Период | Тема, цель | Краткое содержание |
зима | Деревья зимой Цель: формировать умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развивать умения видеть красоту дерева зимой, наслаждаться ароматом ели; развивать умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах. | - Загадки о деревьях - Рассматривание и сравнение деревьев ели и рябины. - Рассказ воспитателя. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму? - Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги» - Словесная игра «Узнай дерево по описанию» |
зима | Хвойный лес Цель: формировать у детей представления о хвойном лесе, познакомить детей с хвойными деревьями, с их отличительными внешними признаками; развивать умение находить и называть ствол, ветви, хвою, корень, шишки. Воспитывать бережное отношение к природе. | - Загадки о хвойных деревьях - Рассматривание и сравнение хвойных деревьев (ель стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками) сосна, туя, можжевельник) - Сравнение лиственных и хвойных деревьев в зимний период - Рассказ воспитателя о хвойном лесе - Дидактическая игра «С какого дерева шишка» |
весна | Первоцветы в лесу Цель: расширять знания детей о первоцветах леса; развивать умение находить изменения, происходящие в лесу в весенний период; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. | - Наблюдение за первоцветами (подснежники, пролески) -Исследование внешних особенностей: лист, стебель, цветок, корень - Загадки о первоцветах - Словесная игра «Узнай цветок по описанию» |
весна | Лес весной Цель: формировать представления детей о весенних явлениях природы в лесу; развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи); воспитывать правильное поведения в лесу, не нарушая его жизни. | - Беседа в процессе наблюдения о изменениях, которые происходят в лесу с наступлением весны (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы, просыпаются животные, насекомые, все устраивают свои норы, гнезда, выводят потомств) - Словесная игра «Назови одним словом» (цветы, деревья, грибы, ягоды и т.д.) |
лето | Лес - многоэтажный дом Цель: формировать представления детей о том, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; воспитывать бережное отношение к природе. | - Рассматривание схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья) (С. Н. Николаева. Юный эколог.) - Практическая деятельность – найти этажи леса в реальном лесу. - Словесная игра «На каком этаже леса живет …? |
лето | Деревья и кусты Цель: формировать представление о деревьях и кустарниках родного края, как об объектах живой природы; развивать умение анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья); воспитывать бережное отношение к природе. | - Наблюдение за деревьями и кустарниками (сравнение, нахождение сходства и отличия: деревья высокие, у них есть ствол, кусты низкие, ствола у них нет) - Исследование внешних особенностей: лист, ствол, ветки, цветы, плоды; связь с животным миром; польза для человека. Дидактическая игра «С какого дерева листок (цветок)?» |
осень | В гости к деревьям Цель: формировать у детей представления о деревьях леса (береза, рябина, клен), их строением (корень, ствол, ветви, семена, ягоды), где они растут, изменениями их в осенний сезон; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. | - Рассматривание и сравнение деревьев - Беседа: «Деревья осенью. Для чего нужны деревья? » - Дидактическая игра «С какого дерева листок?» - Подвижная игра «1,2,3 к дереву беги» |
осень | Что нам осень подарила? Цель: формировать представления о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их, формировать представление о плодах и семенах, об их разнообразии и назначении; развивать умение классифицировать их по разным признакам; познакомить со способами распространения семян); воспитывать правильное поведения в лесу. | - Рассматривание плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени - Рассказ воспитателя о плодах и семенах, их назначении, о способах их распространения - Дидактическая игра «С какого дерева семена (плод) |
Период | Тема, цель | Краткое содержание |
зима | Старый пень. Цель: выяснить предположительные причины гибели дерева; развивать умение анализировать, строить умозаключения, высказывать свои мысли; воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, уважение и почтительное отношение к старым деревьям как к выполнившим долг солдатам, акцентировать внимание на уже прожитую ими долгую жизнь. | - Беседа о причинах гибели дерева - Рассматривание пня (кора, кольцевые спилы) |
весна | Исследование пня Цель: познакомить детей с методами исследования (наблюдение, поиск информации в различных источниках); закрепить и расширить представления детей о пне, как объекте живой природы; развивать познавательный интерес детей, творческое воображение, коммуникативные навыки. | - Дети вместе с педагогом исследуют пень с использованием лупы, компаса, карточек исследования, фиксируют результаты. - Рассказ воспитателя о пне, как объекте живой природы. Рассматривание книги В.П. Катаева «Пень» с иллюстрациями. |
лето | Пень – как экосистема Цель: формировать представления о том, что пень служит «домом» для разнообразных живых существ (животных и растений); о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме «ПЕНЬ»; развивать познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные навыки; Обогащать словарь детей названиями живых существ, обитателей пня, развивать речь – доказательство; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. | - Беседа «Пень – дом для…» - Рассматривание и исследование пня (дети находят живые существа, которые живут на пне (насекомые, растения, грибы и т. д.) |
осень | Наблюдение за пнем Цель: учить воспринимать «пень» как живое существо, определять возраст дерева по годовым кольцам; учить находить изменения пня в осенний период; развивать познавательный интерес детей, творческое воображение; воспитывать умение сочувствовать и оберегать пень, как объект природы | - Беседа «Как изменился пень осенью?» - Рассматривание и исследование пня: определяют возраст пня по годовым кольцам на спиле, находят обитателей пня, находить возможные изменения пня в осенний период. |