СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Брянского края" для учащихся 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Брянского края" для учащихся 8 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»


«РАССМОТРЕНО» СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель ШМО Зам.директора по ВР Директор школы

_________/Курченко С.Ф./ __________/Панфилова Н.Г../ _____________/Цыганок С.И./

Протокол №____ «___»_________2019 г. Приказ №_______ «_____»_______2019г. «_____»______2019 г.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«История Брянского края»

для 8 класса





Программу разработала

Стасюк Наталья Васильевна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории





2019/2020 учебный год













г. Почеп

 Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности « История Брянского края» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МАОУ «СОШ№1» на 2019-2020 учебный год, концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа предназначена для детей 14-15 лет. Продолжительность реализации программы один год. Продолжительность занятий 45 минут.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность включает проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.



Цель программы:

создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • образовательные:

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта как опорного края России;

развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

  • развивающие:

  • формирование навыков коллективной работы и работы в группах;

  • формирование умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;

  • развитие самостоятельности, аккуратности;

  • воспитательные:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей;

  • заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

  • общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

  • совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Личностные результаты


У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История Брянского края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.



Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.


Предметные результаты


В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Содержание курса

Что изучает краеведение. Наша малая родина – Брянская земля. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ. Географическое положение. Общая характеристика природных объектов региона и края. Географическое положение данной местности, школы. Понятие «Северская земля». Значение отечественного края для отечественной истории. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края, данной местности. Вклад выдающихся ученых в исследования территории края, данной местности/ Животный мир лесной. Описание животных этого района проживания и определение их хозяйственного значения. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные растения и животные. Меры, предпринимаемые местным населением по охране этих объектов. Памятники природы, национальные парки и заповедники. Живые организмы (растения и животные), занесённые в Красную Книгу.

Палеолит на территории края. Каменный век – начало заселения края. Природа и климат каменного века. Пути заселения края. Типы древних поселенцев края. Техника обработки камня. Использование различных материалов. Жилище. Хозяйство. Рациональные знания и способы фиксации информации. Древнейшие верования: тайны пещерных святилищ. Мезолит на территории края. Древнейшие поселения на территории Брянского края в эпоху бронзы и раннего железа. Верования. Юхновская и зарубинецкая культура.

Расселение славянских племён. Северяне, радимичи, кривичи, вятичи и их соседи на территории Брянского края.Распространение христианства в Брянских землях. Хозяйственное освоение территории Брянских земель восточных славян.

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц XII – XIII веков.

Брянцы в Куликовской битве. Брянские земли в политике Литвы и Москвы.

Брянский край в XVI – XVII веках. Смутное время.

Брянский край в составе Великого княжения Московского.

Брянский край в XVIII столетии. Административные перемены. Военная история Брянского края. Культура и быт населения Брянского края.

Формы занятий: занятие-игра, занятие-путешествие, практическая работа, творческая мастерская, просмотр учебных фильмов, посещение школьного музея, экскурсии,







  1. Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела

Тема урока


Количество

часов




Истории Брянского края


34 ч

1.

Введение в историю Брянского края.


1

2.

Раздел 1.Брянский край в древности.

1

3.

Раздел 2.Брянская земля в составе древнерусского государство в 9-11 веках.

5 ч

4.

Раздел 3. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы 13 века - начале 90-х годов 15 века.

6 ч

5.

Раздел 4.Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (16-17 вв ).

6.

Раздел 5. Брянский край в 18 столетии.

10 ч

7.

Итоговое повторение по история Брянского края.

1





Тематическое планирование

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела

Тема урока


Количество

часов

34 ч




Истории Брянского края


1.

Введение в историю Брянского края.


1

Раздел 1.Брянский край в древности. 5 ч

2.



Первые люди на Брянской земле. Палеолит


1

3.



Мезолит и неолит.

1

4.



Бронзовый век.

1

5.

Ранний железный век.

1

6.

Древние славяне.

1

Раздел 2.Брянская земля в составе древнерусского государство в 9-11 веках. 5 ч

7.

Славяне и русы.

1

8.

Возникновение Русского государства. Основание Брянска.

1




9.

Брянский край в эпоху княжеских междоусобиц.

1

10.

Хозяйственная деятельность населения Брянского края XI–XIII веков.

1

11.

Культура населения края в домонгольский период.

1

Раздел 3. Великое княжество Черниговское и Брянское в 40-е годы 13 века - начале 90-х годов 15 века. 6 ч


12.

Правление дома Михаила Черниговского.

1

13.

Брянские земли в политике Литвы и Москвы.


1

14.

Брянцы в Куликовской битве.

1

15.

Брянский край в составе Великого княжества Литовского и Русского в конце XIV – начале XV веков.

1

16.

Культура Брянского края во второй половине XIII – начале XVI веков.

1


Раздел 4.Брянский край в составе великого княжества Московского и Московского царства (16-17 вв ).

6

17.

Административное устройство Брянского края в XVI–XVII вв.

1

18.

Православные монастыри в XVI–XVII веках.

1

19.

Хозяйство, быт и нравы брянчан в 15-17 веках.

1

20

Военно-политическая история края в XVI–XVII веках. Смута .

1

21.

Польско-казацкие войны и польско-русские войны.

1

22.

Церковный раскол и старообрядчество на территории края.


1

23.

Брянский край в конце XVII века.

1

Раздел 5. Брянский край в 18 столетии.

10

1

24.

Административные перемены. Население. Сословия. Поселения.

25.

Брянский край в период Северной войны.

1

26.

Брянское Адмиралтейство и флотилия.

1

27.

Брянский Арсенал.

1

28.

Экономическое состояние Брянского края в XVIII в.

1

29.

Социальная борьба податного населения края с властями и высшими сословиями.

1

30.

Культура и быт населения края в XVIII веке . Система светского и духовного образования.


31.

Музыкальное искусство и живопись Брянского края в 18 столетии.

1

32.

Архитектура Брянского края в 18 веке.


1

33.

Дворянские усадьбы в 18 веке на Брянщине.

1

34.

Итоговое повторение по истории Брянского края.

1





Информационно-методическое обеспечение.

Видеоматериалы:

Диск № 1. Брянский край в древности.

Диск №2. Брянская земля 9-15 веках.

Диск № 3. Брянский край в 16-17 веках.

Диск №4. Брянский край в 18 столетии.

Литература:

5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.

1.Брянщина через века. Электронный учебник.

2. «Край мой деревенский» под редакцией А.Н.Иваниной. Издательство «Читай-город», 2007 г.

3.Поляков Г.П., Чубур А.А.История Брянского края : С древнейших времён до конца 18 века./Под редакцией В.Ф. Блохина - Брянск: Издательство «Курсив», 2012.

4.История Брянского края. Методическое пособие для учителей. Гражданско – правовое образование. г.Брянск, 2006.

5.Хрестоматия по история Брянского края. Учебно – методическое пособие для учителей школ. Часть 1. Коллектив авторов по руководством научного редактора И.В.Алферова. - Брянск: «Курсив», 2012.

5.ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ






















15