СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой УМК "Школа России" , 3 класс.
Общеобразовательная автономная некоммерческая организация
Школа «НИКА»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №____ от 01.09.2018
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение» (ФГОС)
начальное общее образование
3 «Д» класс
срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Составитель:
Киселева
Светлана Павловна
учитель начальных классов
высшая
квалификационная
категория
Москва 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования ОАНО Школа «НИКА», примерной программы начального общего образования образовательной области «Литературное чтение» (Стандарты второго поколения. – М. : Просвещение, 2014) и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» УМК «Школа России»,М: «Просвещение», 2014). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель изучения курса:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Содержание предмета.
Основные виды учебной деятельности учащихся.
В 3 классе на изучение курса отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Учебно - тематический план
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
6 | Поэтическая тетрадь 2 | 6 |
7 | Литературные сказки | 8 |
8 | Были-небылицы | 10 |
9 | Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
10 | Люби живое | 16 |
11 | Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 |
13 | По страницам детских журналов | 8 |
14 | Зарубежная литература | 8 |
| Всего | 136ч |
3. Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение»
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её существования;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этнических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
Обучающийся получит возможность научиться:
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение-письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
4.Календарно-тематическое планирование(4ч в неделю – 136 ч)
№ | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Плановые сроки | Скорректи-рованные сроки |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. | 03.09 |
|
Самое великое чудо на свете (4 часа)
| ||||
2 | Рукописные книги Древней Руси . Проверка техники чтения. | Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, находить необходимую информацию в книге. | 04.09 |
|
3 | Стартовая контрольная работа №1: «Проверим себя и оценим свои достижения» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 06.09 |
|
4 | Первопечатник Иван Фёдоров
| Обобщать полученную информацию по истории создания книги | 07.09 |
|
5 | О первопечатнике Иване Фёдорове. Экскурсия в библиотеку. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, находить книгу в школьной библиотеке, читать возможные аннотации к книге. | 10.09 |
|
Устное народное творчество (14 часов)
| ||||
6 | Устное народное творчество. Русские народные песни. | Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. | 11.09 |
|
7 | Докучные сказки. | Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. | 13.09 |
|
8 | Прикладного искусство: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Называть виды прикладного искусства | 14.09 |
|
9 | Внеклассное чтение: «Что читали летом?» | Контролировать и оценивать свою деятельность, высказывать собственное мнение о прочитанном произведении. | 17.09 |
|
10 | Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | Определять особенности русских народных сказок, сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. | 18.09 |
|
11 | Русские народные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | Осмысливать содержание прочитанного текста, использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. | 20.09 |
|
12 | Иван Царевич и Серый Волк | Осмысливать содержание прочитанного текста, пересказывать текст. | 21.09 |
|
13 | Русская народная сказка. Сивка-Бурка | Читать текст вслух целыми словами, осмысливать сюжет. | 24.09 |
|
14 | Русская народная сказка. Сивка-Бурка. | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | 25.09 |
|
15 | Русская народная сказка. Сивка-Бурка. | Сравнивать содержание сказки и иллюстрации к ней, сравнивать героев произведения, их характеры. | 27.09 |
|
16 | Повторение по разделу «Русские народные сказки». | Участвовать в работе группы, читать фрагменты текстов в паре. | 28.09 |
|
17 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | Придумывать сказочные истории, используя признаки волшебной сказки. | 01.10 |
|
18 | Обобщение по разделу «Русские народные сказки» | Участвовать в работе группы, читать фрагменты текстов в паре. | 02.10 |
|
19 | Проверим и оценим свои достижения. Контрольная работа №2 | Проверить свои знания по теме, ориентироваться в учебнике. | 04.10 |
|
Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)
| ||||
20 | Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». | Учиться читать стихи, обращать внимание на знаки препинания, произносить интонационно правильно, определять различные средства выразительности. | 05.10 |
|
21 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов. | Расширять круг чтения, читать выразительно стихи наизусть. | 15.10 |
|
22 | Ф.И.Тютчев «Листья» | Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова. | 16.10 |
|
23 | А.А.Фет. Мама, глянь-ка из окошка
| Определять различные средства выразительности, использовать приемы интонационного чтения. | 18.10 |
|
24 | А.А.Фет. Зреет рожь над жаркой нивой…
| Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова. | 19.10 |
|
25 | И.С.Никитин. Полно, степь моя. | Определять различные средства выразительности, использовать приемы чтения. | 22.10 |
|
26 | И.С.Никитин. Встреча зимы
| Определять различные средства выразительности, использовать приемы интонационного чтения. | 23.10 |
|
27 | И.З.Суриков. Детство | Понимать чувства автора, характер лирического героя. | 25.10 |
|
28 | Проверим себя и оценим свои достижения
| Участвовать в работе группы, читать стихи, работать в паре, оценивать свои достижения. | 26.10 |
|
29 | И.З.Суриков. Зима. | Определять различные средства выразительности, использовать приемы интонационного чтения. | 29.10 |
|
30 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе. | Расширять круг чтения, читать выразительно стихи наизусть. | 30.10 |
|
Великие русские писатели (24 часа)
| ||||
31 | Великие русские писатели. А.С.Пушкин. «За весной, красой природы…» | Анализировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, читать осознанно текст, понимать прочитанное. | 01.11 |
|
32 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём, находить средства художественной выразительности в лирических текстах, наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. | 02.11 |
|
33 | А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». | Объяснять значение некоторых слов, находить средства художественной выразительности в лирических текстах, наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения.
| 06.11 |
|
34 | Внеклассное чтение. Творчество А.С.Пушкина | Расширять читательский кругозор, проявлять интерес к изучению творчества А.С.Пушкина. | 08.11 |
|
35 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях, понимать художественно-выразительное значение звукописи, называть произведения А.С. Пушкина. | 09.11 |
|
36 | А.С. Пушкин «Зимний вечер».
| Понимать смысловое чтение поэтического текста, выделять существенную информацию, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, определять эмоциональный характер текста. | 12.11 |
|
37 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ….» | Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения, сравнивать произведение живописи и произведение литературы, давать характеристику героев литературной сказки. | 13.11 |
|
38 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….» | Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их, называть особенности литературной сказки, определять нравственный смысл литературной сказки, определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | 15.11 |
|
39 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….» Контрольная работа №3 | Уметь оценивать собственную успешность в выполнении заданий, оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказательств. | 16.11 |
|
40 | Творчество И.А.Крылова. | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения, знать биографию И.А. Крылова, понимать значение слова «басня». | 26.11 |
|
41 | И.А. Крылов «Мартышка и очки»
| Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков. | 27.11 |
|
42 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»
| Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл, определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. | 29.11 |
|
43 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
| Понимать содержание прочитанного, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков. | 30.11 |
|
44 | Творчество И.А.Крылова. Внеклассное чтение. | Читать осознанно текст, понимать прочитанное, участвовать в работе группы, отвечать и задавать вопросы. | 03.12 |
|
45 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко» | Сравнивать произведение живописи и произведение литературы, называть отличительные особенности стихотворного текста | 04.12 |
|
46 | М.Ю. Лермонтов «Утёс». | Соотносить рисунки с художественным текстом, анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), определять настроение лирического стихотворения. | 06.12 |
|
47 | Детство и творчество Л.Н.Толстого.
| Читать осознанно текст, понимать прочитанное, участвовать в работе группы, участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. | 07.12 |
|
48 | Л.Н. Толстой «Акула». | Определять главных героев произведения, давать характеристики героев, участвовать в обсуждении, составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. | 10.12 |
|
49 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью | 11.12 |
|
50 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. | 13.12 |
|
51 | Обобщение по теме раздела. Контрольная работа №4 | Читать текст, соблюдая нормативы техники чтения, знать особенности поэтического и прозаического текста, находить и использовать средства художественной выразительности. | 14.12 |
|
52 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
| Читать и понимать текст, выделять существенную информацию, | 17.12 |
|
53 | Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Л.Н.Толстого. | Расширять читательский кругозор, давать нравственную оценку поступкам героев, соотносить со своими поступками. | 18.12 |
|
54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | Различать лирическое и прозаическое произведения, называть отличительные особенности стихотворного текста, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 20.12 |
|
Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)
| ||||
55 | Н.А. Некрасов «Славная осень!» | Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты), определять настроение лирического стихотворения. | 21.12 |
|
56 | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». | Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение, использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | 24.12 |
|
57 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
| Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | 25.12 |
|
58 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
| Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | 27.12 |
|
59 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги» | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении, анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, ис-пользовать интонацию. | 28.12 |
|
60 | И.А. Бунин «Детство», «Густой зелёный ельник у дороги». | Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст | 10.01 |
|
61 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | Объяснять интересные выражения в лирическом тексте, иллюстрировать стихотворения, проверить свои знания, участвовать в работе группы | 11.01 |
|
62 | Литературные сказки (7 часов) Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения | Прогнозировать содержание раздела, читать осознанно текст, понимать прочитанное, участвовать в работе группы, отличать литературную сказку от народной. | 14.01 |
|
63 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». | Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения, объяснять понятие «присказка». | 15.01 |
|
64 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки. | 17.01 |
|
65 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. | 18.01 |
|
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
| Определять авторское отношение к изображаемому, сравнивать содержание народной и литературной сказок, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. | 21.01 |
|
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» Контрольная работа № 5 | Подробно и кратко пересказывать сказку, определять, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять план. | 22.01 |
|
68 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | Называть авторов, которые пишут литературные сказки, поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине. | 24.01 |
|
Были-небылицы (10 часов)
| ||||
69 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | 25.01 |
|
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Анализировать средства художественной выразительности (сравнение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | 28.01 |
|
71 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. | 29.01 |
|
72 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря, оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. | 31.01 |
|
73 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Определять эмоциональный характер читаемого произведения, наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте, характеризовать героев. | 01.02 |
|
74 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | Определять собственное отношение к поступкам персонажей, пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. | 04.02 |
|
75 | А.Куприн «Слон». | Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные | 05.02 |
|
76 | А.Куприн «Слон». | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. | 07.02 |
|
77 | А.Куприн «Слон». | Определять авторское отношение к изображаемому. читать рассказ в лица, делить текст на части, озаглавливать каждую из них, участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. | 08.02 |
|
78 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы» Контрольная работа №6. | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, оценивать свои знания и достижения. | 11.02 |
|
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
| ||||
79 | С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»
| Читать стихотворение, отражая настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст. | 12.02 |
|
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | Определять различные средства выразительности, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). | 14.02 |
|
81 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | 15.02 |
|
82 | А.А. Блок «Сны», «Ворона».
| Читать стихотворение, отражая настроение, выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. | 25.02 |
|
83 | С.А. Есенин «Черёмуха» | Читать стихотворение, отражая настроение, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, иллюстрировать стихотворение. | 26.02 |
|
84 | Внеклассное чтение. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | Расширять читательский кругозор, воспитывать интонационную выразительность речи. | 28.02 |
|
Люби живое (16 часов)
| ||||
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) | Понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль рассказа. | 01.03 |
|
86 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
| Определять жанр произведения, идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, понимать нравственный смысл рассказа. | 04.03 |
|
87 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
| Определять основную мысль рассказа, выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | 05.03 |
|
88 | В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». | Понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль рассказа, оценивать события и поступки. | 07.03 |
|
89 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Контрольная работа №7 | Определять жанр произведения, читать и воспринимать на слух произведение, понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль произведения. | 11.03 |
|
90 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. | 12.03 |
|
91 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | 14.03 |
|
92 | Б.С. Житков «Про обезьянку».
| Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | 15.03 |
|
93 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Пересказывать произведение на основе плана, давать характеристику героя, участвовать в обсуждении. | 18.03
|
|
94 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
| |
95 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. | 19.03 |
|
96 | В.П. Астафьев «Капалуха». | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. | 21.03 |
|
97 | В.П. Астафьев «Капалуха». | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении, объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. | 22.03 |
|
98 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. | 25.03 |
|
99 | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
| |
100 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | 26.03 |
|
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) | ||||
101 | С.Я. Маршак «Гроза днём».
| Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты. | 28.03 |
|
102 | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…» | Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, анализировать средства художественной выразительности (сравнение). | 29.03 |
|
103 | А.Л. Барто «Разлука». | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение, читать стихотворение выразительно. | 01.04 |
|
104 | А.Л. Барто «В театре». | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение, читать и воспринимать на слух тексты. | 02.04 |
|
105 | С.В. Михалков «Если». | Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение, читать стихотворение выразительно. | 04.04 |
|
106 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
| Читать выразительно стихи, высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. | 05.04 |
|
107 | Е.А. Благинина «Котёнок». | Читать выразительно стихи, высказывать своё мнение о героях, подбирая в произ-ведении слова-определения. | 15.04 |
|
108 | Проект: «Праздник поэзии» | Участвовать в творческих проектах, читать выразительно и наизусть стихи. |
| |
Собирай по ягодке, наберешь кузовок (12 часов)
| ||||
109 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке –наберёшь кузовок». | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений, воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. | 16.04 |
|
110 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения, воспринимать на слух художественное произведение. | 18.04 |
|
111 | А.П. Платонов «Цветок на земле».
| Объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
| |
112 | А.П. Платонов «Ещё мама». | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.
| 19.04 |
|
113 | А.П. Платонов «Ещё мама». | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. | 22.04 |
|
114 | М.М. Зощенко «Золотые слова». Контрольная работа №8 | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям, | 23.04 |
|
115 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Определять смысл произведения, уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. | 25.04 |
|
116 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | Определять смысл произведения, уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. |
| |
117 | Н.Н. Носов «Федина задача». | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. | 26.04 |
|
118 | Н.Н. Носов «Телефон». | Высказывать своё мнение о прочитанном, читать текст в лицах. | 29.04 |
|
119 | Внеклассное чтение. В.Драгунский «Друг детства». Контроль техники чтения. | Определять отношение автора к событиям и героям, соотносить название с содержанием произведения. | 30.04 |
|
120 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 06.05 |
|
По страницам детских журналов (8 часов) | ||||
121 | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. | Выбирать для себя необходимый и интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. | 07.05 |
|
122 | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
| Определять главную мысль рассказа, расширять читательский кругозор. | 13.05 |
|
123 | Ю.И. Ермолаев «Проговорился».,
| Называть детские журналы, находить нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала. | 14.05 |
|
124 | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. | 16.05 |
|
125 | Г.Б. Остер «Вредные советы». | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию, переделывать содержание текста. | 17.05 |
|
126 | Г.Б. Остер «Как получаются легенды».
| Читать текст без ошибок и пересказывать его, сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды). | 20.05 |
|
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | 21.05 |
|
128 | Внеклассное чтение. По страницам детских журналов. Контрольная работа № 9. | Расширять читательский кругозор, формировать читательские умения. |
| |
Зарубежная литература (8 часов)
| ||||
129 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. | 23.05 |
|
130 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. | 24.05 |
|
131 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, пересказывать выборочно произведение. |
| |
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. | 27.05 |
|
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. | 28.05 |
|
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, иллюстрировать сказку. | 30.05 |
|
135 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, иллюстрировать сказку. | 31.05 |
|
136 | Внеклассное чтение: «Что читать летом?» | Определить список литературы для летнего чтения. |
| |
|
|
|
|
|
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения учебного процесса
Учебные пособия
Литературное чтение. Учебник 3 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2016.
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс (Диск CD-ROM), автор Л.Ф. Климанова.
Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. / Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2016.
Учебно-методическая литература
Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015.
Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Поурочные планы. – М.: Просвещение, 2016.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Методика преподавания. – М.: Просвещение, 2012.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011.
Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2012.
Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2012.
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [ и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностические работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки // Сайт «Детский...». – Режим доступа : http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа : http://www.int-edu.ni
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата внесения изменения | Описание внесенного изменения | Основание для внесения изменения | ФИО и подпись вносившего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения __________________
от ______ 201___г. № ____
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
____________ (Хлопкова О.В.)
Дата
12