СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование "Литературное чтение" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование "Литературное чтение" 3 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Методы и формы организации обучения.

Характеристика деятельности обучающихся

Всего


Контрольные работы

Практические работы

1

О Родине и её истории

6



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения.

Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений,

понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий:

любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский. «Наше отечество»,

Ф. Н. Глинка. «Москва», М. М. Пришвин. «Моя Родина», К. М. Симонов. «Родина» (произведение 1—2 авторов по выбору). Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается Родина?», объяснение своей позиции, сравнение произведений, относящихся к одной теме, но разным жанрам.

Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение

темы, выделение главной мысли, осознание идеи текста, нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Упражнение в выразительном чтении, соблюдение интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических ударений) в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения.

Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций картин, соотнесение их сюжета с соответствующими фрагментами текста: озаглавливание.

Обсуждение вопросов, например: «Какие слова из произведения подходят для описания картины?», «Какие слова могли бы стать названием картины?». Составление рассказа-описания по иллюстрации или картине: пейзажи А. А. Рылова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова (по выбору).

Чтение наизусть стихотворения о Родине: С. А. Васильев. «Россия» (в сокращении), Т. В. Бокова. «Родина», Н. М. Рубцов. «Привет, Россия!» (отрывок), З. Н. Александрова. «Родина» (по выбору). Составление выставки книг на тему Родины и её истории

2

Фольклор (устное народное творчество)

18

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения. «Чтение» информации, представленной в схематическом виде, объяснение значения слова «фольклор», обобщение представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой «Назовите жанры. Приведите примеры».

Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию, паузы, темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями текста для передачи эмоционального настроя произведения.

Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни.

Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?», «Появляются ли загадки сейчас? Почему?», чтение загадок и их группировка по темам и видам.

Работа в группе (совместная деятельность): сочинение загадок (по аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока загадок. Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц народов России, установление тем пословиц, сравнение пословиц на одну тему, упражнения на восстановление текста пословиц, соотнесение пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью), упражнения на обогащение речи образными словами, пословицами, оценка их значения в устной речи.

Рассказ о В. И. Дале, знакомство с его книгами: выбор книг В. И. Даля, рассматривание их, чтение пословиц по определённой теме, составление высказывания о культурной значимости

художественной литературы и фольклора с включением в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других средств выразительности.

Дифференцированное задание: подготовка сообщений о В. И. Дале, представление его сказок, написанных для детей

Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о видах сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения».

Чтение вслух и про себя фольклорных произведений (народных

сказок), определение мотива и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»,

различение реальных и сказочных событий в народных произведениях, определение фольклорной основы литературной сказки. На примере сказок «Дочь-семилетка», «Самое дорогое» (сравнение со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»), «Про ленивую и радивую» (сравнение со сказкой

В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка», «Летучий корабль», «Морозко», «По щучьему веленью» (по выбору). Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная).

Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки (зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых частей сказки в соответствии с сюжетом, определение последовательности событий в произведении. Работа с текстом произведения: составление характеристики героя (описание внешнего вида, поступков, языка) с приведением примеров из текста, нахождение языковых особенностей народных произведений (лексика, сказочные выражения), составление номинативного плана текста, используя назывные предложения. Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Пересказ (устно) содержания подробно.

Работа с иллюстрациями и картинами: рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина, В. М. Васнецова, нахождение соответствующего эпизода к картинам художников, составление устного рассказа-описания.

Творческая работа: сочинение сказки по аналогии с прочитанными/ прослушанными произведениями.

Работа в группе: составление сценария сказки, распределение

ролей, подготовка декораций и костюмов (масок), инсценирование. Дифференцированная работа: подготовка мини-проекта «По дорогам сказок»: выбрать книгу с народными сказками, прочитать понравившееся произведение и подготовить о нём рассказ: определить вид сказки, охарактеризовать героя, перечислить

события, проиллюстрировать и пересказать один из эпизодов, объяснить, чему учит произведение, почему оно понравилось

Обсуждение перед чтением истории создания народных песен, особенность жанра — напевность, настроение, которое создаёт

произведение.

Самостоятельная работа: чтение про себя народных песен,

определение темы, формулирование главной мысли, поиск ключевых слов, составление интонационного рисунка.

Сравнение произведений устного народные творчества (песни) и авторские произведения: тема, настроение, описание природы. Например, народная песня и авторские произведения И. З. Сурикова «Рябина», А. В. Кольцова «Русская песня». Выразительное чтение вслух с сохранением интонационного

рисунка произведения.

Сравнение произведений разных видов искусства (фольклора, литературы, живописи, музыки). Например, картины А. М. Васнецова «Северный край», И. И. Шишкина «Среди

долины ровныя», поиск и прослушивание на контролируемых ресурсах Интернета русских народных и авторских песен на тему родной природы.

Слушание былин из цикла об Илье Муромце. Например, отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», контроль восприятия произведения: ответы на вопросы по фактическому содержанию текста.

Учебный диалог: обсуждение главной мысли былин «Жить — Родине служить», подвиги былинных героев — служение

и защита родной земли. Работа с текстом произведения: анализ сюжета былины (реальность и сказочность событий), ответы на вопросы, наблюдение за особенностями языка (напевность, сказ), нахождение устаревших слов (архаизмов), подбор к ним синонимов.

Работа в парах (поисковое выборочное чтение): характеристика русского богатыря (реальность и сказочность героя), составление рассказа-описания (словесный портрет Ильи Муромца).

Рассматривание репродукций картин художников, поиск эпизода былины, который иллюстрирует картина. Например, картина В. М. Васнецова «Богатырский скок».

Выразительное чтение отрывка из былины (темп, интонация песенного рассказа).

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками произведений, определение тем указанных произведений,

различение жанров произведений, нахождение ошибки в предложенной последовательности событий одного из произведений, приведение примеров пословиц на определённую тему и другие задания.

Проверка своей работы по предложенному образцу.

Составление выставки книг на тему «Устное народное творчество народов России», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу

3

Творчество И.А.Крылова

4



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?». Слушание басен И. А. Крылова (не менее 2, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?».

Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость.

Работаем с текстом произведения: характеристика героя

(положительный или отрицательный), поиск в тексте морали (поучения) и крылатых выражений.

Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема, герои, мораль. Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям. Дифференцированная работа: знакомство с историей возникновения басен, чтение басен Эзопа (например, «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»), работа с таблицей.

Автор

Заголовок

Герои

Мораль

Форма записи






Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев, инсценирование басен.

Поиск справочной дополнительной информации о баснописцах, составление выставки их книг

4

Творчество А.С.Пушкина

9

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных

картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение? Почему?». На примере отрывков из романа

«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…».

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных

в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре.

Выразительное чтение и чтение наизусть лирических произведений с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.

Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета.

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет), описание чудес в сказке.

Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки.

Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету (А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.

Автор

Заголовок

Главные

герои

Чудеса

Превращения






Рассматривание репродукций картин И. Я. Билибина к сказке А. С. Пушкина, поиск эпизода сказки, который иллюстрирует

картина. Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение А. С. Пушкина». Составление выставки на тему «Книги А. С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу

5

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века

8



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального состояние при восприятии описанных картин природы, ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «В небе тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И. С. Никитина «Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…», «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С. Никитина «Утро», И. З. Сурикова «Детство» (не менее 5 авторов по выбору).

Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от прозаического.

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных

в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,

анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу».

Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения.

Дифференцированная работа: восстановление «деформированного» поэтического текста.

Работа в группах: сопоставление репродукций картин, лирических и музыкальных произведений по средствам выразительности. Например, картина И. И. Шишкина «На севере диком» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…».

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин.

Составление выставки книг на тему «Картины природы в произведениях поэтов ХIХ века»

6

Творчество Л.Н.Толстого

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др. (не менее 3 произведений по выбору).

Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня),

характеристика героев с использованием текста.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности

событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

смысловых частей.

Работа с композицией произведения: определение завязки,

кульминации, развязки.

Пересказ содержания произведения, используя разные типы

речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики художественного, научно-познавательного и учебного текстов. Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и научно-познавательный), тема, главная мысль, события, герои.

Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в схематическом виде, обобщение представлений о произведениях Л. Н. Толстого, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения».

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений.

Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям.

Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё

любимое произведение Л. Н. Толстого».

Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого»

7

Литературная сказка

10



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание и чтение литературных сказок (не менее 2). Например, произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев.

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности

событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,

смысловых частей.

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.

Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению

8

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина «Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь»

(отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору).

Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического.

Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных

в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф.

Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме, созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,

анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора. Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины В. Д. Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова «Зима», «Сосновый бор на берегу реки», И. Э. Грабаря «Зимнее утро», «Февральская лазурь», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др.

Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации (репродукции картины).

Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения.

Творческое задание: воссоздание в воображении описанных в стихотворении картин.

Дифференцированная работа: составление устного или письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё любимое произведение о природе».

Составление выставки книг на тему «Природа в произведениях поэтов»

9

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

17

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Чтение вслух и про себя рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Черного и других писателей и поэтов.

Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра (стихотворение, рассказ).

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров с текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев. Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых сюжетов.

Работа с композицией произведения: определение завязки, кульминации и развязки.

Пересказ содержания произведения от лица героя с изменением лица рассказчика.

Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои). Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений.

Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям. Дифференцированная работа: составление рассказа от имени

одного из героев-животных.

Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного), рассказ о любимой книге на эту тему.

10

Произведения о детях

18

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны.

Чтение вслух и про себя произведений о жизни детей в разное

время (по выбору не менее 2—3 авторов): А. П. Чехов. «Ванька», В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», М. Горький. «Пепе»,

Л. Пантелеев. «Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль. «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар. «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов. «Огурцы», Е. А. Пермяк. «Дедушкин характер», В. Ф. Панова. «Серёжа», С. В. Михалков. «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов. «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др.

Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий «ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений).

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения

их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев, определение авторского отношения к героям.

Анализ заголовка.

Упражнение в составлении вопросов к произведению.

Анализ сюжета рассказа: определение последовательности

событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности

событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

смысловых частей, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения).

Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной деятельности.

Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух.

Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица.

Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного из героев.

Работа в группе: выбор книги по теме «Дети на войне», представление самостоятельно прочитанного произведения и выбранной книги с использованием аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски, примечания)

11

Юмористические произведения

6



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения.

Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее 2 произведений).

Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и «фантазировать».

Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста,

нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств.

Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей комичность ситуации.

Дифференцированная работа: придумывание продолжения прослушанного/прочитанного рассказа.

Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация начитанности и сформированности специальных читательских умений.

Проверка и оценка своей работы по предложенным критериям.

Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу.

Поиск дополнительной справочной информации о творчестве Н. Н. Носова: представление своего сообщения в классе

12

Зарубежная литература

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?».

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения 2–3 авторов по выбору). Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев.

Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках.

Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей. Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей.

Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.

Работа в парах: чтение диалогов по ролям.

Слушание произведений зарубежных писателей о животных.

Например, рассказы Дж. Лондона «Бурый волк», Э. Сетон-Томпсона «Чинк».

Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение

описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту,

оценка поступков героев, определение завязки, кульминации, развязки (композиция произведения).

Поиск дополнительной справочной информации о писателях-переводчиках: С. Я. Маршаке, К. И. Чуковском, Б. В. Заходере, представление своего сообщения в классе, составление

выставки книг зарубежных сказок, книг о животных.

Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, написание аннотации к самостоятельно прочитанному произведению

13

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой)

10

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

РЭШ 3 класс https://resh.edu.ru/subject/32/3/

Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги, выполнение правил юного читателя: культура поведения в библиотеке, работа с каталогом.

Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни человека.

Работа в парах: сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Например, используя отрывок из произведения Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и информационный текст из справочника или энциклопедии о первом книгопечатнике Иване Фёдорове.

Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга?»

и написание небольшого текста-рассуждения на тему «Почему так важно читать?», корректирование (редактирование) собственного текста с использованием словаря.

Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате

учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации).

Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой «Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору).

Составление аннотации (письменно) на любимое произведение.

Экскурсия в музей (при наличии условий) рукописной книги. Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы

«Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Картины природы в творчестве поэтов»,

«Моя любимая книга». Рекомендации по летнему чтению, оформлению дневника летнего чтения

Резервное время

4





ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

8

0



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Раскрытие главной идеи произведения К.Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc478de

Видео «К. Д. Ушинский "Наше Отечество"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5765073?menuReferrer=catalogue

2

Патриотическое звучание стихотворения С.А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47a6e

3

Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47b72

4

Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, Т.В. Бокова «Родина»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47c76

5

Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47d84

Урок «М.М. Пришвин «Моя Родина»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4362/start/283554/

Урок "Моя Родина. М.М. Пришвин" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7538771?menuReferrer=catalogue

6

Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47e88

7

Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc483ec https://m.edsoo.ru/8bc4a25a

Урок «Устное народное творчество» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/482274?menuReferrer=catalogue

8

Загадка как жанр фольклора, знакомство с видами загадок

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4861c https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8

Урок «Загадки. Виды загадок» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1055962?menuReferrer=catalogue

9

Пословицы народов России: тематические группы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a3cc

Урок «Загадки, пословицы, поговорки» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/485495?menuReferrer=catalogue

10

Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a610 https://m.edsoo.ru/8bc4850e

Видео «В.И. Даль» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5522936?menuReferrer=catalogue

Видео «Сказка В.И. Даля "Правда и кривда"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7805994?menuReferrer=catalogue

Видео «Словарь Даля» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5559211?menuReferrer=catalogue

11

Художественные особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Входнлй контроль техники чтения.

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a7dc https://m.edsoo.ru/8 Видео «На какие группы делятся сказки?» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4160295?menuReferrer=catalogue

Видео «Сказка как жанр литературного произведения» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2416304?menuReferrer=cataloguebc4861c

12

Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Самое дорогое»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4a8fe https://m.edsoo.ru/8bc4875c

Видео «Сказка «Самое дорогое» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3583857?menuReferrer=catalogue

13

Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48892

14

Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc489a0

15

Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48ab8 Урок «Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5998/start/91720/

16

Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4aa16 https://m.edsoo.ru/8bc49cc4

17

Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки: В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером волке»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ae44

Видео «В. М. Васнецов "Иван-Царевич на Сером Волке"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/6703648?menuReferrer=catalogue

18

Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b542 https://m.edsoo.ru/8bc4b10a

Урок «Русские народные песни» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5155/start/93236/

19

Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bb46 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c

Урок «Богатыри и былины» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1685448?menuReferrer=catalogue

20

Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bfb0 https://m.edsoo.ru/8bc4b27c

Видео «Былина об Илье Муромце» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7628165?menuReferrer=catalogue

Видео «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4725489?menuReferrer=catalogue

21

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество)

1

1



Урок "Устное народное творчество. Обобщение" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/93466?menuReferrer=catalogue

22

Работа с детскими книгами на тему: «Фольклор»: использование аппарата издания

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bc7c https://m.edsoo.ru/8bc4be98

23

Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b7ae https://m.edsoo.ru/8bc4bd94

24

Репродукции картин В.М. Васнецова как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c0b4 https://m.edsoo.ru/8bc4af70

Видео «Васнецов М. В. "Богатыри" - анализ картины» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2147171?menuReferrer=catalogue

25

В мире книг. Книга как особый вид искусства

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142 Урок "Книга - друг и наставник" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/760393?menuReferrer=catalogue

26

Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами

1




Урок "Рукописные книги Древней Руси" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1738001?menuReferrer=catalogue Урок «Рождение печатной книги на Руси» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2278818?menuReferrer=catalogue

27

Первая печатная книга на Руси. Н.П.Кончаловская «Мастер Фёдоров Иван и его печатный стан» (отрывок из «Наша древняя столица»)

1




Урок "Первые книги на Руси и начало книгопечатания." (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/58601?menuReferrer=catalogue

Урок «Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5156/start/44018/

Видео «Рукописные книги Древней Руси» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9626934?menuReferrer=catalogue

28

Осознание важности чтения художественной литературы и фольклора. Правила юного читателя

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda

29

Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cd98

30

И.А. Крылов - великий русский баснописец. Иносказание в его баснях

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194 Урок "И. А. Крылов — великий баснописец" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9420156?menuReferrer=catalogue

31

Знакомство с произведениями И.А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d298 Урок «И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3496/start/283744/

32

Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d072 Урок «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4374/start/190182/

33

А.С. Пушкин - великий русский поэт

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6 Урок " Жизнь и творчество А.С.Пушкина" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/466951?menuReferrer=catalogue

34

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4

35

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8 Урок «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Часть 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5160/start/283142/

36

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4 Урок «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Часть 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4373/start/187968/

37

Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c80c

Урок «А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/213685?menuReferrer=catalogue

38

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c938

39

Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cb68

40

Повторение изученного

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ca64

41

Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cc80

Урок «И. Я. Билибин. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1528907?menuReferrer=catalogue

Урок «Иллюстрация к сказкам А. С. Пушкина» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/281531?menuReferrer=catalogue

42

Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и другие по выбору

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d43c

43

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.Н. Майкова «Осень»

1




Урок " Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9604296?menuReferrer=catalogue

44

Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…» и другие по выбору

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e24c Урок «А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3484/start/187936/

45

Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d676

46

Особенности авторской сказки Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»: основные события, главные герои, волшебные помощники

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e35a

47

Работа с баснями Л.Н. Толстого: выделение жанровых особенностей. На примере басни «Белка и волк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f066

48

Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания Л.Н. Толстого «Лебеди»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a

49

Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л.Н. Толстого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e684

50

Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л.Н. Толстого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eb98 Урок «Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4375/start/190213/

51

Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e576

Видео «Л.Н. Толстой "Прыжок"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3174985?menuReferrer=catalogue

52

Различение рассказчика и автора произведения в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» и других по выбору

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e972

Урок «Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4375/start/190213/

53

Выделение структурных частей произведения Л.Н. Толстого «Акула» и других по выбору (композиции): начало, завязка действия, кульминация, развязка

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e45e

54

Повторение пройденных тем

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eecc

Урок «Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/450850?menuReferrer=catalogue

55

Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ed00 Видео «Л.Н. Толстой - великий русский писатель» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7751508?menuReferrer=catalogue

56

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Однажды в студёную зимнюю пору…» (отрывок)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d784

57

Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6

58

Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8

59

Описание природы (пейзаж) в художественном произведении. На примере произведения А.П.Чехова «Степь» (отрывок)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d554

60

Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4dc98

61

Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4 Урок «В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4356/start/190844/

62

Особенности литературной сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f548

63

Осознание главной мысли (идеи) сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f69c

64

Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f82c

Урок «Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5214/start/283491/

65

Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f958

66

Научно-естественные сведения о природе в сказке И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e Урок «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5179/start/145367/

67

Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Умнее всех»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fe30

68

Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Умнее всех»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ff70

69

Составление устного рассказа «Моя любимая книга»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50358

70

Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc504ac

71

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5072c

72

Работа со стихотворением С.А. Есенина «Берёза»: средства выразительности в произведении

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50876

73

Восприятие картин природы в стихотворениях С.А. Есенина

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50984 Урок «С.А. Есенин. «Черёмуха»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4361/start/188934/

74

Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50aa6

Урок «Пейзажная лирика в стихотворении С. А. Есенина

"С добрым утром!"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1112520?menuReferrer=catalogue

Видео «С.А. Есенин "С добрым утром!"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10778114?menuReferrer=catalogue

75

Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc513ac

Урок «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. 1 урок» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/443944?menuReferrer=catalogue

Урок «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш. 2 урок» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/451211?menuReferrer=catalogue

76

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc514ba Видео «Приёмыш. Д.Н. Мамин-Сибиряк» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7553078?menuReferrer=catalogue

77

Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения А.И. Куприна «Барбос и Жулька»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5169a

Видео «Барбос и Жулька. А.И. Куприн» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7552572?menuReferrer=catalogue

78

Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа А.И. Куприна «Барбос и Жулька»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc518de

79

Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc519f6

80

Осознание понятий верность и преданность животных

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51b04

81

Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc524d2

82

Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И.А.Бунина «Первый снег»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50e34

83

Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50f6a

84

Поэтические картины родной природы

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51096

85

Составление устного рассказа «Красота родной природы» по изученным текстам

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc522a2

86

Работа на уроке по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века»

1




Урок "Обобщение по модулю "Чудесный мир классики"" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1992241?menuReferrer=catalogue

87

Дети – герои произведений

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52806

88

Историческая обстановка как фон создания произведения

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52bd0

89

Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. На примере рассказа А.П. Чехова «Ванька»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52da6

Фрагмент из кинофильма "Ванька" А. П. Чехов (1956) (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3725868?menuReferrer=catalogue

90

Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. На примере рассказа А.П. Чехова «Ванька»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52928

91

Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52a40

Аудио «Леонид Пантелеев "Честное слово"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7590529?menuReferrer=/catalogue

92

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Л.Пантелеева «Честное слово»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52ebe

93

Представление темы «Дети на войне» в рассказе Л. Пантелеева «На ялике»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6

94

Мужество и бесстрашие – качества, проявляемые детьми в военное время

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53242

95

Составление портрета главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53364

96

Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Алексей Андреевич»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5347c

97

Отличие автора от героя и рассказчика. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53710 Урок «А.П. Гайдар. Горячий камень» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/99968?menuReferrer=catalogue

98

Выделение главной мысли (идеи) произведения о детях. На примере рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53850

Видео «А. Гайдар "Горячий камень"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5418762?menuReferrer=catalogue


99

Основные события сюжета произведения А.П.Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53a12

Урок «А. Гайдар. Повесть "Тимур и его команда"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1777258?menuReferrer=catalogue


100

Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc541a6 Фрагмент фильма "Тимур и его команда" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7256134?menuReferrer=catalogue

101

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5434a

102

Раскрытие темы «Разные детские судьбы» в произведениях писателей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53bca

103

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях»

1

1



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc544a8

104

Работа с книгами о детях: составление аннотации

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3630

105

Произведения Паустовского К.Г. о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51c12

Урок «Анализ художественного произведения. К.Г. Паустовский "Барсучий нос"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/460070?menuReferrer=catalogue

106

Работа с рассказом Паустовского К.Г. «Кот-ворюга»: анализ композиции, составление плана

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51e24

Урок «К.Г. Паустовский Кот-ворюга» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/445213?menuReferrer=catalogue

107

Составление портрета героя-животного в рассказе Паустовского К.Г. «Кот-ворюга»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51f46

108

Раскрытие темы взаимоотношения человека и животного на примере рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи лапы»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5218a

Видео «К.Г. Паустовский "Заячьи лапы"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/5820153?menuReferrer=catalogue

109

Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Паустовского К.Г. «Заячьи лапы»

1




Урок "К. Г. Паустовский. Заячьи лапы" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/886381?menuReferrer=catalogue

110

Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Пришвина М.М. «Выскочка»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51294

Видео «Выскочка. М.М. Пришвин» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7552779?menuReferrer=catalogue

111

Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50bbe

112

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных»

1

1



Урок «Обобщающий урок по теме «Люби живое»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5177/start/284308/

113

Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc523ba

114

Человек и его взаимоотношения с животными в рассказах писателей

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc525e0

115

Особенности юмористических произведений Н.Н.Носова и других авторов на выбор

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ca2 Урок «Н.Н. Носов. «Федина задача»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4379/start/191265/

116

Комичность как основа сюжета рассказов Н.Н.Носова и других авторов на выбор

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3db0 Урок «Н.Н.Носов «Телефон»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4380/start/196483/

117

Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3a5e

118

Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере произведений В.Ю. Драгунского

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3b80 Урок «В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5182/start/284250/

119

Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3928

120

Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ed2

121

Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4422

Урок «Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро.

"Подарки феи"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/831595?menuReferrer=catalogue

Видео «Шарль Перро "Подарки феи"» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3456503?menuReferrer=catalogue

122

Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои)

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4544 Урок «Г.X. Андерсен «Гадкий утёнок». Часть 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4385/start/300057/

123

Особенности авторских сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказок Р.Киплинга

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f41de

Урок «Редьярд Киплинг. Братья Маугли» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2167589?menuReferrer=catalogue

124

Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4d8c

125

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4774

126

Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f488c

127

Осознание нравственно-этических понятий: верность и преданность животных. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк»

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a

128

Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Б.В. Заходера

1




Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666

129

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Произведения о детях»

1

1



Урок "Оценка достижений. Литературное чтение" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/888136?menuReferrer=catalogue

130

Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений

1




Урок "Русские писатели." (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/728784?menuReferrer=catalogue

131

Составление устного рассказа «Дружба человека и животного» на примере изученных произведений

1




Урок "Сила преданности: животные на войне" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1034744?menuReferrer=catalogue

132

Работа с детскими книгами «Зарубежные писатели – детям»: написание отзыва

1




Урок «Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5215/start/196578/

133

Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи»

1




Урок "Самое великое чудо на свете" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/481930?menuReferrer=catalogue

134

Проверочная работа по итогам изученного в 3 классе

1

1



Урок "Обобщение. Русские писатели" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/728784?menuReferrer=catalogue

135

Работа с детской книгой и справочной литературой

1




Урок "Книга — самое великое чудо на свете" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1748738?menuReferrer=catalogue

136

Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога

1




Урок «Мы идем в библиотеку. Внеклассное чтение» (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/465542?menuReferrer=catalogue

Видео "Зачем нужны библиотеки"" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9563631?menuReferrer=catalogue

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

8

0