СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты изучения социальной среды бизнеса и предпринимательства

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты изучения социальной среды бизнеса и предпринимательства»

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………...….3-5

Глава 1.Теоретические аспекты изучения социальной среды бизнеса и предпринимательства…………………………………………………………6-14

    1. Демографический фактор в социальной среде бизнеса…………..6

    2. Влияние стиля жизни, привычек и ценностей покупателей на

социальную среду бизнеса………………………………………………...7

    1. Влияние образования на бизнес …………………………………7-8

    2. Влияние социально экономических классов на социальную среду

бизнеса………………………………………………………………………8

1.5 Нравственные и моральные нормы поведения, их влияние на

социальную среду бизнеса (этика и эстетика)…………………………8-9

1.6 Влияние религиозного воззрения и менталитета народа на

социальную среду бизнеса………………………………………………...9

1.7 Социально-культурная среда бизнеса…………………………….10

1.8 Основные признаки и функции бизнеса как социального

института…………………………………………………………………..11

1.8.1 Явные и латентные функции бизнеса как социального института………………………………………………………12-13

1.9 Экономическая среда предпринимательства…………………13-14

Заключение…………………………………………………………………...15-16

Список использованной литературы…………………………………………...17

Приложение…………………………………………………………………...….18






ВВЕДЕНИЕ


Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Бизнес (предпринимательство) — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия) .

Среда бизнеса (предпринимательства)- это совокупность условий и факторов, которые влияют на формирование и развитие предпринимательства и обеспечивают реализацию предпринимательской деятельности.

Различают предпринимательскую среду:

внешняя среда;

внутренняя среда.

«Внешняя среда», или макросреда, создает общие условия функционирования предпринимательской деятельности.(Приложение1)

«Внутренняя среда», или микросреда, – среда ближайшего окружения, которая представлена факторами, непосредственно воздействующими на предпринимательскую деятельность. Внутренняя среда предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации, и полностью зависит от предпринимателя. Когда речь идет о внутренней среде предпринимательства, то имеется в виду:

- наличие капитала (как собственного, так и инвестированного);

- выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности;

- организационная структура организаций;

- рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д.1

Когда речь идет о внутренней среде предпринимательской организации то подразумевается ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуются в конечный продукт предпринимательской организации.

При формировании внутренней среды предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды

Элементы внутренней среды – это составные части предприятия, необходимые для достижения целей.

Социальная среда бизнеса включает в себя: совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Она включает: демографические факторы; стиль жизни; привычки и ценности; образование; социально-экономические классы; нравственные и моральные нормы поведения; религиозные воззрения населения; менталитет данного народа. Эти факторы оказывают влияние на специфику организации предпринимательства; на формирование потребностей и особенности спроса; на само отношение к предпринимательству.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования предпринимателей и других условий.

В ст. 34 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». В ст. 35—36 указано, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами»; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно.2

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.



Глава 1.Теоретические аспекты изучения социальнОЙ средЫ бизнеса и предпринимательства


    1. Демографический фактор в социальной среде бизнеса

Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности. Демографическая и культурная среда международного бизнеса весьма разнообразна. Культура в обществе включает нормы поведения, основанные на установках, ценностях и убеждениях. Многонациональные фирмы должны производить оценку своих методов ведения бизнеса, чтобы убедиться в том, что они учитывают национальные нормы в отношении поведенческих и физических характеристик населения - самой активной составляющей деловой среды. Обычно большой интерес проявляется бизнесменами к возможности применения в данной стране методов ведения бизнеса, используемых в развитых странах. Культурные факторы могут предопределить их успех или неудачу. Для бизнесменов демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. В рамках краткосрочных и среднесрочных периодов демографические тенденции являются исключительно надежными факторами изменения рынка. Фирма может взять перечень основных демографических тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для нее каждая из них. Изучение окружающих условий позволяет выявить как имеющиеся возможности, так и трудности для предприятия. Наиболее существенные демографические тенденции: демографический взрыв; рост численности населения; старение.[9,23]

Таким образом, каждая страна и регион имеют свои культурные традиции, предпочтения и стиль поведения, которые партнеры из других стран должны изучать и считаться с ними.


    1. Влияние стиля жизни, привычек и ценностей покупателей на социальную среду бизнеса.

Жизненный стиль потребителя - это его образ жизни и использования ресурсов- времени, денег, информации. Концепция жизненного стиля используется бизнесменами для того, чтобы связать продукт (через элементы маркетингового комплекса, и чаще всего - рекламу) с повседневной жизнью целевого рынка. Зная стиль поведения потребителя, можно точно знать, какие методы воздействия на потребителей применять:[5,17]

1.Взыскательный, требующий высокого качеств.

2.Разбирается в торговых марках, исповедует принцип "цена-качество».

3.Ориентированный на новизну и моду.

4.Тот, для кого поход в магазин - это отдых.

5.Думает о цене, экономит деньги: потребитель, чутко реагирующий на распродажи.

6.Импульсивный, легкомысленный: склонность делать покупки под влиянием момента.

7.Смущенный богатством выбора.

8.Действующий по привычке, приверженный определенным маркам.


    1. Влияние образования на бизнес.

В широком смысле образование наряду с изучением определенных дисциплин предполагает и передачу некоторого своего опыта, идей и взглядов. При таком подходе даже самые отсталые народы обладают соответствующим образованием. Подходы к разделению всех граждан по уровню образования: формально-содержательном, уровень образования устанавливается на основе имеющихся записей в документе об образовании (высшее, незаконченное высшее и т.д.). количественном способе, фиксируется общее время, затраченное человеком на получение образования в учебных заведениях всех типов. Во всех случаях одной из основных функций образования является передача элементов культуры и традиций новому поколению. При этом, обеспечивая более высокий уровень образования, можно изменять и развивать культуру.


1.4Влияние социально экономических классов на социальную среду бизнеса.

Социально - экономические классы — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности, общественному разделению труда и заработной плате. Социально-экономические классы:

формируют ориентацию бизнеса (на какой тип покупателей направлен);

отображают социальное неравенство внутри бизнеса (деление на рабочих, управляющих и т.д);

влияют на культуру внутренней среды предпринимательства.


1.5Нравственные и моральные нормы поведения, их влияние на социальную среду бизнеса (этика и эстетика).

Эстетика характеризуется совокупностью взглядов, существующих в данном обществе и соответственно обусловленных отношением людей к произведениям изобразительного искусства, музыки, фольклора, проявлениям прекрасного в природе. Что вполне приемлемо на одном внешнем рынке, может быть совсем отвергнуто на другом, имеющем много общего с первым. Поэтому каждой фирме очень важно проанализировать такие эстетические факторы, как фольклор, дизайн товаров и упаковки, используемые бренды, символы, цвета. В теории международного бизнеса этику принято рассматривать как науку о морали. Она по существу характеризует набор стандартов, определяющих, что хорошо, что плохо, что есть добро и зло, польза и вред, что приемлемо, а что недопустимо. Указанный набор стандартов имеет свою специфику для каждой конкретной культуры. Поэтому в зависимости от того, в какой культурной среде совершаются те или иные действия, можно считать их верными или ошибочными, честными или нечестными, приемлемыми для осуществления бизнеса или нет. В частности, широко осуждаемое во многих странах взяточничество в одних государствах является в определенной мере вполне допустимым, а в других оно существует негласно. Таким образом, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность на внешних рынках, маркетологи должны знать, какие этические стандарты в отдельных странах существуют, какие имеются различия в этих странах и какое влияние последние оказывают на принятие и реализацию решений в международном маркетинге.


1.6 Влияние религиозного воззрения и менталитета народа на социальную среду бизнеса.

Религия оказывает влияние на бизнес - сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям.[8,16]Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов. В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности.[8,18] Почему же необходимо учитывать психологические особенности людей разных регионов? Практически вся реклама и продвижение каких-либо товаров и услуг опираются на менталитет потребителя, его склонности, пристрастия. В различных регионах даже нашей страны существуют разные, скажем так, символы успешной жизни, пристрастия, особенности быта. Все это, в конечном счете, влияет на отношение потребителей к вашему продукту.


1.7Социально-культурная среда бизнеса и предпринимательства.

Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно развиваются одна-две отрасли ( монокультура, например, хлопок), межличностные контакты беднее. Таким образом, культурная среда является той призмой, через которую воздействует на личность общая социальная среда, экономические общественные отношения, духовная жизнь общества. И поселение выступает в данном случае как социальная организация: с ним во многом связан жизненный путь человека, а для молодого человека - его становление. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении.

Социально-культурная среда бизнеса включает в себя жизненные ценности, традиции населения региона, страны, мира. Социальная структура Населения, ее расслоение предопределяет характер запросов, существующих в обществе. Уровень культуры населения оказывает влияние на организацию бизнеса и на микроуровне, и на макроуровне, и на мегауровне. На микроуровне социально- культурная среда оказывает влияние на организацию деятельности фирмы. Культура в обслуживании покупателей вызывает доверие и к фирме, и к товарам, способствует росту продаж. На макроуровне на развитие деловых связей субъектов бизнеса влияют разного рода национальные доктрины образования, развития науки, идеологические приоритеты в обществе, уровень открытости и гласности в обществе. На мегауровне влияние этой среды можно обнаружить, например, в европеизации, либо в американизации ментальности российских предпринимателей – например, в стремлении последних следовать европейским, либо американским стандартам в отношении к партнерам по бизнесу и клиентам.


1.8 Основные признаки и функции бизнеса как социального института.

Социальный институт – своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Социальный институт представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие потребностям общества.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать Способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. В соответствии с этим бизнес как социальный институт:

вырабатывает общественные ценности, т.е. разделяемые бизнес -сообществом идеи и цели;

продуцирует общественные процедуры, т.е. стандартные способы, образцы поведения индивидуальных представителей бизнеса и бизнес - групп;

опирается на систему определенных социальных связей, т.е. переплетающихся между собой ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение индивида и группы в бизнесе.

Бизнес относится к разряду тех институтов, которые возникли в ответ на непреходящие потребности и которые характеризуют жизнь развитых обществ: семья, политика, бизнес, образование, религия, наука, медицина, средства массовой информации Условием развития и успешности бизнеса является широкое взаимодействие со всеми социальными институтами. Например, производство товаров потребления и услуг учитывает демографическую ситуацию, традиции семей, специфику деятельности учреждений образования и культуры.

      1. Явные и латентные функции бизнеса как социального института

Явные функции позволяют увидеть место конкретного бизнеса в обществе, выделить его цели, культуру отношений. Любой бизнес направлен на удовлетворение определенных потребностей людей, которые пользуются услугами или товарами, производимыми данным бизнесом. Для осуществления этой цели бизнес - организация должна осуществлять ряд функций, которые обеспечат совместную деятельность, распределение обязанностей, подготовку специалистов и т.д.

В латентных функциях бизнеса выражаются его непредсказуемость, те последствия для общества, которые могут быть и не запланированы заранее, как в случае реализации явных функций. В латентных функциях отражается вся сложность и специфика как индивидуальной психологии бизнесмена, так и окружающих его людей – потребителей товаров и услуг. Функции социальных институтов Явные (заявлены официально признаны и контролируются обществом) Скрытые (выполняются скрытно или непреднамеренно) Теневые институты (например: криминальные) .

К основным явным функциям бизнеса как социального института относятся:

1. Закрепление и воспроизводство системы правил и норм поведения представителей бизнеса. Социальный контроль позволяет поддерживать стабильность этих структур, предотвращает хаос и стихийное перераспределение ресурсов.

2. Регулирование взаимоотношений между членами общества. Бизнес пронизывает все сферы жизни человека и тем самым влияет на культурную жизнь и деятельность людей.

3. Интеграция, т.е. сплочение, увеличение взаимозависимости членов бизнес сообщества. Благодаря наличию сложившихся правил, санкций, систем ролей бизнес обеспечивает интеграцию людей, упорядочивает систему взаимодействия, способствует развитию персональных и групповых контактов.

4. Передача бизнес - опыта. В каждой стране существует своеобразный кодекс чести бизнесмена, традиции торговли, производства, обслуживания, которые передаются из поколения в поколение, а также позволяют обеспечивать приток новых людей в бизнес. Способ передачи этого опыта, с одной стороны, обусловлен кросс- культурными различиями, с другой, самой сутью бизнеса.

5. Распространение и контроль информации. Каждая бизнес- организация нуждается в распространении информации внутри института бизнеса, что необходимо для управления и контроля за соблюдением правил и норм данной организацией, а также возможностью конкурентного взаимодействия с другими организациями. Кроме того она нуждается во взаимодействии с другими институтами, которые могут выступать потребителями продукции и услуг, рекламодателями, потенциальными партнерами и т.д.


1.9 Экономическая среда предпринимательства.

Экономическая среда предпринимательства обеспечивает экономическую свободу, которая является определяющим признаком предпринимательства.

Экономическая свобода - это возможность не только заниматься тем или иным видом деятельности, но и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам. Составными элементами, формирующими экономическую среду, являются также развитость рынков, уровень научной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения и т. д.

Важнейшей составляющей, характеризующей экономическую среду, является модель поведения хозяйствующего субъекта. В западной литературе поведение хозяйствующего субъекта обычно сводится к экономическому поведению, единственным мотивом которого является стремление к богатству, сопровождаемое ростом потребностей. Базисным положением развития всего общественного производства является «экономический человек». При этом неэкономические поступки, присущие хозяйствующему субъекту, остаются в стороне.

В современных условиях, когда неэкономическая деятельность в виде производства общественных благ начинает занимать видное место в жизни общества, западная модель человека, основанная на стяжательстве, беспредельном эгоизме, гедонизме и сенсуализме, не только не срабатывает, но и превращается в тормоз общественного развития.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Новый виток рыночных отношений принёс в нашу действительность новое понимание предпринимательства и благотворительности. Сегодня эти понятия сливаются в термине «социальная среда предпринимательства и бизнеса» В настоящее время все большее число компаний используют рыночные механизмы для достижения одновременно экономической и социальной ценности, что выражается в создании некого совокупного блага, более присущего целям социальной работы, чем самому бизнесу.

Главный принцип социальной среды предпринимательства - преобладание общественной или социальной цели над коммерческой - пока еще чужд российским бизнесменам. Но, тем не менее, стали появляться отдельные коммерческие предприятия, главная цель предпринимательской деятельности которых разрешение проблем общества. При этом нужно учесть тот факт, что разрешение этих проблем должно проходить за счет функционирования социального предприятия, а не за счет пожертвований или чистой благотворительности. Разрешение социальных проблем путем социального предпринимательства нельзя ассоциировать с социальной ответственностью бизнеса. Все эти понятия могут и должны встречаться вместе, но их нужно отличать от непосредственно социального предпринимательства и не подменять друг другом. Но социальная цель не должна исходить на чистом альтруизме. Социальное предприятия должно как минимум самоокупаться, и откладывать процент на развитие бизнеса. При ином раскладе предпринимательство становиться убыточным, что грозит банкротством и расформированием.

Социальная среда предпринимательства можно назвать социальной работой в бизнесе - так как два этих явления объединены одной целью - разрешение социальных проблем общества и индивида, путем создания таких условий, при которых бы индивид мог бы самостоятельно справиться со своей проблемой. При этом на практике социального предпринимательства используются те же формы, методы и технологии работы, что и в практической социальной работе.

Таким образом, социальная среда бизнеса и предпринимательства - это не просто бизнес, иногда жертвующий процент от прибыли в пользу благотворительности, не социально-ответственный бизнес, являющийся обязательным для современного предпринимателя, а бизнес, где социальная цель является главной.
























Список испольЗОВАННОЙ литературы


1. Конституции РФ ГУ издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2009.

2. Горфинкель В.К. Организация предпринимательской деятельности. - М: Проспект, 2016,562с.

3.Григорьев М.Н.: Логистика. - М.: Юрайт, 2011,-233с.

4.Елисеева Т.П.: Экономика и анализ деятельности предприятий. - Ростов н/Д: Феникс, 2011,-289с.

5.Кавасаки Г.: Стартап. - М.: Юнайтед Пресс, 2016,-1789с.

6.Киселева Е.А.: Экономическая теория. - М.: Деловая литература, 2015,-278с.

7.Лунева Е.В.: Управление в малом и среднем бизнесе. - Старый Оскол: , 2011,-563с.

8.Лваненко С.И.: Религия и бизнес. - М.: Казаров, 2015,-126с.

9.Мапон Н.: Управление маркетингом. - СПб: Питер, 2014,-128с.

10.Нолниченко И.А.: Психология предпринимательства. - Ростов н/Д: Феникс, 2012,-123с.

11.Чрутик А.Б.: Теория и методика обучения предпринимательству. - М.: Академия, 2015,-185с.

12.Шаумов В.Н.: Организация предпринимательства. - СПб.: Питер, 2010,-371с.

13. http://center-yf.ru

14. https://cyberleninka.ru









ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1

Рисунок вспомогательного характера

Рисунок 1.-Внешняя среда предпринимательства



1 Лунева Е.В.: Управление в малом и среднем бизнесе. - Старый Оскол: , 2011,-563с.

2 Конституции РФ ГУ издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 2009.


10