СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 6 класс (УМК под редакцией М.М.Разумовской)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «русский язык» для 6 классов и раскрывает содержание обучения русскому языку. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК  под редакцией М.М.Разумовской)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 6 класс (УМК под редакцией М.М.Разумовской)»

Ступень обучения: основное (общее) образование, 6 класс

Количество часов: 204

Программа обеспечена УМК по русскому (родному) языку; 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова»


п/п

в четверти

темы

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата

О языке (1 час)

1

1

1

Слово — ос­новная едини­ца языка



Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответст­вующие примеры



Закрепление и углубление изученного в 5 классе. Правописание (16 часов) + «Речь» (5 часов)

2

2

1 р/р + к/р

к/р Контрольное письмо по памяти

Речь. Повторение изученного в 5 классе. Типы речи

Повторение. Речь уст­ная и письменная, монологическая и ди­алогическая. Повествование, описание, рассуждение (повторение)

Разговор­ный и художествен­ный стили речи. Речь научно-деловая

Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологиче­ский ответ в форме рассуждения



3

3

2 р/р

Речь. Стили речи (повторе­ние)

Стили речи. Понятие о стилистически значимой

речевой ситуации (где говорю? с кем? зачем?).

Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей




4-6

4-6

1-3

  1. Повторение изученного в 5 классе по орфографии и пунктуации (общие сведения)

  2. Повторение изученного в 5 классе по орфографии и пунктуации (орфограммы и пунктограммы)

  3. Повторение изученного в 5 классе по орфографии и пунктуации (условия постановки знаков препинания)

Повторение изучен­ного в 5 классе по ор­фографии и пунктуа­ции (общие сведения)

Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимоло­гию слов с частями орфо, граф(о) грамм(а). Определять наличие орфо­грамм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ста­вятся запятая, тире, двоеточие; приво­дить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конст­рукции



7

7

4

Употребление

прописных

букв



Повторение по дан­ной теме

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и са­мостоятельно подбирать примеры упо­требления прописных букв. Иметь навы­ки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий парохо­дов, спектаклей и т. п.



8-11

8-11

5-8

5.Орфограммы корня (проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные)

6.Орфограммы корня (О, Е после шипящих в корне)

7.Орфограммы корня (Ы,И после Ц)

8.Орфограммы корня (проверяемые и непроверяемые согласные)

Повторение по дан­ной теме

Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулиру­ется разными правилами). Уметь разли­чать орфограммы, опознавать их в текс­те, приводить свои примеры, перечис­лять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы



12-13

12-13

9-10

9.Правописание

окончаний

слов (окончания существительных)


10.Правописание

окончаний

слов (окончания прилагательных, глаголов)


Повторение по дан­ной теме

Опознавать в тексте безударные оконча­ния и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться



14-17

14-17

11-14 к/р

11.Слитное и раз­дельное напи­сание не с знаменательными частями речи


12.Слитное и раз­дельное напи­сание не с гла­голами


13.к/р Контрольное списывание

Слитное и раз­дельное напи­сание не с су­ществитель­ными


14.Слитное и раз­дельное напи­сание не с прила­гательными


Повторение по дан­ным темам

Осознавать противопоставление «глаго­лы — существительные и прилагатель­ные»



18-19

18-19

15-16 к/р

к/р Входная контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием и его анализ


Выявить пробелы в знаниях и навыках



20

20

3 р/р

Речь Текст (повто­рение)

Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предло­жений, относитель­ная законченность высказывания. Деле­ние текста на абзацы. План текста

Определять тему и основную мысль текс­та; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Со­ставлять план текста. Собирать и систе­матизировать материал к сочинению



21-22

21-22

4-5р/р

Речь. Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста

Сочинение по летним впечатлениям. Ана­лиз текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основ­ная мысль, типы ре­чи, стиль речи, язы­ковые средства). Ана­лиз сочинения

Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подоб­рать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нём ос­новную мысль; б) соблюдая абзацное чле­нение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные)




Язык, правописание, культура речи.

Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (48 часов= 22 часа-1 четверть + 23 часа – 2 четверть)

+ «Речь» (10 часов)

23-25

23-25

1-3

  1. Части речи (обзор)


  1. к/р Контрольный словарный диктант

Члены предложения (обзор)



  1. Части речи и члены предложения

Морфология и синтаксис

Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения », знать и применять графическое обозначение членов предложения.



26

26

4

Роль имени существительного в предложении

Имя существительное как часть речи и член предложения

Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные






27-30

27-30

5-8

5.Словообразование имён существительных


6.Способы образования имён существительных


7.Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных.


8.Сложение и его разновидности


Способы образования имён существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных. Сложение и его разновидности

На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имён существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях

Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков.



31-32

31-32

9-10

9.Правописание сложных имён существительных



10.Слитное и дефисное написание сложных имён существительных


Орфографические правила по теме и их применение

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго- запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол- (полтетради). Пользоваться орфографическим словарём



33-37

33-37

11-12 +1-3 р/р

11Употребление имён существительных в речи


12Совершенствование умения работать с разными типами лингвистических словарей


1.Речь. Наблюдение за использованием имён существительных в создании фразеологизмов


2.Речь. Наблюдение за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений


3.Речь. Овладение элементарными навыками анализа художественного текста

Роль имён существительных в речи. Лингвистические словари и их роль

Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов



38-39

38-39

13-14

13.Произношение имён существительных



14.Совершенствование умения работать с орфоэпическим словарем

Орфоэпические нормы в области имён существительных и их применение

Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём



40

40

15 к/р

к/р Контрольная работа по грамматике (по теме «Имя существительное)


Уметь 1) определять части речи;

2) проводить

морфологический разбор взятых из кон-

текста имён существительных;

3) обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения



41

41

4 р/р

Речь Стили речи. Разграниче­ние деловой и научной ре­чи. Характе­ристика науч­ного стиля

Научный стиль, его характеристика: усло­вия общения (офици­альная обстановка,

1 — много); задача ре­чи (сообщить сведе­ния, имеющие теоре­тическое значение); стилевые черты. Ха­рактерные языковые средства научного стиля

Разграничивать научный и деловой сти­ли речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь ин­формативная, неэмоциональная, книж­ная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно чи­тать тексты учебника; находить в них оп­ределение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных опре­делений. «Читать» схемы, представляю­щие квалификацию понятий. Воспроиз­водить научные определения, пользуясь синонимическими средствами



42

42

5р/р

Речь Научное

рассуждение

Определение научного понятия. Научное рассуждение. Рассуж­дение-доказательство двух типов: подведе­ние языкового мате­риала под понятие и выведение следствия из понятия

Готовя домашнее задание или отвечая на уроке на вопросы учителя, использовать две разновидности рассуждения-доказа­тельства (так как и поэтому)



43

43

6 р/р

Речь. Изложение учебно-науч­ного текста «Связанные корни»


Излагать близко к тексту научное рас­суждение



44

44

7 р/р

Речь Определение

научного

понятия

Структура логическо­го определения: спо­собы выражения родового признака

Строить определения научных понятий



45

45

8 р/р

Речь Рассуждение-

объяснение

Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту что это такое? Задача выска­зывания — объясне­ние сути какого-либо явления

Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения



46-47

46-47

9-10 р/р

9.Речь Официально-­деловой стиль речи


10.Речь Официально-­деловой стиль речи: рече­вая ситуация, стиле­вые черты, специфи­ческие языковые средства

Характеристика дан­ного стиля речи: рече­вая ситуация, стиле­вые черты, специфи­ческие языковые средства

Определять деловой стиль на основе рече­вой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, ин­струкции



48

48

16

Роль имени прилагатель­ного в пред­ложении

Окончания имён прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов

Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения



49-52

49-52

17-20

17.Словообразо­вание имён прилагатель­ных


18.Способы морфо­логического образования имён прилагатель­ных


19.Правильное употребление в речи паронимов (без введения термина)


20.Словообразовательная цепочка как доказательство морфемного строение слова




























































Основные способы словообразования имён прилагательных (повторение). Слово­образовательные це­почки. Имена прила­гательные-паронимы . Словари паронимов

Повторить все известные способы морфо­логического образования слов на приме­ре анализа имён прилагательных. Трени­роваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного зна­чения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учиты­вая их смысловые различия (соседнийсоседский у дождливыйдождевой и т. д.). Совершенствовать умение рабо­тать с толковым словарём при определе­нии лексического значения слов-парони­мов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым мор­фемное строение слова



53-54

53-54

21-22

21Правописа­ние сложных прилагатель­ных


22.Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных





Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных

Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно- тракторный даются в сопоставлении)



Язык, правописание, культура речи.

Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (49 часов= 22 часа-1 четверть + 27 часов – 2 четверть)

+ «Речь» (11 часов)

55

1

23

Урок закрепления в форме игры: «Имя су­ществитель­ное, имя при­лагательное»


Уметь определять часть ре­чи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения;



56-59

2-5

24-27

24.Правописа­ние HиHH в прилага­тельных, об­разованных от сущ.

25.Правописание прилагательных с суффиксами –ан- (-ян-)

26.Правописание прилагательных с суффиксами –онн- (-енн-)

27Совершенствование умения работать с орфографическим словарем

Орфографические правила и исключе­ния написания нинн в прилагательных

Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), Осмысливать зна­чение этих суффиксов, дифференциро­вать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Исполь­зовать орфографический словарь



60-62

6-8

1-3 р/р +к/р

11.к/р Контрольный словарный диктант

Речь Употребление имён при­лагательных в речи


12.Речь Наблюдение за ис­пользованием имён прилагательных в создании эпитетов.


13.Речь Использование переносного значения прилага­тельных в художест­венном тексте


Роль прилагательных в достижении точнос­ти и выразительности речи. Прилагатель­ные-синонимы и анто­нимы. Переносное значение прилага­тельных в художест­венном тексте

Иметь представление о роли имён прила­гательных в достижении точности и вы­разительности речи. Наблюдать за ис­пользованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учё­том лексического значения многозначно­го имени прилагательного. Иметь пред­ставление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существитель­ных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа худо­жественного текста, определяя особен­ности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов.



63-64

9-10

28-29

28.Произноше­ние имён при­лагательных


29.Совершенствование умения работать с орфографическим словарем


Нормы произноше­ния в области имён прилагательных

Учиться правильно произносить употреби­тельные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное пра­вило. Отрабатывать правильное произно­шение прилагательных в форме сравни­тельной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь



65

11

4 р/р

Речь. Текст. Пов­торение: «данное» предложениях текста

«Данное» и «новое» в предложениях текс­та (повторение). Способы связи предложений в тексте: последовательный (или цепной) и параллельный

Находить «данное» и «новое» в предло­жениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста



66

12

5 р/р

Речь. Средства свя­зи предложе­ний в тексте

Лексический повтор, местоимение, сино­ним как средства свя­зи. Употребление по­следовательной связи в текстах разных сти­лей

Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с пов­тором и местоимением. Составлять не­большие тексты с последовательной связью



67

13

6 р/р

Речь. Употребле­ние парал­лельной свя­зи предложе­ний в тексте с повтором

Параллельная связь предложений в тексте. Лексический повтор при параллельной связи как стилистиче­ский приём, повы­шающий выразитель­ность речи

Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художест­венного стиля языковые и речевые сред­ства, в частности параллельную связь с повтором



68

14

7 р/р

Речь. Всё о повторе

Повтор — норма (средство связи); пов­тор — стилистический приём; повтор-недочёт. Способы предупрежде­ния повтора-недочёта

Составлять фрагменты текста с экспрес­сивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложе­ния)



69

15

8 р/р

Речь. Изложение текста с экс­прессивным повтором «То­ска по Моск­ве»; его ана­лиз


Излагать текст, сохраняя экспрессив­ный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста



70-71

16-17

30-31

30.Роль глагола в предложе­нии


31 Глагол – часть речи и член предложения

Обобщение и система­тизация изученного по теме «Глагол как часть речи». Глагол в предложении и тексте.

Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте



72-74

17-20

32-35

32.Образование глаголов

33.Способы обра­зования глаголов.

34. Словообразователь­ное значение приста­вок в глаголах, обра­зованных приставоч­ным способом

35.Морфемный разбор

Способы обра­зования глаголов. Словообразователь­ное значение приста­вок в глаголах, обра­зованных приставоч­ным способом. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова

Знать способы образования существительных, при­лагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразователь­ное значение приставок в глаголах, обра­зованных приставочным способом. Со­вершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова



75-77

21-23

36-38

36.Правописа­ние приставок пре- и при-

37.Значение приставок пре- и при-

Слова с затем­нённой этимологией и слова иноязычно­го происхождения

38.Совершенствование умения работать с орфографическим словарем


Орфографические правила и исключе­ния. Семантическая основа выбора написа­ния данных приста­вок. Правописание слов с неясной этимо­логией и заимствован­ных слов

Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семан­тическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затем­нённой этимологией и слова иноязычно­го происхождения. Использовать ор­фографический словарь



78

24

39

Буквы ыи в корне после приставок

Орфографические правила и иск­лючения

Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и а при каких — вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь



79

25

40 к/р

Контрольная работа (тест) по теме «Словообразование»


Проверить знание основных способов об­разования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами



80-82

26-28

9-11 р/р

19. Речь Употребление глаголов в речи



20. Речь Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи




21. Речь Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеологизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прошлого, а также будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных формах выражения типажи лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов


Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы.




80-82

26-28

9-11 р/р


в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).

Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).



83-84

29-30

41-42 к/р

41.к/р контрольное письмо по памяти

42 Произношение глаголов


Ударение в глаголах

Произношение глагольных форм. Ударение в глаголах

Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь



85

31

43 к/р

к/р Контрольная работа (тест) по теме «Офоэпия» и ее анализ


Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы)



86-87

32-33

44-45

44-45 Урок-практикум «Проверьте свою подго­товку по ор­фографии»

Правописание имён существительных, имён прилагательных и глаголов (обобще­ние и систематизация изученного)

Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков



88-89

34-35

46-47 к/р

к/р Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование, правописание, употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов» и его анализ


Проверить усвоение правописания при­ставок (особенно пре- и при-), а также ра­нее изученный материал по орфографии и пунктуации



90-91

36-37

48-49

Контрольная работа (тест) по теме «Лексика». Анализ рабо­ты


Проверить знания и умения по лексике и фразеологии; знание наизусть неболь­ших отрывков из поэтических произведе­ний; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и при­лагательных



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. Причастие и деепричастие (47 часов = 5 часов – 2 четверть + 42 часа – 3 четверть)

92-94

38-40

1-3

1.Причастие как особая форма глагола


2.Причастие: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении


3.Место причастия в системе частей речи.

Место причастия в системе частей речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Уметь определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-съ). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфо-логическим признакам.

Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовнику который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»








95-96

41-42

4-5

4-5 Суффиксы (типичные) причастий

Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий.

Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственных причастию.



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. Причастие и деепричастие (47 часов = 5 часов – 2 четверть + 42 часа – 3 четверть) + Речь (15 часов)

97-98

1-2

6-7

6.Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного


7. Причастие и его определяемое слово



Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного

Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-съ). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфо-логическим признакам.



99-101

3-5

8-10 к/р

к/р Контрольный словарный диктант

8.Определяемое слово и зависимые от причастия слова

9.Причастный

оборот

10.Обособленные и необособленные определе­ния, выраженные при­частными оборотами

Признаки причастно­го оборота. Определяе­мое слово и зависимые от причастия слова. Обособленные и необо­собленные определе­ния, выраженные при­частными оборотами

Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + сущ.», «прич. + сущ.» и «прич. + нареч.». Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причаст­ным оборотом



102-107

6-11

11-16

11.Образование причастий.

12Действитель­ные при­частия

13. Страда­тельные причастия

14. Правописа­ние суффиксов действительных причастий

15. Правописа­ние суффиксов страдательных причастий

16.Смысловые, структурные и грамматические различия действитель­ных и страдательных причастий


Действительные и страдательные причастия и их обра­зование. Правописа­ние суффиксов этих причастий

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действитель­ных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страда­тельные причастия настоящего и про­шедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса.



108-111

12-15

17-20

17.Полные и краткие при­частия

18. Сходство и различие полных и кратких причастий

19. Син­таксические функ­ции полных и кратких причастий

20. Произношение полных и кратких причастий

Сходство и различие полных и кратких причастий. Их син­таксические функ­ции. Произношение полных и кратких причастий

Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую син­таксическую функцию выполняют крат­кие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль пол­ных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять пра­вильное произношение полных и крат­ких причастий



112

16

21

Морфологи­ческий раз­бор причас­тий (закреп­ление)

План, образцы и при­меры устного и пись­менного морфологиче­ского разбора причас­тия

Рассказывать о причастии по предложен­ному плану, определяя особенности обра­зования причастия, постоянные и непо­стоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться кор­ректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом»



113-114

17-18

22-23 к/р

Контрольная работа (тест) по теме «Морфология» и ее анализ


Проверить усвоение темы «Причастие»



115-117

19-21

24-26

24.Буквы н и нн в причастиях

25. Распознавание причастий с суффиксами на н и нн

26. Распознавание полной и.краткой формы причастий с суффиксами на н и нн


Соответствующее ор­фографическое прави­ло и его применение

Распознавать причастия, знать суффик­сы причастий (-енн- -нн), различать полную и.краткую формы причастий



118-120

22-24

27-29

27. Слитное и раздельное написание не с причастия­ми

28. Слитное и раздельное написание не с причастия­ми имеющими или не имеющими зави­симые слова

29. Написание не с краткими причастия­ми

Соответствующее ор­фографическое прави­ло и его применение

Сформировать навык определения зави­симых от причастия слов и навык разгра­ничения полной и краткой формы при­частий,



121-122

25-26

1 -2 р/р

Речь Повествова­ние худо­жественного и разговорно­го стилей

Детализация действия в художественном по­вествовании. Различ­ные способы выраже­ния действия (повто­рение изученного в 5 классе). Строение повествования с дву­мя (или несколькими) действующими лица­ми. Включение

описательных и оце­ночных фрагментов для повышения выра­зительности и эмоцио­нальности высказыва­ния

Находить в текстах художественных про­изведений повествовательные фрагмен­ты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказы­вать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного сти­ля, сохраняя изобразительные и оценоч­ные средства. Создавать устные и пись­менные тексты



123

27

3 р/р

Речь Рассказ как один из жан­ров художест­венного пове­ствования

Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развяз­ка, заключение

Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (оп­ределять тему, основную мысль, нахо­дить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, раз­вязку, заключение)



124-125

28-29

4-5 р/р

Речь. Изложение текста по рас­сказу Б. Ва­сильева «Как спасали кры­су»


Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём харак­терные для художественного текста язы­ковые средства



126-127

30-31

6-7 р/р

Речь Повествова­ние делового и научного стилей

Особенности строения инструктивного по­вествования: отсутст­вие указания на обоб­щённое лицо; употреб­ление различных гла­гольных форм для вы­ражения действия; использование при параллельном способе связи дополнительных языковых средств,

Анализировать глагольные формы. Пере­сказывать (устно или письменно) повест­вовательный текст типа деловой инст­рукции с заменой формы глагола. Транс­формировать художественное повест­вование в деловое. Создавать инструктив­ные тексты делового и научного стилей



128

32

8 р/р

Речь Сочинение в жанре расска­за. Страничка в коллектив­ный сборник под названи­ем «Однаж­ды...»


Самостоятельно уточнять тему и основ­ную мысль, строить текст, соблюдая ком­позицию рассказа



129-130



30. Основные признаки деепричастия

31. Суффиксы дее­причастия.

Основные признаки деепричастия. Гла­гольные и наречные признаки деепричас­тия. Суффиксы дее­причастия. Опознава­ние деепричастий в предложении и в тексте

Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать при­частия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричас­тие, выделять глагольный суффикс, суф­фикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать дееприча­стие по значению, вопросу, типичным суф­фиксам и морфологическим признакам



131-133



32. Деепричаст­ный оборот

к/р Контрольное письмо по памяти

33. Знаки препинания при деепричастном обороте

34. Различение деепричастных и при­частных оборотов

Языковые признаки деепричастного оборо­та. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различение деепричастных и при­частных оборотов

Знать языковые признаки деепричастно­го оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с дее­причастным оборотом. Различать дее­причастный и причастный обороты.

Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство,

выраженное деепричастным оборотом»



134-135



35 Правописа­ние не с дее­причастиями

36 Не с деепричастиями в сопоставлении с глаго­лами

Не с деепричастиями в сопоставлении с глаго­лами

Осознавать общность правил правописа­ния не с глаголами и деепричастиями



136-139



37. Образование деепричастий.

38. Образование деепричастий несовершенного вида

39.Образование деепричастий совершенного вида

40. Смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида

Образование деепричастия несовершенного и совершенного вида

Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль.

Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав)



140-141



Контрольная работа Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастия и деепричастия» и его анализ


Проверить усвоение правописания причастий и деепричастий



142-144



9.Речь. Употребление причастий и деепричастий в речи

10.Речь Употребление причастных и деепричастных оборотов в текстах

11.Речь Деепричастия во фразеологизмах

Употребление причастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные прилагательные. Деепричастия во фразеологизмах

Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий



145-146










Произношение глаголов

Причастий и деепричастий


Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь



147



Контрольная работа (тест) по теме «Орфоэпия»


Проверить навыки правильного произно­шения глаголов, причастий и дееприча­стий



148-149



44-45«Проверьте свою подго­товку по ор­фографии и пунктуации»

(закрепление)

Правописание причас­тий и деепричастий (закрепление)

Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, по­зволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи



150-151



Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием по теме «Морфоло­гия». Анализ работы


Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие»



152-153



Речь Описание места


Строение текста этого типа речи: Д — где? — Н — ч т о? Д = 0 (нуле­вое) — Н — что? Спо­собы связи предложе­ний: последователь­ный и параллельный. Способы выражения «данного» — наречия и предложно-падеж­ные конструкции со значением места. Пре­дупреждение повтора глаголов стоит, нахо­дится. Способы прав­ки неудачно построен­ного текста.

Анализировать и характеризовать фраг­менты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описа­ние места» с использованием последова­тельной и параллельной связи. Редакти­ровать текст с повтором-недочётом. Тре­нироваться в усилении изобразитель­ности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагатель­ные). Создавать фрагменты текста со зна­чением описания места



152-153




Наличие определительных словосочетаний в «новом», в том числе выраженных причастными оборотами, как показатель изобразительности речи. Изменение порядка слов в текстах этого типа (Д — что? — Н — где?) как средство перемещения акцента с предметов на их местоположение




154-155



Речь Соединение в тексте описа­ния предмета и описания места.

Сочи­нение по кар­тине (фото­графии) «Кабинет Пушкина (или Лер­монтова)»


Анализировать и создавать тексты с опи­санием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты



Имя числительное (16часов = 7 часов – 3 четверть + 9 часов – 4 четверть)

156



Имя числительное как часть речи.

Имя числительное как часть речи. Культура речи. Количественные и порядковые числи­тельные. Правильное построение и употреб­ление словосочетаний с числительными ти­па пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме

Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак). Знать: а) что обозначают количественные числитель­ные, на какие разряды делятся; б) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения куль­туры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совер­шенствовать при этом умение пользо­ваться орфоэпическим словарём



157-159



к/р Контрольное списывание

2.Простые чис­лительные, их право­писание

3.Сложные чис­лительные, их право­писание

4.Составные чис­лительные, их право­писание





Простые, сложные и составные числитель­ные. Их отличитель­ные особенности и правописание

Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенство­вать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числи­тельное (например, двухкилограммовый)



160-162



Количест­венные чис­лительные, их разряды, склонение, правописание

Правописание и пра­вильное произноше­ние падежных форм количественных чис­лительных в сочета­нии с существительными. Чтение текстов с числительными с точки зрения правильности и выразительности

Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существи­тельными, которые к ним относятся). Со­вершенствовать умение правильно обра­зовывать и писать сложные слова, в со­став которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём



Имя числительное (16часов = 7 часов – 3 четверть + 9 часов – 4 четверть) + Речь (6 часов)

163-164



8.Изменение (склонение)

порядковых

числитель­ных

к/р Контрольное списывание

9.Морфоло­гический разбор имён числительных

Склонение порядко­вых числительных в сочетании с существи­тельными. Морфоло­гический разбор имён числительных

Правильно склонять порядковые числи­тельные в сочетании с существительны­ми, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат



165-167



1.Речь Употребление числитель­ных в речи.

2.Речь Произноше­ние числи­тельных

3.Речь Правильное и уместное употребление числительных в речи





Правильное и умест­ное употребление числительных в речи

Правильно и уместно употреблять числи­тельные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи



168



к/р Контрольная работа (тест) по теме «Морфоло­гия и орфо­эпия»


Проверяется умение устно и письменно употреблять числительные в речи



169



4.Речь Описание состояния окружающей среды

Строение текста этого типа речи:

Д — что? — Н — в каком состоянии? Способы выражения состояния. Способ связи предложений

Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок



170



5.Речь Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды


Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении



171



6.Речь Сочинение по картине

И. Левитана «Лесистый берег»





Местоимение (14 часов) + Речь 4 (часа)

172-173



1.Местоимение как часть речи



к/р Контрольный словарный диктант

2.Морфологический разбор местоимений

Местоимение как часть речи

Усвоить понятие местоименных слов, та­ких, которые: а) обозначают лицо (1,2, 3-е) или б) указывают на предмет, при­знак, число (указательно-заместительная функция), не называя их конкретно. Понимать, что местоимения как замести­тельные слова служат надёжным и нейт­ральным, самым распространённым сред­ством связи предложений в тексте



174



Разряды мес­тоимений по значению


Восемь разрядов местоимений по значению

Пользуясь таблицей, соотносить место­имения со своей группой, уметь подби­рать аналогичные примеры



175



Личные

местоимения

Личные местоимения и их характерные особенности. Место­имения 3-го лица в ро­ли притяжательных с синтаксической(чей?). Морфологический разбор местоимений

Усвоить морфологические особенности личных местоимений (их склонение, от­сутствие форм числа и рода у местоиме­ний я, ты у мы у вы). Употреблять их в ро­ли членов предложения. Формулировать представление об использовании местоимений с синтаксической ролью определений




176



Возвратное

местоимение

себя


Усвоить морфологические особенности местоимения себя, правильно употребляя его в речи. Тренироваться в составлении предложений с фразеологизмами, вклю­чающими форму

себя, собой и т. д



177



к/р Контрольное письмо по памяти

Притяжа­тельные мес­тоимения

Притяжательные мес­тоимения: значение, морфологические при­знаки, синтаксиче­ская роль

Различать личные — возвратное — при­тяжательные местоимения; понимать вы­ражаемые ими значения; верно квалифи­цировать эти местоимения как члены предложения



178



Указатель­ные место­имения

Указательные место­имения: значение, морфологические признаки, синтакси­ческая роль

Осознавать значение местоимений и их функции в предложении и в роли связую­щих слов между предложениями в тексте



179



Определи­тельные мес­тоимения

Определительные мес­тоимения: значение, морфологические при­знаки, синтаксиче­ская роль

Усвоить значение и речевое назначение этой небольшой, но частотной группы слов. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе указанную группу местоимений



180



Вопросительно-относи- тельные местоимения

Вопросительно-отно­сительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Усвоить, когда данные местоимения вы­ступают в роли вопросительных, а когда — в роли относительных; опознавать их в тексте и приводить свои примеры. Употреблять в речи фразеологизмы, имеющие в своём составе эти местоимения



181



Отрицатель­ные место­имения

Отрицательные место­имения: значение, морфологические при­знаки, синтаксическая роль. Правописание местоимений этой группы

Опознавать и грамотно писать слова дан­ной группы, употреблять их и соответст­вующие фразеологизмы в речи. Пони­мать, как образуются данные местоиме­ния. Пользоваться орфографическим словарём



182-184



22. Неопреде­лённые мес­тоимения



Неопределённые мес­тоимения: значение, морфологические при­знаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов

Опознавать в тексте данные местоиме­ния; понимать, как они образуются, и безошибочно их писать. Пользоваться орфографическим словарём



182-184



23.Неопределённые мес­тоимения: значение, морфологические при­знаки, синтаксическая роль.


24.Правописание данной группы слов





185-187



  1. Речь Употребле­ние местоиме­ний в речи.


  1. Речь Произноше­ние местоимений


  1. Речь Местоимения в уст­ной и письменной речи

Местоимения в уст­ной и письменной речи

Знать и различать разряды местоимений в предложении и тексте. Знать, как соче­тается Вы с глаголами, полными и крат­кими прилагательными; приобрести опыт употребления в речи этих конструкций. Использовать местоимения в речи в соответствии с нормами. Правильно произносить употребительные местоимения. Пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями



Итоговое повторение изученного в 6 классе (5 часов) + Речь (8 часов)

188-190



1-3 «Проверьте свою подго­товку по ор­фографии и пунктуации»

Итоговое повторение и обобщение матери­ала по орфографии и пунктуации 6 класса

Проверять себя, пользуясь орфографиче­ским словарём, справочниками по орфо­графии и пунктуации



191-192



к/р Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием по материалу, изученному в течение года и анализ оши­бок


Проводится как итоговый диктант за год. В контрольную работу включаются ос­новные орфограммы: орфограммы корня, приставок, н и нн в суффиксах прилага­тельных и причастий, правописание мес­тоимений, не с разными частями речи



193-194



Соединение разных типо­вых фрагмен­тов в текстах

Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе (повествования, рас­суждения, описания

Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразитель­ные языковые средства места, предмета, состояния окружающей среды)



195-196



Речь Изложение «Речкино имя». Ана­лиз изложе­ния


Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое стро­ение текста, использовать изобрази­тельные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте



197-200



Русские лингвисты, о которых говорилось в течение учебного года


Иметь представление о русских лингвистах и их роли в развитии русского языка.



200-204



Резервные уроки

//

и (или) уроки повторения







РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на сличение основной и дополнительной информации читать. учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определении, «чтении» классификационных схем, в использовании и пиковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведении фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативную помощь, рассуждение-доказательство, рассуждение- пояснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научный тексты типа рассуждения-объяснения, информативного сообщения. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием состояния человека и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинение или устный ответ учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);