СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по наглядной геометрии 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное тематическое планирование наряду с почасовым разделением учебного материала содержит пояснительную записку, где формулируются цели и задачи изучения данного раздела математики в 5-6 классах

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по наглядной геометрии 6 класс»

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 – 6 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.

Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка.

Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди практического и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

В основе курса “Наглядная геометрия” лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Курс строится на интуитивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно - интуитивном уровне, законы формируются в виде правил.


Цели курса :

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

  • развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности

  • развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач

  • развитие геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся

  • развитие глазомера, памяти

  • обучение правильной геометрической речи

  • формирование логического и абстрактного мышления

  • формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость)



Задачи курса:

  • Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности

  • Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений

  • Изучить свойства на уровне практических исследований

  • Применять полученные знания при решении различных задач




Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Рабочая программа предназначена для работы в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы, рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю) .

Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии является авторская программа, изложенная в учебном пособии: Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О. А. Дмитриева. Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы. Книга для учителя Издательство: Просвещение, 2008 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:

  • Математика. Наглядная геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В.Л. Велиховская / – М.: Просвещение, 2012

  • Математика. Наглядная геометрия. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В.Л. Велиховская / – М.: Просвещение, 2012


Содержание учебного предмета

5 класс

Тема 1. Начальные понятия.

Геометрическая фигура, точка, линия, поверхность, тело, плоские и пространственные фигуры.

Тема 2. Отрезки. Конструкции из отрезков..

Понятие отрезка, сравнение отрезков, конструирование из отрезков плоских и пространственных фигур, луч, прямая, ломаная, многоугольник, круг, цилиндр, конус, изображение фигур с разных точек зрения.

Тема 3. Углы. Конструкция из углов.

Понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских углов, их виды, перпендикулярность, конструкции из углов.

Тема 4 Измерения.

Длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника, объем тела, объем прямоугольного параллелепипеда, градусная мера угла, транспортир.

6 класс

Тема 1 Повторение

Отношение и пропорциональность отрезков, подобные фигуры, золотое сечение.

Тема 2. Взаимное расположение фигур

Расстояния, параллельность на плоскости и в пространстве, применение параллельности для конструирования плоских и пространственных фигур, координаты.

Тема 3. Преобразования фигур.

Движения плоскости и пространства, параллельный перенос, поворот, симметрия центральная, осевая и зеркальная.

Тема 4. Конструкции из равных фигур

Применение различных видов движений плоскости, построение бордюров и паркетов, элементы симметрии фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса наглядной геометрии учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • правильно употреблять геометрические термины;

  • знать определения, уметь строить, обозначать и измерять геометрические фигуры;

  • знать, уметь строить и записывать параллельные и перпендикулярные прямые;

  • уметь находить равные фигуры;

  • строить с помощью циркуля и линейки отрезок, угол; треугольник, равный данному;

  • знать виды тел, их названия;

  • уметь чертить, обозначать, изготавливать модели, вычислять площади и объёмы по заданным элементам;

  • уметь находить геометрические тела вокруг себя.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 6 КЛАСС


№ урока

Тема урока/ учебного занятия

Тип урока

Учебное пособие

Электронное пособие

Требования к уровню подготовки обучающихся


Виды работы на уроке




Тема1. Повторение. Знакомые и новые понятия


1.

Перпендикулярность


Урок закрепления полученных знаний

П.1 - 4


Уметь:

строить перпендикулярные прямые


2.

Алгоритмы

Урок освоения новых знаний

П. 5


Уметь:

работать с алгоритмами построения геометрических фигур


3.

Отношение отрезков

Урок освоения новых знаний

П. 6


Уметь:

находить отношение отрезков, используя их длины и переводить длины в одни единицы измерения


4.

Подобие фигур

Урок - практикум

П. 6


Уметь:

находить подобные фигуры на чертежах


5.

Масштаб

Урок закрепления полученных знаний

П. 6


Уметь:

работать с масштабом, выполнять чертежи

СР №1




Тема2. Взаимное расположение фигур


6.

Расстояния

Урок закрепления полученных знаний

П. 7


Уметь:

измерять расстояния на чертежах и переводить их в другие единицы измерения


7.

Расстояния

Урок - практикум

П. 7


Уметь:

измерять расстояния на чертежах и переводить их в другие единицы измерения


8.

Высоты геометрических фигур

Урок освоения новых знаний

П. 7


Уметь:

измерять расстояния на чертежах и переводить их в другие единицы измерения

СР №2

9.

Параллельность. Параллельные прямые

Урок освоения новых знаний

П. 8


Уметь:

находить параллельные прямые на чертежах и строить их на плоскости


10.

Построение параллельных прямых

Урок - практикум

П. 8


Уметь:

находить параллельные прямые на чертежах и строить их на плоскости



11.

Скрещивающиеся прямые

Урок закрепления полученных знаний

П. 8


Уметь:

находить скрещивающиеся прямые на чертеже



12.

Решение задач на построение различного вида прямых

Урок - практикум

П. 8


Уметь:

находить параллельные прямые на чертежах и строить их на плоскости



13.

Четырехугольники

Урок освоения новых знаний

П. 9


Уметь:

находить четырехугольники на чертеже, четырехугольники с параллельными сторонами


14.

Четырехугольники с параллельными сторонами

Урок - практикум

П. 9


Уметь:

находить четырехугольники на чертеже, четырехугольники с параллельными сторонами


15.

Построение фигур из параллельных отрезков

Урок закрепления полученных знаний

П. 9


Уметь:

находить четырехугольники на чертеже, четырехугольники с параллельными сторонами

СР №3

16.

Решение задач на четырехугольники

Урок закрепления полученных знаний

П. 9


Уметь:

находить четырехугольники на чертеже, четырехугольники с параллельными сторонами


17.

Где мы встречаемся с координатами

Урок освоения новых знаний

П. 10


Уметь:

работать с координатами, строить точки по координатам и «читать»чертежи


18.

Прямоугольные координаты точки на плоскости

Урок освоения новых знаний

П. 11


Уметь:

работать с координатами, строить точки по координатам и «читать»чертежи


19.

Построение точек по координатам

Урок закрепления полученных знаний

П. 11


Уметь:

работать с координатами, строить точки по координатам и «читать»чертежи


20.

Построение фигур с использованием координат

Урок - практикум

П. 11


Уметь:

работать с координатами, строить точки по координатам и «читать»чертежи

СР №4




Тема3. Движение фигур


21.

Понятие преобразования фигуры

Урок освоения новых знаний

П. 12


Знать:

понятие преобразования фигуры


22.

Параллельный перенос

Урок освоения новых знаний

П. 13


Знать:

понятие параллельного переноса


23.

Поворот фигуры около точки на плоскости

Урок освоения новых знаний

П. 14


Знать:

понятие поворота


24.

Осевая симметрия

Урок освоения новых знаний

П. 15


Знать:

понятие осевой симметрии

СР №5

25.

Центральная симметрия

Урок освоения новых знаний

П. 16


Знать:

понятие центральной симметрии


26.

Построение образов фигур при различных видах движения

Урок закрепления полученных знаний

П. 15-16


Уметь:

строить образы фигур при различных видах движения


27.

Зеркальная симметрия

Урок освоения новых знаний

П. 17


Уметь:

строить образы фигур при различных видах движения




Тема4. Конструкции из равных фигур


28.

Пересечение и объединение фигур

Урок освоения новых знаний

П. 18


Знать:

пересечение и объединение фигур


29.

Склеивание фигур

Урок - практикум

П. 19


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны


30.

Применение поворота для построения фигур

Урок закрепления полученных знаний

П. 20


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны


31

Применение параллельного переноса для построения фигур

Урок закрепления полученных знаний

П. 21


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны


32.

Применение симметрий для построения фигур

Урок закрепления полученных знаний

П. 22


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны


33.

Фигуры, имеющие центр и ось симметрии

Урок освоения новых знаний

П. 23


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны


34.

Применение различных видов движения для построения фигур

Урок - практикум

П. 24


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны

СР №6

35.

Итоговый урок по курсу наглядной геометрии

Урок закрепления полученных знаний

П. 1-24


Уметь:

склеивать сложные фигуры, используя развертки и шаблоны