СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения младших школьников

 

         Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться с головой в интересную компьютерную игру и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостью. Так что же такое зависимое поведение? [54,с. 13].            Зависимым или  аддиктивным поведением можно назвать  одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Каждый человек в своей жизни встречается с трудностями. И люди по-разному реагируют на это.

Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения младших школьников

 

         Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться с головой в интересную компьютерную игру и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостью. Так что же такое зависимое поведение? [54,с. 13].            Зависимым или  аддиктивным поведением можно назвать  одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Каждый человек в своей жизни встречается с трудностями. И люди по-разному реагируют на это.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения младших школьников»

Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения младших школьников


Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться с головой в интересную компьютерную игру и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостью. Так что же такое зависимое поведение? [54,с. 13].
Зависимым или аддиктивным поведением можно назвать одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. Каждый человек в своей жизни встречается с трудностями. И люди по-разному реагируют на это. Аддиктивным вариантом считается использование таких подходов в поведении, которые не решают проблему, а человек просто отвлекается от нее, в частности, путем азартных игр, компьютерных игр и т.д. [28,с..3]. В результате развитие человека прекращается. Учеными определен механизм такого ухода от реальности, который описывается как поиск человеком варианта решения проблем, приводящий к определенным способам, которые не решают проблемы, но приносит душевное удовольствие (или физическое). В дальнейшем формируется автоматическая реакция на подобные, а также другие проблемы. В результате чего человек замыкается в себе, поскольку со стороны общества поддержки не находит.
Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид зависимого агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности.
В младшем школьном возрасте спровоцировать аддиктивное поведения могут личностные качества ребенка, такие как:

- низкая самооценка;
- неуверенность в себе;
- склонность к агрессии;
- низкая эмоциональная устойчивость;
- несобранность;
- враждебность [25, с. 144].

Основными проблемами зависимого поведения являются следующие:
- нарушение эмоциональных связей с другими людьми и формирование взамен их эмоциональных связей с предметами, неодушевленными системами и т.д.;
- нерешение проблем, а их углубление;
- снижение воли, способности к волевым действиям и поступкам;
- потеря чувства реальности и равновесия в окружающей среде;
- неспособность испытывать человеческие чувства и радости от общения с близкими, с друзьями и т.д.;
- отсутствие приспособленности к внешним влиянием, в том числе в отношениях с людьми;
- прекращение душевного развития;
- изменение личностных характеристик, таких как: познавательные потребности, моральные нормы, эстетическое восприятие, коммуникативный компонент и др. [6, с. 328].

Интернет зависимость включает в себя различные отдельные пристрастия: к компьютерным играм, бесцельным и долгим путешествиям по Интернету, к азартным онлайн-играм, электронным покупкам, виртуальные знакомства. При этом в тяжелых случаях, все это не просто забирает у человека время и ухудшает его физическое здоровье, но может привести к разрушению личности.
Современными учеными доказано, что одним из важнейших факторов формирования интернет аддикции являются свойства характера человека[12, с.21]. Как правило, зависимый от интернета человек обладает ранимостью, повышенной обидчивостью, высокой тревожностью, низкой самооценкой, склонностью к депрессии, низкой стрессоустойчивостью, неспособностью разрешать конфликты, уходом от проблем. Дети, страдающие интернет зависимостью, чаще всего, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе. Они видят выход в уходе от жизненных трудностей в виртуальный мире, что постепенно формирует зависимость.
Для многих зависимых людей уход в виртуальную среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Такие личности испытывают трудности в выражении своих эмоций, не могут наладить контакты с близкими и сверстниками, что вызывает у них дискомфорт, а поэтому стараются избегать подобных ситуаций, и ищут более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой. Кроме того, виртуальная среда служит также средством самозащиты: здесь у такого человека не бывает плохого настроения, не возникает чувства боли, никто не унизит и не обидит его [9, с.4].. Тем не менее, как это происходит и с другими аддикциями, личности, страдающие компьютерной зависимостью испытывают недостаток внимания, чувство одиночества, не получают помощи и взаимопонимания со стороны близких людей, а поэтому, испытывают связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. Именно поэтому такой человек больше всего и нуждается в поддержке близких, психологически грамотном сопровождении его в преодолении трудностей, различных жизненных ситуаций. Некоторые исследователи напрямую связывают проявления зависимости в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость [18, с.6].
Основы формирования зависимости в связи с особенностями воспитания и отношений близких родственников в семье - это может быть, как гиперопека, так и завышенные требования и, вытекающий отсюда «комплекс неудачника». Кроме того, проблема может быть в нарушенных отношениях среди других членов семьи, затруднениях в общении и взаимопонимании.
Интернет зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, в таких случаях требуется срочное вмешательство психиатра или психотерапевта, и, возможно, лекарственная терапия. Несмотря на кажущуюся внешнюю безобидность, зависимость опасна тем, что формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная аддикция: курение, наркотики, алкоголь, страсть к азартным играм. Подсчитано, что в среднем требуется не более полугода-года для становления зависимости.

Если говорить о физических аспектах зависимости, то они характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как уже было сказано, люди, страдающие зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. В связи с этим, на фоне интернет-зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения [17, с.90].
Соответственно, пренебрежению подвергаются не только отдых и полноценный сон, но и принципы питания. Одним из физиологических последствий зависимости являются различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой. Всем известно и отрицательные последствия длительного пребывания за компьютером для состояния опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза», нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и потеря эмоциональной чувствительности, избыточный вес, болезни от перенапряжения глаз и многое другое. Самая большая проблема – это уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, и другие следствия возникновения «компьютерной зависимости» в детском.
Так как интернет-зависимость характеризуется стремлением уйти от повседневной жизни [20, с.102], то в этот момент ребенок не только отбрасывает насущные заботы на задний план, но и, главное, происходит, торможение работы его психики, а в серьезных случаях прекращается индивидуально-личностное развитие.
Все вышесказанное приводит к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, виртуальную реальность. Незрелость детской психики не позволяет эффективно сопротивляться погружению в виртуальный мир. Дети, еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика подвергается жесткому давлению, что может привести к появлению приступов панического ужаса, тревоги, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых неврозных состояний. Постепенно у детей, при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается режим дня, что ведет к потере чувства времени, нарушениям сна. Под воздействием компьютера (особенно компьютерных игр) у детей трансформируется режим дня и ночи – у них могут наблюдаться резкие телодвижения и вскрики во время сна [16, с.130].
В целом, дети, подверженные интернет зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к интернету. С появлением признаков зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М.Шоттон, Ш.Текл и К.Янг[27, с.29].

Ими были предложены 9 признаков, по которым можно выявить наличие зависимости у детей и подростков. Рассмотрим эти признаки:
1. При попытке отвлечь от работы на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это.
2. Даже если ребенка все же смогли отвлечь от интернета, то он становится очень раздражительным.
3. Ребенок не способен планировать время, когда он закончит пребывание в сети .
4. Ребенок расходует практически все карманные деньги, на то, чтобы обновлять программы и приобретать все новые и новые игры.
5. Постоянно забывает о домашних делах и обязанностях, в том числе о об учебе.
6. Полностью сбивается график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем.
7. Часто, для того, чтобы поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами, а прием пищи происходит без отрыва от компьютера.
8. Когда ребенок начинает играть или работать в сети на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем, испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером.
9. Ребенок предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире интернета, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет там находиться .
Исследования А.Е.Войскунского [21,с.170] показали, что компьютерные игры могут приводить к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности ребенка.
Многие исследователи отмечают и отрицательное влияние на физическое здоровье ребенка, на положительное отношение к школе и успеваемость (А.Г.Шмелёв), а также на поведение (О.Н.Арестова) при развитии у ребенка зависимости. Особенности данного возрастного периода являются фактором риска для возникновения зависимости у детей, как и сами психологические особенности этого периода – высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок [20, с.100-107].
В качестве одной из предпосылок развития зависимого поведения у детей младшего школьного возраста можно выделить достаточно низкий уровень самостоятельности и свободы в выборе поведения, характерный для некоторых подростков и высокую восприимчивость к внешнему воздействию, определенного характера.
В исследованиях Е.Ф.Польшаковой [37, с.9], показано, что развитию аддиктивного поведения детей могут способствовать трудные жизненные ситуации. При этом может наблюдаться недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов, что приводит к уходу от решения проблем, вызванных стрессовыми ситуациями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интернет зависимость, как одна из форм аддикций, характеризуется определенным поведением и характерными признаками. Особенно подвержены зависимости дети и подростки, в связи с возрастными особенностями.