№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Вводный урок. Сеятели разумного, доброго, вечного. | 1 |
2 | «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы». | 1 |
3 | «Печальная повесть о походе Игоревом» | 1 |
4 | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…» | 1 |
5 | Образ автора в «Слове о полку Игореве». Художественные особенности «Слова о полку Игореве» | 1 |
6-7 | Ярославна - пленительный женский образ в «Слове о полку Игореве». Обучение сочинению на материале данной темы. | 2 |
8 | У литературной карты Смоленщины. Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перевод "Слова ..." Н.И. Рыленкова). Смоляне в древнерусской литературе. Вводный контроль. Тест. | 1 |
9 | Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм. | 1 |
10 | М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, учёный, поэт. | 1 |
11 | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. «Арфа», Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица». | 1 |
12 | Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. | 1 |
13 | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. | 1 |
14 | Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин. Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция. | 1 |
15 | Идеал честного человека в комедии «Недоросль» | 1 |
16 | Р/р Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». | 1 |
17 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения. | 1 |
18 | Сентиментализм. Н.М. Карамзин-писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза». Стихотворение «Осень» | 1 |
19 | Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении. | 1 |
20 | У литературной карты Смоленщины. Смоленск конца XIII века в повести Ф. Эттингера "Башня Веселуха. В.Кудимов "Мартын - живописец". Судьба художника-самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губернии. | 1 |
21 | Становление и развитие романтизма в 1-й четверти XIX века. | 1 |
22 | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической точности». | 1 |
23 | «Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. | 1 |
24 | Р/р Обучение анализу лирического текста. | 1 |
25 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику» | 1 |
26 | А.С.Грибоедов. Личность и судьба. Грибоедов и Смоленщина. | 1 |
27 | Сюжет и композиция «Горе от ума», система образов. | 1 |
28 | «Век нынешний» и «век минувший». | 1 |
29 | Любовная интрига в комедии «Горе от ума». | 1 |
30 | Фамусовское общество. | 1 |
31 | Развязка комедии «Горе от ума». Проблема ума. | 1 |
32 | И.А. Гончаров «Мильон терзаний» | 1 |
33 | Подготовка к домашнему сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 |
34 | У литературной карты Смоленщины. Литературная жизнь Смоленщины XVII-начала XIX в.в. | 1 |
35 | А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. | 1 |
36 | Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Тема дружбы в лирике А. С.Пушкина. | 1 |
37-38 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. | 2 |
39 | Романтические поэмы А. С. Пушкина. | 1 |
40 | Образы природы в лирике А. С. Пушкина. | 1 |
41 | Устный журнал «Поговорим о странностях любви…» | 1 |
42 | А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии. | 1 |
43-44 | Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 2 |
45 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. | 1 |
46 | Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. | 1 |
47 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров. | 1 |
48 | У литературной карты Смоленщины. Война 1812 года. Н.А. Дурова «Записки кавалерист-девицы», Л.Н. Толстой «Война и мир» (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые горы). | 1 |
49 | История создания романа «Евгений Онегин», проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения. | 1 |
50 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Роль антитезы в создании центральных образов романа. | 1 |
51 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 |
52 | Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина. | 1 |
53 | Автор как идейно-художественный и лирический центр романа. «Онегинская строфа». Пейзаж в романе. | 1 |
54 | Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни. Тест по творчеству А.С. Пушкина | 1 |
55 | Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 |
56 | У литературной карты Смоленщины. В.А. Вонлярлярский "Смоленский Дюма", анализ глав романа «Большая барыня». Романтические картины и бытописание в романе. Картины родного края в произведениях В.А. Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. | 1 |
57 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике («Парус», «И скучно и грустно»). | 1 |
58 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. | 1 |
59 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | 1 |
60 | Тема России. Характер лирического героя его поэзии («Дума», «Родина», «Монолог»). | 1 |
61-62 | Р/р Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова. | 2 |
63 | Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции. | 1 |
64 | Печорин как «портрет поколения». Главы «Бэла», «Максим Максимыч». | 1 |
65 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. | 1 |
66 | Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина. | 1 |
67 | Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина. | 1 |
68-69 | Р/р Обучение анализу эпизода по главе «Тамань». | 2 |
70 | «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 |
71 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | 1 |
72 | Р/р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | 1 |
73 | Страницы жизни и творчества Н.В. Гоголя. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции «Мёртвых душ». | 1 |
74 | Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 |
75 | Неуловимый Чичиков. | 1 |
76 | Образ города в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. | 1 |
77 | Образ Родины в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Поэма в оценке В.Г. Белинского. | 1 |
78 | Литература 2-й половины XIX века. Обзор. | 1 |
79 | Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова. У литературной карты Смоленщины. Ф.И. Тютчев в Рославле. | 1 |
80 | А.Н. Островский. Слово о писателе. Пьеса «Бедность не порок». Основной конфликт. | 1 |
81 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | 1 |
82 | Р/р Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом пьесы А.Н. Островский сделал Любима Торцова?» | 1 |
83 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Л.Н. Толстой и Смоленщина Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». | 1 |
84 | Особенности повествования Л.Н. Толстого. Анализ главы «Я проваливаюсь». | 1 |
85 | Ф.М. Достоевский. Этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Её место в творчестве писателя. | 1 |
86 | Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Ф.М. Достоевского (по повести «Белые ночи»). | 1 |
87 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | 1 |
88 | Художественное мастерство А.Н. Островского и А.П. Чехова. | 1 |
89 | Литература начала XX века. | 1 |
90 | Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник». | 1 |
91 | Литературная Смоленщина 20-30 годов XX века. Хроника литературной жизни. М. Горький, В. Маяковский, М. Зощенко в Смоленске. | 1 |
92 | Русские поэты Серебряного века. | 1 |
93 | А.А. Блок. В творческой мастерской поэта. | 1 |
94 | Тема Родины в лирике С.А. Есенина. | 1 |
95 | В.В. Маяковский. Новаторство поэта. «Послушайте». Письменный анализ стихотворений «Люблю», «А вы могли бы?». | 1 |
96 | Судьба, творчество М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой | 1 |
97 | У литературной карты Смоленщины. М.В. Булгаков «Собачье сердце». Сатирический дар писателя. | 1 |
98 | М.А. Шолохов. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»). У литературной карты Смоленщины. М.А. Шолохов «Гнусность», Б.Васильев «А зори здесь тихие». | 1 |
99 | У литературной карты Смоленщины. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», «Дом у дороги». «Песенное сердце» М.В. Исаковский. | 1 |
100 | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицына. | 1 |
101 | Новейшая русская проза: В.Астафьев, В.Распутин, Л.Петрушевская. | 1 |
102 | Итоговый тест. | 1 |