МБОУ «Барановская СОШ»
Тематическое планирование учебного предмета: «Музыка»
Образовательная область: «Искусство»
УМК «Перспективная начальная школа»
Начальное общее образование
3 класс
№ | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Домашнее задание |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
-
1-2 | Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки. | 2 | Продолжить знакомство с основными «китами» музыки: песней, танцем и маршем.. | Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности Познавательные: различать песенность, танцевальность и маршевость Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Нарисовать понравившуюся музыку |
-
3 | Мелодичность- значит песенность? | 1 | Учить петь протяжно, кантиленно. Слышать разницу между отрывистыми плавным исполнением музыки. | Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Нарисовать марш |
-
4-5 | Танцевальность бывает не только в танцах | 2 | Расширить и углубить знания об этом жанре, закрепить тему. | Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученную песню |
-
6-7 | Где слышится маршевость? | 2 | Познакомить с жанром марша, с обстоятельствами, при которых звучит марш. | Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности Познавательные: анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности. Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Нарисовать один из танцев |
-
8-9 | Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой | 2 | Научить различать танец и марш продолжить изучение и расширение знаний об этих жанрах. | Личностные: Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности Познавательные: узнавать и определять различные составы оркестров Коммуникативные Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Сочинить танец |
-
10-11 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 2 | Ввести понятие интонации, скороговорки, сформировать представление о динамических оттенках | Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
12-13 | Зерно-интонация в музыке | 2 | закрепить понятие интонации, скороговорки, представление о динамических оттенках | Личностные: Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные: осознавать жизненную основу музыкальных интонаций Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
14-15-16 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 3 | Обобщение тем четверти | Личностные: Импровизировать на заданную и свободную тему Познавательные: воспроизводить мелодию с ориентацией на нотную запись Коммуникативные Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
17-18 | Почему развивается музыка? | 2 | Введение понятий канон, аллегретто ритенуто, аккорд, триоль. | Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
19-20 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 2 | Сформировать представление о законах развития музыки | Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Познавательные: распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
21-22 | Что такое исполнительское развитие? | 2 | Научить слышать музыку, понимать её настроение, замысел композитор и исполнителя | Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Познавательные: сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях различных форм и жанров Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Нарисовать музыку |
-
2-24 | Развитие, заложенное в самой музыке | 2 | Научить понимать, что такое динамическое темповое и фактурное развитие. | Личностные: Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Познавательные: сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях различных форм и жанров Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
25-26 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк» | 2 | Обобщение и закрепление темы. | Личностные: Воплощать в исполнении эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие Познавательные: Распознавать и объяснять различные виды развития музыкальных произведений Коммуникативные Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
27 | Почему музыкальные произведения бывают многочастными? | 1 | Научиться различать музыкальные формы. | Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение Познавательные: Перечислять простые музыкальные формы Коммуникативные Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
28-29 | Когда сочинения имеют две или три части? | 2 | Продолжать учиться различать простые музыкальные формы. | Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение Познавательные: Распознавать художественный замысел различных форм музыки (одночастные. двух и трехчастные, вариации, рондо) Коммуникативные Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни, нарисовать рисунок к песне |
-
30 | Рондо- интересная музыкальная форма | 1 | Обобщить и закрепить изученное по теме | Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение Познавательные: Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения Коммуникативные Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
31-32 | Как строятся вариации? | 2 | Познакомить с понятиями рондо, рефрен, вариации | Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение Познавательные: Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения Коммуникативные Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
-
33-34 | О важнейших средствах построения музыки | 2 | Обобщение изученного материала | Личностные: Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение Познавательные: Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия Коммуникативные Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования | Музыка и слайдовая презентация по теме урока | Петь изученные песни |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя:/ Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.
Музыкальный материал
1-я четверть «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.
«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.
«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конек- Горбунок». Р. Щедрин.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.
«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М. Глинка.
«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.
«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.
«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.
«Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков.
«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.
«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.
«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент). А. Аренский.
«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.
«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.
Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Прелюдия № 7. Ф. Шопен.
Прелюдия № 20. Ф. Шопен.
«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова
В. Лебедева-Кумача.
2-я четверть «Интонация»
«Болтунья». С.С. Прокофьев.
«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.
«Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского.
Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик.
«Дождик». В. Косенко.
«Шаги на снегу». Прелюдия № 6. К. Дебюсси.
«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.
«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто
Е. Косцовой.
«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.
«Море и звезды», вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.
«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.
«Щедровка». Детская новогодняя игровая песня.
«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
3-я четверть «Развитие музыки»
«В пещере горного короля». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Пьеса (Аллегретто)». Ф. Шуберт.
«Береза». Музыка В. Веселова, слова С. Есенина.
«Вечер» из цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Мишка». Музыка Вас. Калинникова, слова А. Барто.
«За рекою старый дом». И.С. Бах.
«Веселые нотки – веселые дни». Музыка С. Соснина, слова М. Садовского.
«Со вьюном я хожу». Русская народная песня.
«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня
(с сопровождением на бубне).
«Отцовская слава». Музыка Г. Струве, слова К. Ибряева
«Старая лестница». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.
«Ласточка». Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.
«Игра в слова» (попевка).
«Тихо-громко» (попевка). И. Арсеев.
«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. Обработка М. Иорданского.
«Медведь проснулся». Музыка М. Калининой, слова Г. Ладонщикова.
«Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Петя и волк». Симфоническая сказка: «Тема Пети», «Петя-герой» (заключительное шествие), «Тема птички», «Петя с птичкой разговаривают», «Петя с птичкой ловят волка», «Петя с птичкой поймали волка», «Тема утки», «Утка и птичка спорят», «Утка бросилась вон из лужи», «Тема кошки», «Кошка быстро полезла на дерево», «Тема волка», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг», «Волк в бешенстве», «Тема дедушки», «Тема охотников». С. Прокофьев.
«Петя и волк» (слушание симфонической сказки целиком). С. Прокофьев.
4-я четверть «Построение (формы) музыки»
«Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод). П. Чайковский.
«Пастушья песня». Французская народная песня.
«Телега». Музыка М. Минкова, слова М. Пляцковского.
«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Колокола» из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылова, слова Ю. Энтина.
«Песенка о капитане». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.
«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
«Скрипка». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.
«Зачем нам выстроили дом?». Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.
«Спящая княжна». Музыка и слова А. Бородина.
«Вариации на тему французской народной песни». В.А. Моцарт.
«Белка». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Пушкина.
Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
«Мир». Из спектакля «Земля детей». Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.
«Музыка в лесу». Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева.
7