СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические материалы для подготовки к учебным занятиям по теме 1.4 . "Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания" по учебному предмету "Методика физического воспитания и развития детей""с

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлен теоретический материал по теме 1.3. "Организация здорового образа жизни детей в условиях учреждения дошкольного образования и семьи", 1.4 "Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания" по учебному предмету "Методика физического воспитания и развития детей". Предназначен для учащихся специальности 5-04-0112-01 Дошкольное образование (дневная и заочная форма получения образования).

Просмотр содержимого документа
«Теоретические материалы для подготовки к учебным занятиям по теме 1.4 . "Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания" по учебному предмету "Методика физического воспитания и развития детей""с»

ТЕМА: «СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста можно выделить комплекс следующих средств: физические упражнения, гигиенические факторы, эколого-природные факторы, технические средства (тренажеры и тренировочные устройства) по Шебеко В.Н.

Гигиенические факторы включают общий режим труда, отдыха и питания гигиену одежды и обуви, физкультурного оборудования и инвентаря, помещения, площадки и т.п. Повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Нарушения питания, правильного чередования работы и отдыха, несоблюдение суточного режима могут свести к нулю все положительные сдвиги, которые достигнуты благодаря физическим упражнениям. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности и т.д.

Эколого-природные факторы (солнце, воздух и вода) играют важную роль в жизнедеятельности ребенка. Усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей появляются положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается объем веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем организма.

Солнце, воздух и вода используется для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые перепады температуры. Сочетание физических упражнений и природных факторов усиливает эффект закаливания.

Эколого-природные факторы используют и как самостоятельное средство. Вода очищает кожу от загрязнений, контрастные ванны служат для расширения и сужения кровеносных сосудов. Воздух лесов и парков содержит фитонциды, которые способствуют уничтожению микробов. Под лучами солнца откладывается под кожей витамин Д.

Физические упражнения - это движения, сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Они в полной мере удовлетворяют потребность в движении, обеспечивают разностороннее развитие личности. Движения, входящие в разные виды деятельности, могут оказать положительное влияние на физическое развитие ребенка в том случае, если будет соблюдаться дозировка нагрузки с учетом возраста, состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности

Технические средства: тренажеры и тренировочные устройства

Тренажеры и тренировочные устройства (мини-батут, велотренажер, гимнастический роллер, бегущая дорожка, тренировочный каркас и др.) обеспечивают выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия.

Требования к тренажерам и тренировочным устройствам: небольшие габариты и масса; простота в обращении; эстетичность; возможность дозирования нагрузки; соответствие антропометрическим и функциональным особенностям детей. Дополняя обычные занятия физкультурой, тренажеры и тренировочные устройства придают им более эмоциональный, привлекательный и совершенный







ТЕМА: «ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

Физические упражнения - это движения, сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных).

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Они в полной мере удовлетворяют потребность в движении, обеспечивают разностороннее развитие личности. Движения, входящие в разные виды деятельности, могут оказать положительное влияние на физическое развитие ребенка в том случае, если будет соблюдаться дозировка нагрузки с учетом возраста, состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза: создает наиболее благоприятные условия выполнения главной задачи действия (на­пример, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, за­мах при метании мяча и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помо­щью которых решается главная задача действия (например, стар­товый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и фи­нального усилия в метании малого мяча т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробеж­ка по инерции после финиша, движения для сохранения равно­весия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в мета­ниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Основные характеристики техники физических упражнений:

  • пространственная (положение тела, траектория, направление и амплитуда движения)

  • временные (длительность и темп движения)

  • пространственно-временные (скорость и ускорение),

  • динамическая (внутренние и внешние силы)

  • ритмическая характеристика физических упражнений


Классификация физических упражнений (по Осокиной Т.И.):

  • Гимнастика: основные движения, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, танцевальные упражнения.

  • подвижные игры: сюжетные, бессюжетные

  • элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, хоккей, городки, бадминтон, настольный теннис

  • спортивные упражнения: катание на велосипеде, самокате, плавание, ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам и др.

туризм: развивает двигательные умения и навыки в природных условиях

ТЕМА « ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ»


Процесс обучения детей физическим упражнениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствование техники.

На этапе первоначального разучивания (длительность этапа 1-3 занятия) физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах.

Методика начального разучивания включает совокупность приемов:

1.Правильный, безукоризненный четкий показ педагогом образца движения в надлежащем темпе от начала до конца.

2.Расчлененный показ двигательного действия с пояснением всех элементов, составляющих движение.

3.Самостоятельное выполнение действия детьми, сопровождаемое указаниями воспитателя.

Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца с одновременным объяснением воспитателя. Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционального отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

На этапе углубленного разучивания физического упражнения (длительность этапа 3-6 занятий) уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.

Методика углубленного разучивания включает использование приемов:

  1. расчлененный показ элементов движения,

  2. многократное повторение движения,

  3. приемы словесного метода (объяснение, словесные инструкции, пояснения, указания). На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и совершенствование техники (длительность этапа 10 и более занятий) стимулирует детей к самостоятельному выполнению движения в целом, создает возможность применения его в играх и в жизни. Дети выполняют движение в играх, соревнованиях, предлагают творческие задания (внести изменение в упражнения, скомбинировать из знакомых новое, придумать свое, оригинальное). На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.

Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит от: сложности упражнения, возраста детей и их физической подготовки, уровня развития физических качеств, эмоционального состояния детей, методов и приемов которые использует педагог в своей работе, сознательного отношения детей к двигательной деятельности.

Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше внимания уделяется условиям и ситуации, в которых выполняется движение, творческому решению двигательных задач. Особенно это проявляется в подвижных играх.



ТЕМА «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ»



Метод - это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.

Методический прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Методические приемы подбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.


Приемы наглядного метода обучения детей физическим упражнениям

Спецификой наглядных методов является восприятие предметов и явлений окружающего мира с помощью органов чувств. Их использование обусловлено особенностями детского мышления и способностью детей к подражанию. Приемы наглядного метода формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

  1. Показ применяется при знакомстве детей с новым движением, демонстрируется несколько раз. Показ демонстрируется на высоком техническом уровне. После чего движение объясняется в целом и показывается еще раз. По мере усвоения движения прибегают к частичному показу. В средней и старшей группе используется зеркальный показ. Важно правильно выбрать место для показа упражнений, чтобы они были видны всем детям. Сложные упражнения демонстрируются с разных ракурсов (метание и др.) К показу движений может привлекаться заранее подготовленный ребенок (средняя и старшая группа). Показом не следует злоупотреблять, особенно на этапе закрепления двигательных навыков.

  2. Имитация - подражание действиям животных, птиц явлениям природы и общественной жизни. Используется во всех возрастных группах, но чаще в младшем дошкольном возрасте. Дети подражают действиям животных (медведь, лиса, зайчик,), насекомых (комар, жук, бабочка), растениям (трава, цветы), видам транспорта (поезд, автомобиль), движениям в различных видах труда (колка дров, полоскание белья) и т.д. Прием вызывает положительные эмоции, желание двигаться, повторять движения и как следствие происходит формирование навыка. Дети должны быть знакомы с теми образами, которые используются при обучении физическим упражнениям.

  3. Зрительные ориентиры (предметные ориентиры и разметка) используют для формирования ориентировки в пространстве, для углубления представлений о физических упражнениях, способствуют энергичному выполнению движений стимулируют к деятельности.

Например, задание ударить о предмет, подвешенный выше поднятых рук ребенка, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту. Чтобы научить ребенка 4-5 месяцев ползать, перед ним кладут яркую игрушку. Ребенок тянется за игрушкой и начинает ползти. Чтобы научить во время ходьбы держать корпус прямо, дается задание смотреть на игрушку, положенную выше уровня глаз.

При обучении строевым упражнениям используют зрительные ориентиры в виде графической разметки в зале.

Применяются при обучении детей всех возрастов. Могут быть на теле («достанем руками до носков ног»), и вне тела.

  1. Звуковые ориентиры использую для освоения ритма и темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия. В качестве ориентиров используют музыкальные звуки, удары в бубен, барабан, музыкальное сопровождение, хлопки в ладоши.

  2. Наглядные пособия – рисунки, картины, схемы, таблицы. Целесообразно показывать в свободное от занятий время с целью уточнения движения. Используют тогда, когда у детей создано представление о движении. Просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач для уточнений зрительных представлений о движении.

Приемы словесного метода обучения детей физическим упражнениям:

Необходимость использования словесных методов можно объяснить тем, что они активизируют восприятие, мышление, помогают осмыслить двигательные действия, создают более правильные и точные представления о движении.

  1. Название упражнения. Многие упражнения имеют условные названия, которые соответствуют характеру движения («насос», «гуси шипят», «паровоз» и т.д.). Педагог, показывая и объясняя упражнение, называет его. Когда дети освоят упражнение, педагог лишь называет упражнения, не показывает его. Название сокращает время, которое тратится на объяснение. Применяют во всех возрастных группах.

  2. Описание – подробно последовательное описание техники физических упражнений. Используют для создания общего представления о движении. Применяется в старшем дошкольном возрасте. Словесное описание упражнений сопровождается показом упражнений.

  3. Объяснение используется при разучивании физических упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, который будет разучиваться на данном занятии. Объяснение должно быть кратким, точным, доступным, эмоциональным. При объяснении следует ссылаться на уже известные детям упражнения, активизировать мышление детей. На этапе закрепления двигательных навыков к объяснению можно привлечь и детей.

Команды и распоряжения.

  1. Требуют различной интонации, динамики и выразительности. Команда – устный приказ взрослого, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом») Команды состоят их двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, а в исполнительной – надо исполнять действие. Предварительная часть команды произносится протяжно, исполнительная громко и быстро.

Распоряжение отличается от команды тем, что его формулирует сам педагог («Повернитесь к окну»). Также подаются в краткой форме, в повелительном наклонении. Используются в старшем возрасте, распоряжения – в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам площадки или помещения где проводятся упражнения.

  1. Указания. Используют как при разучивании физических упражнений, так и при закреплении. Даются как до выполнения упражнения, так и во время выполнения. Указания применяются для разъяснения как действовать, предупреждения и исправления ошибок, оценки выполнения упражнения (одобрение и неодобрение), поощрения и др.

  2. Вопросы к детям. Вопросы активизируют мышление, помогают уточнить представление об упражнении, вызвать интерес к ним. В начале занятия, например, можно спросить кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры.

  3. Рассказ. Рассказ, придуманный воспитателем дошкольного образования, или чтение книги по физическому воспитанию вызывает интерес и желание заниматься физической культурой. Рассказывать и читать книги можно как до обучения, так и во время обучения физическим упражнениям. Повторное чтение, после того как дети обучались физическими упражнениям, направлено на уточнение представлений о правильной технике. Сюжетный рассказ можно использовать на занятии. Под рассказ, придуманный взрослым дети выполняют упражнения. Например, «Поездка на дачу», «Прогулка в лес».

  4. Беседа. Имеет вопросо-ответную форму или форму обсуждения на тему, связанную с анализом техники выполнения упражнения. Проводится как до занятий, прогулок-походов и после них. Может быть связана с чтением книг, рассматриванием рисунков картин, экскурсией на стадион. Помогает педагогу выяснить интересы детей, степень усвоения упражнений, правил подвижной игры.

  5. Оценка. Определяет качество выполнения упражнения, стимулирует детей и дается с учетом сравнения прежних достижений. Негативная оценка двигательных способностей не переносится на оценку личности («Ты плохой!») Оценивая детей, следует помнить о легкой внушаемости детей. Постоянная негативная оценка по отношению к ребенку может привести к тому, что нарушение требований педагога становиться нормой.

В младшем дошкольном возрасте используем только положительную оценку. В среднем дошкольном возрасте привлекаем детей к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо у них получается. В старшем дошкольном возрасте самооценка собственной двигательной деятельности.


Приемы практического метода обучения детей физическим упражнениям:

Практические (упражнения, помощь и поддержка, страховка, тренажер) применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физическом упражнении и закрепления двигательных умений и навыков. Увиденное и услышанное, ребенок реализует в своих движениях.

Помощь и поддержка используется для уточнения положения отдельных частей тела, создания правильных мышечных ощущений прикосновением к ребенку взрослый уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, воспитатель проводит рукой по спине и т.д. Помощь в качестве страховки используется при выполнении лазания по гимнастической лестнице, канату, прыжках в длину, высоту и т.д. для обеспечения безопасности детей при выполнении упражнений. Упражнения могут выполняться на тренажерах.

Игровые методы (игровые задания, игры, соревнования, эстафеты). Применяются для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки, лазанье и т.д.). В игре дети могут творчески решать возникающие задачи, проявлять самостоятельность, находчивость в выборе действий. Соревнования проводятся со всей группой одновременно. Вначале организуются на правильность выполнения упражнений (кто лучше прыгнет, правильнее пройдет по скамейке и т.д.), затем кто быстрее. В младшей группе элементы соревнования ограничиваются подвижными играми, имеющими соревновательный характер «Солнышко и дождик»

Эстафета – командная игра с элементами соревнования, проводится только с детьми старшей группы. Подводятся коллективные и индивидуальные результаты. Соревнования и эстафеты проводятся, когда дети хорошо овладели движениями. Не злоупотреблять эстафетами, так как это может перевозбудить нервную систему.

Проблемно-поисковые методы (проблемные ситуации, логические задачи, загадки, импровизации). Способствуют развитию творческого и логического мышления, сообразительности, смекалки, совершенствованию двигательных навыков и умений.



ТЕМА: «ВЕДУЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬЕ»

На современном этапе развития общества проблема формирования ЗОЖ является актуальной. В практике работы учреждений дошкольного образования этому направлению уделяется пристальное внимание.

Структура и содержание системы здорового образа жизни в учреждении дошкольного образования и семье:

  1. Эколого-гигиенические условия

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (генеральная уборка, проветривание, световой коэффицент, температура воздуха в помещении 18-22 градуса). Очищение и увлажнение воздуха обеспечивается за счет сквозного проветривания (в холодное время года для этого достаточно 7-10 минут). Обязательно сквозное проветривание в детском саду несколько раз в день (перед приходом детей, во время прогулки, перед занятиями физическими упражнениями, вечером после ухода детей домой).

Создание «мини экологических зон» в помещении. Живые растения очищают воздух в помещении, оказывают губительное воздействие на бактерии, а также положительно воздействуют на органы чувств. Созерцание зеленых и цветущих растений повышает защитные силы организма

  1. Психологический комфорт

Демократический стиль общения с ребенком, уважение к личности ребенка. Необходимо понимать ребенка, уметь видеть его настроение, самочувствие, утомляемость.

Недопустимы раздражительность и нетерпимость по отношению к детям. Отказаться от словесных штампов «быстрее, поторопись», «сколько раз можно повторять».

Важно создать комфортные условия быта (удобный шкафчик и уютная кроватка и т.д.). Важно создавать ситуацию успеха, наличие мест для уединения дома и в саду, возможность свободного присутствия в группе родителей.

Индивидуальная улыбка и похвала для каждого из детей (многократно в течение дня).

  1. Распорядок дня

Примерный распорядок дня представлен в учебной программе дошкольного образования. Правильный распорядок дня обеспечивает нормальное функционирование организма. Он должен иметь временные ориентиры, отвечать индивидуальным особенностям детей, быть удобным для родителей и педагогов. Важно обеспечить гибкость распорядка, учитывая сезон, погоду, особенности деятельности детей. Распорядок дня должен строиться на основе общих закономерностей работы организма, но нести воспитательный потенциал. Сон. Важно обеспечить качественный сон ребенка, так как недосыпание болезненно отражается на здоровье. Суточная норма сна для младших дошкольников – 11,5-12 часов, старших -10,5-11, в том числе дневного сна 2-2,5 часа. Чтобы ребенок хорошо засыпал, используют приемы: спокойная музыка, чтение сказки перед сном, колыбельная песня. Большое внимание уделяется оздоровительной прогулке. Важно соблюдать правила:

  • одевание на прогулку проводится так, чтобы дети не перегрелись и не вспотели; одежда должна отвечать погодным условиям.

  • Педагог должен знать признаки, которые говорят о тепловом дискомфорте ребенка и принимать незамедлительные меры.

  • Обеспечить оптимальную двигательную нагрузку, чередование нагрузок. Самые интенсивные физические нагрузки летом в начале прогулки, пока не жарко, зимой – на окончание прогулки.

  1. Оптимальная двигательная активность.

Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе, разнородность физкультурно-игровой среды, специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности, включение движений во все виды занятий, в том числе и умственного характера. Продолжительность ДА в группах раннего возраста 60% общего времени бодрствования, 50% для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Система закаливания

Оздоровительные прогулки ежедневно 2 раза в день, умывание холодной водой с использованием элементов самомассажа, полоскание рта прохладной водой после каждого приема пищи, воздушные ванны до и после сна (5-7 минут), кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 минут), дополнительные закаливающие процедуры в семье.



Литература:

  1. Мыслюк, В.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / В.В Мыслюк, Ю.Н.Кислякова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010 (Серия «Азбука самостоятельности»).

  2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001.

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/В.Н. Шебеко. Вышэйшая школа, 2021 г.

  4. Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: ст. дошк. возраст / В.Н. Шебеко. Минск, 2001.

  5. Основы методик дошкольного образования [Текст]: краткий курс лекций: учебное пособие / [О. Н. Анципирович и др.]. - Минск: Новое знание; Москва: Инфра-М, 2016




7