СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс.  

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс»









Рабочая программа

начального общего образования

по литературному чтению































1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

  • В результате изучения учебного предмета обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Обучающиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

  • У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

  • Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ компетентности обучающихся

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание предмета «Литературное чтение», у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

2. Содержание учебного предмета

Круг детского чтения

В рабочую программу включено тематическое планирование уроков литературного чтения из расчёта 3часа в неделю (всего 102 урока).

Раздел I. Книги – мои друзья (2 ч) Произведение Б. Горбачевского о первопечатнике Иване Фёдорове, о первой книге «Азбука». Наставления Библии.

Раздел II. Жизнь дана на добрые дела (14 ч) Пословица разных народов о человеке и его делах; пословицы и поговорки казаков; пословицы и поговорки русского народа, собранные В.И. Далем; произведения Н.Носова, М.Зощенко, Л.Каминского, В.Драгунского; притчи: «Что побеждает?», « Что важнее?». Г.Я. Коробков «Куда девается время»

Раздел III. Волшебная сказка (12 ч) Русские сказки:  «Иван-царевич и Серый Волк»;  « Летучий корабль»; «Морозко»; «Белая уточка»; «По щучьему веленью».

Раздел IV. Люби всё живое (17 ч) Произведения К.Паустовского, В.Берестова, Б.Заходера, В.Бианки, О.Полонского, Н.Носова, М.Горького, Д. Мамина-Сибиряка. Н.Данилов «Лесные яблоки», В.Леднев «Ромка едет на охоту»

Раздел V. Картины русской природы (9 ч) Произведения Н.Некрасова, Ф. Тютчева, М. Пришвина, А. Фета, И. Бунина, К. Бальмонта, К. Паустовского. Картины природы в произведениях живописи И.Остроухова,  А. Саврасова, И.Шишкина. Природа родного края в стихах волжских поэтов. В.М.Костин, Ю.А.Окунев, Н.А.Орлов, Г.Богословский.

Раздел VI. Великие русские писатели (21 ч) Произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Г.Бородушкина.  Л.Н.Толстого, А.Барто «Квартет», иллюстратор сказок А.С.Пушкина – И.Я.Билибин.

Раздел VII. Литературная сказка (14ч) произведения В.Даля, В.Одоевского, Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга, Дж.Родари, Тима Собакина, Ю.Коваля, С.Михалкова «упрямый козлёнок». В.М. Богомолов «Длинноносик в ледяном королевстве».

Раздел VII. Картины родной природы (13ч) Стихи, рассказы о природе, произведения Б.Заходера, А.Майкова, С.Есенина, Ф.Тютчева, О.Высоцкой, З.Александровой, А.Толстого, М. Пришвина «Золотой луг», И.Соколова-Микитова «Март в лесу».

Техника чтения

На момент завершения 3 класса образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Чтение целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.















III. Тематическое планирование. Литературное чтение 3 класс.



п/п

Тема урока

Количество часов

1

2

3

Раздел I. Книги – мои друзья (2 ч)

1

Вводный. Знакомство с учебником. Введение в содержание раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

2

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект «Мы идём в музей книги».

1


Раздел II. Жизнь дана на добрые дела (14 ч)

3

Введение в содержание раздела. Работа с выставкой книг. Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

4

В.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка.

1

5

Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

6

М.Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка.

1

7

М.Зощенко «Не надо врать». Пересказ.

1

8

Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа.

1

9

Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе.

1

10

М.Зощенко «Через 30 лет». Поступок героя.

1

11

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

12

Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача».

1

13

Семейное чтение. Притчи.

1

14

Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование.

1

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

16

Проверочная работа.

1

Раздел III. Волшебная сказка (12 ч)

17

Введение в содержание раздела. Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки.

1

18

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя сказки.

1

19

Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Рассказ по картине.

1

20

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

1

21

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки.

1

22

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

1

23

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. Пересказ.

1

24

Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Пересказ.

1

25

Русская сказка «По щучьему велению».

1

26

Наш театр. Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование.

1

27

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

28

Проверочная работа.

1

Раздел IV. Люби всё живое (17 ч)

29

Введение в содержание раздела. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

30

К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

1

31

К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии «Барсук».

1

32

В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста.

1

33

Б. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

1

34

В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.


35

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой.

1

36

О. Полонский «Муравьинное царство». Особенности научно-популярного текста.

1

37

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

38

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

39

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.

1

40

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ.

1

41

Семейное чтение Н. Носов «Карасик». Смысл поступка. Характеристика героев произведения.

1

42

Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование.

1

43

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге о природе.

1

44

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

1

45

Проверочная работа.

1

Раздел V. Картины русской природы (9 ч)

46

Введение в содержание раздела. И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.

1

47

Н. Некрасов «Славная осень!..» Средства художественной выразительности: сравнение.

1

48

М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создание образа. Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа.

1

49

А. Фет «Осень». Настроение стихотворения.

1

50

И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

51

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

52

К. Паустовский «В саду уже поселилась осень». Краски осени.

1

53

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима».

1

54

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Раздел VI. Великие русские писатели (21ч)

55

Введение в содержание раздела. Великие русские писатели. В. Берестов об А.С. Пушкине. Краткий пересказ.

1

56

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

1

57

И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

58

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы.

1

59

Ю. Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».

1

60

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…». П. Брейгель младший «Зимний пейзаж».

1

61

В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.

1

62

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Знакомство со сказкой. Сравнение с народной сказкой.

1

63

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл литературной сказки. Особенности языка литературной сказки.

1

64

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения. Приём звукописи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи.

1

65

Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

66

И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням. И.А. Крылова.

1

67

И.А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.

1

68

И.А. Крылов. «Чиж и Голубь». Особенности структуры басни.

1

69

Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

1

70

Л.Н. Толстой «Лебеди». «Акула». Смысл названия. Составление плана.

1

71

Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

1

72

Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

1

73

Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование.

1

74

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? Литературный праздник.

1

75

Контрольная работа.

1

Раздел VII. Литературная сказка (14ч)

76

Введение в содержание раздела. В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.

1

77

В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.

1

78

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

1

79

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.

1

80

Переводная литература для детей. Выставка книг. Б. Заходер «Винни-Пух». Особенности переводной литературы.

1

81

Р. Киплинг «Маугли». Особенности переводной литературы.

1

82

Р. Киплинг «Маугли». Герои произведения.

1

83

Дж. Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы.

1

84

Дж. Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

1

85

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка».

1

86

Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

1

87

Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

1

88

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

89

Проверочная работа.

1

Раздел VII. Картины родной природы (13ч)

90

Введение в содержание раздела. Б. Заходер «Что такое стихи?». Особенности поэтического жанра.

1

91

И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса».

1

92

А. Майков «Весна». Е. Волков «В конце зимы». В. Пурвит «Последний снег».

1

93

С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…», «С добрым утром!» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

94

Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. А. Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

1

95

О. Высотская «Одуванчик». З. Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

96

А. Толстой «Колокольчики мои…» Авторское отношение к изображаемому.

1

97

Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

98

Ф. Тютчев «В небе тают облака…». А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки».

1

99

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. Г. Юдин «Поэты».

1

100

Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература.

1

101

Оценка достижений. Итоговая контрольная работа.

1

102

Брейн-ринг. Обобщающий урок-праздник по курсу 3 класса.

1