СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы деятельности классного руководителя в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы студентов. РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы деятельности классного руководителя в начальной школе.»

РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя

Самостоятельная работа

по теме 1.1. Модель классного руководителя начальных классов

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о модели классного руководителя начальных классов, формирование умения применять их


Задание 1. Ответьте на вопросы на основе анализа теоретического материала:

1. Назовите главную на Ваш взгляд задачу деятельности классного руководителя Ответ:_________________________________________________________________

2. Перечислите направления деятельности классного руководителя

Ответ:_________________________________________________________________

3. В чьи должностные обязанности входит содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка?

4. Что входит в модель классного руководителя XXI века? Изобразите ее схематично.

Ответ: __________________________________________________________________


Задание 2. Дополните или скорректируйте предложенную в лекции циклограмму деятельности классного руководителя с учетом особенностей работы в младших классах.

Ответ оформите в таблице:


Таблица «Циклограмму деятельности классного руководителя в младших классах»

п/п

Ежедневно:


Еженедельно:


Один раз в четверть:


Один раз в год:








Задание 3. Составьте кластер на основе анализа представленной примерной должностной инструкции классного руководителя в соответствии с ФГОС, отразив в нём основные характеристики.


Примерная должностная инструкция

классного руководителя в соответствии с ФГОС

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.

1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.

1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.

1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.

1.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и, если он реализует программу организации внеурочной деятельности класса, заместителю директора по внеурочной работе, а далее — директору школы.

1.7. Классный руководитель должен знать:

• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;

• Конвенцию о правах ребенка;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• этику делового и межличностного общения;

• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;

• общую, возрастную и социальную психологию;

• возрастную физиологию;

• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;

• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;

• правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.

2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.

2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.

2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.

2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.

2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.

2.7. Осуществлять профориентационную работу с учащимися 9–11 классов.

2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).

2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.

2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.

2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.

2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.

2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.

2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.

2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.

2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.

2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.

2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.

2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.

2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.

2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.

2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.

2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.

2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.

2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.

2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители.

2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.

2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.

2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.

3. Права

3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.

3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.

3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.

3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.

3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.

3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.

3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.

3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.

3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.

3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.5. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.


Ответ:















Самостоятельная работа

по теме 1.2. Педагогические основы классификации функций классного руководителя

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о педагогических основах классификации функций классного руководителя, формирование умения применять их


Задание 1. На основе анализа лекционного материала разработайте и заполните таблицу «Характеристика уровней функций классного руководителя» в соответствии с концепцией управления, разработанной Р.Х. Шакуровым.

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 2. На основе анализа представленного лекционного материала составьте сравнительный анализ классификаций функций классного руководителя.


п/п

Классификация функций деятельности классного руководителя отражающих саму сущность его предназначения

(Н. Е. Щуркова)

Классификация

функции деятельности классного руководителя по объектам внимания педагога

Классификация функций деятельности классного руководителя как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся

(Р.Х. Шакуров)

Классификация функций, характеризующих направленность и вариативность деятельности классного руководителя







Задание 3. Продолжите фразы:

А): Функции классного руководителя – это:

Ответ:_________________________________________________________________

Б) Аналитико-прогностические функции включают:

Ответ:_________________________________________________________________

В) Контрольные функции предусматривают:

Ответ:_________________________________________________________________


Задание 4. Напишите эссе – рассуждение на тему: «Функции классного руководителя в разных типах образователь­ных учреждений».

Овет:___________________________________________________________________




Самостоятельная работа

по теме 1.3 Педагогическая диагностика в работе классного руководителя


Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о педагогической диагностике в работе классного руководителя, формирование умения применять их


Задание 1. Продолжите фразы для закрепления теоретического материала:

1. Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности

Ответ:_________________________________________________________________

2. Сколько типов диагностики существуют работе классного руководителя? Охарактеризуйте их

Ответ__________________________________________________________________

3. К функциям педагогической диагностики относятся:

Ответ___________________________________________________________________

4. Педагогическая диагностика в качестве своего предмета имеет:

Ответ:__________________________________________________________________

5. Диагностическая карта класса – это:

Ответ:__________________________________________________________________


Задание 2. Составьте педагогические рекомендации по вопросам организации разных типов педагогической диагностики в работе классного руководителя.

Оформите рекомендации по каждому типу в форме таблицы.

Ответ:

Таблица «Рекомендации по вопросам организации разных типов педагогической диагностики в работе классного руководителя»

Тип педагогической диагностики

Характеристика

типа педагогической диагностики

Особенности организации

Методы

педагогической диагностики














Задание 3. Заполните таблицу: «Характеристика параметров диагностической карты класса»

№ п/п

Параметр диагностической карты класса

Характеристика параметров диагностической карты класса


1

Демографические данные


2

Медицинские данные


3

Психологические сведения


4

Педагогические данные



Задание 4. Разработайте таблицу для диагностической карты класса, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде (содержательную, информативную, удобную для обозрения и анализа), в которой:

а) по горизонтали – все об одном ученике;

б) по вертикали - состояние класса по одному показателю.

Ответ:


Самостоятельная работа

по теме 1.4 Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о выборе методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, формирование умения применять их.


Задание 1. Проанализируйте теоретический материал, методическую литературу и другие источники информации, необходимые для составления рекомендаций классному руководителю на тему: «Выбор методов педагогической диагностики».

Оформите рекомендации в форме доклада с указанием плана и используемых источников.


Ответ: _________________________________________________________________


Задание 2. На основе анализа представленного лекционного и дополнительного учебно-методического материала по теме ответьте на вопросы:

Дополнительный материал по теме

Методы педагогического исследования в отличие от методо­логии - это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

В качестве методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся могут применяться:

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется на­блюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информа­ции (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемо­го (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь ста­новится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения ока­зывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, при­меняемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюде­нии. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выде­лением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свобод­ной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью бе­седы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придержива­ется заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопро­сов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формули­рование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предвари­тельная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельно­сти учащихся: письменных, графических, творческих и контроль­ных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведе­ния об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне уме­ний и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, ме­дицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя неко­торыми объективными данными, характеризующими реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Диагностические методики исследования личности учащегося

Диагностическая методика "Мой портрет в интерьере"

Процедура. Прежде, чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой иногда помещают предметы интерьера (книга, очки, фрукты и т.д.)- Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки учащимся предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, должны отражать суть его жизни.

Диагностическая методика «10 моих "Я"

Оборудование: учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово "Я".

Процедура. Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Например, я – умный, я - красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностическая методика "Звезда"

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся могут подготовить заранее фонограмму сами или в этом им может помочь педагог. Задача ребенка состоит в том, чтобы выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг другу.

Анкета для младших школьников

Процедура. Учащимся класса предлагается заполнить анкету, которую предлагает им классный руководитель. Анкета должна быть напечатана. Ребята должны вписать ответ:

1. Любимый цвет.

2. Любимое имя.

3. Любимое дерево.

4. Любимый цветок.

5. Любимый плод.

6. Любимая ягода.

7. Любимый праздник.

8. Любимый день недели.

9. Любимый певец (певица)

11. Любимое животное

12. Любимая книга

Диагностическая методика «Самореклама»

Процедура. Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе - искренность.

Диагностическая методика «Сказки»

Процедура. Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-й, 2-й класс) учащимся можно предложить написать сказки по следующим темам:

1. Сказка о моем портфеле.

2. Необычная история об обычном дневнике.

3. Сказочные каникулы.

4. Необычные приключения обычного школьника.

5. Сказочная история о том, как...

Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел в школу, как я проспал и т.д.).

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением негативных эмоций, неуверенностью, страхом, плохими качествами характера.

Диагностическая методика «Что у меня на сердце»

Оборудование. Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Процедура. Классный руководитель дает следующее объяснение заданию: "Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: "У меня легко стало на сердце" или "У меня тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.

Диагностическая методика «Камушек в ботинке»

Процедура. Младшим школьникам предлагается подумать и высказать сове мнение о том, как чувствует себя человек, когда камушек попадает в ботинок, какие действия предпринимает человек, чтобы избавиться от него. Детям нужно подумать, есть ли у них камушек в ботинке» - какая-то ситуация, которая им мешает чувствовать себя хорошо в школе или дома. Данную методику можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Классный руководитель с помощью высказываний учеников может определить затруднительные ситуации, возникающие в учебной жизни младших школьников.


Вопросы для закрепления теоретического материала к самостоятельной работе:

1. С помощью каких методов можно выявить интересы и склонности учащихся?

2. Какие недостатки имеет метод наблюдения?

3. От чего зависит результативность беседы, интервьюирования и анкетирования?

4. Какую информацию можно получить классному руководителю на основе изучения школьной документации?

5. Какую информацию можно получить классному руководителю на основе изучения продуктов деятельности учащихся?

Ответ_________________________________________________________________


Задание 3. Подберите и систематизируйте диагностические методики для изучения личности (индивидуальности) обучающихся и развития группы классным руководителем.

Рекомендации по выполнению: список должен содержать не менее 10 примеров с указанием автора, названия и цели диагностических методик.

Ответ:_________________________________________________________________