СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по географии, 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по географии, 5 класс»

Тематическое планирование,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания,

по учебному предмету «География» 5 класс

УМК «География. Сферы»

34 часа (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды, формы и содержание деятельности учащихся

Содержание воспитательного потенциала урока

1

Введение

География: древняя и современная наука

2 часа

Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа.


Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

Приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

Находить в  тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география появилась как наука).

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развивать умение планировать деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


2

География в современном мире

3

Развитие географических знаний о Земле.

География в древности.

8 часов

Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа.


Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

Различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий; Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в  XVII—XIX вв., современные географические исследования и открытия); Сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

Сравнивать географические карты; представлять текстовую информацию в  графической форме (при выполнении практической работы № 1);

Находить в различных источниках, интегрировать, интерпретировать и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

Находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы; выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении практических работ № 1);

Формировать мировоззренческие идеи.

Формировать речевую культуру, Формировать культуры общения.

Прививать интерес к изучению географии на примере открытий великих путешественников;

Воспитать умение слушать товарищей, оценивать их работу.


4

Географические знания в древней Европе

5-6

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

7

Эпоха Великих географических открытий

8

Открытие Австралии и Антарктиды


9








Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»








10

Изображения земной поверхности и их использования.

Изображение земной поверхности

12 часов

Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа.

Практическая работа. Урок – игра.

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 3);

Определять направления по плану (при выполнении практической работы № 3);

Ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях;

Сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности;

Составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы № 5); проводить по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы № 4);

Объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; Оценивать соответствие результата цели;

Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты по картам.

Определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам; объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; различать понятия «план местности» и «географическая карта», применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан. Приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт.

Развить познавательные мотивы.

Формировать умение сотрудничать с другими, толерантное отношение друг к другу;

Формировать чувство ответственности перед командой;

Воспитать умение аргументировать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других.


11

Масштаб и его вид.

12

Условные знаки

13

Способы изображения неровностей земной поверхности.

Практическая работа №2 «Построение профиля рельефа»

14

Стороны горизонта. Ориентирование

15

Съемка местности. Практическая работа №3«Определение на местности направлений и расстояний»


16

Составление плана местности. Практическая работа №4 «Полярная съемка местности»


17

Географические карты

18

Параллели и меридианы

19

Географические координаты. Практическая работа №5 «Составление маршрута путешествия»

20

Географические информационные системы.

21


Изображение земной поверхности и их использование

22

Земля – планета солнечной системы.

Земля в Солнечной системе

5 часов

Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа.

Практическая работа. Урок – игра.


Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями — освоения космоса;

Объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах;

Использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний;

Сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; Объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты; объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;

Объяснять различия в продолжительности светового дня в  течение года на разных широтах;

Приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; Устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

Выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на  основе предоставленных данных;

Находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем;

Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время дискуссии;

Различать научную гипотезу и научный факт.

Прививать любовь к природе.

Формировать умение работать в коллективе, в группе, в паре, самостоятельность, дисциплинированность.

Развить речевую культуру, воспитать культуру общения.


23

Осевое вращение Земли.

Орбитальное движение Земли

24

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

25

Земля – планета Солнечной системы




26-27

Литосфера – каменная оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы. Практическая работа №6 «Определение горных пород по их свойствам»


6 часов

Фронтальная и групповая работа с классом. Индивидуальная работа.

Практическая работа. Урок – игра.


Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«минерал» и «горная порода»;

Различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного происхождения; классифицировать изученные горные породы по происхождению;

Распознавать проявления в окружающем мире внутренних и  внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

Применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для  решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

Называть причины землетрясений и вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения;

Различать горы и равнины; классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по  физической карте;

Приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности; Приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и  мира;

Приводить примеры опасных природных явлений в лито- сфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

Находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации; применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для  анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления;

Оформление результатов (примеры изменений в литосфере в  результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира) в виде презентации;

Оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе;

В ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи.


Формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом в классе, помогать и делиться добытыми знаниями. Уметь грамотно и корректно задавать вопросы. Слушать и оценивать ответы других ребят, помогать при решении заданий различного уровня сложности.

  1. Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;

  2. Развивать любознательность; воспитывать патриотизм.


28

Земная кора и литосфера

29

Рельеф Земли

30

Внутренние силы Земли. Внешние силы, создающие рельеф

31

Человек и мир камня



32

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

2 часа

Индивидуальная работа.

Проверка знаний: Определить уровень усвоения учащимися 5 класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

Развивать умение работать с тестами; сформированность умений комплексного использования различных карт атласа.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.


33

Анализ итоговой контрольной работы

34

Резерв

1 час