СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Автор учебника ОБЖ Ким С.В.: 10 - 11 классы: базовый уровень: учебник/С.В.Ким, В.А. Горский.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Целевым приоритетом на уровне СОО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. Тематическое планирование (по разделам) с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
10 класс 36 часов
№ темы | Название и программное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15 ч) | ||
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (5 ч) | ||
1 | Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Вопросы для обсуждения: значение культуры безопасности жизнедеятельности личности, общества в современном мире; роль государства в обеспечении безопасности личности и общества; роль науки и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Ключевые понятия темы: безопасность; жизненно важные интересы; национальные интересы; национальная безопасность; основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства; основы безопасности жизнедеятельности; культура безопасности жизнедеятельности. | Актуализируют ранее полученные знания о роли государства в обеспечении безопасности личности и общества. Характеризуют значение культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества в современном мире. Формулируют личные понятия о безопасности. |
2 | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности Вопросы для обсуждения: задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности, ее значение и особенности; основы теории безопасности жизнедеятельности: основные положения и принципы, методы и средства; стратегия и тактика управления безопасностью жизнедеятельности. Ключевые понятия темы: наука о безопасности жизнедеятельности; жизнедеятельность человека; концепция приемлемого (допустимого) риска; стратегия безопасности жизнедеятельности (стратегия управления безопасностью жизнедеятельности); системный подход; средовый подход.
| Изучают задачи создания научной теории безопасности жизнедеятельности. Характеризуют стратегию и тактику управления безопасностью жизнедеятельности. |
3 | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Вопросы для обсуждения: экология человека и экология среды обитания; антропогенное воздействие, техногенная нагрузка на среду обитания; экологическая безопасность среды обитания, урбоэкосистемы. Ключевые понятия темы: экология; урбанизация; экологическая ниша; экологическая напряженность; экологическая безопасность | Анализируют причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Выявляют причинно - следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Генерируют идеи, моделируют индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях |
4 | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Вопросы для обсуждения: медико-биологические основы здоровья человека; адаптация организма к среде обитания; общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека. Ключевые понятия темы: человек; индивид; здоровье; здоровье человека; адаптация; потенциал здоровья человека. | Выявляют общие принципы, закономерности и механизмы адаптации человека. Характеризуют медико – биологические основы здоровья человека. |
5 | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Вопросы для обсуждения: психические процессы и состояния человека; антропогенные опасности, особые психические состояния; экология психики личности, методы повышения безопасности. Ключевые понятия темы: психология; психические процессы; психическое состояние человека; экология психики; стресс; адаптивность | Определяют цели и задачи по без- опасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Выбирают средства реализации поставленных целей, оценивают результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности |
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства (5 ч) | ||
6 | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности Вопросы для обсуждения: конституционные основы обеспечения безопасности; нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека; федеральные законы по защите населения и территорий в мирное и военное время от чрезвычайных ситуаций и их последствий. Ключевые понятия темы: Конституция Российской Федерации; гражданская ответственность; федеральные законы по безопасности; организационно-правовые нормы. | Характеризуют и формулируют основное содержание федеральных законов и подзаконных актов. Рассматривают нормы международного права и положения Конституции Российской Федерации по правам человека. |
7 | Защита национальной безопасности государства от военных угроз Вопросы для обсуждения: военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооруженных конфликтов; Стратегия национальной безопасности России; цели, задачи, значение документа; Военная доктрина Российской Федерации; национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства, стратегия. Ключевые понятия темы: военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средства невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы. | Анализируют военные угрозы национальной безопасности России. Характеризуют Стратегию национальной безопасности. Работают с текстом. |
8 | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера Вопросы для обсуждения: современный комплекс проблем безопасности социального характера; Военная доктрина Российской Федерации: внешние и внутренние угрозы общественной и личной безопасности; защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера — военных опасностей. Ключевые понятия темы: военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооруженный конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм. | Анализируют военную политику государства. Приводят примеры вооруженных конфликтов; локальных, региональных и крупномасштабных войн. Работают с интерактивными схемами и заданиями. Характеризуют внутренние опасности России. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения. |
9 | Противодействие экстремизму Вопросы для обсуждения: федеральные законы Российской Федерации по защите от экстремизма; основные принципы и направления противодействия экстремизму; Уголовный кодекс Российской Федерации: экстремистская деятельность и наказание. Ключевые понятия темы: экстремизм; пропаганда экстремизма; экстремист; основные принципы противодействия экстремизму | Изучают федеральные законы по защите от экстремизма. Характеризуют основные принципы и направления противодействия экстремизму. Определяют направления деятельности спецслужб и правоохранительных органов |
10 | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации Вопросы для обсуждения: федеральные законы по защите населения России от социальных угроз: терроризма, экстремизма, наркотизма; основные принципы и направления противодействия террористической деятельности; Уголовный кодекс Российской Федерации: терроризм — преступление и наказание. Ключевые понятия темы: терроризм; виды терроризма; противодействие терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации; наркотизм; наркотизация. | Характеризуют меры противодействия терроризму и наркотизму. Изучают федеральные законы по защите населения от социальных угроз. Приобретают навыки противостояния социальным угрозам, вырабатывают нравственные качества и убеждения. |
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях (5 ч) | ||
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Вопросы для обсуждения: единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, структура, организация работы РСЧС; классификация чрезвычайных ситуаций; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России): задачи, структура; организация гражданской обороны на объектах экономики. Ключевые понятия темы: виды чрезвычайных ситуаций; РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; МЧС России; режимы функционирования РСЧС; гражданская оборона | Рассматривают территориальные и функциональные подсистемы, режим функционирования РСЧС. Характеризуют структуру и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формулируют основные задачи и формы обучения в области гражданской обороны |
12 | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Вопросы для обсуждения: деятельность сил гражданской обороны и МЧС России; основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций: оповещение, укрытие людей в защитных сооружениях, эвакуация, инженерная защита, аварийно- спасательные работы, медицинская защита: обсервация, карантин, дезинфекция, санитарная обработка, дезактивация; действия населения после сигнала «Внимание всем!». Ключевые понятия темы: гражданская оборона; мониторинг чрезвычайной ситуации; прогнозирование чрезвычайной ситуации; оповещение; эвакуация; инженерная защита | Характеризуют предназначение и основные задачи гражданской обороны. Рассматривают структуру и органы управления. Изучают основные меры защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Называют права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Совершенствуют практические навыки и умения при выполнении действий по сигналам оповещения |
13 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера Вопросы для обсуждения: опасные природные явления, стихийные бедствия и их последствия; катастрофа, чрезвычайные ситуации природного характера: виды и особенности; правила поведения в зоне чрезвычайных ситуаций при- родного характера. Ключевые понятия темы: чрезвычайные ситуации природного характера; опасные природные явления; стихийные бедствия: геологические, метеорологические, гидрологические, климатогеографические сезонные. | Характеризуют опасные природные явления и их последствия, перечисляют поражающие факторы и особенности чрезвычайных ситуаций природного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций природного характера |
14 | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Вопросы для обсуждения: характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их последствия; общие правила действий населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера на взрывоопасном объекте; химическая опасность и химическая безопасность. Ключевые понятия темы: техногенная насыщенность; чрезвычайная ситуация техногенного характера; взрыв; взрывоопасный объект; химическая опасность; химически опасный объект; химическая безопасность | Характеризуют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Закрепляют правила безопасного поведения в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом аварийно-химически-опасных веществ. |
15 | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Вопросы для обсуждения: риски чрезвычайных техногенных опасностей; | Работают в группах. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. Закрепляют и совершенствуютправила безопасного поведения на транспорте. Выясняют роль инженерной защиты в системе мер по защите населения. Объясняют необходимость добровольного и обязательного страхования. |
| обязательное и добровольное страхование жизни и здоровья; инженерные сооружения и инструменты управления безопасностью. Ключевые понятия темы: страхование; страховой случай; инженерное сооружение; гидротехническое сооружение; гидродинамическая авария; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; водный транспорт; авиационный транспорт. | |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) | ||
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность (5 ч) | ||
16 | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения Вопросы для обсуждения: чрезвычайные ситуации военного характера, роль РСЧС и гражданской обороны в защите населения Рос- сии от оружия массового поражения (ОМП); виды оружия массового поражения: ядерное, химическое и бактериологическое; современные обычные средства поражения. Ключевые понятия темы: военная безопасность; оружие массового поражения; очаг поражения; зона радиоактивного поражения местности; ядерное оружие; химическое оружие; бактериологическое (биологическое) оружие; карантин; обсервация; современные обычные средства поражения; виды оружия на новых принципах. | Рассматривают чрезвычайные ситуации военного характера и различные виды оружия массового поражения. Характеризуют индивидуальные и коллективные средства защиты населения. |
| ||
17 | Защита населения и территорий от радиационной опасности Вопросы для обсуждения: радиационная безопасность населения и территорий; радиационная опасность, экспозиционная доза облучения и уровень радиации; общие рекомендации при угрозе радиационного заражения. Ключевые понятия темы: радиационная опасность; ионизирующее излучение; экспозиционная доза облучения; уровень радиации; радиационная безопасность; меры обеспечения безопасности. | Характеризуют радиационную без- опасность населения и территорий. Формулируют общие рекомендации при угрозе ядерного заражения. Работают с интерактивными схемами и заданиями |
18 | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения Вопросы для обсуждения: убежища и укрытия — средства коллективной защиты населения; защитные свойства и характерные особенности убежищ, укрытий; особенности противорадиационного укрытия. Ключевые понятия темы: инженерные сооружения гражданской обороны; убежище; противорадиационное укрытие; простейшее укрытие. | Рассматривают средства коллективной защиты населения. Закрепляют знания о защитных свойствах и характерных особенностях убежищ и укрытий. Характеризуют особенности противорадиационного укрытия. |
19 | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности Вопросы для обсуждения: характеристика биологических (биолого-социальных) чрезвычайных ситуаций; источники биолого-социальной и экологической опасности; экологический кризис, экологическая безопасность. Ключевые понятия темы: биологическая и экологическая опасность; биологические средства; биологические агенты; биологический терроризм; источники биолого-социальной чрезвычайной ситуации; биологическая опасность; биологическая безопасность; чрезвычайная экологическая ситуация; экологическая безопасность | Актуализируют знания по экологической безопасности. Характеризуют источники биолого-социальной и экологической опасности. Изучают характеристику биологических чрезвычайных ситуаций. |
20 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи Вопросы для обсуждения: защита органов дыхания и кожных покровов; защитные свойства и характеристики противогазов; специальные и простейшие средства индивидуальной защиты. Ключевые понятия темы: средства индивидуальной защиты органов дыхания; противогаз фильтрующий, изолирующий; медицинские средства защиты кожи; респиратор; ватно-марлевая повязка; средства индивидуальной защиты кожи. | Актуализируют полученные ранее знания о специальных и простейших средствах индивидуальной защиты органов дыхания. Характеризуют виды и особенности противогазов. Совершенствуют умения и навыки практического применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. |
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) | ||
21 | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы Вопросы для обсуждения: основы организации Вооруженных Сил Российской Федерации; геополитические условия, законы управления, задачи, стратегия развития и обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил нашего государства; структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Ключевые понятия темы: Вооруженные Силы Российской Федерации; Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; органы управления; объединение; соединение; воинская часть | Характеризуют структуру и анализируют организационную основу Вооруженных Сил Российской Федерации. Расширяют знания о структуре Вооруженных Сил Российской Федерации. |
22 | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации Вопросы для обсуждения: состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации; виды Вооруженных Сил: краткая характеристика и назначение; рода войск: краткая характеристика и назначение. Ключевые понятия темы: состав Вооруженных Сил Российской Федерации; Сухопутные войска; Воздушно-космические силы; Военно-Морской Флот; Ракетные войска стратегического назначения; Воздушно-десантные войска; Тыл Вооруженных Сил | Анализируют состав и основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируют знания и дают краткую характеристику видов Вооруженных Сил. Закрепляют знание федеральных законов. Определяют главное предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации |
23 | Воинская обязанность и военная служба Вопросы для обсуждения: законодательные основы военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; воинская обязанность: краткая характеристика и назначение; военная служба и допризывная подготовка. Ключевые понятия темы: воинская обязанность; мобилизация; военное положение; военная служба; Военная присяга; обязательная подготовка; добровольная подготовка | Закрепляют знание законодательных основ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Определяют структуру и содержание воинской обязанности |
24 | Права и обязанности военнослужащих Вопросы для обсуждения: законодательные основы социальной защиты военно- служащих; права и обязанности военнослужащих; виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим. Ключевые понятия темы: социальный статус; права военнослужащих; обязанности военнослужащих: общие, должностные, специальные; воинская дисциплина; единоначалие; верность воинскому долгу. | Рассматривают законодательные основы социальной защиты военнослужащих. Изучают права и обязанности военнослужащих. Характеризуют общие, должностные, специальные обязанности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий |
25 | Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Вопросы для обсуждения: боевые традиции Российской армии; ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ключевые понятия темы: боевые традиции; воинские ритуалы; патриотизм; воинский долг; воинская честь; Военная присяга; Боевое знамя воинской части; воинский коллектив; войсковое товарищество | Характеризуют боевые традиции и структуру воинских ритуалов. Изучают порядок проведения наиболее важных ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации. Работают в группах. Решают ситуационные задачи |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) | ||
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания (5 ч) | ||
26 | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья Вопросы для обсуждения: подходы к пониманию сущности здоровья; медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья; социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания. Ключевые понятия темы: медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение | Объясняют социальную обусловленность здоровья человека в со- временной среде обитания. Анализируют понятия «индивидуальное здоровье» и «общественное здоровье». Делают умозаключения и формулируют выводы |
27 | Здоровый образ жизни и его составляющие Вопросы для обсуждения: что такое здоровый образ жизни; факторы, влияющие на здоровье; основные составляющие здорового образа жизни человека. Ключевые понятия темы: образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни. | Раскрывают сущность понятия «здоровый образ жизни», его значение и составляющие. Формируют целостное представление о здоровом образе жизни как средстве обеспечения общего благополучия человека. |
28 | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики Вопросы для обсуждения: основные инфекционные болезни: классификация, механизмы передачи инфекции, меры медицинской помощи; источники инфекционных заболеваний и факторы риска; меры профилактики инфекционных заболеваний и иммунитет. Ключевые понятия темы: эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания; классификация инфекционных заболеваний; иммунитет; вакцинация; факторы риска; обсервация; карантин; дезинфекция. | Расширяют знания об инфекционных заболеваниях и методах их профилактики. Перечисляют источники инфекционных заболеваний и факторы риска. Характеризуют меры профилактики инфекционных заболеваний. |
29 | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики Вопросы для обсуждения: факторы риска основных неинфекционных заболеваний; факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний; меры профилактики сердечно- сосудистых заболеваний. Ключевые понятия темы: основные неинфекционные заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия. | Актуализируют знания об основных неинфекционных заболеваниях. Перечисляют и характеризуют факторы риска неинфекционных и сердечно - сосудистых заболеваний. Объясняют меры профилактики. |
30 | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем Вопросы для обсуждения: факторы риска заболеваний, передающихся половым путем; культура полового поведения юноши и девушки; симптомы, последствия и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Ключевые понятия темы: половое воспитание; целомудрие; заболевания, передающиеся половым путем; профилактика заболеваний, пере- дающихся половым путем | Формируют целостное представление о культуре взаимоотношений юношей и девушек. Изучают и анализируют симптомы, последствия заболеваний, передающихся половым путем, и меры профилактики. Систематизируют знания по данной теме. |
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях (5 ч) | ||
31 | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок Вопросы для обсуждения: законы Российской Федерации и социальная ответственность граждан и специалистов по оказанию пер- вой помощи при неотложных состояниях; неотложные состояния, требующие оказания первой помощи; мероприятия по оказанию первой помощи. Ключевые понятия темы: неотложное состояние; первая помощь; фактор времени; травма; перечень состояний, при которых оказывают первую помощь; перечень мероприятий по оказанию первой помощи | Актуализируют знания по оказанию помощи при неотложных со- стояниях. Характеризуют неотложные состояния, требующие оказания первой помощи. Работают с интерактивными заданиями |
32 | Правила оказания первой помощи при травмах Вопросы для обсуждения: понятие об асептике, антисептике, антибиотиках; порядок и правила оказания первой помощи при травмах; способы снижения остроты боли и противошоковые мероприятия. Ключевые понятия темы: асептика; антисептика; антибиотики; общие правила оказания первой помощи при травмах; иммобилизация; шинирование. | Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при травмах. Перечисляют противошоковые мероприятия. |
32 | Первая помощь при кровотечениях, ранениях Вопросы для обсуждения: виды кровотечений, их особенности; особенности паренхиматозных кровотечений; способы оказания первой помощи при кровотечениях. Ключевые понятия темы: кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное | Характеризуют виды кровотечений и способы их остановки. Рас- ширяют и систематизируют свои знания по данной теме. Практически отрабатывают умения остановки кровотечений различными способами. |
33 | Первая помощь: сердечно-легочная реанимация Вопросы для обсуждения: признаки жизни и смерти; правила проведения сердечно-легочной реанимации. Ключевые понятия темы: сердечно-легочная реанимация; признаки жизни; признаки смерти; искусственное дыхание способом «рот в рот»; надавливание на грудную клетку. | Систематизируют и расширяют знания о проведении сердечно-легочной реанимации. Практически отрабатывают умения. Характеризуют признаки жизни и признаки смерти. Перечисляют порядок оказания реанимационных мероприятий |
34-36 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах Вопросы для обсуждения: признаки ушиба, растяжения связок, вывиха, перелома; первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах; первая помощь при переломах и комбинированных травмах; иммобилизация и транспортировка пострадавших. Ключевые понятия темы: ушиб; растяжение связок; вывих; перелом; иммобилизация | Перечисляют порядок действий при оказании первой помощи при ушибах, вывихах, растяжении связок и переломах. Систематизируют знания об иммобилизации и транспортировке пострадавших. Демонстрируют практические умения. |
11 класс. 34 часа
№ темы | Название и программное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 ч) | ||
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (4 ч) | ||
1 | Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания Вопросы для обсуждения: причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества; образование и социальное воспитание — основы культуры безопасности жизнедеятельности; личная ответственность — условие повышения общей безопасности жизнедеятельности. Ключевые понятия темы: институт социального воспитания; социальное взросление личности | Характеризуют причины низкой культуры безопасности жизнедеятельности личности и общества. Рассуждают, делают выводы. Анализируют образование и социальное воспитание, а также личную ответственность как условия повышения культуры безопасности жизнедеятельности |
2 | Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий Вопросы для обсуждения: экологичность, биоэтичность, ориентиры и критерии развития науки и технологий; экологическая безопасность; биоэтика — комплексная оценка культуры безопасности жизнедеятельности объектов техносферы. Ключевые понятия темы: научная картина мира; биоэтика; ключевые вопросы биоэтики. | Выявляют признаки современного экологического кризиса. Оценивают экологическую безопасность. Характеризуют биоэтику. Анализируют информацию из разных источников. |
3 | Общенаучные методологические подходы к изучению глобальных проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания Вопросы для обсуждения: научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности; основные объекты общей теории безопасности жизнедеятельности и научные подходы к их изучению; закон сохранения жизни, энергии в системе «человек — среда обитания» и показатели благополучия и безопасности среды для человека. Ключевые понятия темы: моделирование; методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектный), синергетический | Изучают основы общей теории безопасности жизнедеятельности. Рассматривают различные методологические подходы. Характеризуют показатели благополучия и безопасности среды для человека |
№ темы | Название и программное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
4 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности Вопросы для обсуждения: виды и источники антропогенных опасностей, критерии безопасности; антропогенные, техногенные, социогенные проблемы; система принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Ключевые понятия темы: безопасность; антропогенные опасности; потенциальная, реальная и реализованная опасности; идентификация; номенклатура опасностей; системный анализ безопасности | Характеризуют систему принципов и системный подход в обеспечении безопасности. Рассматривают антропогенные, техногенные, социогенные проблемы. Актуализируют знания о видах и источниках антропогенных опасностей |
5 | Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания» Вопросы для обсуждения: системный подход к проектированию систем управления безопасностью; система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности; эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности. | Характеризуют систему принципов обеспечения безопасности. Развивают личные, духовные и физические качества; самооценку собственной культуры безопасного поведения |
| Ключевые понятия темы: управление безопасностью жизнедеятельности; управление риском; уровни безопасности; виды совместимости; гигиеническое нормирование | |
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 ч) | ||
6 | Обеспечение национальной безопасности России Вопросы для обсуждения: национальная безопасность России в современном мире; Стратегия национальной безопасности России. Ключевые понятия темы: национальные интересы; национальная безопасность; Стратегия национальной безопасности; социальная безопасность; оборона | Обобщают и интерпретируют ин- формацию с использованием учеб- ной литературы и других информационных ресурсов. Работают с интерактивными объектами |
7 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности Вопросы для обсуждения: взаимосвязь социально-экономического развития и национальной безопасности: Стратегия социально- экономического развития России; социальная безопасность и меры ее обеспечения; государственная безопасность и меры ее обеспечения. | Формируют основы научного типа мышления. Характеризуют и анализируют социальную, экономическую и государственную безопасность и меры их обеспечения |
№ темы | Название и программное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| Ключевые понятия темы: глобализация; социальная безопасность; социальный институт; государственная безопасность | |
8 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Вопросы для обсуждения: роль государства в противодействии терроризму; ФСБ России; Национальный антитеррористический комитет (НАК): задачи; контртеррористическая операция и взаимодействие властных структур государства. Ключевые понятия темы: Пограничная служба ФСБ России; пограничная деятельность; терроризм; экстремизм; Национальный антитеррористический комитет; контртеррористическая операция | Рассматривают государственные меры по противодействию военным угрозам, эктремизму, терроризму. Характеризуют военно-силовые ресурсы государства в противодействии терроризму |
9 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Вопросы для обсуждения: государственные меры защиты населения и территорий: РСЧС; деятельность «чрезвычайного министерства»; | Анализируют и выявляют государственные меры защиты населения и территорий. Перечисляют профессиональные и моральные качества спасателей. Формируют нравственные ориентиры |
| профессиональные и моральные качества спасателей — специалистов поисково-спасательной службы МЧС России. Ключевые понятия темы: поисково-спасательная служба МЧС; добровольная пожарная дружина; добровольчество | |
10 | Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму Вопросы для обсуждения: документы международного права и внешняя политика России; гуманитарная помощь и миротворческая помощь; участие России в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН). Ключевые понятия темы: национальные интересы России; Европейский союз (ЕС); Организация Объединенных Наций (ООН); гуманитарная помощь; волонтерское движение; гуманитарная миссия; гуманитарная катастрофа | Обобщают и интерпретируют по- лученную информацию. Анализируют и характеризуют внешнюю политику Российской Федерации |
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 ч) | ||
11 | Экстремальные ситуации криминогенного характера Вопросы для обсуждения: характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних; | Актуализируют и дополняют мате- риал по характеристике чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовной ответственности несовершеннолетних. |
№ темы | Название и программное содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| хулиганство, грабеж, разбой, воровство, насилие, вандализм; самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности. Ключевые понятия темы: криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона. | Проектируют модели безопасного поведения |
12 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека Вопросы для обсуждения: зоны повышенной криминогенной опасности в городе; толпа как скрытая опасность, меры спасения в толпе; уголовная ответственность за совершение ряда преступлений; меры безопасности человека и общества в криминогенной ситуации. Ключевые понятия темы: зона повышенной криминогенной опасности; толпа; заложник; терроризм; психологическая готовность | Закрепляют правила безопасного поведения в городе, в толпе. Расширяют знания о мерах безопасности личности, общества в криминогенной ситуации. Решают ситуационные задачи, формулируют выводы. Рассматривают законодательные основы уголовной отвественности за экстремизм, терроризм |
13 | Наркотизм и безопасность человека Вопросы для обсуждения: наркотизм как социальное зло, личная, общественная и государственная проблема; наркотизм и меры безопасности. Ключевые понятия темы: наркотики; наркотизм; наркомания; токсикомания. | Раскрывают сущность наркотизма. Систематизируют знания. Анализируют масштабы данной общественной и государственной проблемы. Перечисляют меры безопасности, выполняют интерактивные задания. Работают с дополнительными источниками информации. |
14 | Дорожно-транспортная безопасность Вопросы для обсуждения: культура безопасности дорожного движения; роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения: федеральные целевые программы; роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Ключевые понятия темы: дорожно-транспортное происшествие (ДТП); дорога; участники дорожного движения; Правила дорожного движения (ПДД); Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) | Определяют уровень культуры безопасности дорожного движения. Анализируют роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Устанавливают роль общественных организаций в повышении безопасности дорожного движения. Приводят примеры, готовят учебные проекты |
15 | Вынужденное автономное существование в природных условиях Вопросы для обсуждения: причины и проблемы вынужденной автономии; меры преодоления страха, стресса, правила выживания; необходимые умения по обеспечению автономного существования в природной среде; подача сигналов бедствия. Ключевые понятия темы: выживание; вынужденное автономное существование; факторы выживания; стресс; страх; НАЗ (носимый аварийный запас). | Работают в группах. Характеризуют правила выживания в условиях вынужденной автономии. Отрабатывают необходимые умения. Вырабатывают в себе нравственные качества и убеждения. |
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 ч) | ||
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 ч) | ||
16 | Основные задачи Вооруженных Сил Вопросы для обсуждения: история армии: история побед и реформ; основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время; другие войска, воинские формирования и органы. Ключевые понятия темы: рекрутский набор; всеобщая воинская обязанность; Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»; Вооруженные Силы Российской Федерации | Перечисляют основные задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время. Актуализируют ранее полученные знания из истории армии. Приводят примеры. Дискутируют |
17 | Правовые основы воинской обязанности Вопросы для обсуждения: правовые основы воинской обязанности; воинский учет граждан России: назначение и содержание; военная служба по контракту; Военная присяга: социальное и военное назначение. Ключевые понятия темы: воинская обязанность; воинский учет; военная служба по контракту; военный комиссариат; Военная присяга | Формулируют правовые основы воинской обязанности. Характеризуют особенности военной службы по контракту. Объясняют назначение и содержание воинского учёта граждан России.
|
18 | Правовые основы военной службы Вопросы для обсуждения: федеральные законы и воинские уставы; взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины; права и свободы военнослужащих; увольнение с военной службы и запас Вооруженных Сил. Ключевые понятия темы: устав; мобилизация; запас Вооруженных Сил; воинский устав; внутренняя служба; увольнение с военной службы; военные сборы. | Изучают федеральные законы и воинские уставы. Работают с текстом. Определяют взаимосвязь единоначалия и воинской дисциплины. Анализируют права и свободы военнослужащих. Размышляют, делают выводы. |
19 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная Вопросы для обсуждения: обязательная подготовка граждан к военной службе; добровольная подготовка граждан к военной службе; военно-учетные специальности. Ключевые понятия темы: обязательная подготовка к военной службе; добровольная подготовка к военной службе; военно-учетная специальность. | Анализируют особенности обязательной подготовки граждан к военной службе. Определяют особенности добровольной подготовки. Характеризуют военно – учетные специальности. |
20 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего Вопросы для обсуждения: виды воинской деятельности и воинские обязанности; морально-психологические требования к военнослужащим; общие и специальные обязанности военнослужащих. Ключевые понятия темы: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; гарнизонная служба; караульная служба; боевое дежурство; коллективизм | Формулируют морально-психологические требования к военнослужащим. Перечисляют и анализируют виды воинской деятельности и воинской обязанности. Расширяют сведения об общих и специальных обязанностях военнослужащих. |
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 ч) | ||
21 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы Вопросы для обсуждения: прохождение военной службы по призыву; значение воинской дисциплины; значение принципа единоначалия в армии; альтернативная гражданская служба. Ключевые понятия темы: военная служба по призыву; воинская дисциплина; единоначалие; исполнительность; альтернативная гражданская служба. | Характеризуют значение воинской дисциплины. Изучают особенности прохождения военной службы по призыву. Расширяют знания об альтернативной гражданской службе. |
22 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира Вопросы для обсуждения: право войны и «горячие точки» в международной поли- тике; гуманитарная помощь и миротворческие операции России. Ключевые понятия темы: право войны; миротворцы; комбатант; «горячая точка»; гуманитарная помощь; гуманитарная катастрофа | Раскрывают сущность миротворческих операций. Определяют особенности международной политики. Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации. |
23 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом Вопросы для обсуждения: участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом; роль руководителя в обеспечении успеха контртеррористической операции; особый правовой режим контртеррористической операции. Ключевые понятия темы: контртеррористическая операция; группировка сил контртеррористической операции; бандит; бандформирование. | Актуализируют знания об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Характеризуют понятие «контртеррористическая операция». Рассуждают, делают выводы, работают с дополнительными источниками информации |
24 | Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации Вопросы для обсуждения: военные учения; военная стратегия и тактика. Ключевые понятия темы: военные учения; стратегия; тактика; стратегическая цель; театр военных действий; геополитика. | Расширяют и актуализируют знания о военной стратегии и тактике. Работают с текстом, делают выводы. Приводят примеры, обобщают информацию. |
25 | Боевая слава российских воинов Вопросы для обсуждения: «викториальные дни» России; Дни воинской славы Российской Федерации; традиции памяти — духовная связь поколений. Ключевые понятия темы: Дни воинской славы; «викториальные дни». | Формируют целостное представление о боевой славе российских воинов. Определяют личностную позицию и национальную идентичность. Работают с интерактивны- ми объектами. |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) | ||
Глава 6. Основы здорового образа жизни (5 ч) | ||
26 | Демографическая ситуация в России Вопросы для обсуждения: демография и здоровье россиян: причины, проблемы, решения; медицинское обеспечение населения России и культура здоровья. Ключевые понятия темы: демография; депрессия; транквилизаторы; астения (астенический синдром) | Анализируют демографическую ситуацию в России. Работают с дополнительными источниками информации. Характеризуют медицинское обеспечение здоровья населения. Выявляют проблемы, находят пути решения |
27 | Культура здорового образа жизни Вопросы для обсуждения: компоненты культуры здорового образа жизни; рациональная организация режима труда и отдыха; принципы рациональности режима дня и биологические ритмы. Ключевые понятия темы: режим труда и отдыха; подростковый возраст; усталость; утомление, биологические ритмы | Определяют и анализируют компоненты культуры здорового образа жизни. Характеризуют рациональную организацию режима труда и отдыха. Воспитывают ответственное отношение к собственному здоровью |
28 | Культура питания Вопросы для обсуждения: что означает понятие «культура питания»; главное правило рационального питания; основные принципы рационального питания. Ключевые понятия темы: рациональное питание; культура питания; главное правило рационального питания; здоровое питание; основные принципы рационального питания; умеренность в питании; сбалансированность питания; четырехразовое питание; полноценное питание; качество продуктов; диетология. | Формулируют и характеризуют основные принципы рационального питания. Формируют культуру здорового питания. Делают выводы, выявляют причинно-следственные связи. |
29 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье Вопросы для обсуждения: подходы к пониманию сущности репродуктивного здоровья; биологическое и социальное взросление юноши и девушки; социальная обусловленность культуры в отношениях представителей противоположных полов. Ключевые понятия темы: подростковый возраст; репродуктивное здоровье; репродуктивная система; целомудрие; духовность | Характеризуют сущность репродуктивного здоровья. Воспитывают в себе нравственные приоритеты. Анализируют, размышляют, делают выводы. Работают с интерактивными объектами и решают ситуационные задачи |
30 | Вредные привычки. Культура движения Вопросы для обсуждения: причины и последствия вредных привычек; двигательная активность и физическая культура — полезные привычки; как связаны культура движения и здоровье. Ключевые понятия темы: привычка; вредная привычка; полезная привычка; кинезофилия; культура движения; физическая культура; спорт | Формируют целостное представление о вредных привычках. Характеризуют влияние двигательной активности на здоровье человека. Интерпретируют информацию из дополнительных источников. Анализируют, сравнивают, делают выводы |
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 ч) | ||
31 | Медико-психологическая помощь Вопросы для обсуждения: права и обязанности очевидцев происшествия по оказанию первой помощи; психотравмирующие ситуации и первая психологическая помощь; медицина катастроф и службы экстренной медицинской помощи. Ключевые понятия темы: экстремальная ситуация; шок; травматический шок; первая помощь; кома; асфиксия; аспирация; первая психологическая помощь; медицина катастроф | Определяют психотравмирующие ситуации и особенности оказания психологической помощи. Решают ситуационные задачи. Формируют способность обосновать собственную точку зрения |
32 | Первая помощь при ранениях Вопросы для обсуждения: виды ран, их причины и особенности; осложнения при ранениях: столбняк, сепсис, газовая гангрена; первая помощь при ранениях: обработка ран и наложение повязок. Ключевые понятия темы: поверхностное ранение; глубокое ранение; раны: колотая, резаная, рубленая, ушибленная, укушенная, огнестрельная; сепсис; столбняк; газовая гангрена; повязка. | Расширяют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при ранениях. |
33 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении Вопросы для обсуждения: последствия радиации, взрывов, отравляющих веществ; первая помощь при комбинированных травмах, электротравмах; первая помощь при ожогах: термических, химических. Ключевые понятия темы: комбинированная травма; ожог; ожоговый шок; отравление; яд; обморожение. | Актуализируют и расширяют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при электротравмах, ожогах, обморожении. |
34- 35 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии Вопросы для обсуждения: правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии; юридическая ответственность и безопасность очевидцев дорожно-транспортного происшествия; обязанности водителя при дорожно-транспортном происшествии и правило «золотого часа» при оказании первой помощи. Ключевые понятия темы: участники дорожного движения; клиническая смерть; биологическая смерть; сердечно-легочная реанимация. | Характеризуют правовые основы оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии. Формируют умение находить компромиссное решение в сложной ситуации. Решают ситуационные задачи, выполняют интерактивные задания. |
36 | Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами Вопросы для обсуждения: острое отравление и его причины; первая помощь при отравлении никотином; первая помощь при отравлении алкоголем и его суррогатами; первая помощь при отравлении лекарственными препаратами; первая помощь при отравлении наркотическими веществами. Ключевые понятия темы: острое отравление; никотин; этанол; суррогат алкоголя; метанол (метиловый спирт); этиленгликоль. | Актуализируют и совершенствуют знания по данной теме. Практически отрабатывают порядок оказания первой помощи при отравлении никотином, алкоголем, лекарственными препаратами. Решают ситуационные задачи, работают в группах, делают выводы. |
Учебно-методические, дидактические пособия, информационные ресурсы:
| 1. Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах». 2. Аудиовизуальные пособия. Учебные видеофильмы на цифровых носителях: • Действия учащихся по сигналам ГО; • Средства индивидуальной защиты; • Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия); • Гидродинамические аварии; • Автономное существование человека в природных условиях; • Оползни, сели, обвалы; • Ураганы, бури, смерчи; • Правила безопасного поведения при землетрясениях; • Наводнения; • Лесные и торфяные пожары; • Безопасность на улицах и дорогах; • Безопасность на воде; • Безопасность на природе; • Правила безопасного поведения в быту; • Поведение при ситуации криминогенного характера; 3. Интернет – ресурсы для подготовки уроков ОБЖ Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами: •http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал; •http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ; •http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования; •http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; - http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании; •http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»; •http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»; •http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России; •http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды; •http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть; •http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; •http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки; •http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе; •http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: •http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; •http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; •http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; •http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России; •http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; •http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; •http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях; •http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; •http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; •http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОБЖ; •http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании; •http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; •http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; •http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности; •http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; •http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; •http://www.it.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; •http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; •http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; |