СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Темные аллеи" И. Бунин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Темные аллеи" И. Бунин»

«Темные аллеи». Тема любви в рассказах Бунина «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» И. Бунин

«Темные аллеи». Тема любви в рассказах Бунина

«Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях»

И. Бунин

38 рассказов «Темных аллей» (первое полное издание – 1946г) написаны большей частью в оккупированной фашистами Франции. Бунин пишет о русской жизни, которая давно исчезла, оставшись в памяти писателя. Сочиняя рассказы о любви, Бунин противопоставляет это чувство безумию мировой бойни
  • 38 рассказов «Темных аллей» (первое полное издание – 1946г) написаны большей частью в оккупированной фашистами Франции. Бунин пишет о русской жизни, которая давно исчезла, оставшись в памяти писателя. Сочиняя рассказы о любви, Бунин противопоставляет это чувство безумию мировой бойни
Заглавие подсказало Бунину стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть». Еще в рассказах, написанных ДО революции, Бунин нашел несколько формул, определяющих его взгляд на эту тему. «ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» (1915): помещик Ивлев находит в имении соседа, всю жизнь любившего внезапно умершую горничную, старинную книгу «Грамматика любви». Любовь дворянина и горничной овеяна легендой, в честь возлюбленной обезумевший Хвощинский составил «Грамматику любви». «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой», «Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного»  Любовь непостижима, непредсказуема, граничит с помешательством, гибельно прекрасна
  • Заглавие подсказало Бунину стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть».
  • Еще в рассказах, написанных ДО революции, Бунин нашел несколько формул, определяющих его взгляд на эту тему.
  • «ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» (1915): помещик Ивлев находит в имении соседа, всю жизнь любившего внезапно умершую горничную, старинную книгу «Грамматика любви». Любовь дворянина и горничной овеяна легендой, в честь возлюбленной обезумевший Хвощинский составил «Грамматику любви». «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой», «Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного»
  • Любовь непостижима, непредсказуема, граничит с помешательством, гибельно прекрасна

«Легкое дыхание» (1916). Трагедия юной девушки Оли Мещерской, одаренной талантом счастья, Ожидающей любви, но гибнущей от руки «плебейского вида» офицера. Естественность и называет Бунин жизнью. В холодном, жестоком мире «легкое дыхание» красоты не живет. «Солнечный удар» (1925). После разлуки со случайно встреченной девушкой поручик понимает, что пережил, вероятно, главное событие своей жизни: «Да что же это такое со мной? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!»  Любовь внезапна, болезненна, неотвратима. Она связана с коренными основами человеческого бытия.
  • «Легкое дыхание» (1916). Трагедия юной девушки Оли Мещерской, одаренной талантом счастья, Ожидающей любви, но гибнущей от руки «плебейского вида» офицера. Естественность и называет Бунин жизнью. В холодном, жестоком мире «легкое дыхание» красоты не живет.
  • «Солнечный удар» (1925). После разлуки со случайно встреченной девушкой поручик понимает, что пережил, вероятно, главное событие своей жизни: «Да что же это такое со мной? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!» Любовь внезапна, болезненна, неотвратима. Она связана с коренными основами человеческого бытия.

«Предмет бунинского наблюдения и изучения – не психологическая, а иррациональная сторона любви , та ее непостижимая сущность, которая настигает, как наваждение, налетает Бог весть откуда и несет героев навстречу судьбе… « (В. Ходасевич) Любовь, по Бунину – «солнечный удар», самое яркое, самое полное ощущение жизни, прекрасное и трагическое, обреченное на гибель
  • «Предмет бунинского наблюдения и изучения – не психологическая, а иррациональная сторона любви , та ее непостижимая сущность, которая настигает, как наваждение, налетает Бог весть откуда и несет героев навстречу судьбе… « (В. Ходасевич)
  • Любовь, по Бунину – «солнечный удар», самое яркое, самое полное ощущение жизни, прекрасное и трагическое, обреченное на гибель
В книге есть рассказы о счастливой любви, но нет любви долгой и взаимной . Бунинскому миру неизвестна формула «Они жили долго и умерли в один день». Разлука «встроена» в самую счастливую встречу, «солнечный удар» имеет, как правило, две развязки: расставание (надолго или навсегда) или смерть.
  • В книге есть рассказы о счастливой любви, но нет любви долгой и взаимной . Бунинскому миру неизвестна формула «Они жили долго и умерли в один день».
  • Разлука «встроена» в самую счастливую встречу, «солнечный удар» имеет, как правило, две развязки: расставание (надолго или навсегда) или смерть.
«Чистый понедельник» (1944) стоит особняком. Сам Бунин писал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»

«Чистый понедельник» (1944) стоит особняком.

Сам Бунин писал:

«Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»

Как раскрыт внутренний мир героя и героини?

Как раскрыт внутренний мир героя и героини?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена. Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса,
  • Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена. Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, "высокопарный" роман В. Брюсова, который не интересен ей.
  • У неё же "зачем-то висит портрет босого Толстого", а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого "Воскресение".
ОН Хорош собою, даже красив «почему-то южной горячей красотой», даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Главное в характеристике героя -  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность

ОН

  • Хорош собою, даже красив «почему-то южной горячей красотой», даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней.
  • Главное в характеристике героя -  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность
ОНА Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота

ОНА

  • Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота "смуглое янтарное лицо", "черные волосы", "черные брови, черные глаза". Эпитеты "бархатный", "черный", "янтарный". В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. 
  • С одной стороны,   "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности , церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
  • В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности , церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
  • "Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути" (Мальцев "И. Бунин")
  • "Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.
  • В рассказе "Чистый понедельник" показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
  • «Зачем же воскрешаешь Ты во сне, Несрочной радостью сияя, И дивно повторяется восторг, Та встреча краткая земная, Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг».

  • "Чистый понедельник" - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России . Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих "золотом по бархату" - портрет эпохи , воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.