Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО» СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель ШМО Зам.директора по ВР Директор школы
_________/Курченко С.Ф./ __________/Панфилова Н.Г../ _____________/Цыганок С.И./
Протокол №____ «___»_________2019 г. Приказ №_______ «_____»_______2019г. «_____»______2019 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«История Брянского края»
для 8 класса
Программу разработала
Стасюк Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2019/2020 учебный год
г. Почеп
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « История Брянского края» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МАОУ «СОШ№1» на 2019-2020 учебный год, концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа предназначена для детей 14-15 лет. Продолжительность реализации программы один год. Продолжительность занятий 45 минут.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта как опорного края России;
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
формирование навыков коллективной работы и работы в группах;
формирование умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
развитие самостоятельности, аккуратности;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей;
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История Брянского края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание курса
Что изучает краеведение. Наша малая родина – Брянская земля. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ. Географическое положение. Общая характеристика природных объектов региона и края. Географическое положение данной местности, школы. Понятие «Северская земля». Значение отечественного края для отечественной истории. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности/ Животный мир лесной. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов. Памятники природы, национальные парки и заповедники. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.
Палеолит на территории края. Каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ. Мезолит на территории края. Древнейшие поселения на территории Брянского края в эпоху бронзы и раннего железа. Верования. Юхновская и зарубинецкая культура.
Расселение славянских племён. Северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края.Распространение христианства в Брянских землях. Хозяйственное освоение территории Брянских земель восточных славян.
Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц XII – XIII веков.
Брянцы в Куликовской битве. Брянские земли в политике Литвы и Москвы.
Брянский край в XVI – XVII веках. Смутное время.
Брянский край в составе Великого княжения Московского.
Брянский край в XVIII столетии. Административные перемены. Военная история Брянского края. Культура и быт населения Брянского края.
Формы занятий: занятие-игра, занятие-путешествие, практическая работа, творческая мастерская, просмотр учебных фильмов, посещение школьного музея, экскурсии,
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела |
Тема урока | Количество часов |
| Истории Брянского края | 34 ч |
1. | Введение в историю Брянского края. | 1 |
2. | Раздел 1.Брянский край в древности. | 1 |
3. | Раздел 2.Брянская земля в составе древнерусского государство в 9-11 веках. | 5 ч |
4. | Раздел 3. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы 13 века - начале 90-х годов 15 века. | 6 ч |
5. | Раздел 4.Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (16-17 вв ). | 6ч |
6. | Раздел 5. Брянский край в 18 столетии. | 10 ч |
7. | Итоговое повторение по история Брянского края. | 1 |
Тематическое планирование
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела |
Тема урока | Количество часов 34 ч |
| Истории Брянского края |
1. | Введение в историю Брянского края. | 1 |
Раздел 1.Брянский край в древности. 5 ч |
2. | Первые люди на Брянской земле. Палеолит | 1 |
3. | Мезолит и неолит. | 1 |
4. | Бронзовый век. | 1 |
5. | Ранний железный век. | 1 |
6. | Древние славяне. | 1 |
Раздел 2.Брянская земля в составе древнерусского государство в 9-11 веках. 5 ч |
7. | Славяне и русы. | 1 |
8. | Возникновение Русского государства. Основание Брянска. | 1 |
9. | Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц. | 1 |
10. | Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI–XIII веков. | 1 |
11. | Культура населения края в домонгольский период. | 1 |
Раздел 3. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы 13 века - начале 90-х годов 15 века. 6 ч |
12. | Правление дома Михаила Черниговского. | 1 |
13. | Брянские земли в политике Литвы и Москвы. | 1 |
14. | Брянцы в Куликовской битве. | 1 |
15. | Брянский край в составе Великого княжества Литовского и Русского в конце XIV – начале XV веков. | 1 |
16. | Культура Брянского края во второй половине XIII – начале XVI веков. | 1 |
| Раздел 4.Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (16-17 вв ). | 6 |
17. | Административное устройство Брянского края в XVI–XVII вв. | 1 |
18. | Православные монастыри в XVI–XVII веках. | 1 |
19. | Хозяйство, быт и нравы брянчан в 15-17 веках. | 1 |
20 | Военно-политическая история края в XVI–XVII веках. Смута . | 1 |
21. | Польско-казацкие войны и польско-русские войны. | 1 |
22. | Церковный раскол и старообрядчество на территории края. | 1 |
23. | Брянский край в конце XVII века. | 1 |
Раздел 5. Брянский край в 18 столетии. | 10 1 |
24. | Административные перемены. Население. Сословия. Поселения. |
25. | Брянский край в период Северной войны. | 1 |
26. | Брянское Адмиралтейство и флотилия. | 1 |
27. | Брянский Арсенал. | 1 |
28. | Экономическое состояние Брянского края в XVIII в. | 1 |
29. | Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями. | 1 |
30. | Культура и быт населения края в XVIII веке . Система светского и духовного образования. | |
31. | Музыкальное искусство и живопись Брянского края в 18 столетии. | 1 |
32. | Архитектура Брянского края в 18 веке. | 1 |
33. | Дворянские усадьбы в 18 веке на Брянщине. | 1 |
34. | Итоговое повторение по истории Брянского края. | 1 |
Информационно-методическое обеспечение.
Видеоматериалы:
Диск № 1. Брянский край в древности.
Диск №2. Брянская земля 9-15 веках.
Диск № 3. Брянский край в 16-17 веках.
Диск №4. Брянский край в 18 столетии.
Литература:
5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.
1.Брянщина через века. Электронный учебник.
2. «Край мой деревенский» под редакцией А.Н.Иваниной. Издательство «Читай-город», 2007 г.
3.Поляков Г.П., Чубур А.А.История Брянского края : С древнейших времён до конца 18 века./Под редакцией В.Ф. Блохина - Брянск: Издательство «Курсив», 2012.
4.История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско – правовое образование. г.Брянск, 2006.
5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.
5.ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
15