СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по русскому языку 2 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по русскому языку 2 класс "Школа России" из расчета 4 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку 2 класс Школа России»

Тематическое планирование по русскому языку 2 класс - 170 часов

п/п

Тема урока

Планируемые результаты


Виды деятельности

Кол-во часов

Страница

учебника

дата

Предметные

Личностные УУД Метапредметные


НАША РЕЧЬ (3 ч)

Знакомство с учебником. Виды речи.

Знать: что речь является источником информации о человеке;

отличие монолога от диалога

Уметь

употреблять в речи «вежливые» слова.

оформлять диалог

Личностные:

Проявлять уважение к языкам других народов. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Регулятивные:

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание

Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы

Различают устную, письменную речь осознают значимость каждого вида речи в жизни

людей, в учебной деятельности.

Наблюдают за речью окружающих

людей и осознают значимость русского языка как государственного языка Российской Федерации и

языка межнационального общения.

Высказывают собственное мнение.

Выполняют алгоритм правила списывания и оценивают себя и результаты своей деятельности

Отличают диалогическую речь от

монологической, осознают значение речи в жизни людей


1

3-7


Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? Р/к

1


8-9


Диалог и монолог. Урок наблюдение


1

10-14



ТЕКСТ (3 ч)

Что такое текст? Тема текста.

Знать: понятие текст


Уметь:

определять тему и главную мысль текста.

выделять в тексте начало, основную часть и концовку.

Личностные:

Проявлять уважение к языкам других народов.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Регулятивные:

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание

Коммуникативные:

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы

Отличают текст от других записей по его признакам. Определяют тему текста, подбирают к нему заголовок. Выбирают из набора предложений те, из которых можно составить текст на заданную тему. Составляют текст из деформированных предложений. Составлять текст по теме, заключённой в предложении. Осмысленно читать текст. Соотносить части текста и рисунки к ним, дополнять содержание 2—3 частей данного текста, используя опорные слова и рисунки. Передают устно содержание составленного текста.

1

16-18


Главная мысль текста.

1

18- 19


Части текста.

1

20-22



ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 Ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки. р/к Предложения о крае

Знать признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.


Уметь ставить знаки препинания в конце предложения;

определять логическое ударение в предложении

Личностные:

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; умение сравнивать и группировать предложения предметы по их признакам

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил.

Коммуникативные:

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка


Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют количество слов в различных предложениях и пишут раздельно слова в предложении. Употребляют заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Определяют границы предложения

в деформированном тексте. Выбирают знак для обозначения конца предложения и обосновывают его выбор.

Составляют предложения из слов, объединяя их по смыслу и располагая слова в предложении в соответствии с данной схемой предложения.

1

23-26


Связь слов в предложении. Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Урок наблюдение

1

26-28


Входная контрольная работа 1

1



Работа над ошибками. Главные члены предложения

(основа предложения).

Знать термины «главные члены», «основа предложения»;

Уметь находить главные члены предложения и его основу.

Различают главные и второстепенные члены предложения, находят главные и второстепенные члены предложения (без их дифференциации),

осознавать их значимость в предложении.

различают подлежащее и сказуемое, соотносят подлежащее и сказуемое с основой предложения.

Находить главные члены предложения, обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты своей деятельности

Определяют признаки распространённого и нераспространённого предложения, различают эти предложения, находят данные предложения. Составляют нераспространённое предложение по данному подлежащему, сказуемому, распространяют нераспространённое предложение

второстепенными членами.


Устанавливают связь между словами — членами

предложения, выделять пары слов, связанных по смыслу. Составляют предложение из деформированных слов по заданному алгоритму.

Составляют рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное вучебнике начало и опорные слова. Составляют предложения по рисунку, воссоздают словесные картины по поэтическим строкам. Знакомятся с происхождением слов лопух, лопата, лопоухий.

Пользуются словарями по указанию учителя.

Оценивают результаты своей деятельности

1

29-30


Второстепенные члены предложения

1

31


Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Урок- исследование

Знать термины «подлежащее» и «сказуемое»; Уметь находить подлежащее и сказуемое в предложении

1

32-34


Распространённые и нераспространённые предложения


Знать понятия

« распространённое» и «нераспространённое» предложение; Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое.

1

35-36


Связь слов в предложении. Р/к Составление предложений о посёлке

Уметь

задавать вопросы к словам в предложении;

письменно излагать свои мысли;

находить, анализировать и исправлять свои ошибки.

1

37-38


Урок творчества

Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

р/к осень на Ставрополье

1

39,упр47


Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа.

1

40



Слова, слова, слова 18

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

Знать лексическое значение слова.

Уметь

находить в тексте незнакомые слова;

классифицировать слова по тематическим группам.

Знать понятия

«многозначные слова»;




Регулятивные:

умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.



Познавательные:

применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

строить несложные рассуждения, наблюдать и делать самостоятельные выводы, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план.

наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.


Коммуникативные:

осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь.

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Соотносят слово и образное представление предмета, названного этим словом.

Классифицировать слова по тематическим группам. Задумываются над этимологией слов, высказывают своё мнение относительно некоторых названий предметов.

1

42-47


Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

1

42-47


Однозначные и многозначные слова.

Осознают различие между однозначными и многозначными словами. Опознают многозначные слова среди других слов. Пользуются «Толковым словарём» при определении многозначных слов.

. Опознают слова, употреблённые в прямом и переносном значении. Составляют предложения, употребляя в них словосочетания, где даны слова в переносном и прямом значении.

1

47-49


Прямое и переносное значение слов.

Урок наблюдение


Уметь распознавать слова в прямом и переносном

значениях;

определять значение слова по толковому словарю.

1

49-51


Синонимы.


Знать

Термины «синонимы»; «антонимы»;


Уметь

распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы

Подбирать к слову синонимы и антонимы




Распознают синонимы и антонимы, подбирают синонимы и антонимы к данным словам.

Оценивать результаты своей деятельности

1

52-53


Антонимы.


1

54-56


Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

Проверочная работа

1

56-57


Изложение текста.



Определяют тему текста, подбирают к нему заголовок.

Анализируют текст с точки зрения использования в нём языковых средств. Читают вопросы, находят ответы на эти вопросы в тексте. Излагают письменно содержание текста по данным вопросам.

1

Учебник: упр. 76


Родственные слова. Р/к

Знать

понятием «родственные слова», признаки однокоренных слов;


Уметь

находить однокоренные слова в тексте и среди других слов;

выделять корень в однокоренных словах,

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.







Распознают родственные слова, отличают родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями. Осознают значение терминов однокоренные слова, корень слова,

Находят однокоренные слова, выделяют в них корень. Группируют однокоренные слова с разными корнями. Наблюдают над

единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Производят анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работают с памяткой 4 «Как найти корень слова». Подбирают однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.


1

58-60


Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова


1

61-62


Однокоренные слова Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Урок соревнование

Уметь

подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

1

62-64


Слог как минимальная произносительная единица

Уметь


делить слова на слоги;


определять количество в слове слогов;


определять ударение в слове;


переносить слова по слогам.

Делят слова на слоги. Определяют количество слогов в слове, классифицируют слова по количеству слогов в них. Наблюдают над слогообразующей ролью гласных звуков

1

65-67


Ударение

Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги

1

67 -70


Перенос слов по слогам.


Переносят слова по слогам. Определяют способы переноса.

Знакомятся с историей письма (на страницах древних рукописей не было знаков переноса; для письма)

1

71-74


Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Урок творчества


Уметь

составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

Составляют рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Оценивают результаты своей деятельности

1

74, упр 114



Звуки и буквы.-32

Звуки и буквы. Контрольный словарный диктант.



Знать

буквы алфавита


Уметь

-правильно и располагать их в алфавитном порядке;

-различать звуки и буквы.

-определять положение заданной буквы в алфавите

- использовать знание алфавита при работе со словарями.



Уметь правильно оформлять работу




Знать словарные слова

Уметь

работать над ошибками

Личностные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывать правила в этом планировании, делать выводы на основе анализа

удерживать цель деятельности до получения ее результата


Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

подробно пересказывать прочитанное и прослушанное, определять тему, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план.

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.



Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения ,составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Различают звуки и буквы. Правильно произносят звуки и называют буквы, обозначенные этими звуками. Проводят частичный звуковой анализ слов.

Распознают условные обозначения звуков речи. Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их

1

78-80


Русский алфавит, или Азбука. Урок игра


Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Классифицируют буквы по сходству в их названиях, по характеристике звуков, которые они обозначают.

Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называют соседние буквы по отношению к заданной.

1

81-82


Контрольный диктант (с грамматическим заданием). 2


Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

1



Работа над ошибками.

Использование алфавита при работе со словарями. р/к Города края по алфавиту

Располагают в алфавитном порядке списки заданных слов. Используют знание алфавита при работе со словарями. Сопоставляют случаи

употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах

1

83-85


Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по

репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом».


Знать

правило написания имён собственных и первого слова в предложении

Уметь

составлять рассказ по репродукции, используя опорные слова (под руководством учителя).

Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Используют правило написания

имён собственных и первого слова

в предложении.

Составляют (под руководством учителя) рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом» и опорным словам

1

86-87


Гласные звуки.


Уметь

-правильно произносить гласные звуки; находить в слове гласные звуки;

- различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки

Находят в слове гласные звуки. Объясняют особенности гласных звуков. Правильно произносят гласные звуки. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работают с памяткой 2 «Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

89 -90


Гласные звуки. Слова с буквой э.

Знакомятся со сведениями из истории русского

языка о букве э.

Наблюдают, из каких языков пришли в нашу речь слова. Работают с текстом. Определяют тему и главную мысль текста. Подбирают к тексту заголовок. Составляют и записывают ответы на вопросы к тексту с опорой на рисунок и текст.

1

91-92


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

Уметь

определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Соотносят звуковой и буквенный состав слов.

Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

1

93-94


Правило обозначения буквой безударного гласного звука.


Уметь

находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять

Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находят в двусложных

словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливают правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того слова

1

94-96


Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

Урок взаимообучения


Уметь

подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова

Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения



Познавательные:

использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова



Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования

Устанавливают алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука. Составляют сообщение на тему «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне».

Находят в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Обосновывают правильность написания слов с безударным гласным звуком.

1

96-98


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Уметь планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.


Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют

пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом.

Объясняют правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.


1

99- 103


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1

99- 103


Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.


Уметь

работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю.

Находят в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю. Объясняют правописание слова

с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Работают с «Орфографическим словарём» учебника: находят слова изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по «Орфографическому словарю».

Наблюдают над этимологией слов—названий растений и ягод этих растений.

1

103-105


Правописание словарных слов. Урок соревнование


1

105-106


Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.


Уметь

видеть орфограммы в словах и проверять безударные гласные в корне;

Распознают проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Планируют учебные действия при решении орфографической задачи

(обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом.

Объясняют правописание слова с

безударным гласным в корне, используют правила при написании слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Объясняют правописание слова с

безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

1

108-110


Контрольно-проверочный диктант

(с грамматическим заданием).3

Знать правила письма под диктовку

Уметь использовать полученные знания на практике

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям


Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.  


Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

1



Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Урок творчества

Уметь - оформлять свои мысли на письме,

-видеть орфограммы и грамотно писать слова

Составляют рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» и записывать составленный текст.


1

Стр 111


Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении

Знать словарные слова

Уметь

работать над ошибками

Пишут слова с непроверяемыми

орфограммами.

Составляют предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком

1



Согласные звуки.


Знать согласные звуки

Уметь находить в слове согласные звуки;

правильно произносить согласные звуки;

различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Находят в слове согласные звуки,

определять их признаки.

Правильно произносят согласные звуки.

Различают согласные звуки и буквы,

обозначающие согласные звуки.

Работают с памяткой 3 «Согласные

звуки русского языка».

1

112-114


Согласный звук [й’] и буква й (и краткое).


Уметь различать согласный звук [й'] и гласный звук [и] и обозначать их на письме

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.



Познавательные:

применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и делать самостоятельные выводы


Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Различают способы обозначения согласного звука [й’] буквами. Сопоставляют звуко-буквенный со-

став слов типа ёлка, ели, южный.

Работают с рубрикой «Страничка

для любознательных»: знакомиться со сведениями о «звуке-невидимке» [й’].

Используют правило переноса слов с буквой «и краткое».

Заменяют звуковые модели слов буквенными.

1

114- 116


Слова с удвоенными согласными.

Урок- исследование

Знать правило переноса слов с удвоенными согласными


Наблюдают над произношением и

правописанием слов с удвоенными согласными.

Используют правило переноса слов с удвоенными согласными

1

117 -


Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» по опорным словам

Уметь

выражать свою мысль письменно и устно.


Составляют рассказ по репродукции

картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

1



118


Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьёз».


Уметь

работать над ошибками


Знать как готовиться к проекту

Выполняют задания проекта «И в шутку и всерьёз» и принимают рекомендации к выполнению проекта: находят совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, дидактическом материале, «Рабочей тетради» и других источниках и создают свои занимательные задания; участвуют в презентации занимательных заданий.

1

119


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их














обозначения.

Уметь определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные), находят их в словах и правильно произносить.

Называют буквы, которые указывают на твёрдость (или мягкость) согласного в слове.

Сопоставляют слова, различающиеся твёрдым и мягким согласным звуком. Называют буквы, которые указывают на твёрдость (или мягкость) согласного в слове.

Сопоставляют слова, различающиеся твёрдым и мягким согласным звуком.

Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме

1

120 -123


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

120 -123


Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме.


Знать правила обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова перед согласным;

- правила переноса слов с ь

Уметь обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным

- переносить слова с мягким знаком

Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь).

1

124-128


Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как мебель, коньки.

Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

Объясняют написание мягкого знака в словах.

Переносят с одной строки на другую слова с мягким знаком.

Создают словесную картину по поэтическим строкам.


1

125-128



ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (27 ч)

Буквосочетания с шипящими звуками.

Знать непарные мягкие и шипящие звуки


Уметь применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей).

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности.


Познавательные:


самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.


Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.


Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдают за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирают примеры слов с такими сочетаниями, правильно пишут эти буквосочетания в словах. Группируют слова с

заданными буквосочетаниями.

Преобразовывают звуковые модели слов в буквенные.

1

4-7


Правописание в словах буквсочетаний чк, чн, чт, щн, нч

1

4-7


Буквосочетания жи—ши, ча—ща,

чу—щу

Уметь различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. Чу—щу.

Находят в словах буквосочетания жи—ши,

ча—ща, чу Применяют правило написания

слов с буквосочетаниями жи—ши,ча—ща, чу—щу. Объясняют написание слов с изученными ор-

фограммами. Составляют слова, имеющие в своём составе буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.



1

10-15


Буквосочетания жи—ши, ча—ща,

чу—щу

1

10-15


Контрольный диктант (с грамматическим заданием 4

Уметь правильно оформлять работу

Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

1



Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Уметь

работать над ошибками

Работают над ошибками

1



Подготовка к осуществлению проекта «Рифма»

Урок творчества


Уметь находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова

Находят в тексте рифмующиеся строки, подбирают рифмующиеся слова, сочиняют стихи на заданные рифмы, составляют словарик собственных рифм, готовятся к участию в презентации выполненной работы

1

8-9


Звонкие и глухие согласные звуки

Знать звонкие согласные звуки, парные и непарные

Уметь различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные, правильно их произносят, Характеризуют согласный звук (глухой—звонкий, парный—непарный) и оценивают правильность данной характеристики.


1

16-18


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

Знать способы проверки слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.


Уметь проверять написание парных согласных разными способами

Различают формы одного слова и однокоренные слова, находят в этих словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Осознают особенности проверочного и проверяемого слов с парным по глухости звонкости согласным на конце слова или перед

согласным.

Различают проверочное и проверяемое слова, находят среди данных слов для каждого проверяемого слова проверочное. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объясняют способ подбора проверочного слова для слов с пропущенными или выделенными буквами.

Изменяют слова так, чтобы на конце слов был парный согласный звук, и обосновывают написание буквы парного согласного звука.

Наблюдают над единообразным написанием корня. Объясняют, почему написание выделенных слов надо проверять.

1

18-20


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным.

1

18-20


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов

Личностные:

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

Познавательные:

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Подробно пересказывать прочитанное и прослушанное, определять тему, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, составлять простой план.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные:

осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности

1

21-22


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов

1

22-29


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным


Уметь проверять написание парных согласных разными способами


Находят в словах орфограммы на изученные правила письма.

Сопоставляют приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком и с безударным гласным в корне на основе алгоритма проверки их написания.

Оценивают результаты своей деятельности


Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Оценивают результаты своей деятельности при проверке диктанта и выполнении задания

1

22-29


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным

1

22-29


Объяснительный проверочный диктант. Урок взаимообучения

Знать правила написания диктанта

Уметь объяснять орфограммы при письме

1

30


Обобщение знаний об изученных правилах письма. Смотр знаний

Уметь правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова;

Уметь

анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы

1



Изложение текста по вопросам.

Учебник: упр. 50

Работают с текстом: определяют тему текста, подбирают к нему название, находят ответы на поставленные к тексту вопросы, записывают ответы на вопросы к тексту, проверяют написанное.

Находят изученные орфограммы в словах текста, объясняют их написание.

1

29


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма.



Уметь

работать над ошибками



Уметь писать слова на изученные орфограммы.

Оценивают результаты письменного изложения и адекватно воспринимают оценку своей работы.

Находят в словах изученные орфограммы на правила обозначения буквой безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Работают с памяткой 1 «Как провести звуко-буквенный разбор слова».

Проводят звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу

1



Проверочная работа. Урок викторина


Уметь писать слова на изученные орфограммы.

использовать полученные знания на практике

Личностные

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом


Познавательные:

самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Определять в тексте орфограммы и правильно писать слова


Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Работают с памяткой 2 «Как подготовиться к диктанту».

Применяют изученные правила письма, решать учебные задачи по заданиям проверочной работы.

Оценивают результаты своей деятельности

1



Разделительный мягкий знак (ь) Урок наблюдение



Знать отличительные признаки слова с мягким знаком — показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком

Уметь объяснять написание разделительного ь в словах;

-делать перенос слов с разделительным мягким знаком

Определяют роль мягкого знака (ь)в слове как знака для обозначения мягкости согласного звука и как разделительного.

Соотносят количество звуков и букв в словах с разделительным мягким знаком (ь).

Различают слова с мягким знаком (ь) — показателем мягкости предшествующего согласного звука и разделительным мягким знаком

(ь), классифицируют их по этому признаку.

1

31-33


Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Переносят слова с разделительным мягким знаком (ь). Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь) и мягким знаком (ь) для обозначения мягкости согласного звука, объясняют написание таких слов.

Находят в словах изученные орфограммы, объединяют их в группы по правилам письма, объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Используют изученные правила при написании слов с разделительным мягким знаком (ь), мягким

знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука и с другими орфограммами, объясняют написание таких слов.

1

33-35


Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1

36-38


Проверочный диктант (с грамматическим заданием)

Уметь писать слова на изученные орфограммы.

Пишут слова и предложения, с использованием изученных правил письма. Проверяют себя

Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

1




ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч.). ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Части речи. р/к

Уметь соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи.








Личностные


Умение проявлять познавательную инициативу


Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия.

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.



Познавательные:

использовать специальную терминологию; распределять имена существительные в тематические группы предметов,

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

ориентировать в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах

находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.





Коммуникативные:

работать в парах, группах;

участвовать в обсуждении.


отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции.


Участвовать в коллективном обсуждении проблем

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Соотносят слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи.

1

40-43


Употребление частей речи в тексте. Урок- исследование

Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой.

1

40-43


Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Уметь распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов — имён существительных. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой

1

44-48


Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

44-48


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Уметь

отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что;

классифицировать неодушевлённые имена существительные

-учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;

Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работают со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных. Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?

1

48-51


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

р/к Животные и растения края

Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирают примеры таких существи­тельных.

1

48-51


Собственные и нарицательные имена существительные.

Урок соревнование. р/к

Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных

Различают собственные и нарицательные имена существительные, под­бирают примеры таких существительных

1

51-55


Правописание собственных имён существительных


Знать

правила написания собственных имён существительных


Уметь применять правила написания собственных имён существительных

на письме


Различают имена собственные в тексте, объясняют их написание.

Составляют (под руководством учителя) устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

1

51-55


Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных.

Различают названия и клички животных, правильно их записывают

Составляют устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Оценивать результаты

1

58-59


Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Урок путешествие

Различают имена собственные —

географические названия, объясняют их написание.

Находят информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении названия своего города (села, посёлка, деревни).

1

60


Изменение имён существительных по числам.

Уметь определять число имён существительных (единственное и множествен­ное).изменять имена существительные по числам;

работать с орфоэпическим словарём;

правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — просты­ни).

Определяют число имён существительных (единственное и множественное).

Наблюдают за изменением имён существительных по числам.

Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Работают с орфоэпическим словарём.

1

61-65


Имена существительные, употребляющиеся только в одном

числе: единственном или множественном.


Наблюдают над формами имён существительных, употребляемых водном числе: единственном или

множественном, подбирают примеры таких имён существительных

1

61-65


Обобщение знаний об имени существительном. Урок соревнование


Уметь определять грамматические признаки имён существительных: одушев­лённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Определяют грамматические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное;

число (единственное или множественное); роль в предложении).

Обосновывают правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

Определяют, каким членом предложения является имя существительное

1

61-65


Подробное изложение повествовательного текста.

Учебник: упр. 115

Уметь составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; устанавливать связь слов в предложении.

Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают составленный текст в соответствии с вопросами.


1

66


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант (с грамматическим заданием).

Уметь анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

Работают над речевыми и орфографическими ошибками Определяют грамматические признаки имён существительных на примере анализа имён существительных из текста учебника

1



Проверочная работа.


Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности

1




ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. Урок наблюдение

Уметь распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.;

классифицировать глаголы по вопросам;

определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.


Личностные

Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;


Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия.


Познавательные:

ориентировать в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы

формулировать вывод по результатам наблюдений

Осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах


Коммуникативные:

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

работать в группе: договариваться об организации работы, оценивать результат выполнения задания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции

Распознают глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу.

Определяют роль глаголов в речи.

Определяют, каким членом предложения является глагол.

Составляют из деформированных

слов предложения и текст, выбирают предложения из текста на определённую тему.

Распознают глаголы среди однокоренных слов, обосновывают правильность определения.

Определяют глаголы, употреблённые в прямом и переносном значении, объясняют их значение.

Подбирают подходящие по смыслу глаголы.

1

68-73


Признаки глагола.


1

68-73


Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи

прилетели».

Учебник: упр. 127

Уметь составлять предложения – ответы на вопросы;

определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении;

Рассматривают репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего сочинения составляют (под руководством учителя) описательный текст, записывают

составленный рассказ.

1

73


Единственное и множественное число глаголов.


Уметь определять число глаголов,

распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят

примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе.

Распознают глаголы-синонимы и объясняют их лексическое значение.


1

74-77


Единственное и множественное число глаголов.


1

74-77


Правописание частицы не с глаголами.


Знать правила правописания частицы

не с глаголом

Пишут частицу не с глаголом раздельно.

Составляют рекомендации, как не надо вести себя за столом, используя глаголы с частицей не.

1

78-79


Обобщение знаний о глаголе

Уметь определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола

Находят глаголы, определяют грамматические признаки глагола: число(единственное или множественное),роль в предложении.

Обосновывают правильность определения признаков глагола и правильность выполнения заданий.

Пишут подготовленный диктант.

Оценивать свои достижения Определяют правильный порядок предложений, составляют текст, подбирают к нему название и записывают составленный текст.

Составляют пословицы по данному

началу.

1

80-81


Текст-повествование и роль в нём глаголов

Знать

признаки текста-повествования.

Уметь

находить глаголы в повествовательном тексте.

Осознают, что такое текст-повествование.

Распознают текст-повествование.

Наблюдают над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Находят нужную информацию в тексте для ответа на вопрос к нему, записывают ответ.

1

82-84


Текст-повествование. Составление текста-повествования на

заданную тему

Урок фантазия

р/к

Уметь составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Составляют устно текст-повествование

на предложенную тему.

1

83


Проверочная работа.

Учебник: рубрика «Проверь себя»,

с. 85.


Уметь самостоятельно

выполнять работу

Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности

1

85



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным



Уметь

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.


Личностные

Умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.


Регулятивные:

Уметь проверять задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы.

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

определять план выполнения заданий; коррекция и оценка своего задания.


Познавательные:

называть признаки предметов окружающего мира.

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

называть предметы окружающего мира,

называть действия предметов окружающего мира,

называть признаки предметов окружающего мира.


осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах.


Коммуникативные:

работать в группе: обсуждать, на какую тему можно составить предложения из данных слов.

составлять свой вариант предложений, выбирать наиболее удачные варианты, объяснять свой выбор.


Участвовать в коллективном обсуждении проблем

работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки.


Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

критично относиться к своему мнению, умение взглянуть на ситуацию с иной позиции

Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Находят имена прилагательные в

предложениях и тексте, объясняют их значение, ставить к ним вопросы, устанавливают связь имени прилагательного с тем именем

существительным, к которому оно относится.

Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.

1

86-87


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

1

88-89


Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

1

90-91


Контрольный диктант (с грамматическим заданием). 5

Уметь:

- определять в тексте изученные орфограммы;

-соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове;

- проверять свою работу и корректировать её.

Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное. Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.

1



Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных.

Уметь:

- соблюдать правила выполнения работы над ошибками;

-определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова

Оценивают результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознают причины успешности или неуспешности результатов выполненной контрольной работы

1



Единственное и множественное число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

Уметь определять число имён прилагательных; распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.


Распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяют прилагательные по числам.

Работают с текстом: определяют тему и главную мысль.

Списывать текст без ошибок, проверяют написанное.

Распределяют имена прилагательные по вопросам, распознают имена прилагательные-синонимы.

Оценивают свои достижения при

выполнении заданий урока

1

92-94


Единственное и множественное число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по числам.

1

92-94


Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Урок- исследование


Знать признаки

текста-описания


уметь использовать

имена прилагательные

в тексте-описании.

Знакомятся с текстом-описанием, находят в нём имена прилагательные. Наблюдают над ролью имён прилагательных в тексте описании.

Пишут текст по памяти. Проверяют написанное.

Составлять на основе творческого воображения текст на тему «Путешествие снежинки на землю».

1

95-97


Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.


Распознают текст-описание, определять в нём роль имён прилагательных. Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные для текста—описания загадки.

Обосновывают правильность написания выделенных орфограмм в прочитанных текстах.

Составляют текст-описание по рисункам.

1

95-97


Составление текста-описания.

Учебник: упр. 169

Урок творчества


Уметь составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).

Составляют текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы)

1

98


Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление

текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Урок творчества

Знать грамматические признаки имени прилагательного:

Уметь

составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Составляют (под руководством учителя) текст-описание натюрморта по репродукции картины

Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


1

98


Проверочная работа. Смотр знаний


Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи.


Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности

1

99



МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение как часть речи: значение и употребление

Уметь распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Личностные Освоение личностного смысла учения, желания учиться


Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия


Познавательные:

формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями.

Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике


Коммуникативные:

работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки.


Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различают местоимения и имена существительные.

Различают в тексте диалог, инсценируют его.

Работают с текстом: определяют тему и главную мысль текста

1

100-104


Местоимение как часть речи: значение и употребление

1

100-104


Текст-рассуждение.

Урок наблюдение


Знать признаки

текста-рассуждения.

Уметь

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Распознают текст-рассуждение.

Создают устные и письменные

тексты-рассуждения.

Работают с текстом: определять тип, тему и главную мысль текста,

выделяют части в тексте-рассуждении, записывают текст по частям.


1

105-107


Проверочная работа.


Уметь писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему,

Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности

1




ПРЕДЛОГИ

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Урок- исследование


Уметь узнавать предлоги в устной и письменной речи.


Личностные


Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Признание себя носителем русского языка.


Регулятивные:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

определять план выполнения заданий; коррекция и оценка своего задания.


Познавательные:

осознавать познавательную задачу, понимать информацию, предоставленную в разных формах.



Коммуникативные:

осознание речи (говорение, слушание, письмо, чтение); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций


Узнают предлоги в устной и письменной речи. Запоминают наиболее употребительные предлоги. Находят предлоги вместе с именами

существительными в предложении

и правильно их записывают

Составляют предложения с предлогами.

Оценивать свои достижения

1

108-113


Правописание предлогов с именами существительными.

Уметь правильно употреблять предлоги в речи

раздельно писать предлоги со словами.

Находят в предложениях предлоги. Раздельно пишут предлоги со словами. Используют нужные

предлоги для связи слов в предложении. Выписывают из предложений предлоги вместе с именами существительными.

Работают с текстом: определяют тему текста. Объясняют значение выделенных в тексте выражений.

Редактируют предложение, в котором неправильно употреблены предлоги.

Оценивают свои достижения

1

108-113


Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста.


Уметь редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст.

Работают с текстом: восстанавливают

деформированный повествовательный текст, определять его тему и главную мысль, записывают заголовок и составленный текст.

Оценивают свои достижения

1

108-113


Проверочная работа.


Уметь самостоятельно выполнять и проверять задания

Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивают свои достижения и результаты своей деятельности

1



Проект «В словари — за частями речи!». Урок соревнование



Уметь находить информацию в

словарях, придумывать собственные задания

Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Пользуются «Толковым словарём», «Орфографическим словарём», «Орфоэпическим словарём», «Словарём антонимов», «Словарём синонимов», «Словарём однокоренных слов». Находят полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвуют в презентации подготовленных заданий

1

114-115


Контрольный диктант (с грамматическим заданием).


Уметь:

- определять в тексте изученные орфограммы;

- соотносить буквы и звуки на слух; видеть «опасное место» в слове;

- проверять свою работу и корректировать её.

Записывают текст, используя изученные правила письма. Проверяют написанное.Выполняют грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка.


1



Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Уметь:

- соблюдать правила выполнения работы над ошибками;

- определять виды орфограмм, подбирать проверочные слова

Оценивают результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознают причины успешности или неуспешности результатов выполненной контрольной работы


1




ПОВТОРЕНИЕ (18 ч)



Текст. Типы текстов. р/к

Знать типы текстов

Уметь составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ

Личностные


Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;


Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия


Познавательные:

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

овладеть навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах


Коммуникативные:

работать в группе: обсуждать, на какую тему можно составить предложения из данных слов, составлять свой вариант предложений, выбирать наиболее удачные варианты, объяснять свой выбор.


Рассматривают репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждают план предстоящего рассказа, со­ставляют (под руководством учителя) по картине рассказ, записывают рассказ

1

116-117


Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Диалог. р/к

Знать признаки предложения и использование в речи.

Уметь правильно оформлять предложение в письменной речи.


Обобщают знания о предложении Правильно оформляют предложение в письменной речи. Определяют признаки предложения и использование в речи.

1

117-120


Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.


Уметь определять лексическое значение слова. различать однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

Уточняют лексическое значение слова. Классифицируют однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

1

120-122


Части речи.


Знать части речи

Уметь различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

Сопоставляют правила об орфограммах в корне. Правильно употребляют Ь разделительный знак на письме. Различают части речи по вопросу и значению, употребление в речи.

1

122-125


Звуки и буквы.


Знать и различать звуки и буквы,

Уметь делить слова на слоги и переносить слова.

Различают звуки и буквы, делят на слоги, переносят слов по слогам

1

126-127


Правила правописания.

Смотр знаний


Уметь находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

1

127-129