СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по ОБЖ, 10 - 11 класс Автор учебника ОБЖ  Ким С.В.: 10 - 11 классы: базовый уровень: учебник/С.В.Ким, В.А. Горский.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор учебника ОБЖ  Ким С.В.: 10 - 11 классы: базовый уровень: учебник/С.В.Ким, В.А. Горский.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ОБЖ, 10 - 11 класс Автор учебника ОБЖ  Ким С.В.: 10 - 11 классы: базовый уровень: учебник/С.В.Ким, В.А. Горский.»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Целевым приоритетом на уровне СОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.







3. Тематическое планирование (по разделам) с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела

10 класс 36 часов


№ темы

Название и программное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч)

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч)

1

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Вопросы для обсуждения:

значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире;

роль государства в обеспечении безопасности личности и общества;

роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества.

Ключевые понятия темы:

безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности.


Актуализируют ранее полученные знания о роли государства в обеспечении безопасности личности и общества. Характеризуют значение культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества в современном мире. Формулируют личные понятия о безопасности.

2

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, ее значение и особенности;

основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства;

стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы:

наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.


Изучают задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности. Характеризуют стратегию и тактику управления безопасностью жизнедеятельности.

3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

экология человека и экология среды обитания;

антропогенное воздействие, техногенная нагрузка на среду обитания;

экологическая безопасность среды обитания, урбоэкосистемы.

Ключевые понятия темы:

экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность

Анализируют причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Выявляют причинно - следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Генерируют идеи, моделируют индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности

в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях

4

Медико-биологические основы безопасности

жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

медико-биологические основы здоровья человека;

адаптация организма к среде обитания;

общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека.

Ключевые понятия темы:

человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека.

Выявляют общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека. Характеризуют медико – биологические основы здоровья человека.

5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

психические процессы и состояния человека;

антропогенные опасности, особые психические состояния;

экология психики личности, методы повышения безопасности.

Ключевые понятия темы:

психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность

Определяют цели и задачи по без- опасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Выбирают средства реализации поставленных целей, оценивают результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч)

6

Права и обязанности государства и граждан

России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

конституционные основы обеспечения безопасности;

нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека;

федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Ключевые понятия темы:

Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы.

Характеризуют и формулируют основное содержание федеральных законов и подзаконных актов. Рассматривают нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека.

7

Защита национальной безопасности государства от военных угроз

Вопросы для обсуждения:

военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооруженных конфликтов;

Стратегия национальной безопасности России; цели, задачи, значение документа; Военная доктрина Российской Федерации;

национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства, стратегия.

Ключевые понятия темы:

военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы.

Анализируют военные угрозы национальной безопасности России. Характеризуют Стратегию национальной безопасности. Работают с текстом.

8

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера

Вопросы для обсуждения:

современный комплекс проблем безопасности социального характера;

Военная доктрина Российской Федерации: внешние

и внутренние угрозы общественной и личной безопасности;

защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера — военных опасностей.

Ключевые понятия темы:

военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм.

Анализируют военную политику государства. Приводят примеры вооруженных конфликтов; локальных, региональных и крупномасштабных войн. Работают с интерактивными схемами и заданиями. Характеризуют внутренние опасности России. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения.

9

Противодействие экстремизму

Вопросы для обсуждения:

федеральные законы Российской Федерации по защите от экстремизма;

основные принципы и направления противодействия экстремизму;

Уголовный кодекс Российской Федерации: экстремистская деятельность и наказание.

Ключевые понятия темы:

экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму

Изучают федеральные законы

по защите от экстремизма. Характеризуют основные принципы

и направления противодействия экстремизму. Определяют направления деятельности спецслужб

и правоохранительных органов

10

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

федеральные законы по защите населения России от социальных угроз: терроризма, экстремизма, наркотизма;

основные принципы и направления противодействия террористической деятельности;

Уголовный кодекс Российской Федерации: терроризм — преступление и наказание.

Ключевые понятия темы:

терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация.

Характеризуют меры противодействия терроризму и наркотизму. Изучают федеральные законы по защите населения от социальных угроз. Приобретают навыки противостояния социальным угрозам, вырабатывают нравственные качества и убеждения.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч)

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Вопросы для обсуждения:

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, структура, организация работы РСЧС; классификация чрезвычайных ситуаций;

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи, структура;

организация гражданской обороны на объектах экономики.

Ключевые понятия темы:

виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона

Рассматривают территориальные и функциональные подсистемы, режим функционирования РСЧС. Характеризуют структуру и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формулируют основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны

12

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Вопросы для обсуждения:

деятельность сил гражданской обороны и МЧС России;

основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций: оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация, инженерная защита, аварийно- спасательные работы, медицинская защита: обсервация, карантин, дезинфекция, санитарная обработка, дезактивация;

действия населения после сигнала «Внимание всем!».

Ключевые понятия темы:

гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита

Характеризуют предназначение и основные задачи гражданской обороны. Рассматривают структуру и органы управления. Изучают основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Называют права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Совершенствуют практические навыки и умения при выполнении действий по сигналам оповещения

13

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера

Вопросы для обсуждения:

опасные природные явления, стихийные бедствия и их последствия;

катастрофа, чрезвычайные ситуации природного характера: виды и особенности;

правила поведения в зоне чрезвычайных ситуаций при- родного характера.

Ключевые понятия темы:

чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные.

Характеризуют опасные природные явления и их последствия, перечисляют поражающие факторы и особенности чрезвычайных ситуаций природного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера

14

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Вопросы для обсуждения:

характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их последствия;

общие правила действий населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на взрывоопасном объекте;

химическая опасность и химическая безопасность.

Ключевые понятия темы:

техногенная насыщенность; чрезвычайная ситуация техногенного характера; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность

Характеризуют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют правила безопасного поведения при оповещении

об аварии с выбросом аварийно-химически-опасных веществ.

15

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Вопросы для обсуждения:

риски чрезвычайных техногенных опасностей;

Работают в группах. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. Закрепляют и совершенствуютправила безопасного поведения на транспорте. Выясняют роль инженерной защиты в системе мер по защите населения. Объясняют необходимость добровольного и обязательного страхования.


обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья;

инженерные сооружения и инструменты управления безопасностью.

Ключевые понятия темы:

страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт.

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч)

16

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения

Вопросы для обсуждения:

чрезвычайные ситуации военного характера, роль РСЧС и гражданской обороны в защите населения Рос- сии от оружия массового поражения (ОМП);

виды оружия массового поражения: ядерное, химическое и бактериологическое; современные обычные средства поражения.

Ключевые понятия темы:

военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах.

Рассматривают чрезвычайные ситуации военного характера и

различные виды оружия массового поражения.

Характеризуют индивидуальные и коллективные средства защиты населения.


17

Защита населения и территорий от радиационной опасности

Вопросы для обсуждения:

радиационная безопасность населения и территорий; радиационная опасность, экспозиционная доза облучения и уровень радиации;

общие рекомендации при угрозе радиационного заражения.

Ключевые понятия темы:

радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности.

Характеризуют радиационную без- опасность населения и территорий. Формулируют общие рекомендации при угрозе ядерного заражения. Работают с интерактивными схемами и заданиями

18

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения

Вопросы для обсуждения:

убежища и укрытия — средства коллективной защиты населения;

защитные свойства и характерные особенности убежищ, укрытий;

особенности противорадиационного укрытия.

Ключевые понятия темы:

инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; простейшее укрытие.

Рассматривают средства коллективной защиты населения. Закрепляют знания о защитных свойствах и характерных особенностях убежищ и укрытий. Характеризуют особенности противорадиационного укрытия.

19

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

Вопросы для обсуждения:

характеристика биологических (биолого-социальных) чрезвычайных ситуаций;

источники биолого-социальной и экологической опасности;

экологический кризис, экологическая безопасность.

Ключевые понятия темы:

биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность

Актуализируют знания по экологической безопасности. Характеризуют источники биолого-социальной и экологической опасности. Изучают характеристику биологических чрезвычайных ситуаций.

20

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

Вопросы для обсуждения:

защита органов дыхания и кожных покровов;

защитные свойства и характеристики противогазов;

специальные и простейшие средства индивидуальной защиты.

Ключевые понятия темы:

средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; медицинские средства защиты кожи; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защиты кожи.

Актуализируют полученные ранее знания о специальных и простейших средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Характеризуют виды и особенности противогазов. Совершенствуют умения и навыки практического

применения средств индивидуальной защиты органов дыхания

и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

21

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы

Вопросы для обсуждения:

основы организации Вооруженных Сил Российской Федерации;

геополитические условия, законы управления, задачи, стратегия развития и обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил нашего государства;

структура Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые понятия темы:

Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть

Характеризуют структуру и анализируют организационную основу Вооруженных Сил Российской Федерации. Расширяют знания о структуре Вооруженных Сил Российской Федерации.

22

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации;

виды Вооруженных Сил: краткая характеристика и назначение;

рода войск: краткая характеристика и назначение.

Ключевые понятия темы:

состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил

Анализируют состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируют знания и дают краткую характеристику видов Вооруженных Сил.

Закрепляют знание федеральных законов. Определяют главное предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации

23

Воинская обязанность и военная служба

Вопросы для обсуждения:

законодательные основы военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

воинская обязанность: краткая характеристика и назначение;

военная служба и допризывная подготовка.

Ключевые понятия темы:

воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка

Закрепляют знание законодательных основ военной службы

в Вооруженных Силах Российской Федерации. Определяют структуру и содержание воинской обязанности

24

Права и обязанности военнослужащих

Вопросы для обсуждения:

законодательные основы социальной защиты военно- служащих;

права и обязанности военнослужащих;

виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

Ключевые понятия темы:

социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу.

Рассматривают законодательные основы социальной защиты военнослужащих. Изучают права и обязанности военнослужащих. Характеризуют общие, должностные, специальные обязанности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий

25

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

боевые традиции Российской армии;

ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые понятия темы:

боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; войсковое товарищество

Характеризуют боевые традиции и структуру воинских ритуалов. Изучают порядок проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации. Работают в группах. Решают ситуационные задачи

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч)

26

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья

Вопросы для обсуждения:

подходы к пониманию сущности здоровья;

медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья;

социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.

Ключевые понятия темы:

медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение

Объясняют социальную обусловленность здоровья человека в со- временной среде обитания. Анализируют понятия «индивидуальное здоровье» и «общественное здоровье». Делают умозаключения и формулируют выводы

27

Здоровый образ жизни и его составляющие

Вопросы для обсуждения:

что такое здоровый образ жизни;

факторы, влияющие на здоровье;

основные составляющие здорового образа жизни человека.

Ключевые понятия темы:

образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.

Раскрывают сущность понятия «здоровый образ жизни», его значение и составляющие. Формируют целостное представление о здоровом образе жизни как средстве обеспечения общего благополучия человека.

28

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики

Вопросы для обсуждения:

основные инфекционные болезни: классификация, механизмы передачи инфекции, меры медицинской помощи;

источники инфекционных заболеваний и факторы риска;

меры профилактики инфекционных заболеваний и иммунитет.

Ключевые понятия темы:

эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция.

Расширяют знания об инфекционных заболеваниях и методах их профилактики. Перечисляют источники инфекционных заболеваний и факторы риска. Характеризуют меры профилактики инфекционных заболеваний.

29

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики

Вопросы для обсуждения:

факторы риска основных неинфекционных заболеваний;

факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;

меры профилактики сердечно- сосудистых заболеваний.

Ключевые понятия темы:

основные неинфекционные заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия.

Актуализируют знания об основных неинфекционных заболеваниях. Перечисляют и характеризуют факторы риска неинфекционных и сердечно - сосудистых заболеваний. Объясняют меры профилактики.

30

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем

Вопросы для обсуждения:

факторы риска заболеваний, передающихся половым путем;

культура полового поведения юноши и девушки;

симптомы, последствия и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Ключевые понятия темы:

половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика заболеваний, пере- дающихся половым путем

Формируют целостное представление о культуре взаимоотношений юношей и девушек. Изучают и анализируют симптомы, последствия заболеваний, передающихся половым путем, и меры профилактики. Систематизируют знания по данной теме.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч)

31

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок

Вопросы для обсуждения:

законы Российской Федерации и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию пер- вой помощи при неотложных состояниях;

неотложные состояния, требующие оказания первой помощи;

мероприятия по оказанию первой помощи.

Ключевые понятия темы:

неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи

Актуализируют знания по оказанию помощи при неотложных со- стояниях. Характеризуют неотложные состояния, требующие оказания первой помощи. Работают с интерактивными заданиями

32

Правила оказания первой помощи при травмах

Вопросы для обсуждения:

понятие об асептике, антисептике, антибиотиках;

порядок и правила оказания первой помощи при травмах;

способы снижения остроты боли и противошоковые мероприятия.

Ключевые понятия темы:

асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование.

Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при травмах.

Перечисляют противошоковые мероприятия.

32

Первая помощь при кровотечениях, ранениях

Вопросы для обсуждения:

виды кровотечений, их особенности;

особенности паренхиматозных кровотечений;

способы оказания первой помощи при кровотечениях.

Ключевые понятия темы:

кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное

Характеризуют виды кровотечений и способы их остановки. Рас- ширяют и систематизируют свои знания по данной теме. Практически отрабатывают умения остановки кровотечений различными способами.

33

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

Вопросы для обсуждения:

признаки жизни и смерти;

правила проведения сердечно-легочной реанимации.

Ключевые понятия темы:

сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку.

Систематизируют и расширяют знания о проведении сердечно-легочной реанимации. Практически отрабатывают умения. Характеризуют признаки жизни и признаки смерти. Перечисляют порядок оказания реанимационных мероприятий

34-36

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах

Вопросы для обсуждения:

признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома;

первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах;

первая помощь при переломах и комбинированных травмах;

иммобилизация и транспортировка пострадавших.

Ключевые понятия темы:

ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация

Перечисляют порядок действий при оказании первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении связок и переломах. Систематизируют знания об иммобилизации и транспортировке пострадавших. Демонстрируют практические умения.


11 класс. 34 часа


№ темы

Название и программное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 ч)

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (4 ч)

1

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Вопросы для обсуждения:

причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества;

образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности;

личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности.

Ключевые понятия темы:

институт социального воспитания; социальное взросление личности

Характеризуют причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Рассуждают, делают выводы. Анализируют образование и социальное воспитание, а также личную ответственность как условия повышения культуры безопасности жизнедеятельности

2

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий

Вопросы для обсуждения:

экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки и технологий;

экологическая безопасность;

биоэтика — комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы.

Ключевые понятия темы:

научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики.

Выявляют признаки современного экологического кризиса. Оценивают экологическую безопасность.

Характеризуют биоэтику. Анализируют информацию из разных источников.

3

Общенаучные методологические подходы

к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

Вопросы для обсуждения:

научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности;

основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению;

закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека.

Ключевые понятия темы:

моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический

Изучают основы общей теории безопасности жизнедеятельности. Рассматривают различные методологические подходы. Характеризуют показатели благополучия

и безопасности среды для человека

№ темы

Название и программное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

4

Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности

Вопросы для обсуждения:

виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности;

антропогенные, техногенные, социогенные проблемы;

система принципов и системный подход в обеспечении безопасности.

Ключевые понятия темы:

безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности

Характеризуют систему принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Рассматривают антропогенные, техногенные, социогенные проблемы. Актуализируют знания о видах и источниках антропогенных опасностей

5

Основы управления безопасностью в системе

«человек — среда обитания»

Вопросы для обсуждения:

системный подход к проектированию систем управления безопасностью;

система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности;

эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности.

Характеризуют систему принципов обеспечения безопасности. Развивают личные, духовные и физические качества; самооценку собственной культуры безопасного поведения


Ключевые понятия темы:

управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническое нормирование


Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч)

6

Обеспечение национальной безопасности России

Вопросы для обсуждения:

национальная безопасность России в современном мире;

Стратегия национальной безопасности России.

Ключевые понятия темы:

национальные интересы; национальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона

Обобщают и интерпретируют ин- формацию с использованием учеб- ной литературы и других информационных ресурсов. Работают с интерактивными объектами

7

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности

Вопросы для обсуждения:

взаимосвязь социально-экономического развития

и национальной безопасности: Стратегия социально- экономического развития России;

социальная безопасность и меры ее обеспечения;

государственная безопасность и меры ее обеспечения.

Формируют основы научного типа мышления. Характеризуют и анализируют социальную, экономическую и государственную безопасность и меры их обеспечения

№ темы

Название и программное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Ключевые понятия темы:

глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность


8

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Вопросы для обсуждения:

роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России;

Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи;

контртеррористическая операция и взаимодействие властных структур государства.

Ключевые понятия темы:

Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция

Рассматривают государственные меры по противодействию военным угрозам, эктремизму, терроризму. Характеризуют военно-силовые ресурсы государства в противодействии терроризму

9

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

Вопросы для обсуждения:

государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС; деятельность «чрезвычайного министерства»;

Анализируют и выявляют государственные меры защиты населения и территорий. Перечисляют профессиональные и моральные качества спасателей. Формируют нравственные ориентиры


профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисково-спасательной службы МЧС России.

Ключевые понятия темы:

поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество


10

Международное сотрудничество России

по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Вопросы для обсуждения:

документы международного права и внешняя политика России;

гуманитарная помощь и миротворческая помощь;

участие России в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН).

Ключевые понятия темы:

национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа

Обобщают и интерпретируют по- лученную информацию. Анализируют и характеризуют внешнюю политику Российской Федерации

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч)

11

Экстремальные ситуации криминогенного характера

Вопросы для обсуждения:

характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних;

Актуализируют и дополняют мате- риал по характеристике чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовной ответственности несовершеннолетних.

№ темы

Название и программное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся


хулиганство, грабеж, разбой, воровство, насилие, вандализм;

самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности.

Ключевые понятия темы:

криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона.

Проектируют модели безопасного поведения

12

Экстремизм, терроризм и безопасность человека

Вопросы для обсуждения:

зоны повышенной криминогенной опасности в городе; толпа как скрытая опасность, меры спасения в толпе;

уголовная ответственность за совершение ряда преступлений;

меры безопасности человека и общества в криминогенной ситуации.

Ключевые понятия темы:

зона повышенной криминогенной опасности; толпа; заложник; терроризм; психологическая готовность

Закрепляют правила безопасного поведения в городе, в толпе.

Расширяют знания о мерах безопасности личности, общества в криминогенной ситуации. Решают ситуационные задачи, формулируют выводы. Рассматривают законодательные основы уголовной отвественности за экстремизм, терроризм

13

Наркотизм и безопасность человека

Вопросы для обсуждения:

наркотизм как социальное зло, личная, общественная и государственная проблема; наркотизм и меры безопасности.

Ключевые понятия темы:

наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания.

Раскрывают сущность наркотизма. Систематизируют знания. Анализируют масштабы данной общественной и государственной проблемы.

Перечисляют меры безопасности, выполняют интерактивные задания. Работают с дополнительными источниками информации.

14

Дорожно-транспортная безопасность

Вопросы для обсуждения:

культура безопасности дорожного движения;

роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые программы;

роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения.

Ключевые понятия темы:

дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)

Определяют уровень культуры безопасности дорожного движения. Анализируют роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Устанавливают роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Приводят примеры, готовят учебные проекты

15

Вынужденное автономное существование в природных условиях

Вопросы для обсуждения:

причины и проблемы вынужденной автономии;

меры преодоления страха, стресса, правила выживания;

необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде;

подача сигналов бедствия.

Ключевые понятия темы:

выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас).

Работают в группах. Характеризуют правила выживания в условиях вынужденной автономии. Отрабатывают необходимые умения. Вырабатывают в себе нравственные качества и убеждения.

Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч)

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч)

16

Основные задачи Вооруженных Сил

Вопросы для обсуждения:

история армии: история побед и реформ;

основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время;

другие войска, воинские формирования и органы.

Ключевые понятия темы:

рекрутский набор; всеобщая воинская обязанность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации

Перечисляют основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время. Актуализируют ранее полученные знания из истории армии. Приводят примеры.

Дискутируют

17

Правовые основы воинской обязанности

Вопросы для обсуждения:

правовые основы воинской обязанности;

воинский учет граждан России: назначение и содержание;

военная служба по контракту;

Военная присяга: социальное и военное назначение.

Ключевые понятия темы:

воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга

Формулируют правовые основы воинской обязанности. Характеризуют особенности военной службы по контракту. Объясняют назначение и содержание воинского учёта граждан России.


18

Правовые основы военной службы

Вопросы для обсуждения:

федеральные законы и воинские уставы;

взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины;

права и свободы военнослужащих;

увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил.

Ключевые понятия темы:

устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы.

Изучают федеральные законы и воинские уставы. Работают с текстом. Определяют взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины. Анализируют права и свободы военнослужащих. Размышляют, делают выводы.

19

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная

Вопросы для обсуждения:

обязательная подготовка граждан к военной службе;

добровольная подготовка граждан к военной службе;

военно-учетные специальности.

Ключевые понятия темы:

обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность.

Анализируют особенности обязательной подготовки граждан к военной службе. Определяют особенности добровольной подготовки. Характеризуют военно – учетные специальности.

20

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего

Вопросы для обсуждения:

виды воинской деятельности и воинские обязанности;

морально-психологические требования к военнослужащим;

общие и специальные обязанности военнослужащих.

Ключевые понятия темы:

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм

Формулируют морально-психологические требования к военнослужащим. Перечисляют и анализируют виды воинской деятельности и воинской обязанности.

Расширяют сведения об общих и специальных обязанностях военнослужащих.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч)

21

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы

Вопросы для обсуждения:

прохождение военной службы по призыву;

значение воинской дисциплины;

значение принципа единоначалия в армии;

альтернативная гражданская служба.

Ключевые понятия темы:

военная служба по призыву; воинская дисциплина; единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба.

Характеризуют значение воинской дисциплины. Изучают особенности прохождения военной службы по призыву. Расширяют знания об альтернативной гражданской службе.

22

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира

Вопросы для обсуждения:

право войны и «горячие точки» в международной поли- тике;

гуманитарная помощь и миротворческие операции России.

Ключевые понятия темы:

право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа

Раскрывают сущность миротворческих операций. Определяют особенности международной политики. Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации.

23

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом

Вопросы для обсуждения:

участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом;

роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции;

особый правовой режим контртеррористической операции.

Ключевые понятия темы:

контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; бандит; бандформирование.

Актуализируют знания об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Характеризуют понятие

«контртеррористическая операция». Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации

24

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации

Вопросы для обсуждения:

военные учения;

военная стратегия и тактика.

Ключевые понятия темы:

военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика.

Расширяют и актуализируют знания о военной стратегии и тактике. Работают с текстом, делают выводы. Приводят примеры, обобщают информацию.

25

Боевая слава российских воинов

Вопросы для обсуждения:

«викториальные дни» России;

Дни воинской славы Российской Федерации;

традиции памяти — духовная связь поколений.

Ключевые понятия темы:

Дни воинской славы; «викториальные дни».

Формируют целостное представление о боевой славе российских воинов. Определяют личностную позицию и национальную идентичность. Работают с интерактивны- ми объектами.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч)

26

Демографическая ситуация в России

Вопросы для обсуждения:

демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения;

медицинское обеспечение населения России и культура здоровья.

Ключевые понятия темы:

демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром)

Анализируют демографическую ситуацию в России. Работают

с дополнительными источниками информации. Характеризуют медицинское обеспечение здоровья населения. Выявляют проблемы, находят пути решения

27

Культура здорового образа жизни

Вопросы для обсуждения:

компоненты культуры здорового образа жизни;

рациональная организация режима труда и отдыха;

принципы рациональности режима дня и биологические ритмы.

Ключевые понятия темы:

режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы

Определяют и анализируют компоненты культуры здорового образа жизни. Характеризуют рациональную организацию режима труда и отдыха. Воспитывают ответственное отношение к собственному здоровью

28

Культура питания

Вопросы для обсуждения:

что означает понятие «культура питания»;

главное правило рационального питания;

основные принципы рационального питания.

Ключевые понятия темы:

рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология.

Формулируют и характеризуют основные принципы рационального питания. Формируют культуру здорового питания. Делают выводы, выявляют причинно-следственные связи.

29

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье

Вопросы для обсуждения:

подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья;

биологическое и социальное взросление юноши и девушки;

социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов.

Ключевые понятия темы:

подростковый возраст; репродуктивное здоровье; репродуктивная система; целомудрие; духовность

Характеризуют сущность репродуктивного здоровья. Воспитывают в себе нравственные приоритеты. Анализируют, размышляют, делают выводы. Работают с интерактивными объектами и решают ситуационные задачи

30

Вредные привычки. Культура движения

Вопросы для обсуждения:

причины и последствия вредных привычек;

двигательная активность и физическая культура — полезные привычки;

как связаны культура движения и здоровье.

Ключевые понятия темы:

привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт

Формируют целостное представление о вредных привычках. Характеризуют влияние двигательной

активности на здоровье человека. Интерпретируют информацию из дополнительных источников.

Анализируют, сравнивают, делают выводы

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч)

31

Медико-психологическая помощь

Вопросы для обсуждения:

права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи;

психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь;

медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи.

Ключевые понятия темы:

экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф

Определяют психотравмирующие ситуации и особенности оказания психологической помощи. Решают ситуационные задачи. Формируют способность обосновать собственную точку зрения

32

Первая помощь при ранениях

Вопросы для обсуждения:

виды ран, их причины и особенности;

осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена;

первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок.

Ключевые понятия темы:

поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена; повязка.

Расширяют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при ранениях.

33

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении

Вопросы для обсуждения:

последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ;

первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах;

первая помощь при ожогах: термических, химических.

Ключевые понятия темы:

комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение.

Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при электротравмах, ожогах, обморожении.

34- 35


Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

Вопросы для обсуждения:

правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии;

юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия;

обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи.

Ключевые понятия темы:

участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация.

Характеризуют правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии.

Формируют умение находить компромиссное решение в сложной ситуации. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания.

36

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами

Вопросы для обсуждения:

острое отравление и его причины;

первая помощь при отравлении никотином;

первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами;

первая помощь при отравлении лекарственными препаратами;

первая помощь при отравлении наркотическими веществами.

Ключевые понятия темы:

острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль.

Актуализируют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, лекарственными препаратами. Решают ситуационные задачи, работают в группах, делают выводы.








Учебно-методические, дидактические пособия, информационные ресурсы:


1. Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах».

2. Аудиовизуальные пособия.

Учебные видеофильмы на цифровых носителях:

• Действия учащихся по сигналам ГО;

• Средства индивидуальной защиты;

• Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия);

• Гидродинамические аварии;

• Автономное существование человека в природных условиях;

• Оползни, сели, обвалы;

• Ураганы, бури, смерчи;

• Правила безопасного поведения при землетрясениях;

• Наводнения;

• Лесные и торфяные пожары;

• Безопасность на улицах и дорогах;

• Безопасность на воде;

• Безопасность на природе;

• Правила безопасного поведения в быту;

• Поведение при ситуации криминогенного характера;

3. Интернет – ресурсы для подготовки уроков ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

•http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

•http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;

•http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;

•http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;

- http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

•http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

•http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;

•http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;

•http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;

•http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;

•http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;

•http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;

•http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;

•http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

•http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;

•http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

•http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;

•http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

•http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

•http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;

•http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

•http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;

•http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;

•http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ;

•http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

•http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

•http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

•http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

•http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;

•http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;

•http://www.it.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

•http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

•http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;