Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у обучающихся среднего школьного возраста с ЗПР на уроках литературы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы заметно увеличилось число обучающихся с ЗПР. У большинства из которых имеются нарушения как устной, так и письменной речи. Речь этих детей отличается бедностью словарного запаса, трудностями в освоении грамматического строя языка и т. д., поэтому речевое развитие обучающихся с ЗПР необходимо для получения образования и успешной социализиции… Наибольшие возможности для развития связной речи обучающихся с ЗПР имеют уроки литературы. Именно уроки литературы обладают большим количеством языкового материала, необходимого для формирования речевой компетенции обучающихся в процессе использования дистанционных технологий.
В ходе анализа протоколов ПМПК обучающихся 5 класса мною было выявлено, что две девочки имеют диагноз ЗПР.
С целью определения уровня речевого развития обучающихся, велись наблюдения за умением учениц пересказывать текст с опорой на несколько сюжетных картинок из произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», и по одной иллюстрации по тексту И.С.Тургенева «МУМУ», анализировать произведение в ходе беседы. Проводилось исследование техники чтения, уровня развития письменной речи - написать сочинение - сопоставительную характеристику по теме: «Жилин и Костылин» , письменно ответить на вопрос по тексту И.С.Тургенева «Как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек»,
В результате наблюдения выяснилось, что ученицы находятся на среднем и низком этапах формирования связной речи. Было отмечено, что активизация работы по развитию речи на уроках литературы должна происходить в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Развитие связной речи у обучающихся ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Психолог А.Г. Зикеев в своей книге приводит некоторые из них. Остановимся подробнее на некоторых приемах развития связной речи обучающихся с ЗПР среднего звена на уроках литературы:
1) рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит детей внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории;
2) пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного. При использовании этого метода работы педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения;
3) составление рассказа по одной сюжетной картинке.Это самый сложный вид рассказывания. Здесь труднее обеспечить план высказывания из-за отсутствия образца. Только вопросный план педагога поможет детям обеспечить последовательность этапов изложения.
Для активации содержательно-смысловой и языковой сторон связного речевого сообщения эффективно использование дидактических игр.
Игры на восстановление порядка картин, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. Детям предлагается: отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, расположить их в последовательности протекания события; восстановить заданный порядок картинок по ранее прочитанному рассказу; найти «ошибку» учителя и восстановить правильный порядок элементов текста; расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям; самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа и составить по ним рассказ с определенной эмоциональной установкой: грустный, смешной, веселый; исправить «ошибку» в чтении рассказа учителем посредством правильного расположения картинок серии.
Игры эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации. Варианты их различны: найти «пропавшую» картинку среди фоновых; найти лишнюю картинку; выстроить последовательность события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов сюжетных серий картинки.
Игры - небылицы. Детям предлагается: найти несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему; найти несоответствие в содержании речевого сообщения; найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими.
Игры на лексические замены подготавливают к развитию поисковой деятельности, направляя внимание детей на выбор языковых средств, адекватных смысловым и синтаксическим отношениям речевого сообщения. Ассоциативные словесные игры. Игры направлены на актуализацию выбора слов из долговременной памяти и систематизацию имеющегося у ребенка лексикона.
Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся с ЗПР в связи с поражением головного мозга нарушены познавательные процессы: мышление, память, внимание, речь. Следовательно, нарушение речи у обучающихся с ЗПР характеризуются нарушениями речи, как системы, и бучение развитию связной речи обучающихся должена выстраиваться с позиции системного подхода. Поэтому коррекционно-педагогическая работы по развитию связной речи обучающихся среднего школьного возраста с ЗПР на уроках литературы, является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка.