СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Школа России" из расчета 4 часа в неделю.
Тематическое планирование по русскому языку 2 класс - 170 часов
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты
| Виды деятельности | Кол-во часов | Страница учебника | дата | |||
Предметные | Личностные УУД Метапредметные | ||||||||
| НАША РЕЧЬ (3 ч) | ||||||||
| Знакомство с учебником. Виды речи. | Знать: что речь является источником информации о человеке; отличие монолога от диалога Уметь употреблять в речи «вежливые» слова. оформлять диалог | Личностные: Проявлять уважение к языкам других народов. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы | Различают устную, письменную речь осознают значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Наблюдают за речью окружающих людей и осознают значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Высказывают собственное мнение. Выполняют алгоритм правила списывания и оценивают себя и результаты своей деятельности Отличают диалогическую речь от монологической, осознают значение речи в жизни людей
| 1 | 3-7 |
| ||
| Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? Р/к | 1
| 8-9 |
| |||||
| Диалог и монолог. Урок наблюдение
| 1 | 10-14 |
| |||||
| ТЕКСТ (3 ч) | ||||||||
| Что такое текст? Тема текста. | Знать: понятие текст
Уметь: определять тему и главную мысль текста. выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | Личностные: Проявлять уважение к языкам других народов. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы | Отличают текст от других записей по его признакам. Определяют тему текста, подбирают к нему заголовок. Выбирают из набора предложений те, из которых можно составить текст на заданную тему. Составляют текст из деформированных предложений. Составлять текст по теме, заключённой в предложении. Осмысленно читать текст. Соотносить части текста и рисунки к ним, дополнять содержание 2—3 частей данного текста, используя опорные слова и рисунки. Передают устно содержание составленного текста. | 1 | 16-18 |
| ||
| Главная мысль текста. | 1 | 18- 19 |
| |||||
| Части текста. | 1 | 20-22 |
| |||||
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 Ч) | ||||||||
| Предложение как единица речи, его назначение и признаки. р/к Предложения о крае | Знать признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Уметь ставить знаки препинания в конце предложения; определять логическое ударение в предложении | Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; умение сравнивать и группировать предложения предметы по их признакам Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций). применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил. Коммуникативные: создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка
| Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют количество слов в различных предложениях и пишут раздельно слова в предложении. Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Определяют границы предложения в деформированном тексте. Выбирают знак для обозначения конца предложения и обосновывают его выбор. Составляют предложения из слов, объединяя их по смыслу и располагая слова в предложении в соответствии с данной схемой предложения. | 1 | 23-26 |
| ||
| Связь слов в предложении. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Урок наблюдение | 1 | 26-28 |
| |||||
| Входная контрольная работа 1 | 1 |
|
| |||||
| Работа над ошибками. Главные члены предложения (основа предложения). | Знать термины «главные члены», «основа предложения»; Уметь находить главные члены предложения и его основу. | Различают главные и второстепенные члены предложения, находят главные и второстепенные члены предложения (без их дифференциации), осознавать их значимость в предложении. различают подлежащее и сказуемое, соотносят подлежащее и сказуемое с основой предложения. Находить главные члены предложения, обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты своей деятельности Определяют признаки распространённого и нераспространённого предложения, различают эти предложения, находят данные предложения. Составляют нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространяют нераспространённое предложение второстепенными членами.
Устанавливают связь между словами — членами предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Составляют предложение из деформированных слов по заданному алгоритму. Составляют рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное вучебнике начало и опорные слова. Составляют предложения по рисунку, воссоздают словесные картины по поэтическим строкам. Знакомятся с происхождением слов лопух, лопата, лопоухий. Пользуются словарями по указанию учителя. Оценивают результаты своей деятельности | 1 | 29-30 |
| |||
| Второстепенные члены предложения | 1 | 31 |
| |||||
| Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Урок- исследование | Знать термины «подлежащее» и «сказуемое»; Уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении | 1 | 32-34 |
| ||||
| Распространённые и нераспространённые предложения
| Знать понятия « распространённое» и «нераспространённое» предложение; Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | 35-36 |
| ||||
| Связь слов в предложении. Р/к Составление предложений о посёлке | Уметь задавать вопросы к словам в предложении; письменно излагать свои мысли; находить, анализировать и исправлять свои ошибки. | 1 | 37-38 |
| ||||
| Урок творчества Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». р/к осень на Ставрополье | 1 | 39,упр47 |
| |||||
| Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа. | 1 | 40 |
| |||||
| Слова, слова, слова 18 | ||||||||
| Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | Знать лексическое значение слова. Уметь находить в тексте незнакомые слова; классифицировать слова по тематическим группам. Знать понятия «многозначные слова»;
|
Регулятивные: умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя). строить несложные рассуждения, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план. наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Соотносят слово и образное представление предмета, названного этим словом. Классифицировать слова по тематическим группам. Задумываются над этимологией слов, высказывают своё мнение относительно некоторых названий предметов. | 1 | 42-47 |
| ||
| Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 | 42-47 |
| |||||
| Однозначные и многозначные слова. | Осознают различие между однозначными и многозначными словами. Опознают многозначные слова среди других слов. Пользуются «Толковым словарём» при определении многозначных слов. . Опознают слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Составляют предложения, употребляя в них словосочетания, где даны слова в переносном и прямом значении. | 1 | 47-49 |
| ||||
| Прямое и переносное значение слов. Урок наблюдение
| Уметь распознавать слова в прямом и переносном значениях; определять значение слова по толковому словарю. | 1 | 49-51 |
| ||||
| Синонимы.
| Знать Термины «синонимы»; «антонимы»;
Уметь распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы Подбирать к слову синонимы и антонимы |
Распознают синонимы и антонимы, подбирают синонимы и антонимы к данным словам. Оценивать результаты своей деятельности | 1 | 52-53 |
| |||
| Антонимы.
| 1 | 54-56 |
| |||||
| Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа | 1 | 56-57 |
| |||||
| Изложение текста.
|
| Определяют тему текста, подбирают к нему заголовок. Анализируют текст с точки зрения использования в нём языковых средств. Читают вопросы, находят ответы на эти вопросы в тексте. Излагают письменно содержание текста по данным вопросам. | 1 | Учебник: упр. 76 |
| |||
| Родственные слова. Р/к | Знать понятием «родственные слова», признаки однокоренных слов;
Уметь находить однокоренные слова в тексте и среди других слов; выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
|
Распознают родственные слова, отличают родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями. Осознают значение терминов однокоренные слова, корень слова, Находят однокоренные слова, выделяют в них корень. Группируют однокоренные слова с разными корнями. Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Производят анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работают с памяткой 4 «Как найти корень слова». Подбирают однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.
| 1 | 58-60 |
| |||
| Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова
| 1 | 61-62 |
| |||||
| Однокоренные слова Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Урок соревнование | Уметь подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень | 1 | 62-64 |
| ||||
| Слог как минимальная произносительная единица | Уметь
делить слова на слоги;
определять количество в слове слогов;
определять ударение в слове;
переносить слова по слогам. | Делят слова на слоги. Определяют количество слогов в слове, классифицируют слова по количеству слогов в них. Наблюдают над слогообразующей ролью гласных звуков | 1 | 65-67 |
| |||
| Ударение | Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги | 1 | 67 -70 |
| ||||
| Перенос слов по слогам.
| Переносят слова по слогам. Определяют способы переноса. Знакомятся с историей письма (на страницах древних рукописей не было знаков переноса; для письма) | 1 | 71-74 |
| ||||
| Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Урок творчества
| Уметь составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | Составляют рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Оценивают результаты своей деятельности | 1 | 74, упр 114 |
| |||
| Звуки и буквы.-32 | ||||||||
| Звуки и буквы. Контрольный словарный диктант.
|
Знать буквы алфавита
Уметь -правильно и располагать их в алфавитном порядке; -различать звуки и буквы. -определять положение заданной буквы в алфавите - использовать знание алфавита при работе со словарями.
Уметь правильно оформлять работу
Знать словарные слова Уметь работать над ошибками | Личностные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывать правила в этом планировании, делать выводы на основе анализа удерживать цель деятельности до получения ее результата
Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений подробно пересказывать прочитанное и прослушанное, определять тему, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план. понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения ,составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Различают звуки и буквы. Правильно произносят звуки и называют буквы, обозначенные этими звуками. Проводят частичный звуковой анализ слов. Распознают условные обозначения звуков речи. Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их | 1 | 78-80 |
| ||
| Русский алфавит, или Азбука. Урок игра
| Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Классифицируют буквы по сходству в их названиях, по характеристике звуков, которые они обозначают. Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называют соседние буквы по отношению к заданной. | 1 | 81-82 |
| ||||
| Контрольный диктант (с грамматическим заданием). 2
| Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. | 1 |
|
| ||||
| Работа над ошибками. Использование алфавита при работе со словарями. р/к Города края по алфавиту | Располагают в алфавитном порядке списки заданных слов. Используют знание алфавита при работе со словарями. Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах | 1 | 83-85 |
| ||||
| Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом».
| Знать правило написания имён собственных и первого слова в предложении Уметь составлять рассказ по репродукции, используя опорные слова (под руководством учителя). | Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Используют правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Составляют (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» и опорным словам | 1 | 86-87 |
| |||
| Гласные звуки. |
Уметь -правильно произносить гласные звуки; находить в слове гласные звуки; - различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки | Находят в слове гласные звуки. Объясняют особенности гласных звуков. Правильно произносят гласные звуки. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работают с памяткой 2 «Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 89 -90 |
| |||
| Гласные звуки. Слова с буквой э. | Знакомятся со сведениями из истории русского языка о букве э. Наблюдают, из каких языков пришли в нашу речь слова. Работают с текстом. Определяют тему и главную мысль текста. Подбирают к тексту заголовок. Составляют и записывают ответы на вопросы к тексту с опорой на рисунок и текст. | 1 | 91-92 |
| ||||
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | Уметь определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. | Соотносят звуковой и буквенный состав слов. Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | 1 | 93-94 |
| |||
| Правило обозначения буквой безударного гласного звука.
| Уметь находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять | Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находят в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливают правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того слова | 1 | 94-96 |
| |||
| Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Урок взаимообучения
| Уметь подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования | Устанавливают алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука. Составляют сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне». Находят в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Обосновывают правильность написания слов с безударным гласным звуком. | 1 | 96-98 |
| ||
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | Уметь планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.
| Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом. Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
| 1 | 99- 103 |
| |||
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 1 | 99- 103 |
| |||||
| Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.
| Уметь работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. | Находят в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю. Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Работают с «Орфографическим словарём» учебника: находят слова изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по «Орфографическому словарю». Наблюдают над этимологией слов—названий растений и ягод этих растений. | 1 | 103-105 |
| |||
| Правописание словарных слов. Урок соревнование
| 1 | 105-106 |
| |||||
| Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
| Уметь видеть орфограммы в словах и проверять безударные гласные в корне; | Распознают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом. Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, используют правила при написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. | 1 | 108-110 |
| |||
| Контрольно-проверочный диктант (с грамматическим заданием).3 | Знать правила письма под диктовку Уметь использовать полученные знания на практике | Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
| Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. | 1 |
|
| ||
| Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Урок творчества | Уметь - оформлять свои мысли на письме, -видеть орфограммы и грамотно писать слова | Составляют рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» и записывать составленный текст.
| 1 | Стр 111 |
| |||
| Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении | Знать словарные слова Уметь работать над ошибками | Пишут слова с непроверяемыми орфограммами. Составляют предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком | 1 |
|
| |||
| Согласные звуки.
| Знать согласные звуки Уметь находить в слове согласные звуки; правильно произносить согласные звуки; различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | Находят в слове согласные звуки, определять их признаки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работают с памяткой 3 «Согласные звуки русского языка». | 1 | 112-114 |
| |||
| Согласный звук [й’] и буква й (и краткое).
| Уметь различать согласный звук [й'] и гласный звук [и] и обозначать их на письме | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя). Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя). Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам | Различают способы обозначения согласного звука [й’] буквами. Сопоставляют звуко-буквенный со- став слов типа ёлка, ели, южный. Работают с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со сведениями о «звуке-невидимке» [й’]. Используют правило переноса слов с буквой «и краткое». Заменяют звуковые модели слов буквенными. | 1 | 114- 116 |
| ||
| Слова с удвоенными согласными. Урок- исследование | Знать правило переноса слов с удвоенными согласными
| Наблюдают над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Используют правило переноса слов с удвоенными согласными | 1 | 117 - |
| |||
| Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» по опорным словам | Уметь выражать свою мысль письменно и устно.
| Составляют рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. | 1
| 118 |
| |||
| Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьёз».
| Уметь работать над ошибками
Знать как готовиться к проекту | Выполняют задания проекта «И в шутку и всерьёз» и принимают рекомендации к выполнению проекта: находят совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, дидактическом материале, «Рабочей тетради» и других источниках и создают свои занимательные задания; участвуют в презентации занимательных заданий. | 1 | 119 |
| |||
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их
обозначения. | Уметь определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. | Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные), находят их в словах и правильно произносить. Называют буквы, которые указывают на твёрдость (или мягкость) согласного в слове. Сопоставляют слова, различающиеся твёрдым и мягким согласным звуком. Называют буквы, которые указывают на твёрдость (или мягкость) согласного в слове. Сопоставляют слова, различающиеся твёрдым и мягким согласным звуком. Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме | 1 | 120 -123 |
| |||
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 120 -123 |
| |||||
| Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.
| Знать правила обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова перед согласным; - правила переноса слов с ь Уметь обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным - переносить слова с мягким знаком | Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь). | 1 | 124-128 |
| |||
| Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. | Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как мебель, коньки. Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным. Объясняют написание мягкого знака в словах. Переносят с одной строки на другую слова с мягким знаком. Создают словесную картину по поэтическим строкам.
| 1 | 125-128 |
| ||||
| ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (27 ч) | ||||||||
| Буквосочетания с шипящими звуками. | Знать непарные мягкие и шипящие звуки
Уметь применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей). Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
| Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдают за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирают примеры слов с такими сочетаниями, правильно пишут эти буквосочетания в словах. Группируют слова с заданными буквосочетаниями. Преобразовывают звуковые модели слов в буквенные. | 1 | 4-7 |
| ||
| Правописание в словах буквсочетаний чк, чн, чт, щн, нч | 1 | 4-7 |
| |||||
| Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | Уметь различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. Чу—щу. | Находят в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу Применяют правило написания слов с буквосочетаниями жи—ши,ча—ща, чу—щу. Объясняют написание слов с изученными ор- фограммами. Составляют слова, имеющие в своём составе буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.
| 1 | 10-15 |
| |||
| Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 | 10-15 |
| |||||
| Контрольный диктант (с грамматическим заданием 4 | Уметь правильно оформлять работу | Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. | 1 |
|
| |||
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Уметь работать над ошибками | Работают над ошибками | 1 |
|
| |||
| Подготовка к осуществлению проекта «Рифма» Урок творчества
| Уметь находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова | Находят в тексте рифмующиеся строки, подбирают рифмующиеся слова, сочиняют стихи на заданные рифмы, составляют словарик собственных рифм, готовятся к участию в презентации выполненной работы | 1 | 8-9 |
| |||
| Звонкие и глухие согласные звуки | Знать звонкие согласные звуки, парные и непарные Уметь различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. | Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные, правильно их произносят, Характеризуют согласный звук (глухой—звонкий, парный—непарный) и оценивают правильность данной характеристики.
| 1 | 16-18 |
| |||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | Знать способы проверки слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.
Уметь проверять написание парных согласных разными способами | Различают формы одного слова и однокоренные слова, находят в этих словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Осознают особенности проверочного и проверяемого слов с парным по глухости звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Различают проверочное и проверяемое слова, находят среди данных слов для каждого проверяемого слова проверочное. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объясняют способ подбора проверочного слова для слов с пропущенными или выделенными буквами. Изменяют слова так, чтобы на конце слов был парный согласный звук, и обосновывают написание буквы парного согласного звука. Наблюдают над единообразным написанием корня. Объясняют, почему написание выделенных слов надо проверять. | 1 | 18-20 |
| |||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | 18-20 |
| |||||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов | Личностные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Подробно пересказывать прочитанное и прослушанное, определять тему, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности | 1 | 21-22 |
| ||||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов | 1 | 22-29 |
| |||||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным |
Уметь проверять написание парных согласных разными способами |
Находят в словах орфограммы на изученные правила письма. Сопоставляют приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов. Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки их написания. Оценивают результаты своей деятельности
Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Оценивают результаты своей деятельности при проверке диктанта и выполнении задания | 1 | 22-29 |
| |||
| Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным | 1 | 22-29 |
| |||||
| Объяснительный проверочный диктант. Урок взаимообучения | Знать правила написания диктанта Уметь объяснять орфограммы при письме | 1 | 30 |
| ||||
| Обобщение знаний об изученных правилах письма. Смотр знаний | Уметь правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; Уметь анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы | 1 |
|
| ||||
| Изложение текста по вопросам. Учебник: упр. 50 | Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему название, находят ответы на поставленные к тексту вопросы, записывают ответы на вопросы к тексту, проверяют написанное. Находят изученные орфограммы в словах текста, объясняют их написание. | 1 | 29 |
| ||||
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма.
|
Уметь работать над ошибками
Уметь писать слова на изученные орфограммы. | Оценивают результаты письменного изложения и адекватно воспринимают оценку своей работы. Находят в словах изученные орфограммы на правила обозначения буквой безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков. Работают с памяткой 1 «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводят звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу | 1 |
|
| |||
| Проверочная работа. Урок викторина
| Уметь писать слова на изученные орфограммы. использовать полученные знания на практике | Личностные Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Определять в тексте орфограммы и правильно писать слова
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работают с памяткой 2 «Как подготовиться к диктанту». Применяют изученные правила письма, решать учебные задачи по заданиям проверочной работы. Оценивают результаты своей деятельности | 1 |
|
| ||
| Разделительный мягкий знак (ь) Урок наблюдение
|
Знать отличительные признаки слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком Уметь объяснять написание разделительного ь в словах; -делать перенос слов с разделительным мягким знаком | Определяют роль мягкого знака (ь)в слове как знака для обозначения мягкости согласного звука и как разделительного. Соотносят количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком (ь). Различают слова с мягким знаком (ь) — показателем мягкости предшествующего согласного звука и разделительным мягким знаком (ь), классифицируют их по этому признаку. | 1 | 31-33 |
| |||
| Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | Переносят слова с разделительным мягким знаком (ь). Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) и мягким знаком (ь) для обозначения мягкости согласного звука, объясняют написание таких слов. Находят в словах изученные орфограммы, объединяют их в группы по правилам письма, объясняют написание слов с изученными орфограммами. Используют изученные правила при написании слов с разделительным мягким знаком (ь), мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука и с другими орфограммами, объясняют написание таких слов. | 1 | 33-35 |
| ||||
| Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 | 36-38 |
| |||||
| Проверочный диктант (с грамматическим заданием) | Уметь писать слова на изученные орфограммы. | Пишут слова и предложения, с использованием изученных правил письма. Проверяют себя Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. | 1 |
|
| |||
| ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч.). ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ||||||||
| Части речи. р/к | Уметь соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. |
Личностные
Умение проявлять познавательную инициативу
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия. умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.
Познавательные: использовать специальную терминологию; распределять имена существительные в тематические группы предметов, участвовать в коллективном обсуждении проблем. ориентировать в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные: работать в парах, группах; участвовать в обсуждении.
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции.
Участвовать в коллективном обсуждении проблем вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | 1 | 40-43 |
| ||
| Употребление частей речи в тексте. Урок- исследование | Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | 1 | 40-43 |
| ||||
| Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | Уметь распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов — имён существительных. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой | 1 | 44-48 |
| |||
| Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | 44-48 |
| |||||
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Уметь отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; классифицировать неодушевлённые имена существительные -учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; | Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работают со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? | 1 | 48-51 |
| |||
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. р/к Животные и растения края | Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирают примеры таких существительных. | 1 | 48-51 |
| ||||
| Собственные и нарицательные имена существительные. Урок соревнование. р/к | Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных | Различают собственные и нарицательные имена существительные, подбирают примеры таких существительных | 1 | 51-55 |
| |||
| Правописание собственных имён существительных |
Знать правила написания собственных имён существительных
Уметь применять правила написания собственных имён существительных на письме
| Различают имена собственные в тексте, объясняют их написание. Составляют (под руководством учителя) устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». | 1 | 51-55 |
| |||
| Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. | Различают названия и клички животных, правильно их записывают Составляют устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Оценивать результаты | 1 | 58-59 |
| ||||
| Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Урок путешествие | Различают имена собственные — географические названия, объясняют их написание. Находят информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении названия своего города (села, посёлка, деревни). | 1 | 60 |
| ||||
| Изменение имён существительных по числам. | Уметь определять число имён существительных (единственное и множественное).изменять имена существительные по числам; работать с орфоэпическим словарём; правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). | Определяют число имён существительных (единственное и множественное). Наблюдают за изменением имён существительных по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работают с орфоэпическим словарём. | 1 | 61-65 |
| |||
| Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном.
| Наблюдают над формами имён существительных, употребляемых водном числе: единственном или множественном, подбирают примеры таких имён существительных | 1 | 61-65 |
| ||||
| Обобщение знаний об имени существительном. Урок соревнование
| Уметь определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. | Определяют грамматические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; число (единственное или множественное); роль в предложении). Обосновывают правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Определяют, каким членом предложения является имя существительное | 1 | 61-65 |
| |||
| Подробное изложение повествовательного текста. Учебник: упр. 115 | Уметь составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; устанавливать связь слов в предложении. | Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают составленный текст в соответствии с вопросами.
| 1 | 66 |
| |||
| Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант (с грамматическим заданием). | Уметь анализировать свою письменную работу; работать над ошибками | Работают над речевыми и орфографическими ошибками Определяют грамматические признаки имён существительных на примере анализа имён существительных из текста учебника | 1 |
|
| |||
| Проверочная работа.
| Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности | 1 |
|
| ||||
| ГЛАГОЛ | ||||||||
| Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. Урок наблюдение | Уметь распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.; классифицировать глаголы по вопросам; определять, каким членом предложения является глагол в предложении.
| Личностные Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия.
Познавательные: ориентировать в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы формулировать вывод по результатам наблюдений Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. работать в группе: договариваться об организации работы, оценивать результат выполнения задания. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции | Распознают глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. Определяют роль глаголов в речи. Определяют, каким членом предложения является глагол. Составляют из деформированных слов предложения и текст, выбирают предложения из текста на определённую тему. Распознают глаголы среди однокоренных слов, обосновывают правильность определения. Определяют глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении, объясняют их значение. Подбирают подходящие по смыслу глаголы. | 1 | 68-73 |
| ||
| Признаки глагола.
| 1 | 68-73 |
| |||||
| Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Учебник: упр. 127 | Уметь составлять предложения – ответы на вопросы; определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; | Рассматривают репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего сочинения составляют (под руководством учителя) описательный текст, записывают составленный рассказ. | 1 | 73 |
| |||
| Единственное и множественное число глаголов.
| Уметь определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. | Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе. Распознают глаголы-синонимы и объясняют их лексическое значение.
| 1 | 74-77 |
| |||
| Единственное и множественное число глаголов.
| 1 | 74-77 |
| |||||
| Правописание частицы не с глаголами.
| Знать правила правописания частицы не с глаголом | Пишут частицу не с глаголом раздельно. Составляют рекомендации, как не надо вести себя за столом, используя глаголы с частицей не. | 1 | 78-79 |
| |||
| Обобщение знаний о глаголе | Уметь определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола | Находят глаголы, определяют грамматические признаки глагола: число(единственное или множественное),роль в предложении. Обосновывают правильность определения признаков глагола и правильность выполнения заданий. Пишут подготовленный диктант. Оценивать свои достижения Определяют правильный порядок предложений, составляют текст, подбирают к нему название и записывают составленный текст. Составляют пословицы по данному началу. | 1 | 80-81 |
| |||
| Текст-повествование и роль в нём глаголов | Знать признаки текста-повествования. Уметь находить глаголы в повествовательном тексте. | Осознают, что такое текст-повествование. Распознают текст-повествование. Наблюдают над ролью глаголов в повествовательном тексте. Находят нужную информацию в тексте для ответа на вопрос к нему, записывают ответ. | 1 | 82-84 |
| |||
| Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему Урок фантазия р/к | Уметь составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. | Составляют устно текст-повествование на предложенную тему. | 1 | 83 |
| |||
| Проверочная работа. Учебник: рубрика «Проверь себя», с. 85.
| Уметь самостоятельно выполнять работу | Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности | 1 | 85 |
| |||
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||||||||
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным |
Уметь Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
Личностные Умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные: Уметь проверять задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять план выполнения заданий; коррекция и оценка своего задания.
Познавательные: называть признаки предметов окружающего мира. использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. называть предметы окружающего мира, называть действия предметов окружающего мира, называть признаки предметов окружающего мира.
осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах.
Коммуникативные: работать в группе: обсуждать, на какую тему можно составить предложения из данных слов. составлять свой вариант предложений, выбирать наиболее удачные варианты, объяснять свой выбор.
Участвовать в коллективном обсуждении проблем работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции | Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Находят имена прилагательные в предложениях и тексте, объясняют их значение, ставить к ним вопросы, устанавливают связь имени прилагательного с тем именем существительным, к которому оно относится. Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным. | 1 | 86-87 |
| ||
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 88-89 |
| |||||
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 90-91 |
| |||||
| Контрольный диктант (с грамматическим заданием). 5 | Уметь: - определять в тексте изученные орфограммы; -соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове; - проверять свою работу и корректировать её. | Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. | 1 |
|
| |||
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных. | Уметь: - соблюдать правила выполнения работы над ошибками; -определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова | Оценивают результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознают причины успешности или неуспешности результатов выполненной контрольной работы | 1 |
|
| |||
| Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | Уметь определять число имён прилагательных; распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.
| Распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяют прилагательные по числам. Работают с текстом: определяют тему и главную мысль. Списывать текст без ошибок, проверяют написанное. Распределяют имена прилагательные по вопросам, распознают имена прилагательные-синонимы. Оценивают свои достижения при выполнении заданий урока | 1 | 92-94 |
| |||
| Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | 92-94 |
| |||||
| Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Урок- исследование
| Знать признаки текста-описания
уметь использовать имена прилагательные в тексте-описании. | Знакомятся с текстом-описанием, находят в нём имена прилагательные. Наблюдают над ролью имён прилагательных в тексте описании. Пишут текст по памяти. Проверяют написанное. Составлять на основе творческого воображения текст на тему «Путешествие снежинки на землю». | 1 | 95-97 |
| |||
| Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
| Распознают текст-описание, определять в нём роль имён прилагательных. Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные для текста—описания загадки. Обосновывают правильность написания выделенных орфограмм в прочитанных текстах. Составляют текст-описание по рисункам. | 1 | 95-97 |
| ||||
| Составление текста-описания. Учебник: упр. 169 Урок творчества
| Уметь составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). | Составляют текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы) | 1 | 98 |
| |||
| Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Урок творчества | Знать грамматические признаки имени прилагательного: Уметь составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). | Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Составляют (под руководством учителя) текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
| 1 | 98 |
| |||
| Проверочная работа. Смотр знаний
| Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи. |
| Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности | 1 | 99 |
| ||
| МЕСТОИМЕНИЕ | ||||||||
| Местоимение как часть речи: значение и употребление | Уметь распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | Личностные Освоение личностного смысла учения, желания учиться
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия
Познавательные: формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями. Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике
Коммуникативные: работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки.
| Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные. Различают в тексте диалог, инсценируют его. Работают с текстом: определяют тему и главную мысль текста | 1 | 100-104 |
| ||
| Местоимение как часть речи: значение и употребление | 1 | 100-104 |
| |||||
| Текст-рассуждение. Урок наблюдение
| Знать признаки текста-рассуждения. Уметь Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. | Распознают текст-рассуждение. Создают устные и письменные тексты-рассуждения. Работают с текстом: определять тип, тему и главную мысль текста, выделяют части в тексте-рассуждении, записывают текст по частям.
| 1 | 105-107 |
| |||
| Проверочная работа.
| Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, | Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности | 1 |
|
| |||
| ПРЕДЛОГИ | ||||||||
| Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Урок- исследование
| Уметь узнавать предлоги в устной и письменной речи.
| Личностные
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Признание себя носителем русского языка.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять план выполнения заданий; коррекция и оценка своего задания.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах.
Коммуникативные: осознание речи (говорение, слушание, письмо, чтение); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций
| Узнают предлоги в устной и письменной речи. Запоминают наиболее употребительные предлоги. Находят предлоги вместе с именами существительными в предложении и правильно их записывают Составляют предложения с предлогами. Оценивать свои достижения | 1 | 108-113 |
| ||
| Правописание предлогов с именами существительными. | Уметь правильно употреблять предлоги в речи раздельно писать предлоги со словами. | Находят в предложениях предлоги. Раздельно пишут предлоги со словами. Используют нужные предлоги для связи слов в предложении. Выписывают из предложений предлоги вместе с именами существительными. Работают с текстом: определяют тему текста. Объясняют значение выделенных в тексте выражений. Редактируют предложение, в котором неправильно употреблены предлоги. Оценивают свои достижения | 1 | 108-113 |
| |||
| Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. |
Уметь редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. | Работают с текстом: восстанавливают деформированный повествовательный текст, определять его тему и главную мысль, записывают заголовок и составленный текст. Оценивают свои достижения | 1 | 108-113 |
| |||
| Проверочная работа.
| Уметь самостоятельно выполнять и проверять задания | Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности | 1 |
|
| |||
| Проект «В словари — за частями речи!». Урок соревнование
|
Уметь находить информацию в словарях, придумывать собственные задания | Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Пользуются «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов», «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов». Находят полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвуют в презентации подготовленных заданий | 1 | 114-115 |
| |||
| Контрольный диктант (с грамматическим заданием).
| Уметь: - определять в тексте изученные орфограммы; - соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове; - проверять свою работу и корректировать её. | Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.
| 1 |
|
| |||
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте | Уметь: - соблюдать правила выполнения работы над ошибками; - определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова | Оценивают результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознают причины успешности или неуспешности результатов выполненной контрольной работы
| 1 |
|
| |||
| ПОВТОРЕНИЕ (18 ч) |
|
| ||||||
| Текст. Типы текстов. р/к | Знать типы текстов Уметь составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ | Личностные
Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия
Познавательные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладеть навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Коммуникативные: работать в группе: обсуждать, на какую тему можно составить предложения из данных слов, составлять свой вариант предложений, выбирать наиболее удачные варианты, объяснять свой выбор.
| Рассматривают репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего рассказа, составляют (под руководством учителя) по картине рассказ, записывают рассказ | 1 | 116-117 |
| ||
| Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. р/к | Знать признаки предложения и использование в речи. Уметь правильно оформлять предложение в письменной речи. |
Обобщают знания о предложении Правильно оформляют предложение в письменной речи. Определяют признаки предложения и использование в речи. | 1 | 117-120 |
| |||
| Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.
| Уметь определять лексическое значение слова. различать однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | Уточняют лексическое значение слова. Классифицируют однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | 1 | 120-122 |
| |||
| Части речи.
| Знать части речи Уметь различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | Сопоставляют правила об орфограммах в корне. Правильно употребляют Ь разделительный знак на письме. Различают части речи по вопросу и значению, употребление в речи. | 1 | 122-125 |
| |||
| Звуки и буквы.
| Знать и различать звуки и буквы, Уметь делить слова на слоги и переносить слова. | Различают звуки и буквы, делят на слоги, переносят слов по слогам | 1 | 126-127 |
| |||
| Правила правописания. Смотр знаний
| Уметь находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова | 1 | 127-129 |
|