СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный календарно-тематический план составлен по предмету «русский язык» для 6 классов и раскрывает содержание обучения русскому языку. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК под редакцией М.М.Разумовской)
Ступень обучения: основное (общее) образование, 6 класс
Количество часов: 204
Программа обеспечена УМК по русскому (родному) языку; 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова»
№ п/п | № в четверти | № темы | Название темы | Содержание | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата | ||||
О языке (1 час) | |||||||||||
1 | 1 | 1 | Слово — основная единица языка |
| Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры |
|
| ||||
Закрепление и углубление изученного в 5 классе. Правописание (16 часов) + «Речь» (5 часов) | |||||||||||
2 | 2 | 1 р/р + к/р | к/р Контрольное письмо по памяти Речь. Повторение изученного в 5 классе. Типы речи | Повторение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Повествование, описание, рассуждение (повторение) Разговорный и художественный стили речи. Речь научно-деловая | Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения |
|
| ||||
3 | 3 | 2 р/р | Речь. Стили речи (повторение) | Стили речи. Понятие о стилистически значимой речевой ситуации (где говорю? с кем? зачем?). | Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей
|
|
| ||||
4-6 | 4-6 | 1-3 |
| Повторение изученного в 5 классе по орфографии и пунктуации (общие сведения) | Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о) грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции |
|
| ||||
7 | 7 | 4 | Употребление прописных букв | Повторение по данной теме | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т. п. |
|
| ||||
8-11 | 8-11 | 5-8 | 5.Орфограммы корня (проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные) 6.Орфограммы корня (О, Е после шипящих в корне) 7.Орфограммы корня (Ы,И после Ц) 8.Орфограммы корня (проверяемые и непроверяемые согласные) | Повторение по данной теме | Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы |
|
| ||||
12-13 | 12-13 | 9-10 | 9.Правописание окончаний слов (окончания существительных) 10.Правописание окончаний слов (окончания прилагательных, глаголов)
| Повторение по данной теме | Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться |
|
| ||||
14-17 | 14-17 | 11-14 к/р | 11.Слитное и раздельное написание не с знаменательными частями речи 12.Слитное и раздельное написание не с глаголами 13.к/р Контрольное списывание Слитное и раздельное написание не с существительными 14.Слитное и раздельное написание не с прилагательными
| Повторение по данным темам | Осознавать противопоставление «глаголы — существительные и прилагательные» |
|
| ||||
18-19 | 18-19 | 15-16 к/р | к/р Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием и его анализ |
| Выявить пробелы в знаниях и навыках | | | ||||
20 | 20 | 3 р/р | Речь Текст (повторение) | Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предложений, относительная законченность высказывания. Деление текста на абзацы. План текста | Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению | | | ||||
21-22 | 21-22 | 4-5р/р | Речь. Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста | Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства). Анализ сочинения | Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нём основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные) | | | ||||
Язык, правописание, культура речи. Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (48 часов= 22 часа-1 четверть + 23 часа – 2 четверть) + «Речь» (10 часов) | |||||||||||
23-25 | 23-25 | 1-3 |
Члены предложения (обзор)
| Морфология и синтаксис | Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения », знать и применять графическое обозначение членов предложения. | | | ||||
26 | 26 | 4 | Роль имени существительного в предложении | Имя существительное как часть речи и член предложения | Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные
| | | ||||
27-30 | 27-30 | 5-8 | 5.Словообразование имён существительных
6.Способы образования имён существительных
7.Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных.
8.Сложение и его разновидности
| Способы образования имён существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных. Сложение и его разновидности | На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имён существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков. | | | ||||
31-32 | 31-32 | 9-10 | 9.Правописание сложных имён существительных
10.Слитное и дефисное написание сложных имён существительных
| Орфографические правила по теме и их применение | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго- запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол- (полтетради). Пользоваться орфографическим словарём | | | ||||
33-37 | 33-37 | 11-12 +1-3 р/р | 11Употребление имён существительных в речи
12Совершенствование умения работать с разными типами лингвистических словарей
1.Речь. Наблюдение за использованием имён существительных в создании фразеологизмов
2.Речь. Наблюдение за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений
3.Речь. Овладение элементарными навыками анализа художественного текста | Роль имён существительных в речи. Лингвистические словари и их роль | Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов |
|
| ||||
38-39 | 38-39 | 13-14 | 13.Произношение имён существительных
14.Совершенствование умения работать с орфоэпическим словарем | Орфоэпические нормы в области имён существительных и их применение | Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём |
|
| ||||
40 | 40 | 15 к/р | к/р Контрольная работа по грамматике (по теме «Имя существительное) |
| Уметь 1) определять части речи; 2) проводить морфологический разбор взятых из кон- текста имён существительных; 3) обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения |
|
| ||||
41 | 41 | 4 р/р | Речь Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | Научный стиль, его характеристика: условия общения (официальная обстановка, 1 — много); задача речи (сообщить сведения, имеющие теоретическое значение); стилевые черты. Характерные языковые средства научного стиля | Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книжная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь синонимическими средствами |
|
| ||||
42 | 42 | 5р/р | Речь Научное рассуждение | Определение научного понятия. Научное рассуждение. Рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия | Готовя домашнее задание или отвечая на уроке на вопросы учителя, использовать две разновидности рассуждения-доказательства (так как и поэтому) |
|
| ||||
43 | 43 | 6 р/р | Речь. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» |
| Излагать близко к тексту научное рассуждение |
|
| ||||
44 | 44 | 7 р/р | Речь Определение научного понятия | Структура логического определения: способы выражения родового признака | Строить определения научных понятий |
|
| ||||
45 | 45 | 8 р/р | Речь Рассуждение- объяснение | Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту что это такое? Задача высказывания — объяснение сути какого-либо явления | Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения |
|
| ||||
46-47 | 46-47 | 9-10 р/р | 9.Речь Официально-деловой стиль речи 10.Речь Официально-деловой стиль речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языковые средства | Характеристика данного стиля речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языковые средства | Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, инструкции |
|
| ||||
48 | 48 | 16 | Роль имени прилагательного в предложении | Окончания имён прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов | Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения |
|
| ||||
49-52 | 49-52 | 17-20 | 17.Словообразование имён прилагательных 18.Способы морфологического образования имён прилагательных
19.Правильное употребление в речи паронимов (без введения термина)
20.Словообразовательная цепочка как доказательство морфемного строение слова | Основные способы словообразования имён прилагательных (повторение). Словообразовательные цепочки. Имена прилагательные-паронимы . Словари паронимов | Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний — соседский у дождливый — дождевой и т. д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова |
|
| ||||
53-54 | 53-54 | 21-22 | 21Правописание сложных прилагательных 22.Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных | Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных | Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно- тракторный даются в сопоставлении) |
|
| ||||
Язык, правописание, культура речи. Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (49 часов= 22 часа-1 четверть + 27 часов – 2 четверть) + «Речь» (11 часов) | |||||||||||
55 | 1 | 23 | Урок закрепления в форме игры: «Имя существительное, имя прилагательное» |
| Уметь определять часть речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; |
|
| ||||
56-59 | 2-5 | 24-27 | 24.Правописание HиHH в прилагательных, образованных от сущ. 25.Правописание прилагательных с суффиксами –ан- (-ян-) 26.Правописание прилагательных с суффиксами –онн- (-енн-) 27Совершенствование умения работать с орфографическим словарем | Орфографические правила и исключения написания нинн в прилагательных | Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь |
|
| ||||
60-62 | 6-8 | 1-3 р/р +к/р | 11.к/р Контрольный словарный диктант Речь Употребление имён прилагательных в речи 12.Речь Наблюдение за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. 13.Речь Использование переносного значения прилагательных в художественном тексте | Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Прилагательные-синонимы и антонимы. Переносное значение прилагательных в художественном тексте | Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. |
|
| ||||
63-64 | 9-10 | 28-29 | 28.Произношение имён прилагательных 29.Совершенствование умения работать с орфографическим словарем
| Нормы произношения в области имён прилагательных | Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь |
|
| ||||
65 | 11 | 4 р/р | Речь. Текст. Повторение: «данное» предложениях текста | «Данное» и «новое» в предложениях текста (повторение). Способы связи предложений в тексте: последовательный (или цепной) и параллельный | Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста |
|
| ||||
66 | 12 | 5 р/р | Речь. Средства связи предложений в тексте | Лексический повтор, местоимение, синоним как средства связи. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей | Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью |
|
| ||||
67 | 13 | 6 р/р | Речь. Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | Параллельная связь предложений в тексте. Лексический повтор при параллельной связи как стилистический приём, повышающий выразительность речи | Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором |
|
| ||||
68 | 14 | 7 р/р | Речь. Всё о повторе | Повтор — норма (средство связи); повтор — стилистический приём; повтор-недочёт. Способы предупреждения повтора-недочёта | Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения) |
|
| ||||
69 | 15 | 8 р/р | Речь. Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве»; его анализ |
| Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста |
|
| ||||
70-71 | 16-17 | 30-31 | 30.Роль глагола в предложении 31 Глагол – часть речи и член предложения | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как часть речи». Глагол в предложении и тексте. | Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте |
|
| ||||
72-74 | 17-20 | 32-35 | 32.Образование глаголов 33.Способы образования глаголов. 34. Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом 35.Морфемный разбор | Способы образования глаголов. Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова | Знать способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова |
|
| ||||
75-77 | 21-23 | 36-38 | 36.Правописание приставок пре- и при- 37.Значение приставок пре- и при- Слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения 38.Совершенствование умения работать с орфографическим словарем | Орфографические правила и исключения. Семантическая основа выбора написания данных приставок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов | Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь |
|
| ||||
78 | 24 | 39 | Буквы ы — и в корне после приставок | Орфографические правила и исключения | Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и а при каких — вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь |
|
| ||||
79 | 25 | 40 к/р | Контрольная работа (тест) по теме «Словообразование» |
| Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами |
|
| ||||
80-82 | 26-28 | 9-11 р/р | 19. Речь Употребление глаголов в речи 20. Речь Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи 21. Речь Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах | Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеологизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прошлого, а также будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных формах выражения типажи лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов
| Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. |
|
| ||||
80-82 | 26-28 | 9-11 р/р | | в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). | Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). |
|
| ||||
83-84 | 29-30 | 41-42 к/р | 41.к/р контрольное письмо по памяти 42 Произношение глаголов Ударение в глаголах | Произношение глагольных форм. Ударение в глаголах | Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь |
|
| ||||
85 | 31 | 43 к/р | к/р Контрольная работа (тест) по теме «Офоэпия» и ее анализ |
| Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы) |
|
| ||||
86-87 | 32-33 | 44-45 | 44-45 Урок-практикум «Проверьте свою подготовку по орфографии» | Правописание имён существительных, имён прилагательных и глаголов (обобщение и систематизация изученного) | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков |
|
| ||||
88-89 | 34-35 | 46-47 к/р | к/р Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов» и его анализ |
| Проверить усвоение правописания приставок (особенно пре- и при-), а также ранее изученный материал по орфографии и пунктуации |
|
| ||||
90-91 | 36-37 | 48-49 | Контрольная работа (тест) по теме «Лексика». Анализ работы |
| Проверить знания и умения по лексике и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и прилагательных |
|
| ||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. Причастие и деепричастие (47 часов = 5 часов – 2 четверть + 42 часа – 3 четверть) | |||||||||||
92-94 | 38-40 | 1-3 | 1.Причастие как особая форма глагола 2.Причастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении 3.Место причастия в системе частей речи. | Место причастия в системе частей речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Уметь определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-съ). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфо-логическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовнику который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.» |
|
| ||||
|
|
|
|
| |||||||
95-96 | 41-42 | 4-5 | 4-5 Суффиксы (типичные) причастий | Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственных причастию. |
|
| ||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. Причастие и деепричастие (47 часов = 5 часов – 2 четверть + 42 часа – 3 четверть) + Речь (15 часов) | |||||||||||
97-98 | 1-2 | 6-7 | 6.Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного 7. Причастие и его определяемое слово
| Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-съ). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфо-логическим признакам. |
|
| ||||
99-101 | 3-5 | 8-10 к/р | к/р Контрольный словарный диктант 8.Определяемое слово и зависимые от причастия слова 9.Причастный оборот 10.Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами | Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами | Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + сущ.», «прич. + сущ.» и «прич. + нареч.». Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом |
|
| ||||
102-107 | 6-11 | 11-16 | 11.Образование причастий. 12Действительные причастия 13. Страдательные причастия 14. Правописание суффиксов действительных причастий 15. Правописание суффиксов страдательных причастий 16.Смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий | Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причастий | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. |
|
| ||||
108-111 | 12-15 | 17-20 | 17.Полные и краткие причастия 18. Сходство и различие полных и кратких причастий 19. Синтаксические функции полных и кратких причастий 20. Произношение полных и кратких причастий | Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий | Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий |
|
| ||||
112 | 16 | 21 | Морфологический разбор причастий (закрепление) | План, образцы и примеры устного и письменного морфологического разбора причастия | Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом» |
|
| ||||
113-114 | 17-18 | 22-23 к/р | Контрольная работа (тест) по теме «Морфология» и ее анализ |
| Проверить усвоение темы «Причастие» |
|
| ||||
115-117 | 19-21 | 24-26 | 24.Буквы н и нн в причастиях 25. Распознавание причастий с суффиксами на н и нн 26. Распознавание полной и.краткой формы причастий с суффиксами на н и нн | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн- -нн), различать полную и.краткую формы причастий |
|
| ||||
118-120 | 22-24 | 27-29 | 27. Слитное и раздельное написание не с причастиями 28. Слитное и раздельное написание не с причастиями имеющими или не имеющими зависимые слова 29. Написание не с краткими причастиями | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, |
|
| ||||
121-122 | 25-26 | 1 -2 р/р | Речь Повествование художественного и разговорного стилей | Детализация действия в художественном повествовании. Различные способы выражения действия (повторение изученного в 5 классе). Строение повествования с двумя (или несколькими) действующими лицами. Включение описательных и оценочных фрагментов для повышения выразительности и эмоциональности высказывания | Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты |
|
| ||||
123 | 27 | 3 р/р | Речь Рассказ как один из жанров художественного повествования | Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение | Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение) |
|
| ||||
124-125 | 28-29 | 4-5 р/р | Речь. Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу» |
| Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства |
|
| ||||
126-127 | 30-31 | 6-7 р/р | Речь Повествование делового и научного стилей | Особенности строения инструктивного повествования: отсутствие указания на обобщённое лицо; употребление различных глагольных форм для выражения действия; использование при параллельном способе связи дополнительных языковых средств, | Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей |
|
| ||||
128 | 32 | 8 р/р | Речь Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» |
| Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа |
|
| ||||
129-130 | | | 30. Основные признаки деепричастия 31. Суффиксы деепричастия. | Основные признаки деепричастия. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы деепричастия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте | Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам |
|
| ||||
131-133 | | | 32. Деепричастный оборот к/р Контрольное письмо по памяти 33. Знаки препинания при деепричастном обороте 34. Различение деепричастных и причастных оборотов | Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различение деепричастных и причастных оборотов | Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом» |
|
| ||||
134-135 | | | 35 Правописание не с деепричастиями 36 Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами | Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями |
|
| ||||
136-139 | | | 37. Образование деепричастий. 38. Образование деепричастий несовершенного вида 39.Образование деепричастий совершенного вида 40. Смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида | Образование деепричастия несовершенного и совершенного вида | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав) |
|
| ||||
140-141 | | | Контрольная работа Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастия и деепричастия» и его анализ |
| Проверить усвоение правописания причастий и деепричастий |
|
| ||||
142-144 |
|
| 9.Речь. Употребление причастий и деепричастий в речи 10.Речь Употребление причастных и деепричастных оборотов в текстах 11.Речь Деепричастия во фразеологизмах | Употребление причастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные прилагательные. Деепричастия во фразеологизмах | Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий |
|
| ||||
145-146
| | | Произношение глаголов Причастий и деепричастий |
| Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь |
|
| ||||
147 | | | Контрольная работа (тест) по теме «Орфоэпия» |
| Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий |
|
| ||||
148-149 | | | 44-45«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» (закрепление) | Правописание причастий и деепричастий (закрепление) | Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи |
|
| ||||
150-151 | | | Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология». Анализ работы |
| Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие» |
|
| ||||
152-153 | | | Речь Описание места | Строение текста этого типа речи: Д — где? — Н — ч т о? Д = 0 (нулевое) — Н — что? Способы связи предложений: последовательный и параллельный. Способы выражения «данного» — наречия и предложно-падежные конструкции со значением места. Предупреждение повтора глаголов стоит, находится. Способы правки неудачно построенного текста. | Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи. Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места |
|
| ||||
152-153 | | | | Наличие определительных словосочетаний в «новом», в том числе выраженных причастными оборотами, как показатель изобразительности речи. Изменение порядка слов в текстах этого типа (Д — что? — Н — где?) как средство перемещения акцента с предметов на их местоположение | |
|
| ||||
154-155 |
|
| Речь Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» |
| Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты |
|
| ||||
Имя числительное (16часов = 7 часов – 3 четверть + 9 часов – 4 четверть) | |||||||||||
156 | | | Имя числительное как часть речи. | Имя числительное как часть речи. Культура речи. Количественные и порядковые числительные. Правильное построение и употребление словосочетаний с числительными типа пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме | Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: а) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся; б) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём |
|
| ||||
157-159 | | | к/р Контрольное списывание 2.Простые числительные, их правописание 3.Сложные числительные, их правописание 4.Составные числительные, их правописание | Простые, сложные и составные числительные. Их отличительные особенности и правописание | Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый) |
|
| ||||
160-162 | | | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | Правописание и правильное произношение падежных форм количественных числительных в сочетании с существительными. Чтение текстов с числительными с точки зрения правильности и выразительности | Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём |
|
| ||||
Имя числительное (16часов = 7 часов – 3 четверть + 9 часов – 4 четверть) + Речь (6 часов) | |||||||||||
163-164 | | | 8.Изменение (склонение) порядковых числительных к/р Контрольное списывание 9.Морфологический разбор имён числительных | Склонение порядковых числительных в сочетании с существительными. Морфологический разбор имён числительных | Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат |
|
| ||||
165-167 | | | 1.Речь Употребление числительных в речи. 2.Речь Произношение числительных 3.Речь Правильное и уместное употребление числительных в речи
| Правильное и уместное употребление числительных в речи | Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи |
|
| ||||
168 | | | к/р Контрольная работа (тест) по теме «Морфология и орфоэпия» |
| Проверяется умение устно и письменно употреблять числительные в речи |
|
| ||||
169 | | | 4.Речь Описание состояния окружающей среды | Строение текста этого типа речи: Д — что? — Н — в каком состоянии? Способы выражения состояния. Способ связи предложений | Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок |
|
| ||||
170 | | | 5.Речь Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды |
| Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении |
|
| ||||
171 |
|
| 6.Речь Сочинение по картине И. Левитана «Лесистый берег» |
| |
|
| ||||
Местоимение (14 часов) + Речь 4 (часа) | |||||||||||
172-173 | | | 1.Местоимение как часть речи к/р Контрольный словарный диктант 2.Морфологический разбор местоимений | Местоимение как часть речи | Усвоить понятие местоименных слов, таких, которые: а) обозначают лицо (1,2, 3-е) или б) указывают на предмет, признак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и нейтральным, самым распространённым средством связи предложений в тексте |
|
| ||||
174 | | | Разряды местоимений по значению
| Восемь разрядов местоимений по значению | Пользуясь таблицей, соотносить местоимения со своей группой, уметь подбирать аналогичные примеры |
|
| ||||
175 | | | Личные местоимения | Личные местоимения и их характерные особенности. Местоимения 3-го лица в роли притяжательных с синтаксической(чей?). Морфологический разбор местоимений | Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, отсутствие форм числа и рода у местоимений я, ты у мы у вы). Употреблять их в роли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений с синтаксической ролью определений
|
|
| ||||
176 | | | Возвратное местоимение себя |
| Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, включающими форму себя, собой и т. д |
|
| ||||
177 | | | к/р Контрольное письмо по памяти Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Различать личные — возвратное — притяжательные местоимения; понимать выражаемые ими значения; верно квалифицировать эти местоимения как члены предложения |
|
| ||||
178 | | | Указательные местоимения | Указательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связующих слов между предложениями в тексте |
|
| ||||
179 | | | Определительные местоимения | Определительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений |
|
| ||||
180 | | | Вопросительно-относи- тельные местоимения | Вопросительно-относительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Усвоить, когда данные местоимения выступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения |
|
| ||||
181 | | | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание местоимений этой группы | Опознавать и грамотно писать слова данной группы, употреблять их и соответствующие фразеологизмы в речи. Понимать, как образуются данные местоимения. Пользоваться орфографическим словарём |
|
| ||||
182-184 |
| | 22. Неопределённые местоимения | Неопределённые местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов | Опознавать в тексте данные местоимения; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём |
|
| ||||
182-184 |
| | 23.Неопределённые местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. 24.Правописание данной группы слов | | |
|
| ||||
185-187 |
|
|
| Местоимения в устной и письменной речи | Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как сочетается Вы с глаголами, полными и краткими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями |
|
| ||||
Итоговое повторение изученного в 6 классе (5 часов) + Речь (8 часов) | |||||||||||
188-190 | | | 1-3 «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | Итоговое повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса | Проверять себя, пользуясь орфографическим словарём, справочниками по орфографии и пунктуации |
|
| ||||
191-192 | | | к/р Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием по материалу, изученному в течение года и анализ ошибок |
| Проводится как итоговый диктант за год. В контрольную работу включаются основные орфограммы: орфограммы корня, приставок, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание местоимений, не с разными частями речи |
|
| ||||
193-194 | | | Соединение разных типовых фрагментов в текстах | Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе (повествования, рассуждения, описания | Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства места, предмета, состояния окружающей среды) |
|
| ||||
195-196 | | | Речь Изложение «Речкино имя». Анализ изложения |
| Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте |
|
| ||||
197-200 | | | Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года |
| Иметь представление о русских лингвистах и их роли в развитии русского языка. |
|
| ||||
200-204 |
| | Резервные уроки // и (или) уроки повторения |
| |
|
| ||||
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на сличение основной и дополнительной информации читать. учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определении, «чтении» классификационных схем, в использовании и пиковых средств, в частности терминов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведении фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативную помощь, рассуждение-доказательство, рассуждение- пояснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научный тексты типа рассуждения-объяснения, информативного сообщения. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием состояния человека и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинение или устный ответ учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
•по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
•по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
•по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
•по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);