№ п/п | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД) | Количество часов | Контрольные работы | Практиче ские, лаборатор ные работы или тесты |
1 | Самое великое чудо на свете. | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. История создания книги, освоение печатного дела. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | 3 | | |
2 | Устное народное творчество | Жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Виды сказок, особенности сказок. Сочинение докучных сказок. Виды прикладного искусства. Гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Слушание сказки. Особенности волшебной сказки. Чтение сказки, деление на части, составление плана. Составление сказочных историй, представление своего проекта. Работа с научно-популярной статьей. | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции. Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка. | 11 | | |
3 | Поэтическая тетрадь №1- | Слушание звукозаписи, художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Слушание и чтение, соответствие картинам природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Составление сказочных историй, представление своего проекта. Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Словесное рисование. Чтение наизусть. Обобщение знаний о средствах художественной выразительности. | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | 7 | | 1 |
4 | Великие русские писатели. | Чтение. Лирические стихотворения. Звукозапись, её выразительное значение. Настроение стихотворения. Просмотр, тема сказки, события сказочного текста. Чтение. Литературная и народная сказки. Герои литературной сказки. Чтение наизусть отрывков сказки. Инсценирование эпизодов. Чтение басни. Герои басни, характеристика героев на основе их поступков. Подбор музыкального сопровождения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Чтение рассказа. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов. Особенности прозаического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Рассказ – описание. Текст-рассуждение, текст-описание, сравнение. Творческие пересказы. | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | 22 | | 1 |
5 | Поэтическая тетрадь №2 | Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | 6 | | 1 |
6 | Литературные сказки. | Чтение присказки и сказок. Сравнение литературной и народной сказок. Герои, их характеристики. Нравственный смысл сказки. Подробный и выборочный пересказ. Чтение произведения. Особенности сказки и рассказа. Основные события. Составление различных вариантов планов. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | 10 | | |
7 | Были – небылицы. | Чтение произведений. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. Нравственный смысл рассказов. Смысл названия. Определение жанра произведения. Главный герой. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Рассказ о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | 10 | | 1 |
8 | Поэтическая тетрадь №3 | Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | 9 | | |
9 | Люби живое. | Чтение произведений. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. Нравственный смысл рассказов. Смысл названия. Определение жанра произведения. Главный герой. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Рассказ о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Чтение присказки и сказок. Сравнение литературной и народной сказок. Герои, их характеристики. Нравственный смысл сказки. Составление плана на основе названия глав. Пересказ. Краткий пересказ | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | 16 | | |
10 | Поэтическая тетрадь №4 | Чтение стихотворений. Средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Выразительное чтение наизусть. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | 7 | | |
11 | Собирай по ягодке-наберешь кузовок. | Особенности заголовка произведения. Чтение. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | 15 | | |
12 | По страницам детских журналов. | «Мурзилка», «Веселые картинки» - самые старые детские журналы. Современные детские журналы. Чтение рассказа. Главный смысл. Чтение. Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Чтение. Создание своих добрых советов. Легенды своей семьи, дома, города. Рассказывание. Чтение стихотворений. Средства художественной выразительности: олицетворения, эпитету, сравнения. Выразительное чтение наизусть. | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | 8 | | |
13 | Зарубежная литература | Древнегреческий миф. Мифологические герои, их подвиги. Представления древних людей о мире. Чтение. Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказкам. Подготовка сообщения о великих сказочниках. | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | 13 | | |
Итого: 136ч.