№ урока | Тема урока | Содержание урока | Вид деятельности уч-ся | дата |
| план | факт |
1 | Вводный урок. | Вводный урок. | Вводный урок. | | |
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений» | | |
2 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. | Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон. | - самостоятельная работа с учебником; - заочное путешествие по миру; - обсуждение темы урока; - анализируют, какие изменения произошли в экономическом положении великих мировых держав в начале 20 в.; - уясняют, как складывались военно-политические блоки и каковы были цели каждого из них; - размышляют, что стало поводом к началу Первой мировой войны; - начинают заполнение таблицы «Первая мировая война». | | |
3-4 | Российская империя в Первой мировой войне. | Военная кампания 1914 года. Военные действия в 1915 году. Кампания 1916 года. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны. | - продолжают заполнение таблицы «Первая мировая война»; - выбирают из текста параграфа факты, объясняющие причины поражений русской армии в 1915 году; - показывают, как в России перестраивалась экономика на военный лад; - выясняют, почему в годы Первой мировой войны в России не удалось полностью перестроить экономику на военный лад; - объясняют значение непонятных слов из параграфа; - показывают, как изменилось отношение к войне российского общества к 1916 г.; - работают с картой и датами. | | |
5-6 | Великая российская революция: Февраль 1917 г. | Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 году. Кризисы Временного правительства. | - анализируют объективные и субъективные причины революционного кризиса; - составляют в тетради хронику событий Февральской революции; - выясняют, почему сформированное после падения монархии правительство получило название Временного; - называют основные политические партии, действовавшие в России в 1917 году, дают им краткую характеристику; - перечисляют кризисные ситуации, которые возникали в процессе деятельности Временного правительства. | | |
7-8 | Великая российская революция: Октябрь 1917 г. | Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. | - показывают отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России; - анализируют, чем был обусловлен рост влияния большевиков летом-осенью 1917 г.; - выясняют, что такое коалиционное правительство и каковы были его задачи; - выписывают в тетрадь сокращенные названия, встречающиеся в тексте параграфа и дают им расшифровку, используя словари, Интернет. | | |
9 | Первые революцион-ныепреобразова-ния большевиков. | Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г. | - называют первые декреты, постановления советской власти, указывают их основные задачи; - выясняют, как строилась Красная Армия и в чем было ее основное отличие от армии Российской империи; - размышляют, почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания; - перечисляют условия Брестского мира; - называют особенности Конституции РСФСР 1918 г. | | |
10 | Экономичес-кая политика советской власти. Военный коммунизм. | Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО. | - выясняют, какие первоочередные меры в экономической области предприняло большевистское правительство; - приводят из текста параграфа примеры, раскрывающие классовый характер проводившейся большевиками экономической политики; - определяют условия, при которых большевикам в 1918 году пришлось реализовывать экономическую политику; - объясняют смысл термина «военный коммунизм»; - сравнивают политику продовольственной диктатуры и продовольственной разверстки; показывают различие и общее; - называют обстоятельства создания Государственной комиссии электрификации России и решают, какие задачи призван был решить план ГОЭЛРО. | | |
11-12 | Гражданская война. Революция и Гражданская война на националь-ных окраинах. | Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Политические программы сторон. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918-1919 гг. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство советской федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Борьба с басмачеством. | - анализируют причины и этапы Гражданской войны, политические программы сторон; - дают определение Гражданской войны; - показывают, в чем состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков; - выясняют, каким образом в 1918 году была установлена однопартийная диктатура большевиков; - показывают социальный состав антибольшевистских сил; - работают с картой , документами и иллюстрациями; - выясняют, каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи и какие новые государства там возникли; - сравнивают процесс установления советской власти на разных окраинах России; - готовят электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918-1920 гг.». | | |
13. | Идеология и культура периода Гражданской войны. | Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь. Общественные настроения. | - характеризуют политику новой власти в области образования и науки; - анализируют взаимоотношения новой власти и интеллигенции; - показывают отношение новой власти к Русской православной церкви; - характеризуют отношение Русской православной церкви к советской власти; - размышляют над повседневной жизнью после революции 1917 года и Гражданской войны; - работают с документами, иллюстрациями, непонятными словами. | | |
14. | Урок обобщения по главе 1. | Урок обобщения по главе 1. | Урок обобщения по главе 1. | | |
Глава 2. Советский Союз в 1920-1930-х гг. | | |
15 | Экономичес-кий и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике. | Называют основные последствия для России периода «великих потрясений». Анализируют события «малой» Гражданской войны. Подтверждают наличие глубокого кризиса в Советской России после окончания Гражданской войны. | | |
16. | Экономика нэпа. | Замена продразверстки продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства. | Объясняют термины времен нэпа. Показывают задачи, ход и последствия нэпа. Анализируют главные задачи финансовой реформы. Размышляют, почему был выбран 5-летний срок для планирования развития советской экономики. | | |
17 | Образование СССР. Националь-ная политика в 1920-е гг. | Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 года. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации». | Дают определение понятий параграфа. Сравнивают сталинский и ленинский планы создания союзного государства и показывают их принципиальное различие. Выясняют, что такое политика «коренизации» и в чем ее главная задача. Называют основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики. | | |
18 | Политическое развитие в 1920-е гг. | Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса. | Показывают на примерах, как в проводимой большевиками политике 1920-х годов проявлялись колебания между демократизаций общественной жизни и усилением репрессивного курса. Характеризуют основные этапы внутрипартийной борьбы и ее итоги. Называют лидеров противоборствующих сторон. Размышляют, какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны. | | |
19 | Международ-ное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами. | Показывают, какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е гг. 20 в. Выясняют, как складывались экономические отношения РСФСР и СССР с капиталистическими державами, со странами Востока. Уясняют, какова была главная цель создания Комминтерна. | | |
20 | Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства». | Анализируют, как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-е гг. Показывают роль сборника «Смена вех». Анализируют основные черты «нового советского искусства». | | |
21-22 | «Великий перелом». Индустриали-зация. Советская национальная политика в 1930-е гг. | Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития. Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. | Анализируют главные задачи и особенности индустриализации в СССР. Рассказывают о ходе индустриализации. Раскрывают на примерах форсированный характер промышленной модернизации советской страны. Излагают главные итоги индустриализации в СССР. | | |
23. | Коллективизация сельского хозяйства. | Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Становление колхозного строя. | Размышляют о политических дискуссиях о путях развития советской деревни. Называют причины перехода к политике сплошной коллективизации. Уясняют, что такое раскулачивание. Называют основные результаты коллективизации, проведенной в советской деревне. | | |
24 | Политическая система СССР в 1930- Советская национальная политика в 1930-е гг.е гг. | Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации. Национально-государственное строительство. Направления национальной политики. | Показывают изменения в советском обществе, отраженные в Конституции 1936 года. Определяют характерные черты «партии – государства». Называют причины массовых репрессий и оценивают их последствия. | | |
25 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. | Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья. | Уясняют, что такое культурная революция. Рассказывают о нововведениях в СССР в системе образования. Раскрывают на примерах вклад отечественной науки, искусства, литературы в развитие Советской страны. Анализируют | | |
26 | СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны. | Показывают, какие шаги предпринимало советское руководство для создания системы коллективной безопасности и как Советский Союз противостоял агрессивной политике Германии в Европе. Показывают основные направления укрепления безопасности на Дальнем Востоке. Анализируют, почему заключение советско-германского пакта было вынужденным для СССР. Называют последствия заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении. | | |
27 | Урок обобщения по главе 2. | Урок обобщения по главе 2. | Урок обобщения по главе 2. | | |
Глава 3. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. | | |
28 | СССР накануне Великой Отечествен-ной войны | Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения. | Выясняют, какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности. Анализируют, какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны. Показывают, почему война с Финляндией приобрела затяжной характер. Называют основные направления реорганизации Красной Армии. Размышляют о том, как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса. | | |
29-30 | Начало Великой Отечествен-ной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 гг.). | Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда. | Анализируют, почему с первых дней война с Германией приобрела всенародный характер. Называют цели, провозглашенные немецким командованием в плане «Барбаросса». Уясняют, что такое блицкриг. Показывают силы планы сторон накануне Великой Отечественной войны. Размышляют, почему И.В. Сталин был убежден в том, что Германия не нападет на СССР летом 1941 года. Называют причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. Рассказывают о Смоленском сражении. Работают с картами , датами, документами и иллюстрациями. Понимают, как проходила Московская битва и в чем ее значение. Выясняют, почему фашистским войскам не удалось захватить Ленинград. Рассказывают о мужестве, стойкости советских воинов в первые месяцы войны. | | |
31-32 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции. | Показывают, каковы были основные итоги военных действий в декабре 1941 – ноябре 1942 гг. Работают с картами, документами, датами и иллюстрациями. Уясняют планы воюющих сторон на 1942 год и в чем причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом. Размышляют, почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград и каковы были последствия этого наступления. Рассуждают о приказе наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 года и какую роль сыграл этот приказ в борьбе с войсками вермахта. Описывают последствия политики фашистской Германии на оккупированной территории СССР. Показывают причины массового партизанского движения и какую роль оно сыграло в борьбе с врагом. Называют имена героев-партизан. Рассказывают об антигитлеровской коалиции, когда она возникла и каковы были цели ее создания. | | |
33 | Человек и война: единство фронта и тыла. | Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат. | Размышляют о том, что объединяло фронтовое поколение советских людей. Анализируют, какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны и каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны. Приводят примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют деятельность Русской православной церкви в годы войны. Выясняют, какие изменения произошли в период войны в отношении государства и церкви. Показывают, какая была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР и в чем выразилось различие позиций в среде эмиграции. Приводят примеры, раскрывающие лозунг «Фронт и тыл едины». | | |
34 | Второй период Великой Отечествен-ной войны. Коренной перелом ( ноябрь 1942 -1943 гг.). | Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Военное взаимодействие с союзниками. Итоги второго периода войны. | Размышляют, почему стал возможен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Работают с картами, датами, документами и иллюстрациями. Называют причины успеха советского контрнаступления советских войск под Сталинградом. Рассказывают о нем, используя карту. Называют значение победы Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны. Рассказывают о Курской битве. Объясняют массовый героизм советского народа в годы войны. Называют значение Тегеранской конференции. | | |
35 | Народы СССР в борьбе с фашизмом. | Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика. | Показывают источники победы советского народа над фашизмом. Приводят примеры, отражающие многонациональный, всенародный характер борьбы с врагом. Объясняют смысл лозунга «Советская страна – единый военный лагерь». Уясняют, что такое депортация и каковы были ее причины в годы Великой Отечественной войны, каковы были ее последствия. Раскрывают на примерах вклад жителей национальных республик в победу над фашизмом. Рассказывают о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР и каковы были результаты этих попыток. Анализируют, почему они закончились неудачей. Высказывают свое отношение к коллаборационизму в годы войны и поясняют, можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом. | | |
36 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечествен-ной войне. Окончание Второй мировой войны. | Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. | Анализируют, какую роль сыграла Красная Армия на завершающем этапе Второй мировой войны. Рассказывают об основных операциях Красной Армии 1944 г. Показывают, как проходило освобождение Европы от фашизма. Рассказывают о битве за Берлин. Анализируют, какое из сражений Второй мировой войны можно считать крупнейшим и наиболее значимым для победы над фашизмом и почему. Называют главные причины, источники победы СССР в Великой Отечественной войне. Показывают итоги войны. Работают с датами, картами, документами, иллюстрациями. | | |
37 | Урок обобщения по главе 3 | Урок обобщения по главе 3 | Урок обобщения по главе 3 | | |
Глава 4. Апогей и кризис советской системы. 1845-1991 гг. |
38 | Место и роль СССР в послевоенном мире. | СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движений. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР. | Анализируют, как итоги Второй мировой войны отразились на международном положении СССР. Уясняют, почему после окончания войны усилился рост национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Показывают итоги войны в Корее в 1950-1953 гг. Размышляют, в чем состояла сущность «холодной войны». Называют причины роста влияния коммунистического движения после Второй мировой войны. Рассказывают о внутриполитической ситуации в СССР после войны. Работают с картой, датами и иллюстрациями. | | |
39 | Восстановле-ние и развитие экономики. | Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 года. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства. | Анализируют факторы, которые влияли на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Называют особенности проведения денежной реформы в СССР в 1947 году. Характеризуют противоречия промышленного развития СССР в послевоенные годы. Рассказывают о положении советской деревни в послевоенные годы. | | |
40 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. | Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности. | Рассказывают об изменениях, произошедших в структуре партийного и государственного управления СССР. Показывают репрессии, проведенные в послевоенное время и каковы были их причины и цели. Объясняют тезис : «КПСС – основа политической системы Советского государства». Называют изменения, которые произошли к 1953 году в составе руководителей СССР. Характеризуют методы, которые власти использовали для поддержания социальной стабильности в стране. | | |
41 | Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства. | Поясняют, что такое космополитизм. Рассказывают о послевоенных идеологических кампаниях. Показывают изменения, которые произошли в системе образования в СССР. Анализируют особенности развития науки в послевоенный период. Характеризуют основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы. | | |
42 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | Разделение Европы. Консолидация социалистических стран. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений. | Размышляют, как отразилась «холодная война» на внешней политике СССР. Думают, почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации. Перечисляют факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны». Показывают особенности советско-китайских отношений в послевоенный период. Рассказывают о корейской войне. Размышляют, каким образом СССР стремился установить военный паритет с США. | | |
43 | Смена политическо-го курса. | Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. 20 съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. | Составляют в тетради таблицу «Внутрипартийная борьба за власть в 1953 – 1957 гг. Анализируют, в чем заключалось содержание доклада Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС. Рассказывают о процессе реабилитации, его особенностях. Рассуждают о том, какие изменения произошли в государственном строительстве за годы правления Н.С. Хрущева. Объясняют слова Н.С. Хрущева «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Работают с документом, иллюстрациями. | | |
44 | Экономичес-кое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. | Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Социальное развитие. | Размышляют, в чем проявилась противоречивость социально-экономического курса Н.С. Хрущева. Рассказывают о развитии промышленности в СССР в конце 1950-начале 1960-х гг. Характеризуют изменения в развитии сельского хозяйства. Анализируют, что способствовало возрастанию престижа советских ученых в обществе. Приводят примеры достижений советской науки и техники в конце 1950-начале 1960-х гг. Перечисляют успехи социальной политики, проводимой в годы правления Н.С. Хрущева. | | |
45 | Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. | Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни. | Анализируют, как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР. Рассказывают о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в данный период. Характеризуют реформу образования в СССР. Показывают, в чем проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви. Называют особенности повседневной жизни народа в период «оттепели». | | |
46 | Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. | Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира. | Показывают итоги внешней политики СССР в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Рассказывают о компромиссах и силовых приемах в политике Н.С. Хрущева по отношению к западным странам. Размышляют, какое событие стало кульминацией гонки вооружений и заставило страны задуматься о разоружении. Раскрывают содержание события и называют его итоги. Показывают, как складывались отношения СССР с союзными странами. Характеризуют политику СССР по отношению к странам «третьего мира». | | |
47 | Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. | Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. | Показывают особенности политического развития СССР во второй половине 1960-начале 1980-х гг. Называют причины усиления роли партии и партаппарата в жизни СССР. Называют идеи, обосновывавшие консервативный политический курс. Характеризуют особенности Конституции СССР 1977 г. Рассказывают о процессе ресталинизации после отставки Н.С. Хрущева. Объясняют, как объединены между собой такие понятия, как «застой», «партаппарат» ( «номенклатура»), «геронтократия», «теневая экономика». Размышляют, какие идеологические новации предложил Ю.В. Андропов. | | |
48 | Социально-экономичес-кое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. | Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития. | Размышляют, почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов. Анализируют, на что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство страны в 1970-е гг. Показывают причины относительного увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг. | | |
49 | Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. | Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. | Характеризуют особенности повседневной жизни советских граждан в 1960-х – начале 1980-х гг. Понимают, что означает выражение «полочные фильмы». Рассказывают о движении диссидентов и понимают, почему оно расширяется к концу 1970-х гг. Называют новые черты в искусстве данного периода. | | |
50 | Политика разрядки международ-ной напряженно-сти. | Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма. | Раскрывают роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Анализируют, какие события и решения во внешней политике СССР можно отнести к удачным и неудачным. Аргументируют свое мнение. Приводят примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряженности в 1960-1980-х гг. Называют причины ввода войск стран – участниц ОВД в Чехословакию. Рассказывают о развитии отношений между СССР и США в 1970- начале 1980-х гг. Понимают, почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай. | | |
Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. ( продолжение ). |
51 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. | Называют новые явления, проявившиеся в развитии мирового сообщества к началу 1980-х годов. Характеризуют социально-экономическое положение в СССР к середине 19780-х годов. Раскрывают положительные и отрицательные черты китайской и чехословацко-венгерской моделей модернизации. Показывают итоги деятельности Ю.В. Андропова. Составляют в тетради сравнительную таблицу «СССР и мир в начале 1980-х годов». | | |
52 | Социально-экономичес-кое развитие СССП в 1985-1991 гг. | Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней». | Заполняют таблицу «Этапы перестройки». Анализируют программу «500 дней». Называют итоги экономического развития страны к концу 1980-х гг. Характеризуют противоречия этапов перестройки. Обсуждают в классе тезис: « Без политических изменений успешные экономические преобразования невозможны». | | |
53 | Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Резу4льтаты политики гласности. | Объясняют понятие «гласность». Приводят примеры этого явления. Раскрывают роль СМИ в политике гласности. Анализируют изменения, которые произошли в религиозной политике государства. Характеризуют особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки. | | |
54 | Реформа политической системы. | Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991-е гг. 1 Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС, | Раскрывают сущность конституционной реформы 1988-1991 гг. Показывают задачи, которые был призван решить 1 Съезд народных депутатов. Характеризуют процесс становления многопартийности в конце 1980-начале 1990-х гг. Размышляют, как отразились преобразования политической системы в годы перестройки на реформировании экономики СССР. | | |
55 | Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире. | Выясняют, что такое «новое политическое мышление» и каковы были направления этой политики. Размышляют, какие достижения и неудачи можно отметить во внешнеполитическом курсе М.С. Горбачева. Рассказывают о процессе разоружения в период перестройки. Понимают, что такое однополярный мир, раскрывают суть биполярной системы международных отношений. Характеризуют влияние нарастающих экономических трудностей на внешнюю политику СССР в 1989-1991 гг. Называют основные итоги реализации «нового мышления» во внешней политике СССР конца 1980-х гг. | | |
56 | Националь-ная политика и подъем националь-ных движений. Распад СССР. | Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъем национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР. | Рассказывают о противостоянии между Центром и республиками. Понимают, что такое «парад суверенитетов». Характеризуют новый союзный договор и понимают, почему возникла необходимость его подписания. Объясняют политические итоги событий августа 1991 года. Составляют логическую цепочку событий и процессов, которые привели к отставке М.С. Горбачева. Размышляют, почему при проведении масштабных экономических и политических реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства. Называют причины обострений национальных движений. | | |
57 | Урок обобщения по главам 3 и 4 | Урок обобщения по главам 3 и 4 | Урок обобщения по главам 3 и 4 | | |
Глава 5. Российская Федерация. | | |
58 | Российская экономика на пути к рынку. | Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике. | Понимают, каким образом политические и экономические итоги предыдущего периода предопределили характер реформ 1990-х. Выясняют, как можно было преодолеть кризис продовольственного снабжения в стране. Анализируют, почему в 1990-е гг. возникали «финансовые пирамиды». Выясняют, какие группы российского общества и почему были ориентированы на рыночные реформы. Обосновывают свой ответ. Размышляют, почему аграрный сектор в 1990-е гг. находился в глубоком кризисе. Находят информацию о формировании рыночной экономической модели в Китае. Выясняют, что такое «шоковая терапия». Характеризуют результаты экономических реформ 1990-х гг. и понимают, какое место заняла Россия в структуре мировой экономики в конце 20 в. | | |
59 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Результаты политического развития. | Называют особенности формирования политической системы Российской Федерации. Понимают, что определяло политическую борьбу в 1992-1993 гг. и каким образом решался вопрос о власти. Характеризуют результаты событий сентября – октября 1993 г. Выявляют отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны. Рассказывают о становлении многопартийности в России. Определяют положительные и негативные тенденции этого процесса. Называют результаты политического развития страны в 1990-е гг. | | |
60 | Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии. | Называют позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством. Определяют перемены, которые произошли в духовной жизни страны в 1990-е гг. Понимают, что можно отнести к достижениям российской культуры в этот период. Показывают трудности, которые существовали. Рассказывают о тенденциях развития литературы в 1990-е гг. Выясняют, как изменился репертуар отечественных театров. Выясняют, что такое коммерциализация культуры, приводят примеры. Выясняют, как кризисное состояние российского общества отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг. | | |
61 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. | Понимают, какие внешние угрозы, сложившиеся в начале 1990-х гг., потребовали выработать новую внешнеполитическую концепцию России. Выясняют, как менялась политика России в отношении стран Запада в 1990-е гг. Называют достижения и противоречия в отношениях России со странами СНГ. Характеризуют результаты внешней политики России в 1990-е гг. | | |
62 | Политическая жизнь России в начале 21 века. | Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003-2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг. | Понимают причины отставки Б.Н. Ельцина. Называют главное в предвыборной программе В.В. Путина. Анализируют меры, которые были предприняты по обеспечению единства и согласия общества в 2000-2007 гг. Понимают, как в государственной символике была отражена преемственность поколений. Характеризуют действия, которые предприняла федеральная власть для урегулирования военно-политического кризиса в Чечне. | | |
63 | Экономика России в начале 21 века. | Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны. | Оценивают состояние экономики России к концу 1990-х гг. Называют приоритетные направления экономической политики в 2000-2007 гг. Объясняют, каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики. Перечисляют приоритетные национальные проекты развития России. Понимают, почему большое внимание было уделено демографической политике. Называют итоги социально-экономического развития страны в 2000-2008 гг. | | |
64 | Повседневная и духовная жизнь. | Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь. | Анализируют изменения, которые произошли в повседневной жизни населения России в начале 21 в. Показывают роль СМИ в общественной жизни. Анализируют события, которые произошли в развитии образования, науки, культуры. Называют определяющие достижения российского спорта в начале 21 века. Подтверждают с помощью текста параграфа факт возрождения религиозной жизни многонационального населения России. Показывают личный вклад патриарха Алексия 2 в возрождении духовной жизни в России. | | |
65 | Внешняя политика России в начале 21 века. | Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России. | Характеризуют внешнеполитическую стратегию России в начале 21 века по сравнению с предыдущим периодом. Показывают роль России в борьбе с международным терроризмом. Анализируют отношения России с США и странами Запада. Размышляют о политике, проводимой Россией со странами ближнего зарубежья. Называют факты, свидетельствующие об укреплении позиций России на международной арене. | | |
66 | Россия в 2008-2018 гг. | Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Воссоединение Крыма с Россией. Внешняя политика. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Культура, наука, спорт. Выборы в Государственную думу 2016 г. Президентские выборы 2018 г. | Размышляют, как мировой кризис повлиял на развитие России. Анализируют, почему на президентских выборах 2012 и 2018 гг. за В.В. Путина проголосовало большинство избирателей. Называют причины воссоединения Крыма с Россией. Объясняют значение этого события. Характеризуют внешнюю политику России в 2008-2018 гг. Описывают важнейшие события культурной и спортивной жизни России изучаемого периода. | | |
67 | Урок обобщения по главе 5 | Урок обобщения по главе 5 | Урок обобщения по главе 5 | | |
68 | Итоговое тестирование по истории за 10-й класс | Итоговое тестирование по истории за 10-й класс | Итоговое тестирование по истории за 10-й класс | | |