СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 6 класс (УМК под редакцией Е.А.Шмелева)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «русский язык» для 6 классов и раскрывает содержание обучения русскому языку. Прилагается к рабочей программе по русскому языку (УМК  под редакцией Е.А.Шмелева)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 6 класс (УМК под редакцией Е.А.Шмелева)»

Ступень обучения: основное (общее) образование, 6 класс

Количество часов:204 (6 часов в неделю)

Программа обеспечена УМК по русскому (родному) языку; 5-9 классы. Авторы: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.А.Шмелева


Кол-во часов

Название раздела, темы

Основное содержание  

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(44 Ч.)

3

Речь и речевое общение

Виды монолога

Виды диалога

Условия речевого общения.

Виды монолога: повествование, описание, рассуждение.

Диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию. Сочетание разных видов диалога

Знать особенности диалогической и монологической речи.
Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию).
Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Сравнивать образцы диалогической речи.

Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего.

16

Речевая деятельность

Аудирование


Чтение

Говорение

Письмо

Поиск, анализ информации

Основные особенности аудирования, говорения, чтения, письма как видов речевой деятельности.
Выборочное, ознакомительное, детальное аудирование. Приёмы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи.
Стратегии изучающего, ознакомительного, просмотрового видов чтения. Культура чтения.
Смысловое чтение текста.
Основные особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания аннотации, заявления.
Приёмы работы с учебной книгой и другими информационными источниками.

Поиск информации в Интернете по ключевым словам

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.
Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Различать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.
Пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Определять главную мысль, понимать связи между частями текста, определять намерения автора на основании логических и лингвистических связей между частями текста с частично неизвестной информацией. Устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, делать простые выводы.
Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, аннотации, плана.
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Понимать структуру таблицы, страницы сайта Интернета, демонстрировать понимание представленной в них информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы.

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

20

Текст
Основные признаки текста

Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.
Основная и дополнительная информация текстов.
План (сложный), аннотация.

Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации.

Создавать и редактировать собственные тексты — описания предмета, состояния, процесса с учётом требований к построению связного текста

5

Функциональные разновидности языка

Разговорный язык



Официально-деловой стиль




Научный стиль

Публицистический стиль

Функциональные разновидности языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа.

Электронное письмо. Личный дневник в Интернете.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, его особенности.

Основные жанры научного стиля: аннотация, её особенности.

Основные жанры публицистического стиля: выступление, его особенности

Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Выявлять особенности разговорной речи. Выступать перед аудиторией сверстников с рассказом, вести беседу в соответствии с целью и ситуацией общения.

Использовать возможности электронной почты для информационного обмена.

Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.

Писать аннотацию, заявление, рассказ в соответствии с целью и ситуацией общения.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением публицистического характера.

Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (146 Ч.)

4

Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Выдающиеся отечественные лингвисты

Иметь элементарные представления об основных формах функционирования современного русского языка.
Различать функциональные разновидности современного русского языка.

Иметь представление об отечественных лингвистах

10

Фонетика

Орфоэпия

Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков.
Слогораздел.

Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени)

Пользоваться основными понятиями фонетики.
Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции в слове для гласных и согласных звуков.
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам.

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения и чередованием звуков при изменении формы слова, в разных фонетических позициях, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими и орфоэпическими нормами.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (глаголы прошедшего времени и т. д.).

Использовать орфоэпический словарь

1

Графика

Правила переноса

Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса слов с одной строки на другую

23

Морфемика

Словообразование        

Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы.
Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ,нулевая суффиксация).
Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е.

Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Определять род сложносокращённых слов, согласовывать их с глаголами прошедшего времени.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического анализа слов. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать способы словообразования слов изученных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов

19

Лексикология

Фразеология

Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.

Стилистическая окраска слова.

Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.

Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка.

Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения.

Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, фразеологического словаря и использовать её в различных видах деятельности.

Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте

44

Морфология

Глагол

Причастие

Деепричастие

Местоимение

Имя числительное

Морфология как раздел грамматики (повторение).

Глагол как часть речи (повторение).

Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы страдательных причастий.

Синтаксическая функция причастия.

Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Синтаксическая функция деепричастия.

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

Склонение местоимений.

Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, причастия, определять их синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.

Правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видо-временную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.

Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия; деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.

Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль.

Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи.

Распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры.

Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов.

Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов.

Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества.

Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры.

Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи.

Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять числительные двое,трое и т. п., обаобе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в деловой речи

45

Правописание

Орфография

Пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий.

Орфографические правила, связанные со слитным, дефисными раздельным написанием слов.

Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями.

Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса.

Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения.

Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (20Ч.)

15

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные нормы употребления причастий, деепричастий, местоимений, числительных, наречий.
Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

5

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.

Русский речевой этикет

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий
















Модуль,глава , раздел главы

Раздел темы

Элемент содержания

Планируемые виды деятельности


1

О языке и речи

1 Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)

Условия речевого общения.

Виды монолога и диалога.

Сфера употребления, типичные ситуации общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка

Знать особенности диалогической и монологической речи, владеть различными видами диалога, сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения

04.09

2-5

Система языка.

Повторение изученного в 5 классе

1 Имя существительное (повторение)


2.Имя прилагательное (повторение)


3.Имя числительное (повторение)


4.Глагол (повторение)

Морфология как раздел грамматики (повторение)

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола

05.09



06.09



07.09



08.09

6-12

Правописание . Повторение изученного в 5 классе

1.Правописание падежных окончаний

существительного


2.Правописание падежных окончаний прилагательного


3.Правописание личных окончаний глагола


4.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами


5.к/р Подготовка к входной контрольной работе


6.к/р Входная контрольная работа


7.к/р Анализ входной контрольной работы. Работа над ошибками

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила , связанные со слитным и раздельным написанием слов

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

09.09




11.09




12.09




13.09



14.09



15.09



16.09


13

Текст

р/р Основные признаки текста

Смысловая и композиционная цельность, связанность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста.

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.

18.09

14

Язык и культура.

Культура речи

1.к/р Контрольный словарный диктант

Литературный язык и

просторечие

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Культура речи как раздел лингвистики.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий

19.09

15

О языке и речи

р/р .Ситуации речевого общения

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Культура речи как раздел лингвистики.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

Уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий




20.09

16-21

Система языка.


Фонетика и графика

1.Фонетика и графика (повторение изученного в 5 классе)


2.Фонетические позиции и позиционное чередование звуков



3.Сильные и слабые фонетические позиции: гласные звуки


4.Сильные и слабые фонетические позиции: согласные звуки (по глухости//звонкости)


5.Сильные и слабые фонетические позиции: согласные звуки (по твердости///мягкости)


6.Слогораздел: открытые и закрытые слоги

Изменение звуков в речевом потоке.

Изменение качества гласного звука в зависимости от позиции.

Правила переноса

Употребление строчной и прописной букв

Пользоваться основными понятиями фонетики.

Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции. Классифицировать и группировать звуки речи по признакам. Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса с одной строки на другую



Пользоваться основными понятиями фонетики.

Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции. Классифицировать и группировать звуки речи по признакам. Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса с одной строки на другую

21.09





22.09





23.09





25.09




26.09





27.09

22-27

Правописание

1.к/р Контрольное списывание

Правописание согласных


2.Правописание безударных гласных


3.Гласные А//О в корнях с чередованием (повторение)


4.Гласные А//О в корнях с чередованием (корни ГАР//ГОР, ЗАР//ЗОР, МОК//МАК, ПЛАВ//ПЛОВ)


5.Гласные Е//И в корнях с чередованием


6. к/р Контрольное письмо по памяти

Основные правила переноса

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила. связанные с правописание корней с чередованием. Правила переноса.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

28.09




29.09




30.09



02.10




03.10



04.10



28

Текст

1.р/р План текста: вопросный, назывной, тезисный

Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.

План.

Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста

05.10

29

Язык и культура речи

1.Современные нормы орфоэпии

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Нормативные словари современного русского языка, их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Уместно использовать правила речевого этикета

06.10


30

О языке и речи

О языке и речи

Сферы общения

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.


07.10

31-37




















Система языка: морфемика и словообразование


















1.Корневые и служебные морфемы


2.Формообразующие морфемы: суффикс, окончание


3.Словообразовательные морфемы: приставки, суффиксы, нулевые словообразовательные морфемы


4.Основы производные и непроизводные: производная и производящая основа


5.Морфологические способы словообразования:

суффиксальный, нулевая суффиксация, приставочный способ, приставочно-суффиксальный


6.Способы образования сложных и сложносокращенных слов


7.Морфемный и словообразовательный разбор слова

Словообразование и изменение форм слова, формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Основные способы словообразования. Род сложносокращенных слов, их согласование с глаголами прошедшего времени









Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознать отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.

Уточнять лексическое значение слова с учетом морфемного и словообразовательного разбора.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразова- тельный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Составлять словообразовательные цепочки




09.10



10.10




13.10






14.10





14.10







16.09




17.10



38-40

Правописание

Правописание приставок на З и С, И-Ы после приставок


Правописание приставок ПРЕ и ПРИ


Правописание сложных существительных с соединительной гласной.


Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные с правописанием приставок и сложных слов. Правила переноса.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

17.10




18.10



19.10




41

Текст

р/р План текста: простой и сложный

Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.

План.

Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана. Создавать и корректировать текст

20.10

42

Язык и культура. Культура речи

Ударение в сложных словах

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Варианты норм, нормативные словари современного русского литературного языка

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Осознать важность соблюдения языковых норм для культурного человека.

Овладеть основными нормами русского литературного языка.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

21.10

43

О языке и речи

Стили литературного языка

Функциональные разновидности языка.

Сфера употребления , типичные ситуации характерные для различных стилей. Основные жанры стилей

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам


23.10

44

Повторение

Комплексное повторение и закрепление



24.10



25.10




26.10

45-46


к/р Контрольный диктант с грамматическим заданием


к/р Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками диктанта

47-53

Система языка . Лексика и фразеология

Слово - единица лексикологии


Паронимы


Стилистическая окраска лексики литературного языка


Лексика ограниченного употребления: диалектные слова


Лексика ограниченного употребления: жаргон


Слова с эмоциональной окраской


Стилистическая окраска фразеологизмов

Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Стилистическая окраска слов. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.

Фразеологизмы , их признаки и значение . Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления

Овладеть основными понятиями лексики и фразеологии.

Понимать особенности слова как лексического уровня языка.

Наблюдать над использованием слов в художественной, разговорной речи, а также в различных стилях речи. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления. Извлекать необходимую информацию из толкового, фразеологического словаря и использовать ее в различных видах деятельности.

Различать свободные сочетания и фразеологизмы. Уместно употреблять фразеологизмы в речи.

27.10


28.10



06.11





07.11




08.11



09.11


10.11

54-56

Правописание

Употребление прописных и строчных букв


Правописание суффиксов прилагательных


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные с правописанием суффиксов. Правила переноса.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами .Употребление строчной и прописной букв.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем


11.11



11.11



13.11

57

Текст

р/р Средства связи предложений и частей текста

Лексические , грамматические, смысловые средства связи предложений в тексте

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.

13.11

58

Язык и культура .Культура речи

Нормативные словари современного русского языка

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка

( орфоэпический, толковый, грамматических трудностей,

орфографический)

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

15.11

59-61

О языке и речи

р/р О языке и речи

Стили речи (обобщение).

Научный стиль


р/р О языке и речи

Научный стиль


р/р Исправление речевых недостатков и редактирование текстов научного стиля

Основные жанры научного стиля : аннотация и ее особенности

Писать аннотацию в соответствии с целью и ситуацией общения.

Исправлять речевые недостатки и редактировать текст.


16.11





17.11



18.11


62-72

Система языка. Морфология.

Причастие

Глагол как часть речи


Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного


Признаки прилагательного у причастия


Суффиксы причастия


Действительные причастия настоящего времени


Действительные причастия прошедшего времени


Страдательные причастия настоящего времени


Страдательные причастия прошедшего времени


Краткие страдательные причастия


Морфологический разбор причастия


Обобщающий урок по теме «Причастие»


Морфология как раздел грамматики (повторение)

Глагол как часть речи (повторение)

Причастие , его грамматические признаки, признаки прилагательного и глагола у причастия.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастия.

Синтаксическая функция причастия

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , морфологические признаки глагола, причастия, определять их синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия, приводить примеры действительных и страдательных причастий.

Правильно употреблять причастия с определяемым словом; соблюдать временно-видовую соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложении с причастным оборотом. Наблю-дать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и анализировать их

20.11



21.11



22.11



23.11



24.11


25.11



27.11



28.11



29.11



30.11



01.12

73-78

Правописание

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени


Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени


Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных


Н и НН в кратких формах прилагательных и причастий


Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями


Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием, а также правописанием Н и НН. Правила переноса.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом .

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

02.12




04.12





05.12




06.12



07.12



08.12

79

Текст

Типы речи в литературном языке (научный стиль)

Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.

09.12

80-81

Язык и культура.

Культура речи

Употребление причастий в литературном языке


Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления причастий и причастных оборотов.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание

11.12




12.12

Употребление причастного оборота

82-84

Контроль

к/р Подготовка к контрольной работе


к/р Итоговая полугодовая контрольная работа в форме теста


к/р Работа над ошибками теста. Анализ контрольной работы



13.12




14.12



15.12



85-90

Система языка Деепричастие

Деепричастие как форма глагола


Образование деепричастий


Деепричастие с зависимым словом


Деепричастия совершенного и несовершенного вида


Морфологический разбор деепричастия


Признаки глагола и наречия в деепричастии

Деепричастие , его грамматические признаки.

Наречные и глагольные признаки у деепричастия.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Синтаксическая функция деепричастия

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , морфологические признаки глагола, деепричастия, определять их синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, приводить примеры деепричастий совершенного и несовершенного вида

Правильно употреблять деепричастия ; правильный порядок слов в предложении с деепричастным оборотом. Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в различных функциональных стилях и анализировать их

16.12



18.12


19.12




20.12



21.12



21.12



91

Текст

р/р Официально-деловой стиль

Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.

22.12

92

Система языка Деепричастие

Деепричастный оборот

Синтаксическая функция деепричастия


23.12

93-94

Текст

р/р Деловые бумаги:

заявление


р/р Типы речи:

официально-деловое и художественное описание


Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.

25.12



27.12

95-96

Язык и культура .Культура речи

Употребление деепричастий в литературном языке


Корректировка предложений с неправильным употреблением деепричастий в речи

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание


27.12




28.12

97-100

Правописание

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями



Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами


Употребление деепричастий в литературном языке


Правильное построение предложения с деепричастным оборотом

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом .



101

Повторение

Комплексное повторение

по теме «Причастие и деепричастие»




102-106

О языке и речи

Публицистический стиль


Публицистический и газетно - информационный стиль


Основные жанры публицистического стиля : выступление


р/р Работа над сочинением-описанием


р/р Написание сочинения-описания

Основные жанры публицистического стиля : выступление

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.


107-119




















Система языка



















Имя числительное


Простые, сложные, составные числительные


Количественные и порядковые числительные


Особенности количественных числительных


Склонение простых количественных числительных (общее понятие)


Склонение простых количественных числительных


Склонение сложных количественных числительных (общее понятие)


Склонение сложных количественных числительных


Склонение составных количественных числительных (общее понятие)


Числительные дробные, целые, собирательные


Обозначение дробных числительных


Склонение дробных числительных


Склонение числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА


Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды числительных по значению и строению.

Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.











Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать числительные от других частей речи с количественным значением. Распознавать разряды числительных и правильно употреблять их в речи. Правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д., в деловой речи









120-138


Собирательные числительные


Склонение числительных ДВОЕ-ДЕСЯТЕРО


Склонение числительных ОБА-ОБЕ


Склонение целых числительных


Склонение числительного ОДИН


Склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ


Склонение числительных ПЯТЬ-ДЕСЯТЬ


Склонение числительных ОДИННАДЦАТЬ-ДЕВЯТНАДЦАТЬ


Склонение числительных ДВАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ


Склонение числительного СОРОК


История числительного СОРОК


Склонение числительных ДЕВЯНОСТО, СТО


Склонение числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА


Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды числительных по значению и строению.

Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных.











Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать числительные от других частей речи с количественным значением. Распознавать разряды числительных и правильно употреблять их в речи. Правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д., в деловой речи











Склонение числительных ПЯТЬСОТ-ДЕВЯТЬСОТ


Склонение составных числительных


Порядковые числительные


Особенности склонения порядковых числительных


Морфологический разбор числительного


Проект «Происхождение имён числительных»




139-144

Правописание

Правописание мягкого знака в именах числительных (2 часа)


Слитное и раздельное написание обозначения чисел (2 часа)


Математические выражения и способы их прочтения


Повторение и закрепление по теме "Имя числительное"

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.



145-148

Текст

р/р Соединение в тексте разных типов речи


р/р Работа по составлению инструкций, памяток


р/р Понятие о жанре фотоэссе

Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.


149

Язык и культура.

Культура речи

Употребление числительных в литературном языке

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления числительных

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание



149-151

Повторение

Комплексное повторение








Контрольная работа (тест)

Анализ и работа над ошибками

152

О языке и речи

Обиходная разговорная речь

Основные жанры разговорной речи: рассказ, беседа, электронное письмо, личный дневник в интернете

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

Использовать возможности электронной почты для информационного общения. Вести личный дневник с использованием возможности Интернета

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам


153-167














Система языка.

Местоимение















Знаменательные и местоименные части речи


Особенности местоимения как части речи


Разряды местоимений


Личные местоимения


Возвратные местоимения


Притяжательные местоимения


Определительные местоимения


Указательные местоимения


Вопросительные местоимения


Относительные местоимения


Сравнение вопросительных и относительных местоимений


Неопределенные местоимения


Отрицательные местоимения


Морфологический разбор местоимения


Проверочный тест по теме «Разряды местоимения»

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение , морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

Склонение местоимений.









Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их роль в предложении. Сопоставлять местоимения с другими частями речи. Распознавать разряды местоимений и приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам, группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами



168-170

Правописание

Правописание местоимений с предлогами (2 часа)


Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.



171-172

Текст

р/р Устный рассказ


р/р Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста


Функциональные типы речи, их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные тексты.


173-175

Язык и культура. Культура речи

Употребление местоимений в речи


Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет


Орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные нормы употребления местоимений

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления местоимений

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание


176-179

Контроль

Контроль (комплексное повторение гл. 8; контрольный диктант; работа над ошибками.)


Проектная работа по упр. 104.




180-200

Повторение

Повторение изученного в 6 классе. Система русской лингвистики.


Повторение изученного в 6 классе. Фонетика.

Повторение изученного в 6 классе. Графика.


Повторение изученного в 6 классе. Морфемика.


Повторение изученного в 6 классе. Словообразование.


Повторение изученного в 6 классе. Лексика.


Повторение изученного в 6 классе. Фразеология.


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в приставках.


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в суффиксах существительных.


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в суффиксах прилагательных и причастий.


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в суффиксах глаголов.


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в корнях с чередованием


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в падежных окончаниях существительных


Повторение изученного в 6 классе. Правописание. Орфограммы в падежных окончаниях прилагательных и причастий


Повторение изученного в 6 классе. Морфология. Имя существительное.


Повторение изученного в 6 классе. Морфология. Имя прилагательное.


Повторение изученного в 6 классе. Морфология. Имя числительное.


Повторение изученного в 6 классе. Морфология. Местоимение.


Повторение изученного в 6 классе.

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами


Повторение изученного в 6 классе. Пунктуация. Знаки препинания при обращениях и вводных словах.


Повторение изученного в 6 классе. Пунктуация. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.




201-204

Контроль

Контрольная работа за курс 6 класса. (2 часа)


Работа над ошибками.


Урок – игра.