С.Гомзяк ,занятие 4) |
V | 13 | Звуки [К]-[Х] | Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот | Согласование количественных числительных и существительных | Составление описательного рассказа о пчеле (О.С.Гомзяк, занятие 5) |
14 | Звук [Ы] | Выделение ударного гласного после согласного | Именительный падеж множественного числа существительных на –ы. притяжательные прилагательные на –ин | Пересказ рассказа «Шалун» с опорой на серию сюжетных картин (папка) |
II | Ноябрь | I | 15 | Звуки [Ы]- [И] | Звуковой анализ слов типа кит, пыль | Именительный падеж множественного числа существительных на –ы,-и, -а | Составление описательного рассказа про индюка |
16 | Звук [М] Буква М | Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима | Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) | Составление описательного рассказа про медведя |
II | 17 | Звук [С] Буква С | Определение места звука в слове. Деление слов на слоги | Составление предложений с данным словом. Множественное число существительных | Пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат» (О.С. Гомзяк, занятие 9) |
18 | Звук [Сь] | Звукослоговой анализ слов гусь, гуси | Уменьшительно- ласкательные суффиксы прилагательных. Притяжательные прилагательные на –ин- | Составление описательного рассказа на тему «Одежда» |
III | 19 | Звуки [С]- [Сь] | Звуко-слоговой анализ слов сам, сама, сами | Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными | Составление описательного рассказа о собаке |
20 | Звук [Н] Буква Н | Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова сани | Предлоги на, с. Словообразование сложных слов | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации (О.С.Гомзяк ,занятие 3) |
IV | 21 | Звуки [З]-[З’] Буква З | Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зима, | Предлоги за, из-за. | Составление описательного рассказа про лошадь |
22 | Звуки [С]-[З] | зонт, Зина. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные | Согласование прилагательных с существительными (зеленый, -ая, -ое,зимний, -яя, -ее..). сомнительные согласные в конце слова (таз, воз, нос) | Пересказ рассказа «Зима» |
Декабрь | I | 23 | Звуки [Б]-[Б’] Буква Б | Звуко-слоговой анализ, схемы слов бант, бинт. Ударение. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ок, -ек, -ик. | Составление описательного рассказа про зиму (папка) |
24 | Звуки [П]-[Б] | Мягкие и твердые согласные. Звонкие и глухие согласные | Деформированная фраза. Предлоги под, из-под | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке (с образцом логопеда) (плакат «Зима пришла») |
II | 25 26 | Звук [В] Буква В | Работа с разрезной азбукой; | Распространение предложений. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. | Составление рассказа «Просто старушка» по серии сюжетных картинок (папка) |
Звук [Д] Буква Д | Составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, дубы, дубок, домик, Тома, дымит.Звонкие и глухие согласные | Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова | Пересказ рассказа С.Б. Баруздина « Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий (О.С.Гомзяк, занятие 25) |
III | 27 | Звуки [Т]-[Д] | Работа с разрезной азбукой; составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, дубы, дубок, домик, Тома, дымит.Звонкие и глухие согласные | Распространение предложений. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» (О.С.Гомзяк, занятие 13) |
28 | Звуки [Ть]-[Дь] | Упражнения с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов диван, сатин | Косвенные падежи существительных (детеныши животных). Глаголы надеть, одеть, надевать, одевать. Приставочные глаголы (ходить) | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) (О.С. Гомзяк, занятие 14) |
IV | 29 | Звук [Г] Буква Г | Звуко-слоговой анализ слов голуби, бумага. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова | Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже | Составление описательного рассказа про гуся |
30 | Звуки [Г]-[Гь] | Звуко-слоговой анализ. Схемы слов утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа | Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными. Предлоги под, из-под, за, из-за | Составление рассказа «Доигрались» по серии сюжетных картинок (папка) |
V | 31 | Звуки [Г]-[К] | Звуко-слоговой анализ. Схемы слов утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа | Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными. Предлоги под, из-под, за, из-за | Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» |
| | | | Зимние | каникулы | |
Январь | III | 32 33 | Буква Е Буква Ё | Звуко-слоговой анализ слов эта, этот, эти, дети, ветка. Чтение и печатание предложений. Ударение | Образование прилагательных. Согласование с существительными. Большая буква в начале предложения | Пересказ рассказа Б.С. Житкова « Как слон спас хозяина от тигра» (О.С.Гомзяк, занятие 15) |
IV | 34 | Буквы Е-Ё | Звуко-слоговой анализ слов эта, этот, эти, дети, ветка. Чтение и печатание предложений. Ударение | Образование прилагательных. Согласование с существительными. Большая буква в начале предложения | Составление рассказа «Семья» по сюжетной картинке (О.С.Гомзяк, занятие 16) |
35 | Звук [Л] Буква Л | Звуко-слоговой анализ и схемы слов стол, стул, слон, волк, белка, волки | Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок «Зайка и морковка» (папка) |
V | 36 | Звуки [Л]-[Ль] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений.ударение | Притяжательные прилагательные на–ий, -ья, -ье, -ьи. Согласование прилагательных с существительными | Пересказ рассказа Е.М.Пермяка «Первая рыбка» (О.С.Гомзяк, занятие 18) |
37 | Звук [Ш] Буква Ш | Преобразование слов (мышка – мишка). Составление схем, чтение, печатание | Распространение предложения дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего по образцу. Правописание ши | Составление рассказа «Собака Пушок» по серии сюжетных картинок (папка) |
| I | 38 | Звуки С-Ш | Преобразование слов (миска- мишка). | Словообразование существительных (лица по их занятиям). | Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»? (папка, занятие 1) |
| 39 | Буква Я | Составление схем слов по индивидуальным картинкам | Уменьшительно-ласкательные суффиксы –ушк, -юшк, ышк-. Сложноподчинённые предложения | Составление предложений по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (папка ,занятие 2) |
II | 40 | Звук [Р] Буква Р | Самостоятельное составление схем слов. | Составление предложений по картинкам, деление на слова. | Составление рассказа «Как помочь птицам зимой?» по серии сюжетных картинок (папка, занятие 3) |
41 | Звук [Р’] | Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание слов | Родственные слова (ворона, воробей, рак, тигр) образование отглагольных прилагательных | Составление рассказа с использованием мнемотехники. (Л: №5-2015г) |
III | 42 | Звуки [Р]-[Р’] | Преобразование слогов и слов. Слова сложной звуко-слоговой структуры | Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные. | Составление рассказа- описания «Воробей» по опорным предметным картинкам |
43 | Звуки [Р]-[Л] | Самостоятельное составление схем слов. | Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование) | Пересказ рассказа К.Нефедовой «Две косы» (О.С.Гомзяк, занятие 17) |
IV | 44 | Звуки [Рь]-[Ль] | Преобразование слогов и слов. | Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. | Пересказ рассказа Е.А.Пермяка «Первая рыбка» (О.С. Гомзяк, занятие 18) |
45 | Звуки [Р’]-[Л’]-[Ж] | Слова сложной звуко-слоговой структуры | Родственные слова. Спряжения глагола бежать. Правописание –жи, -ши | Составление описательного рассказа про одежду |
III | Март | I | 46 | Звуки [Ж]-[З] | Схема предложения. Чтение, печатание предложений. | Предлоги –за, -из-за, -из-под, между, -через. | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (О.С.Гомзяк, занятие 22) |
47 | Звуки [Ж]-[Ш] | Слова сложной звуко-слоговой структуры. Ударение | Родственные слова. Сомнительные согласные в конце слова. Правописание –жи, -ши | Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) (О.С.Гомзяк, занятие 26) |
II | 48 | Звук [Ц] Буква Ц | Составление схем слов со стечением согласных. Чтение и печатание слов и предложений | Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ец, -иц, -ц. составление предложений с данным словом | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий (О.С.Гомзяк, занятие 24) |
| 49 | Звуки [С]-[Ц] | | Словообразование существительных женского рода с суффиксами –иц, -ниц | |
III | 50 | Звук [Ч] Буква Ч | Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений | Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Приставочные глаголы (от мчаться). Словообразование существительных (профессии, отчества мужского рода). Словообразование притяжательных прилагательных. Правописание –ча, -чу | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок «Весна наступила» (папка) Презентация про весну(папка признаки весны) |
| 51 | Буква Ю | Твердые и мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение | Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова. Спряжение по образцу | Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картинок «День рождение цыпленка» (папка, занятие 1) |
| IV | 52 | Звуки [Ч]-[Ть] | Твердые и мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение | Глагол хотеть. Приставочные глаголы движения (от лететь). Родственные слова (грач). Сложноподчиненные предложения. Притяжательные прилагательные | Составление предложений по серии сюжетных картинок «День рождение цыпленка» (папка, занятие 2) |
| | 53 | Звуки [Ч]-[Сь] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Звонкие и глухие согласные | Словообразование существительных мужского рода (по их занятиям, профессиям). Родственные слова (учить, читать). Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова | Составление рассказа «День рождение цыпленка» по серии сюжетных картинок (папка, занятие 3) |
Апрель | I | 54 | Звуки [Ф]-[В] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Звонкие и глухие согласные | Словообразование существительных мужского рода (по их занятиям, профессиям). Родственные слова (учить, читать). Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова | Подготовительные лексические упражнения по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» (папка, занятие1) |
55 | Звук [Щ] Буква Щ | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения | Словообразование существительных мужского рода с суффиксами –щик, -щиц (профессии). Увеличительно- пренебрежительный суффикс –ищ. Действительные причастия настоящего времени. Правописание –ща, щу | Составление предложений по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» (папка, занятие 2) |
II | 56 | Звуки [Щ]-[С] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Степени сравнения прилагательных и наречий. | Составление рассказа «Скворцы прилетели» по серии сюжетных картинок (папка, занятие 3) |
57 | Согласный звук [Й] Буква Й | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Образование отглагольных существительных | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (О.С. Гомзяк, занятие 27) |
III | 58 | Звуки [Щ]-[Ч] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Словообразование существительных женского рода (профессии). | Составление рассказа на тему «Человек» по серии картинок (О.С.Гомзяк, занятие 29) |
59 | Звуки [Щ]-[Ть] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Сложноподчиненные предложения. Родственные слова | Составление рассказа «Почему всем хватило места» по серии сюжетных картин (папка) |
IV | 60 | Звуки [Ч]-[Щ]-[Сь]-[Ть] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Составление вопросов к прослушанному тексту. Синонимы. | Пересказ рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий (О.С.Гомзяк, занятие 28) |
| 61 | Звуки [Ш]-[Щ] | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Страдательные причастия прошедшего времени, отглагольные существительные. Сложноподчиненные предложения | Пересказ рассказа «Вороны» по серии сюжетных картинок (папка) |
V | 62 | Шипящие и свистящие звуки | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Схема предложения | Предложения с однородными членами. Распространение предложений. Предлоги за, до, между, через, по, над | Составление рассказа «Как медведь хвост потерял» по серии сюжетных картинок (папка) |
| 63 | Мягкие и твердые согласные | Работа над техникой чтения | Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения | Составление рассказа «Митины друзья» по серии сюжетных картинок (папка) |
Май | I | 64- 65 | Гласные звуки | Работа над техникой чтения. Ударение (повторение) | Правописание безударных гласных. Степени сравнения прилагательных | Составление рассказа « В автобусе» по серии сюжетных картинок |
II | 66 | Мягкий знак Ь | Звуковой анализ слова день. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения | Предложения с однородными членами. Распространение предложений | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картинок |
67 | Разделительный твёрдый знак Ъ | Составление рассказа про лето и про меня ( на заданную тему, О.С.Гомзяк, занятие 32) |
III-IV | Обследование |