СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Практикум по русскому языку" для 9 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование предназначено для учителей русского языка, работающих в основной школе с обучающимися 9 класса на занятиях внеурочнй деятельности. Материал дает возможность организовать работу, направленную на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, возможностей обучающихся, их интересов. Курс внеурочной деятельности "Практикум по русскому языку"  актуализирует и углубляет знания девятиклассников в области орфографии, пунктуации, при работе над словосочетанием, предложением, текстом, дает возможность  подготовиться к ОГЭ, оценить свои возможности, полнее узнать структуру содержания КИМов: научиться писать изложение, сочинение - рассуждение на основе заданного текста. Проработать структуру материалов при подготовке к собеседованию по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Практикум по русскому языку" для 9 класса»


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«ВТОРАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ С.З.И Г.ЗПИСКУНОВЫХ»







«ПРИНЯТА» «СОГЛАСОВАНА» «УТВЕРЖДЕНА» Зам директора по УВР Зам. Директора по УВР Директором МОКУ " Вторая

Руководитель МО учителей ______ Рождественская средняя

гуманитарного цикла образовательная школа

_________________________ _им. С.Г. и Г.З. Пискуновых»

Протокол №____ __________

от «__» _____ 202__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Практикум по русскому языку»





для основного общего образования (9 класс)

Срок освоения: 1(один) год





Составитель: Лукьянчикова Валентина Михайловна,

Учитель первой квалификационной категории





2024





Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку » разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО положения о рабочих программах обновленных ФГОС ООО МОКУ «Вторая Рождественская средняя общеобразовательная школа имени С.З. и Г.З. Пискуновых» и с учетом федеральной рабочей программы Федеральной ООП ООО.



Общая характеристика учебного предмета, курса «Практикум по русскому языку»

Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» направлен на актуализацию и углубление знаний учеников, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Это способствует формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Раскрытие богатства языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за правильность речи.

Программы «Практикум по русскому языку» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Данный курс позволяет обучающимся 9 класса подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать и сжатое изложение и сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с другими предметами. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.



Цели курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»

- совершенствование приобретенныхобучающимися знаний;

- формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции;- развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников,

- воспитание самостоятельности в работе,знакомство с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ.

Место курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку в учебном плане ООП ООО

Учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» отводится 68 часов: в 9 классе — 34 ч/1 ч в неделю.

Виды деятельности учителя с учетом программы воспитания:

- развивать навыки обучающихся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, умения владеть монологической и диалогической формами речи;

- умение обучающихся осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;

- работать над осознанием и умением определять (называть) свои эмоции, умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы в соответствии с этими критериями;

- корректировать точку зрения обучающихся;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем;

- прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка.















Содержание учебного предмета, курса «Практикум по русскому языку»

9 КЛАСС

Введение – 1ч

Структура экзаменационной работы по русскому языку и критерии ее оценивания.

Текстоведение – 3ч.

Понятие о тексте. Признаки текста.

Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.

Микротема. Микротекст. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац.

Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам.

Виды и средства связи предложений в тексте.

Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинение- миниатюра.

Способы сокращения текста – 5ч.

Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

Лекция учителя, анализ примеров. Конспект лекции.

Применение способов сжатия. Практическая работа по сжатию текста.

Урок-практикум, самостоятельная работа

Работа над содержанием микротем.

Написание сжатого изложения.

Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 9 ч.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.

Работа над лингвистическим сочинением.

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа.

Сочинение на лингвистическую тему. Практикум

Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Анализ текста-рассуждения, поисковая работа.

Работа над сочинением. Понимание смысла текста.

Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

Сочинение по предложенному тексту. Практикум.

Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Анализ текста-рассуждения, поисковая работа.

Работа над сочинением. Понимание смысла слова.

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над сочинением.

Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок.

Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения.

Работа над заданиями с кратким ответом – 12 ч.

Средства выразительности речи. Тропы.

Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Фразеологизмы.

Обобщение знаний по лексикологии, работа над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), работа над построением синонимических рядов ), выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.).

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. Практическая работа.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа.

Орфограммы в суффиксах. Н – НН в различных частях речи.

Правописание корней.

Разделы орфографии, синтаксиса и пунктуации, изученные в 5-8 классах; выполнение тестовых работ.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Обобщение знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением словосочетаний.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Виды односоставных предложений.

Простое осложненное предложение.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практикум

Сложные предложения с разными видами связи. Практикум

Простое и сложное предложения, уточняющим членам предложения, знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Итоги года– 2ч.

Повторение и обобщение знаний. Работа с материалами ОГЭ. Практикум

Анализ работ. Итоги года.

Практическая работа с использованием контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Анализ выполненных работ.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» (9 класс)

Личностные результаты освоения курса:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общении, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения курса:

- владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения: -владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- умение производить прослушанный или прочитанный текст;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.





Предметные результаты освоения курса:

9 класс

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;



- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета



9 класс (2 часа* 34 недели = 68 часов)

п/п

Тема учебного занятия

Кол – во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Введение–1час


1.

Структура экзаменационной работы по русскому языку, собеседование.

1

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.


Требования и критерии оценивания устного собеседования – 8 часов

2.

Задание 1. Чтение текста.

1


3.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

1


4.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

1


5.

Задание 3. Монолог

1


6.

Задание 3. Монолог

1


7.

Задание 4. Диалог

1


8.

Практикум.

Пробное собеседование

1


9.

Практикум.

Пробное собеседование

1



Текстоведение–5 часов

10.

Понятие о тексте. Признаки текста.

1

Перерабатывать и преобразовывать информацию изодной формы в другую(составлять план, таблицу,схему); пользоваться словарями,справочниками; осуществлятьанализ и синтез; строитьрассуждения

11- 12.

Микротема. Микротекст. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац.

2

Анализ текста, изобразительно- выразительных средств языка; создание монологических высказываний, сочинений-миниатюр.

3-14.

Виды и средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста.

2

Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства связи предложений в тексте». Выполнение

комплексного анализа текста

Способы сокращения текста- 10 часов

15-16.

Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

2

Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Опорный конспект.

17-18.

Применение способов сжатия. Практическая работа по сжатию текста

2

Работа с текстом, работа с карточками и таблицами, алгоритмом. Работа с текстами изложения, работа с карточками редактирования.

19-20.

Работа над содержанием микротем.

2

Работа над текстом изложения, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез.

21-22.

Работа над композицией

изложения.

2

Работа над текстом изложения, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез.

23-24.

Написание сжатого изложения.

2

Написание сжатого изложения:

уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

уметь адекватно воспринимать авторский замысел;

уметь вычленять главное в информации;

уметь членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы.

Уметь сокращать текст разными способами;

уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

уметь находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Виды сочинений.Этапы работы над сочинением–28 часов

25.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

1

Составление планов сочинений Составлять план решения учебной проблемы / в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы разных типов.


26-27.

Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.

2

Отработать умение отвечать на вопросы, связанные с пониманием текста.

Дать понятие об аргументации, о видах и структуре аргументов, показать способы подбора аргументов. Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорнымконспектом.

28.

Работа над лингвистическим сочинением.

1

Работа со схемами, опорным конспектом: составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос, анализ текста-рассуждения, поисковая работа.

29-30.

Сочинение на лингвистическую тему. Практикум

2

Отработать на практике применение теоретических сведений приема написания сочинения

31.

Работа над сочинением Понимание смысла текста.

1

Работа со схемами, опорным конспектом: составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос, анализ текста-рассуждения, поисковая работа

32-33.

Сочинение по предложенному тексту. Практикум.

2

Отработать на практике применение теоретических сведений приема написания сочинения

34.

Работа над сочинением.

Понимание смысла слова.

1

Работа со схемами, опорным конспектом: составление схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос, анализ текста-рассуждения, поисковая работа

35-36.

Сочинение на понимание смысла слова. Практикум

2

Отработать на практике применение теоретических сведений приема написания сочинения

37-38.

Анализ работ. Виды грамматических и речевых ошибок.

2

Приём “Лови ошибку”. Работа со схемами, опорным конспектом.

Работа надзаданиями с кратким ответом -14часов

39-40.

Средства выразительности речи. Тропы.

2

Совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Работа с таблицами, тестами. Исследование текста.

Самостоятельная работа с КИМами.


41-42.

Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

2

Совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Работа с таблицами, тестами. Исследование текста.

Самостоятельная работа с КИМами.

43-44.

Фразеологизмы.

2

Работа с таблицами, тестами. Исследование текста. Уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к культуре.

45-46-47.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся

на З/ С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- . Ы, И после приставок. Практическая работа.

3

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работа с таблицами, тестами. Исследование текста.

48-49.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Практическая работа.

2

Работа с таблицами, тестами.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

50-51.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

2

Беседа, работа с таблицами, блиц-опрос, опорный конспект, тест.

Самостоятельная работа с КИМами.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму.

52-53.

Орфограммы в суффиксах.

Н– НН в различных частях речи.

2

Работа с таблицами, текстом, тестами. Выполнение тренировочных упражнений.

Стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму.

54-55.

Правописание корней.

2

Работа с таблицами, тестами.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

56.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).


1

Беседа, работа с таблицами, разбор словосочетаний, тест.

Выполнение тренировочных упражнений.

Чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

57-58.

Грамматическая основа и

способы выражения подлежащего и сказуемого.

2

Беседа, работа с таблицами, анализ предложений.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность

59-60.

Виды односоставных предложений.

2

Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа.

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, корректировать

свою точку зрения; задавать вопросы.

61.

Простое осложненное предложение.

1

Беседа, работа с таблицами, разбор простого предложения.

Использовать речевые средства для решения различных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, корректировать

свою точку зрения; задавать вопросы.


62-63-64-65.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. Практикум

4

Беседа, работа с таблицами, разбор сложного предложения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность.

66.

Сложные предложения с разными видами связи. Практикум

1

Беседа, работа с таблицами, разбор сложного предложения.

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность.

Итоги года - 2ч.

67.

Повторение и обобщение знаний. Работа с материалами ОГЭ.

Диагностическая работа.

1

Развивать навык умения работать самостоятельно. Контроль знаний.

Корректировать свою точку зрения; приходить к решению действий.


68.

Анализ работ. Итоги года.

1

Анализ типичных ошибок.

Создание памятки для подготовки к экзаменам.

высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, корректировать

свою точку зрения; задавать вопросы.