Тема 1. ВВЕДЕНИЕ (3 часа) |
1. | 04.09 | | Химия – наука о веществах | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Основные задачи современной химической науки | Демонстрации: 1. «Дым без огня» 2. «Химический вулкан» | Учить §1. Выполнить задания к §1№___ – ___ |
2. | 11.09 | | История химии | Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Химия в древнем мире. Период алхимии. Становление современной химии. Роль русских ученых в становлении химической науки – работы М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева | | Учить §2. Выполнить задания к §2№___ – ___ |
3. | 18.09 | | Практическая работа 1 | Практическая работа 1.Правила безопасного поведения и работы в школьном кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и химической посудой. Строение пламени | | Выполнить задания к §4№___ – ___ |
Тема 2. НАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (15 часов) |
4. | 25.09 | | Вещества и их свойства. физические явления. | Физические тела, материалы, вещества и их свойства. Вещества природного и искусственного происхождения. Физические явления. Физические свойства веществ и их описание. Агрегатное состояние веществ. Кристаллические и аморфные вещества | Демонстрации: 1. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение медного купороса в воде Лабораторные опыты: 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге | Учить §5, стр.___ – ____. Выполнить задания к §5№___ – ___ |
5. | 02.10 | | Химическая реакция и химические явления | Химические явления. Понятие о химической реакции. Признаки химических реакций. Отличие химических реакций от физических явлений | Демонстрации: 2. Примеры химических явлений: а) горение магния или фосфора; б) взаимодействие уксусной кислоты с мрамором или мелом; в) образование осадка нерастворимого основания; г) растворение нерастворимого основания в кислотах; д) действие индикаторов на кислоты и щелочи Лабораторные опыты: 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе медного купороса железом. | Учить §5, стр.___ – ____. Выполнить задания к §5№___ – ___ |
6. | 09.10 | | Практическая работа 2 | Практическая работа 2.Изучение физических и химических явлений | | Выполнить задания к §6№___ – ___ |
7. | 16.10 | | Чистые вещества и смеси | Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: действие магнита, отстаивание и декантация, фильтрование, выпаривание, перегонка | Демонстрации: 3. Разделение смесей при помощи: а) действия магнита; б) отстаивания и декантации; в) фильтрования; г) выпаривания; д) перегонки. | Учить §7. Выполнить задания к §7№___ – ___ |
8. | 23.10 | | Практическая работа 3 | Практическая работа 3.Очистка загрязненной поваренной соли | | Выполнить задания к §8№___ – ___ |
9. | 06.11 | | Химические элементы | Атом, его состав. Химические элементы. Символы химических элементов и их название. Различие понятий атом и химический элемент. Периодическая Система химических элементов Д.И. Менделеева. Понятия о периодах и группах элементов, главных и побочных подгруппах, малых и больших периодах. Периодическая Система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Распространенность химических элементов в природе | | Учить §9. Выполнить задания к §9№___ – ___ |
10. | 13.11 | | Относительные атомные и молекулярные массы | Атомная единица массы. Абсолютная (истинная) и относительная атомная масса элемента Молекулярная масса. | | Учить §10. Выполнить задания к §10№___ – ___ |
11. | 20.11 | | Атом и его строение. Ионы. Молекулы | Атом и его строение. Электрон, его заряд и масса. Атомное ядро. Протоны и нейтроны (нуклоны) – их заряды и массы. Заряд ядра. Понятие о массовом числе, нуклидах. Определение количество электронов, протонов, нейтронов и заряда ядра атома. Ионы. Образование катионов и анионов из атомов. Молекулы | | Учить §11. Выполнить задания к §11№___ – ___ |
12. | 27.11 | | Простые и сложные вещества. Типы строения веществ. | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы, их расположение в Периодической Системе. Различия в физических свойствах металлов и неметаллов. Сложные вещества. Классификация сложных веществ на неорганические и органические. Вещества атомного, ионного, молекулярного строения. Понятие о кристаллической решетке | Демонстрации: 4. Образцы металлов и неметаллов 5. Образцы неорганических и органических веществ | Учить §12. Выполнить задания к §12№___ – ___ |
13. | 04.12 | | Химические формулы веществ | Химические формулы веществ. Индексы и коэффициенты. Количественный и качественный состав вещества. Формульная единица вещества. Закон постоянства состава вещества | | Учить §13. Выполнить задания к §13№___ – ___ |
14. | 11.12 | | Валентность. | Валентность. Составление формул бинарных соединений по валентности химических элементов. Определение валентности элементов по химической формуле. | | Учить §14. Выполнить задания к §14№___ – ___ |
15. | 18.12 | | Контрольная работа 1 | Контрольная работа 1 | | Повторить §12 |
16. | 25.12 | | Анализ контрольной работы. Расчеты по химическим формулам | Расчеты по химическим формулам. Относительная молекулярная и формульная масса вещества. Массовая доля элемента в веществе | Расчетные задачи: 1. Расчет относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле 2. Расчет массовой доли химического элемента в веществе по его формуле | Учить §15. Выполнить задания к §15№___ – ___ |
17. | 15.01 | | Закон сохранения массы веществ | Закон сохранения массы веществ, его значение. Расчеты при помощи закона сохранения массы. | Расчетные задачи: 3. Вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав 4. Расчет масс реагентов и продуктов реакции по закону сохранения массы | Учить §16. Выполнить задания к §16№___ – ___ |
18. | 22.01 | | Уравнения химических реакций | Схема химической реакции. Химические уравнения. | | Учить §17. Выполнить задания к §17№___ – ___ |
Тема 3. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (7 часов) |
19. | 29.01 | | Кислород и озон | Кислород как химический элемент. Различие понятий элемент и простое вещество. Физические свойства простого вещества кислорода. Превращение кислорода в озон. Физические свойства озона. Явление аллотропии. Круговорот кислорода в природе. Проблема чистого воздуха | | Учить §18. Выполнить задания к §18 №___ – ___ |
20. | 05.02 | | Получение кислорода | История открытия кислорода. Лабораторные способы получения и собирания кислорода. Реакции разложения. Катализаторы. Получение кислорода в промышленности | Демонстрации: 1. Получение кислорода из пероксида водорода 2. Собирание кислорода вытеснением воды и воздуха 3. Обнаружение кислорода | Учить §19. Выполнить задания к §19 №___ – ___ |
21. | 12.02 | | Химические свойства кислорода | Химические свойства кислорода: реакции с металлами и неметаллами. Обнаружение кислорода. Реакции кислорода со сложными веществами (на примере метана) Горение и медленное окисление. Реакции соединения | Демонстрации: 4. Сжигание фосфора, угля, серы, железа в воздухе и кислороде | Учить §20. Выполнить задания к §20 №___ – ___ |
22. | 19.02 | | Практическая работа 4 | Практическая работа 4. Получение кислорода из пероксида водорода и изучение его свойств | | Выполнить задания к §21№___ – ___ |
23. | 26.02 | | Оксиды | Оксиды. Химические формулы оксидов и их названия. Классификация оксидов по агрегатному состоянию, применение оксидов | Демонстрации: 5. Образцы оксидов | Учить §22. Выполнить задания к §22№___ – ___ |
24. | 04.03 | | Водород | Водород как химический элемент. Физические свойства водорода. Распространение водорода на планете Земля и во Вселенной. Применение водорода. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории. Аппарат Киппа. Реакции замещения. Получение водорода в промышленности электролизом воды. Понятие о химических реакциях, протекающих под действием электрическ. тока | Демонстрации: 6. Получение водорода в аппарате Киппа 7. Собирание водорода вытеснением воды и воздуха 8. Обнаружение водорода | Учить §23. Выполнить задания к §23№___ – ___ |
25. | 11.03 | | Химические свойства водорода | Химические свойства водорода. Реакции с неметаллами – образование летучих водородных соединений. Гидриды – бинарные соединения водорода с металлами. Реакции водорода с оксидами металлов | | Учить §25. Выполнить задания к §25№___ – ___ |
Тема 4. КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА (6 часов) |
26. | 18.03 | | Количество вещества. | Физическая величина – количество вещества. Моль – единица измерения количества вещества. Постоянная Авогадро – число структурных частиц в 1 моль вещества | Демонстрации: 1. Образцы различных веществ, количеством вещества 1 моль Расчетные задачи: 1. Расчет количества вещества и количества частиц при помощи постоянной Авогадро | Учить §27. Выполнить задания к §27№___ – ___ |
27. | 01.04 | | Молярная масса | Молярная масса вещества | Расчетные задачи: 2. Расчет массы вещества, количества вещества, молярной массы вещества | Учить §28. Выполнить задания к §28№___ – ___ |
28. | 08.04 | | Закон Авогадро | Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газов | Расчетные задачи: 3. Расчет объема вещества. | Учить §29. Выполнить задания к §29№___ – ___ |
29. | 15.04 | | Плотность и относительная плотность газов | Плотность и относительная плотность газов. Средняя молярная масса воздуха | Демонстрации: 2. Воздушные шары, заполненные водородом и углекислым газом как пример легких и тяжелых газов Расчетные задачи: 4. Расчет плотности газов по значению молярной массы и молярного объема газа 5. Расчет относительной плотности газов | Учить §30. Выполнить задания к §30№___ – ___ |
30 | 22.04 | | Решение расчетных задач | Вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав Расчет масс реагентов и продуктов реакции по закону сохранения массы. | | Повторить §29. Выполнить задания к §29№___ – ___ |
31 | 29.04 | | Контрольная работа 2 | Контрольная работа 2 | | Повторить §27–30 |
32–33 | 06.13. 20.05 | | Анализ контрольной работы Резервное время | | | |