Теоретические и методические основы исследования процесса организации исследовательской деятельности младших учащихся.
Современные социальные запросы общества направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, он прежде всего должен быть не только человеком образованным, но и умеющим добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Поэтому современное образование должно стать средством развития интеллектуально – творческого потенциала личности, а начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. В этой работе мы постараемся выработать оптимальные методы и приёмы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Перед педагогом стоит сложная задача : как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Ребенок – исследователь по своей природе. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать рассматриваются как главные черты детского поведения. Исследовательская и поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на изучение мира. Это стремление к познанию и создаёт благоприятные условия для применения метода исследовательской деятельности.
Понятия: Исследование, исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной.
В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения»
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и , соответственно,
«С началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» / По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно. При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа
В последние годы учителя стали активно использовать технологию исследовательской деятельности учащихся. Это обуславливается тем, что именно исследовательская деятельность дает возможность ребенку раскрыть весь свой потенциал, повысить у учеников мотивацию к обучению.
Ценность исследовательского обучения в том, что само исследование является внутренней потребностью ученика к открытиям чего-то нового, а также в том, что проблема, над которой он работает, вызывает интерес и является актуальной именно для него. По определению Поддъякова А.Н.:«Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимисятворческой, исследовательской задачи с заранее неизвестнымрешением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.»
Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательское обучение - это самостоятельное освоение учащимися окружающего мира путем изучения его объектов, процессов и явлений. Это обучение, в котором учащийся попадает в ситуации, когда он самостоятельно овладевает понятиями и подходами к решению проблем в процессе освоения, которое в большей или меньшей степени направляет учитель. Поэтому содержание образования приобретает новое наполнение. Теперь это не только учебные знания, но и сама исследовательская деятельность, её структура, способы организации, а также умения необходимые для исследования. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, в которой ученик решает творческую, исследовательскую задачу заранее не зная, к какому результату придет, имеющая целью получение учеником нового субъективного знания.
Психологической основой исследовательской деятельности является поисковая активность, которая в свою очередь, зависит от исследовательского поведения. Исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его адаптации к изменяющейся среде. Базисом мотивации исследовательского поведения является любознательность, которая близка к понятию потребности в новых впечатлениях.
Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев может оказаться сильнее, чем пищевая и оборонительная
Быстрый темп современной жизни постоянно сталкивает человека с огромным количеством бытовых профессиональных и глобальных проблем, поэтому овладение исследовательской компетенцией становится актуальной темой сегодняшнего образования.
В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности, которые проявляются у учащихся в умениях видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, анализировать, наблюдать, проводить опыты, делать умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся открывают для себя новые образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), посредством этих открытий происходит развитие их творческих способностей, что в свою очередь повышает успешность учащегося в образовательной деятельности, так как творческая личность является более конкурентоспособной.
В ходе исследовательской деятельности развиваются качества важные для личностного роста индивида: предприимчивость (инициатива), способность к обдуманному риску, уверенность в себе, умение сотрудничать с партнерами, высокая работоспособность.
По мнению Обухова А.С. учебные исследования в современной педагогике можно условно разделить на монопредметные, межпредметные и надпредметные.
-Монопредметные предполагают, что учащиеся ограничены рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение.
-Межпредметныеисследования требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов.
-Надпредметные - выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения.
Обучать учащихся основам исследовательской деятельности можно посредством урока, дополнительного образования, путем защиты докладов, рефератов и проектов
Логика каждого исследования специфична. Обухов А.С., предлагает исходить в исследовании из характера интересующей автора проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.[4]
В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.
« Итак чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.Согласно Чечель И.Д.,
Во-первых.главное отличие проектной от исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.(5)