СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по истории. 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по истории. 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области «Нижнедевицкая гимназия»

«Согласовано»
заместитель директора по УВР
_________________________________
подпись заместителя директора
«____» __________________ 20__ года









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному предмету (курсу)
« История. История России»
для учащихся « 10-б» класса
на 2019 -2020 учебный год
Учитель: Сидорова Р.И., высшая категория













Количество часов:
всего _68____ часа (ов),_2___ часа(ов) в неделю
КТП составлено на основе «Рабочей программы по Всеобщей истории. История России», утвержденной
приказом директора от ____________г. № ______











№ урока

Тема урока

Содержание урока

Вид деятельности уч-ся

дата


план

факт

1

Вводный урок.

Вводный урок.

Вводный урок.



Глава 1. Россия в годы «великих потрясений»



2

Россия и мир накануне Первой мировой войны.

Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

- самостоятельная работа с учебником;

- заочное путешествие по миру;

- обсуждение темы урока;

- анализируют, какие изменения произошли в экономическом положении великих мировых держав в начале 20 в.;

- уясняют, как складывались военно-политические блоки и каковы были цели каждого из них;

- размышляют, что стало поводом к началу Первой мировой войны;

- начинают заполнение таблицы «Первая мировая война».



3-4

Российская империя в Первой мировой войне.

Военная кампания 1914 года. Военные действия в 1915 году. Кампания 1916 года. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.

- продолжают заполнение таблицы «Первая мировая война»;

- выбирают из текста параграфа факты, объясняющие причины поражений русской армии в 1915 году;

- показывают, как в России перестраивалась экономика на военный лад;

- выясняют, почему в годы Первой мировой войны в России не удалось полностью перестроить экономику на военный лад;

- объясняют значение непонятных слов из параграфа;

- показывают, как изменилось отношение к войне российского общества к 1916 г.;

- работают с картой и датами.



5-6

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 году. Кризисы Временного правительства.

- анализируют объективные и субъективные причины революционного кризиса;

- составляют в тетради хронику событий Февральской революции;

- выясняют, почему сформированное после падения монархии правительство получило название Временного;

- называют основные политические партии, действовавшие в России в 1917 году, дают им краткую характеристику;

- перечисляют кризисные ситуации, которые возникали в процессе деятельности Временного правительства.



7-8

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

- показывают отношение Русской православной церкви к революционным событиям в России;

- анализируют, чем был обусловлен рост влияния большевиков летом-осенью 1917 г.;

- выясняют, что такое коалиционное правительство и каковы были его задачи;

- выписывают в тетрадь сокращенные названия, встречающиеся в тексте параграфа и дают им расшифровку, используя словари, Интернет.



9

Первые революцион-ныепреобразова-ния большевиков.

Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

- называют первые декреты, постановления советской власти, указывают их основные задачи;

- выясняют, как строилась Красная Армия и в чем было ее основное отличие от армии Российской империи;

- размышляют, почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания;

- перечисляют условия Брестского мира;

- называют особенности Конституции РСФСР 1918 г.



10

Экономичес-кая политика советской власти. Военный коммунизм.

Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

- выясняют, какие первоочередные меры в экономической области предприняло большевистское правительство;

- приводят из текста параграфа примеры, раскрывающие классовый характер проводившейся большевиками экономической политики;

- определяют условия, при которых большевикам в 1918 году пришлось реализовывать экономическую политику;

- объясняют смысл термина «военный коммунизм»;

- сравнивают политику продовольственной диктатуры и продовольственной разверстки; показывают различие и общее;

- называют обстоятельства создания Государственной комиссии электрификации России и решают, какие задачи призван был решить план ГОЭЛРО.



11-12

Гражданская война.

Революция и Гражданская война на националь-ных окраинах.

Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Политические программы сторон. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918-1919 гг. Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство советской федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Борьба с басмачеством.

- анализируют причины и этапы Гражданской войны, политические программы сторон;

- дают определение Гражданской войны;

- показывают, в чем состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков;

- выясняют, каким образом в 1918 году была установлена однопартийная диктатура большевиков;

- показывают социальный состав антибольшевистских сил;

- работают с картой , документами и иллюстрациями;

- выясняют, каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи и какие новые государства там возникли;

- сравнивают процесс установления советской власти на разных окраинах России;

- готовят электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918-1920 гг.».



13.

Идеология и культура периода Гражданской войны.

Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь. Общественные настроения.

- характеризуют политику новой власти в области образования и науки;

- анализируют взаимоотношения новой власти и интеллигенции;

- показывают отношение новой власти к Русской православной церкви;

- характеризуют отношение Русской православной церкви к советской власти;

- размышляют над повседневной жизнью после революции 1917 года и Гражданской войны;

- работают с документами, иллюстрациями, непонятными словами.



14.

Урок обобщения по главе 1.


Урок обобщения по главе 1.

Урок обобщения по главе 1.



Глава 2. Советский Союз в 1920-1930-х гг.



15

Экономичес-кий и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу.

Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.

Называют основные последствия для России периода «великих потрясений». Анализируют события «малой» Гражданской войны. Подтверждают наличие глубокого кризиса в Советской России после окончания Гражданской войны.



16.

Экономика нэпа.

Замена продразверстки продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Объясняют термины времен нэпа. Показывают задачи, ход и последствия нэпа. Анализируют главные задачи финансовой реформы. Размышляют, почему был выбран 5-летний срок для планирования развития советской экономики.



17

Образование СССР. Националь-ная политика в 1920-е гг.

Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 года. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Дают определение понятий параграфа. Сравнивают сталинский и ленинский планы создания союзного государства и показывают их принципиальное различие. Выясняют, что такое политика «коренизации» и в чем ее главная задача. Называют основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.



18

Политическое развитие в 1920-е гг.

Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.

Показывают на примерах, как в проводимой большевиками политике 1920-х годов проявлялись колебания между демократизаций общественной жизни и усилением репрессивного курса. Характеризуют основные этапы внутрипартийной борьбы и ее итоги. Называют лидеров противоборствующих сторон. Размышляют, какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны.



19

Международ-ное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Показывают, какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е гг. 20 в. Выясняют, как складывались экономические отношения РСФСР и СССР с капиталистическими державами, со странами Востока. Уясняют, какова была главная цель создания Комминтерна.



20

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».

Анализируют, как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-е гг. Показывают роль сборника «Смена вех». Анализируют основные черты «нового советского искусства».



21-22

«Великий перелом». Индустриали-зация.

Советская национальная политика в 1930-е гг.

Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития. Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях.

Анализируют главные задачи и особенности индустриализации в СССР. Рассказывают о ходе индустриализации. Раскрывают на примерах форсированный характер промышленной модернизации советской страны. Излагают главные итоги индустриализации в СССР.



23.

Коллективизация сельского хозяйства.

Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Становление колхозного строя.

Размышляют о политических дискуссиях о путях развития советской деревни. Называют причины перехода к политике сплошной коллективизации. Уясняют, что такое раскулачивание. Называют основные результаты коллективизации, проведенной в советской деревне.



24

Политическая система СССР в 1930- Советская национальная политика в 1930-е гг.е гг.

Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Национально-государственное строительство. Направления национальной политики.

Показывают изменения в советском обществе, отраженные в Конституции 1936 года. Определяют характерные черты «партии – государства». Называют причины массовых репрессий и оценивают их последствия.



25

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.

Уясняют, что такое культурная революция. Рассказывают о нововведениях в СССР в системе образования. Раскрывают на примерах вклад отечественной науки, искусства, литературы в развитие Советской страны. Анализируют



26

СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Показывают, какие шаги предпринимало советское руководство для создания системы коллективной безопасности и как Советский Союз противостоял агрессивной политике Германии в Европе. Показывают основные направления укрепления безопасности на Дальнем Востоке. Анализируют, почему заключение советско-германского пакта было вынужденным для СССР. Называют последствия заключения секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении.



27

Урок обобщения по главе 2.

Урок обобщения по главе 2.

Урок обобщения по главе 2.



Глава 3. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.



28

СССР накануне Великой Отечествен-ной войны

Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

Выясняют, какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности. Анализируют, какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны. Показывают, почему война с Финляндией приобрела затяжной характер. Называют основные направления реорганизации Красной Армии. Размышляют о том, как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса.



29-30

Начало Великой Отечествен-ной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 гг.).

Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

Анализируют, почему с первых дней война с Германией приобрела всенародный характер. Называют цели, провозглашенные немецким командованием в плане «Барбаросса». Уясняют, что такое блицкриг. Показывают силы планы сторон накануне Великой Отечественной войны. Размышляют, почему И.В. Сталин был убежден в том, что Германия не нападет на СССР летом 1941 года. Называют причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. Рассказывают о Смоленском сражении. Работают с картами , датами, документами и иллюстрациями. Понимают, как проходила Московская битва и в чем ее значение. Выясняют, почему фашистским войскам не удалось захватить Ленинград. Рассказывают о мужестве, стойкости советских воинов в первые месяцы войны.



31-32

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.

Ситуация на фронте весной 1942 года. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 года. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.

Показывают, каковы были основные итоги военных действий в декабре 1941 – ноябре 1942 гг. Работают с картами, документами, датами и иллюстрациями. Уясняют планы воюющих сторон на 1942 год и в чем причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом. Размышляют, почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград и каковы были последствия этого наступления. Рассуждают о приказе наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 года и какую роль сыграл этот приказ в борьбе с войсками вермахта. Описывают последствия политики фашистской Германии на оккупированной территории СССР. Показывают причины массового партизанского движения и какую роль оно сыграло в борьбе с врагом. Называют имена героев-партизан. Рассказывают об антигитлеровской коалиции, когда она возникла и каковы были цели ее создания.



33

Человек и война: единство фронта и тыла.

Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.

Размышляют о том, что объединяло фронтовое поколение советских людей. Анализируют, какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала Великой Отечественной войны и каким образом осуществлялась организация и работа тыловых госпиталей в годы войны. Приводят примеры мужества и массового героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны. Характеризуют деятельность Русской православной церкви в годы войны. Выясняют, какие изменения произошли в период войны в отношении государства и церкви. Показывают, какая была реакция российских эмигрантов на агрессию Германии против СССР и в чем выразилось различие позиций в среде эмиграции. Приводят примеры, раскрывающие лозунг «Фронт и тыл едины».



34

Второй период Великой Отечествен-ной войны. Коренной перелом ( ноябрь 1942 -1943 гг.).

Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Военное взаимодействие с союзниками. Итоги второго периода войны.

Размышляют, почему стал возможен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Работают с картами, датами, документами и иллюстрациями. Называют причины успеха советского контрнаступления советских войск под Сталинградом. Рассказывают о нем, используя карту. Называют значение победы Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны. Рассказывают о Курской битве. Объясняют массовый героизм советского народа в годы войны. Называют значение Тегеранской конференции.



35

Народы СССР в борьбе с фашизмом.

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика.

Показывают источники победы советского народа над фашизмом. Приводят примеры, отражающие многонациональный, всенародный характер борьбы с врагом. Объясняют смысл лозунга «Советская страна – единый военный лагерь». Уясняют, что такое депортация и каковы были ее причины в годы Великой Отечественной войны, каковы были ее последствия. Раскрывают на примерах вклад жителей национальных республик в победу над фашизмом. Рассказывают о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР и каковы были результаты этих попыток. Анализируют, почему они закончились неудачей. Высказывают свое отношение к коллаборационизму в годы войны и поясняют, можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом.



36

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечествен-ной войне. Окончание Второй мировой войны.

Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Анализируют, какую роль сыграла Красная Армия на завершающем этапе Второй мировой войны. Рассказывают об основных операциях Красной Армии 1944 г. Показывают, как проходило освобождение Европы от фашизма. Рассказывают о битве за Берлин. Анализируют, какое из сражений Второй мировой войны можно считать крупнейшим и наиболее значимым для победы над фашизмом и почему. Называют главные причины, источники победы СССР в Великой Отечественной войне. Показывают итоги войны. Работают с датами, картами, документами, иллюстрациями.



37

Урок обобщения по главе 3

Урок обобщения по главе 3

Урок обобщения по главе 3



Глава 4. Апогей и кризис советской системы. 1845-1991 гг.

38

Место и роль СССР в послевоенном мире.

СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движений. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.

Анализируют, как итоги Второй мировой войны отразились на международном положении СССР. Уясняют, почему после окончания войны усилился рост национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Показывают итоги войны в Корее в 1950-1953 гг. Размышляют, в чем состояла сущность «холодной войны». Называют причины роста влияния коммунистического движения после Второй мировой войны. Рассказывают о внутриполитической ситуации в СССР после войны. Работают с картой, датами и иллюстрациями.



39

Восстановле-ние и развитие экономики.

Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 года. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.

Анализируют факторы, которые влияли на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Называют особенности проведения денежной реформы в СССР в 1947 году. Характеризуют противоречия промышленного развития СССР в послевоенные годы. Рассказывают о положении советской деревни в послевоенные годы.



40

Изменения в политической системе в послевоенные годы.

Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.

Рассказывают об изменениях, произошедших в структуре партийного и государственного управления СССР. Показывают репрессии, проведенные в послевоенное время и каковы были их причины и цели. Объясняют тезис : «КПСС – основа политической системы Советского государства». Называют изменения, которые произошли к 1953 году в составе руководителей СССР. Характеризуют методы, которые власти использовали для поддержания социальной стабильности в стране.



41

Идеология, наука и культура в послевоенные годы.

Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.

Поясняют, что такое космополитизм. Рассказывают о послевоенных идеологических кампаниях. Показывают изменения, которые произошли в системе образования в СССР. Анализируют особенности развития науки в послевоенный период. Характеризуют основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.



42

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны».

Разделение Европы. Консолидация социалистических стран. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.

Размышляют, как отразилась «холодная война» на внешней политике СССР. Думают, почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации. Перечисляют факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны». Показывают особенности советско-китайских отношений в послевоенный период. Рассказывают о корейской войне. Размышляют, каким образом СССР стремился установить военный паритет с США.



43

Смена политическо-го курса.

Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. 20 съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.

Составляют в тетради таблицу «Внутрипартийная борьба за власть в 1953 – 1957 гг. Анализируют, в чем заключалось содержание доклада Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС. Рассказывают о процессе реабилитации, его особенностях. Рассуждают о том, какие изменения произошли в государственном строительстве за годы правления Н.С. Хрущева. Объясняют слова Н.С. Хрущева «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Работают с документом, иллюстрациями.



44

Экономичес-кое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Социальное развитие.

Размышляют, в чем проявилась противоречивость социально-экономического курса Н.С. Хрущева. Рассказывают о развитии промышленности в СССР в конце 1950-начале 1960-х гг. Характеризуют изменения в развитии сельского хозяйства. Анализируют, что способствовало возрастанию престижа советских ученых в обществе. Приводят примеры достижений советской науки и техники в конце 1950-начале 1960-х гг. Перечисляют успехи социальной политики, проводимой в годы правления Н.С. Хрущева.



45

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и церковь. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.

Анализируют, как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР. Рассказывают о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в данный период. Характеризуют реформу образования в СССР. Показывают, в чем проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви. Называют особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».



46

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.

Показывают итоги внешней политики СССР в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Рассказывают о компромиссах и силовых приемах в политике Н.С. Хрущева по отношению к западным странам. Размышляют, какое событие стало кульминацией гонки вооружений и заставило страны задуматься о разоружении. Раскрывают содержание события и называют его итоги. Показывают, как складывались отношения СССР с союзными странами. Характеризуют политику СССР по отношению к странам «третьего мира».



47

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.

Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.

Показывают особенности политического развития СССР во второй половине 1960-начале 1980-х гг. Называют причины усиления роли партии и партаппарата в жизни СССР. Называют идеи, обосновывавшие консервативный политический курс. Характеризуют особенности Конституции СССР 1977 г. Рассказывают о процессе ресталинизации после отставки Н.С. Хрущева. Объясняют, как объединены между собой такие понятия, как «застой», «партаппарат» ( «номенклатура»), «геронтократия», «теневая экономика». Размышляют, какие идеологические новации предложил Ю.В. Андропов.



48

Социально-экономичес-кое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Размышляют, почему экономическая реформа 1965 года не дала ожидаемых результатов. Анализируют, на что сделало главную ставку в экономическом развитии руководство страны в 1970-е гг. Показывают причины относительного увеличения отрыва экономики СССР от экономики западных стран в 1970-х – начале 1980-х гг.



49

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Характеризуют особенности повседневной жизни советских граждан в 1960-х – начале 1980-х гг. Понимают, что означает выражение «полочные фильмы». Рассказывают о движении диссидентов и понимают, почему оно расширяется к концу 1970-х гг. Называют новые черты в искусстве данного периода.



50

Политика разрядки международ-ной напряженно-сти.

Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

Раскрывают роль СССР в ряде региональных конфликтов в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Анализируют, какие события и решения во внешней политике СССР можно отнести к удачным и неудачным. Аргументируют свое мнение. Приводят примеры, свидетельствующие о разрядке международной напряженности в 1960-1980-х гг. Называют причины ввода войск стран – участниц ОВД в Чехословакию. Рассказывают о развитии отношений между СССР и США в 1970- начале 1980-х гг. Понимают, почему к началу 1980-х гг. от СССР окончательно дистанцировался Китай.



Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. ( продолжение ).

51

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.

Называют новые явления, проявившиеся в развитии мирового сообщества к началу 1980-х годов. Характеризуют социально-экономическое положение в СССР к середине 19780-х годов. Раскрывают положительные и отрицательные черты китайской и чехословацко-венгерской моделей модернизации. Показывают итоги деятельности Ю.В. Андропова. Составляют в тетради сравнительную таблицу «СССР и мир в начале 1980-х годов».



52

Социально-экономичес-кое развитие СССП в 1985-1991 гг.

Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».

Заполняют таблицу «Этапы перестройки». Анализируют программу «500 дней». Называют итоги экономического развития страны к концу 1980-х гг. Характеризуют противоречия этапов перестройки. Обсуждают в классе тезис: « Без политических изменений успешные экономические преобразования невозможны».



53

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки.

Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Резу4льтаты политики гласности.

Объясняют понятие «гласность». Приводят примеры этого явления. Раскрывают роль СМИ в политике гласности. Анализируют изменения, которые произошли в религиозной политике государства. Характеризуют особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки.



54

Реформа политической системы.

Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991-е гг. 1 Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС,

Раскрывают сущность конституционной реформы 1988-1991 гг. Показывают задачи, которые был призван решить 1 Съезд народных депутатов. Характеризуют процесс становления многопартийности в конце 1980-начале 1990-х гг. Размышляют, как отразились преобразования политической системы в годы перестройки на реформировании экономики СССР.



55

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.

«Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире.

Выясняют, что такое «новое политическое мышление» и каковы были направления этой политики. Размышляют, какие достижения и неудачи можно отметить во внешнеполитическом курсе М.С. Горбачева. Рассказывают о процессе разоружения в период перестройки. Понимают, что такое однополярный мир, раскрывают суть биполярной системы международных отношений. Характеризуют влияние нарастающих экономических трудностей на внешнюю политику СССР в 1989-1991 гг. Называют основные итоги реализации «нового мышления» во внешней политике СССР конца 1980-х гг.



56

Националь-ная политика и подъем националь-ных движений. Распад СССР.

Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъем национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

Рассказывают о противостоянии между Центром и республиками. Понимают, что такое «парад суверенитетов». Характеризуют новый союзный договор и понимают, почему возникла необходимость его подписания. Объясняют политические итоги событий августа 1991 года. Составляют логическую цепочку событий и процессов, которые привели к отставке М.С. Горбачева. Размышляют, почему при проведении масштабных экономических и политических реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства. Называют причины обострений национальных движений.



57

Урок обобщения по главам 3 и 4

Урок обобщения по главам 3 и 4

Урок обобщения по главам 3 и 4



Глава 5. Российская Федерация.



58

Российская экономика на пути к рынку.

Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992-1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

Понимают, каким образом политические и экономические итоги предыдущего периода предопределили характер реформ 1990-х. Выясняют, как можно было преодолеть кризис продовольственного снабжения в стране. Анализируют, почему в 1990-е гг. возникали «финансовые пирамиды». Выясняют, какие группы российского общества и почему были ориентированы на рыночные реформы. Обосновывают свой ответ. Размышляют, почему аграрный сектор в 1990-е гг. находился в глубоком кризисе. Находят информацию о формировании рыночной экономической модели в Китае. Выясняют, что такое «шоковая терапия». Характеризуют результаты экономических реформ 1990-х гг. и понимают, какое место заняла Россия в структуре мировой экономики в конце 20 в.



59

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Результаты политического развития.

Называют особенности формирования политической системы Российской Федерации. Понимают, что определяло политическую борьбу в 1992-1993 гг. и каким образом решался вопрос о власти. Характеризуют результаты событий сентября – октября 1993 г. Выявляют отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны. Рассказывают о становлении многопартийности в России. Определяют положительные и негативные тенденции этого процесса. Называют результаты политического развития страны в 1990-е гг.



60

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.

Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Называют позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством. Определяют перемены, которые произошли в духовной жизни страны в 1990-е гг. Понимают, что можно отнести к достижениям российской культуры в этот период. Показывают трудности, которые существовали. Рассказывают о тенденциях развития литературы в 1990-е гг. Выясняют, как изменился репертуар отечественных театров. Выясняют, что такое коммерциализация культуры, приводят примеры. Выясняют, как кризисное состояние российского общества отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг.



61

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.

Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Понимают, какие внешние угрозы, сложившиеся в начале 1990-х гг., потребовали выработать новую внешнеполитическую концепцию России. Выясняют, как менялась политика России в отношении стран Запада в 1990-е гг. Называют достижения и противоречия в отношениях России со странами СНГ. Характеризуют результаты внешней политики России в 1990-е гг.



62

Политическая жизнь России в начале 21 века.

Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003-2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

Понимают причины отставки Б.Н. Ельцина. Называют главное в предвыборной программе В.В. Путина. Анализируют меры, которые были предприняты по обеспечению единства и согласия общества в 2000-2007 гг. Понимают, как в государственной символике была отражена преемственность поколений. Характеризуют действия, которые предприняла федеральная власть для урегулирования военно-политического кризиса в Чечне.



63

Экономика России в начале 21 века.

Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.

Оценивают состояние экономики России к концу 1990-х гг. Называют приоритетные направления экономической политики в 2000-2007 гг. Объясняют, каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики. Перечисляют приоритетные национальные проекты развития России. Понимают, почему большое внимание было уделено демографической политике. Называют итоги социально-экономического развития страны в 2000-2008 гг.



64

Повседневная и духовная жизнь.

Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.

Анализируют изменения, которые произошли в повседневной жизни населения России в начале 21 в. Показывают роль СМИ в общественной жизни. Анализируют события, которые произошли в развитии образования, науки, культуры. Называют определяющие достижения российского спорта в начале 21 века. Подтверждают с помощью текста параграфа факт возрождения религиозной жизни многонационального населения России. Показывают личный вклад патриарха Алексия 2 в возрождении духовной жизни в России.



65

Внешняя политика России в начале 21 века.

Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Характеризуют внешнеполитическую стратегию России в начале 21 века по сравнению с предыдущим периодом. Показывают роль России в борьбе с международным терроризмом. Анализируют отношения России с США и странами Запада. Размышляют о политике, проводимой Россией со странами ближнего зарубежья. Называют факты, свидетельствующие об укреплении позиций России на международной арене.



66

Россия в 2008-2018 гг.

Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Воссоединение Крыма с Россией. Внешняя политика. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Культура, наука, спорт. Выборы в Государственную думу 2016 г. Президентские выборы 2018 г.

Размышляют, как мировой кризис повлиял на развитие России. Анализируют, почему на президентских выборах 2012 и 2018 гг. за В.В. Путина проголосовало большинство избирателей. Называют причины воссоединения Крыма с Россией. Объясняют значение этого события. Характеризуют внешнюю политику России в 2008-2018 гг. Описывают важнейшие события культурной и спортивной жизни России изучаемого периода.



67

Урок обобщения по главе 5

Урок обобщения по главе 5

Урок обобщения по главе 5



68

Итоговое тестирование по истории за 10-й класс

Итоговое тестирование по истории за 10-й класс

Итоговое тестирование по истории за 10-й класс