Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование обществознание 8 класс»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛАСС
Цели обучения
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После освоения данного курса учащиеся должны знать и понимать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, что такое глобализация;способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы; разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;Функции денег и их исторические формы;связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;характеристику бюджета семьи;Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;характеристику образа жизни;социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;сущность общества как формы совместной деятельности людей.характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;основные нормы правовых основ брака.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общество и человек……………………………………..9-63
Глава2 Экономическая сфера…………………………………….63-111
Глава 3 Социальная сфера………………………………………..111-164
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоя-тельной деятель-ности | Домашнее зада-ние | |
Дата проведения |
1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Что такое общество | 1 | Урок- исследование | Понятия страна, государство, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, общество, мировое сообщество, глобализация. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Дополнительно: взаимосвязь четырех сфер общества; процесс глобализации | Знать: основные понятия по теме урока; сущность общества как формы совместной деятельности людей; признаки общества. Уметь: высказывать суждения об обществе и о человеке, выявляя их общие черты и различия; называть сферы общества и давать их характеристику; ориентироваться в учебнике; работать со схемой, с таблицей | Текущий контроль | § 1, задания к параграфу, эссе на тему «Будущее общества» | |
2 | Человек, природа, общество | 2 | Уроки- характеристики | Понятия природа, окружающая среда, глобальные проблемы, экологические программы. Широкое и узкое значение природы. Взаимоотношения природы и человека. Глобальные проблемы человечества. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Меры по защите и охране природы. Дополнительно: понятие об антропогенных нагрузках; экологические программы и защита окружающей среды | Знать: основные понятия по теме уроков; глобальные проблемы человечества; причины исчезновения окружающей среды. Уметь: приводить примеры негативного воздействия человека на окружающую среду; характеризовать меры по защите природы, предпринимаемые человечеством, и оценивать их эффективность; устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на проблемные вопросы; работать над созданием учебного проекта; работать со схемами | Устный опрос | § 2,вопросы и задания к параграфу, учебный проект «Закон об экологии нашего посёлка» | |
3 | Типология обществ | 1 | Урок лабораторного типа | Понятия типология, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация, традиционное общество, индустриальное и постиндустриальное общество. Типологии обществ, их критерии. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Дополнительно: сравнительный анализ типов общества; особенности индустриального и постиндустриального общества в России | Знать: основные понятия по теме урока; типологии обществ, существующие в современной России, их характерные черты. Уметь: называть типы обществ и их характерные черты; отвечать на вопросы и выполнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 3, вопросы, задания к параграфу, практикум | |
4 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 | Урок- практикум | Понятия закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, промышленная революция. Социальный прогресс и ускорение истории. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в истории. Реформы и революции. Дополнительно: цена и последствия ускорения социального прогресса; проблема прогресса и революций | Знать: основные понятия по теме урока; закономерности развития обществ; виды прогресса. Уметь: объяснять сущность социального прогресса, закона ускорения истории; на примере конкретных стран показывать тенденцию неравномерного развития обществ; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы | Письменный опрос | §4,вопросы и задания к параграфу | |
5 | Личность и социальная среда | 1 | Проблемный урок с элементами дискуссии | Понятия личность, индивид, человек. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности | Знать: основные понятия по теме урока; роль семьи и общества в воспитании ребенка. Уметь: объяснять, в чем заключаются различия между личностью и человеком; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать личностью; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Составление таблицы «Личность, индивид, человек» | § 5, проблемный вопрос к параграфу | |
6 | Потребности человека | 2 | Уроки- исследо- вания | Понятия потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей. Роль потребностей в жизни человека. Виды потребностей. Иерархия потребностей А. Мас- лоу. Низшие и высшие потребности, различия между ними. Дополнительно: неудовлетворенные потребности; роль духовных потребностей | Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей; роль потребностей в жизни человека. Уметь: различать низшие и высшие потребности и объяснять, в чем разница между ними; называть и анализировать свои потребности; объяснять, от чего зависят потребности человека и какова их роль; работать со схемой; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии | Устный опрос | § 6, практикум, проблемный вопрос к пара графу | |
7 | Социализация и воспитание | 1 | Урок- дискуссия | Понятия социализация, культурные нормы, воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание как часть процесса социализации. Составные элементы воспитания. Дополнительно: социализация в подростковом возрасте; воспитание и социализация (сходство и различия); последствия недостаточного воспитания в семье | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть и характеризовать стадии жизненного цикла человека; объяснять сущность процессов воспитания и социализации и видеть общее и различное между ними; отвечать на проблемные вопросы; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать над созданием учебного проекта | Тест | § 7, учебный проект «Советы родителям, воспитывающим детей» | |
8 | Общение | 2 | Уроки- практи- кумы | Понятия общение, вербальное и невербальное общение. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения (речевое и неречевое). Основные формы общения (служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное). Дополнительно: эмоциональная сторона общения; проблемы домашнего общения | Знать: основные понятия по теме уроков; виды и формы общения. Уметь: сравнивать и анализировать разные формы общения; высказывать суждения о том, может ли человек обойтись без общения; работать со схемами, с таблицами; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 8, практикум | |
9 | Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» | 1 | Повторится ь- но-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Общество и человек». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Общество и человек». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить § 1-8 | |
10 | РН и ЭО Экологические и демографические проблемы нашего региона. | | Урок –презента-ция | Понятия Республика, регион, демографические проблемы. Демографические проблемы республики Адыгея. | способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой компетенции; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий. | Чтение Сообщений | Сообщение | |
11 | РН и ЭО Социальная структура региона. | | Урок дискуссия | Понятия социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль. в РА. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. | активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения; воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека; формирование культурологического потенциала; формирование адаптивного типа жизнедеятельности; систематизация сведений из разных наук (обществознания, истории, географии, литературы, искусства). | Чтение Сообщений | Сообщение | |
12 | Что такое экономика | 1 | Урок- лекция | Понятия экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей; роль информационных ресурсов в наши дни | Знать: основные понятия по теме урока; ресурсы экономики; основные экономические функции общества. Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества; называть компоненты структуры экономики и описывать их основные функции; анализировать роль информационных ресурсов в современном мире; работать со схемой; участвовать в дискуссии | Текущий контроль | § 9, эссе на тему «Можно ли считать экономическую сферу самой важной в структуре общества?» | |
13 | Товар и деньги | 1 | Урок- лекция | Понятия деньги, товар, стоимость, инфляция, прибыль. Товар и его свойства. Роль товаров в экономической жизни общества. Деньги, их функции и исторические формы. Основные свойства денег. Основной закон бизнеса. Дополнительно: коммерческие институты; различия между товарами, услугами и продуктами | Знать: основные понятия по теме урока; свойства товара; роль товаров в экономике; функции денег. Уметь: анализировать достоинства и недостатки денег и денежных заменителей; объяснять понятие покупательная способность денег, иллюстрируя ответ конкретными примерами; раскрывать суть основного закона бизнеса; отвечать на проблемные | Устный опрос | § 10,проблемный вопрос к параграфу | |
14 | Спрос и предложение | 1 | Урок- практикум | Понятия спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Взаимосвязь спроса и предложения. Роль маркетинга в рыночной экономике. Закон спроса. Дополнительно: сравнительный анализ рыночной и плановой экономик | Знать: основные понятия по теме урока; взаимосвязь спроса и предложения; роль маркетинга в рыночной экономике. Уметь: разъяснять суть закона спроса, иллюстрируя ответ конкретными примерами; использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных событиях и процессах экономической жизни общества; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Тест | §11, сформулировать правило компромисса в рыночной экономике | |
15 16 | Рынок, цена, конкуренция | 2 | Уроки- прак- тикумы с элементами деловой игры | Понятия обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цен. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Конкуренция производителей и продавцов. Дополнительно: идеальная модель рынка и совершенная конкуренция; олигополия и монополия | Знать: основные понятия по теме уроков; разновидности рынков; основные функции цен. Уметь: описывать действие механизма выравнивания цен; объяснять, какую роль на рынке играет конкуренция продавцов, производителей и покупателей; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы | Письменный опрос | § 12, эссе на тему «Каждый живет продажей чего- нибудь» | |
17 | Предпринимательство | 1 | Урок- игра | Понятия предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес. Экономическое содержание предпринимательства, его роль в современной экономике. Формы предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике. Дополнительно: отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя; проблемы российских челноков | Знать: основные понятия по теме урока; условия, необходимые для успешного развития бизнеса. Уметь: разъяснять сущность предпринимательства; называть черты, характерные для предпринимателя; приводить примеры предпринимательской деятельности; объяснять, какую роль в развитии бизнеса играет предпринимательский риск; решать познавательные и практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей; работать над созданием учебного проекта | Тест | § 13, учебный проект «Мое дело» | |
18 19 | Роль государства в экономике | 2 | Уроки- исследования | Понятия налогообложение, прямые и косвенные налоги. Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Представления о социальном государстве. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов. Дополнительно: анализ способов воздействия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства | Знать: основные понятия по теме уроков; роль государства в сохранении экономического порядка; способы воздействия государства на экономику; основные виды налогов. Уметь: называть и характеризовать формы вмешательства государства в экономику; объяснять суть проблемы налогообложения; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы | Устный опрос | § 14, эссе на тему «Цель государства — это совместное продвижение к высокому качеству жизни» | |
20 21 | Бюджет государства и семьи | 2 | Уроки- практикумы с элементами деловой игры | Понятия доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Дополнительно: построение модели бюджета своей будущей семьи | Знать: основные понятия по теме уроков; три основные фазы составления бюджета; элементы государственного бюджета; основные статьи государственных расходов. Уметь: называть и характеризовать способы решения проблемы дефицита государственного бюджета; выполнять практические задания по теме уроков; работать со схемой; работать в группах | Устный опрос | § 15, отве- . тить на вопрос «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?» | |
22 | Труд | 1 | Урок- лекция | Понятия труд, заработная плата, досуг, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Дополнительно: государственное регулирование занятости и помощь безработным | Знать: основные понятия по теме урока; разницу между производительным и непроизводительным трудом; виды вознаграждения. Уметь: приводить примеры профессий, относящихся к производительному и непроизводительному труду; разъяснять суть проблемы безработицы и ее социальные последствия; характеризовать меры, предпринимаемые государством по помощи безработным; работать с таблицей; отвечать на проблемные вопросы | Тест | § 16, вопросы и задания к параграфу | |
23 | Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Подведение итогов изучения темы «Экономическая сфера». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Экономическая сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | Повторить §9-16 | |
24 | РН и ЭО Экономика региона. | | Урок исследования | Понятия ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль РА. Основные ресурсы экономики РА. | активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения; воспитание качеств гражданина и патриота, развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, раскрытие значимости окружающего мира для жизнедеятельности человека; формирование культурологического потенциала; формирование адаптивного типа жизнедеятельности. | Сообщение | | |
25 | РН и ЭО Межнацио-нальные отношения в нашем регионе. | | | Понятия межнациональные отношения в РА Отношения между разными национальностями внутри одной республики . Отношения между разными нациями. | способствование дальнейшему формированию коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой компетенции; социокультурной компетенции учебно-познавательной компетенции – ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родной культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий. | Сообщение | | |
26 | Социальная, структура | 1 | Урок- лекция | Понятия социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Дополнительно: статусные символы и знаки отличия | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной структуры общества; приводить примеры социальных ролей; характеризовать социальный статус личности; работать со схемами; сравнивать, анализировать. | Текущий контроль | § 17, практикум | |
27 | Социальная стратификация | 1 | Урок- исследование | Понятия социальная стратификация, класс, образ жизни. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Классы. Дополнительно: поляризация общества и имущественные различия людей; российская интеллигенция и средний класс | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной стратификации и называть ее критерии, причины появления классов; высказывать суждения о том, какой критерий отнесения человека к тому или иному классу наиболее важен; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы | Письмен-ный опрос | § 18, задание 5 | |
28 | Богатые | 1 | Урок- исследование | Понятия неравенство, богатство, роскошь, новые русские. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов богатых. Дополнительно: «старые» и «новые» богатые; средний класс и приличествующий уровень жизни | Знать: основные понятия по теме урока; источники доходов богатых и способы получения богатства. Уметь: разъяснять суть понятия богатство; характеризовать образ жизни богатых; высказывать суждения об отрицательных и положительных сторонах богатства; отвечать на проблемные вопросы; работать с документами; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать в группах | Устный опрос | § 19, практикум | |
29 | Бедные | 1 | Урок- исследование | Понятия бедность, порог бедности, нищета. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Дополнительно: проблема прожиточного минимума | Знать: основные понятия по теме урока; причины бедности в современной России. Уметь: характеризовать образ жизни бедных и нищих людей; разъяснять понятия относительная бедность и абсолютная бедность; высказывать суждения об отношении в обществе к бедным и нищим, о причинах бедственного положения людей, о том, зависит ли количество бедных людей от количества богатых; работать с документами | Устный опрос | § 20,эссе на тему «Бедность — это...» | |
30 | Этнос: нации и народности | 1 | Урок- лекция | Понятия этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Дополнительно: межпоколенная связь и поколение; теория Л.Н. Гумилева | Знать: основные понятия по теме урока; признаки этноса. Уметь: характеризовать этнос как социологическую общность; объяснять разницу между племенем и народностью, этносом и народностью; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать в группах | Текущий контроль | §21, вопросы и задания к параграфу | |
31 | Межнациональные отношения | 1 | Урок дискуссия | Понятия межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Дополнительно: этноцентризм и национальная нетерпимость; пути решения этнических конфликтов | Знать: основные понятия по теме урока; причины этнических конфликтов. Уметь: характеризовать межнациональные отношения; высказывать суждения о возможных путях преодоления этнических конфликтов; участвовать в дискуссии; работать с документами; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы | Письмен-ный опрос | §22,проблемные вопросы к параг-рафу | |
32 | Конфликты в обществе | 2 | Уроки- практикумы | Понятие конфликт. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам их протекания. Дополнительно: особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей; способы решения конфликтов | Знать: понятие конфликт; классификацию конфликтов. Уметь: на конкретных примерах определять предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта; называть и характеризовать способы решения конфликтов; приводить примеры конфликтов в современной российской действительности; находить выход из конфликта на примере учебной ситуации | Устный опрос | § 23, проблемный вопрос к пара графу | |
33 | Семья | 1 | Урок лабораторного типа | Понятия семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Брак и разводы. Дополнительно: проблема нуклеар- ной семьи; последствия развода, его социальная роль | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать семью как фундаментальный институт общества и малую группу; описывать жизненный цикл семьи; высказывать суждения о проблеме развода, его социальной роли; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемами | Тест | § 24,эссе на тему «Гражданский брак: за и против» | |
34 | Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 8 класс | 1 | Повторитель-но-обобщающий урок | Подведение итогов изучения курса обществознания за 8 класс. Повторение основных понятий курса. Решение проблемных вопросов | Знать: основные понятия курса общество- знания за 8 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Тест | | |
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР_____________
/Иванова/ С.Е.
От «__»__________2016г
ПРОГРАММА
По обществознанию для 8-х классов.
По Учебнику – А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 34 часа
Выполнил: учитель истории и обществознания Тартыев А.С.