Технология веб-квест
как интерактивная образовательная среда
Сегодня перед системой образования поставлена глобальная задача по подготовке подрастающего поколения к жизни, профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, умению учиться на протяжении всей своей жизни.
Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни наших детей. Для учеников открыт доступ к неограниченным ресурсам познаний: электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры.
И интернет-урок в связи с этим в скором времени должен найти достойное место в работе учителя.
Интернет-урок – это не только использование телекоммуникаций и учебных ресурсов Интернет. Это особый менталитет учителя и учеников, которые мыслят и действуют по-особому.
Освоение веб-квест технологии мною начато не так давно.
Для достижения этой цели мне необходимо было выполнить следующие задачи:
изучить основные законы технологии веб-квестов;
научиться составлять конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции, технологии веб-квестов;
провести мониторинг эффективности данной технологии.
С чего я начала?
Изучила теорию вопроса.
Что такое образовательный веб-квест?
Образовательный веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).
Впервые модель веб-квестов была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке.
В России упоминание о веб-квест технологии связано с именем Евгении Семёновны Полат (доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования).
Я узнала, что образовательные веб-квесты могут быть краткосрочными (одно, два занятия) и долгосрочными (несколько занятий, месяц). Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний.
Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех учебных занятий. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
Особенности использования веб-квестов
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста создает возможность учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.).
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Интересны и разнообразны виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. .
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. .
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. .
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. .
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). .
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Изучив теорию вопроса, я проработала этапы создания веб-квестов. Работа учителя при подготовке урока в технологии веб-квестов требует терпения и внимания. Эффективность урока повысится, если это будет совместная работа учителя-предметника с учителем информатики.
Первый этап.
1. Определение направления веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.
3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся.
4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.
5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
6. Критерии оценки веб-квеста.
7. Самое главное в квесте - это путешествие учащихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту. Это сразу снимает проблемы информационной безопасности для детей при примененииИнтернет-технологий
Второй этап.
1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
Я выбрала для работы сайт zunal.com
2. Выбор формы, в которой ученики получат задание.
Есть несколько вариантов:
в виде презентации;
в виде текста;
наглядный материал.
3. Размещение на сайте.
Зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов. Например, www.zunal.com .
Придумать логин (зарегистрироваться) на сайте. Только зарегистрированные пользователи могут создавать веб-квесты. Чтобы пользоваться веб-квестом, регистрироваться не нужно.
Веб-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):
1. Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. Русский язык). Указываются соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (напр. Развитие речи).
2. Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечислить через запятую.
3. Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, предоставляются источники информации, указывается их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. ссылка на другой сайт, документ в виде текста или презентации). .
4. Process.- процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до 3-х файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt. Файлы можно в любое время удалить или заменить на другие. .
5. Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется коментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично».
6. Conclusion – вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о приобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест.
7. Teacherspage – страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию об использовании веб-квеста.
На каждую страницу можно загрузить картинку, соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.
Составные части веб-квеста к уроку развития речи 5 класс «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Н.Комарова «Наводнение», требования к его отдельным элементам:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Дорогие ребята!
Приглашаю вас в увлекательный мир живописи.
Предлагаю вам выполнить задания квеста.
Выберите понравившуюся вам роль и приступайте.
Желаю удачи!
2. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
1группа «Биографы»
Вы познакомите нас с биографией художника-анималиста А. Н. Комарова, создав презентацию из 4-5слайдов.
2 группа «Искусствоведы»
Вы поделитесь с нами знаниями из словарей и напомните значение некоторых необходимых для работы над сочинением терминов.
Результатом вашей работы будут электронные карточки.
3группа «Языковеды»
Вы напомните нам синонимы к некоторым словам, поработаете с нужными терминами.
Результатом вашей работы будут электронные карточки.
4 группа «Экскурсоводы»
Вы расскажите о картинах А.Н.Комарова товарищамв 4-5 слайдах презентации.
3.Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Ссылки на Интернет-ресурсы
Энциклопедические словари
Периодические издания
Дополнительные ресурсы могут включать справочную литературу по искусству, репродукции художников
Программа PowerPoint для подготовки слайд-шоу
Ресурсы Интернета
http://borzoi.org.ua/
http://zmmu.msu.ru/
http://illustrator.indians.ru/
http://risovanie.com.ua/
http://filorelea.narod.ru/
http://synonymonline.ru/
https://ru.wikipedia.org
CD-диски
4. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
1группа «Биографы»
Вы познакомите нас с биографией художника.
1. Кто такой А.Н.Комаров?
2. Какие интересные моменты жизни художника вам запомнились больше?
3. Какое слово вы услышали впервые?
Расскажите о художнике-анималисте А.Н.Комарове, создав презентацию из 4-5слайдов.
2 группа «Искусствоведы»
Вы поделитесь с нами знаниями из словарей и напомните значение некоторых необходимых для работы над сочинением терминов.
1.Что такое колорит?
2.Раскройте значение слова палитра.
3.Представьте, что Вы побывали в мастерской художника и узнали слово «светотень». Расскажите о нём.
Результатом вашей работы будет карточка.
3группа «Языковеды»
Вы напомните нам синонимы к словам, поработаете с некоторыми терминами.
1.В словаре синонимов найдите синонимы к словам : художник, картина, изобразить.
2.Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение.
Результатом вашей работы будет карточка.
4 группа «Экскурсоводы»
1.Познакомьтесь с картинами А.Н. Комарова.
2.Покажите эти картины товарищам в 4-5 слайдах презентации.
5.Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания(этапы).
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. .
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога.По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность. В оценке результатов принимают участие как преподаватель, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.
Заключение
Результативность применения технологии WEB – КВЕСТ:
● выход за рамки содержания и форм представления учебного материала;
● использование разных типов и видов источников знаний посредством информационного пространства сети Интернет;
● высокий уровень мотивации, интенсивности учебной деятельности;
● активное формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, ИКТ-компетентности;
развитие творческих способностей (поэтических, музыкальных, художественных);
повышение самооценки.
Список литературы
Кузнецов А.А., Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
Семенов С.В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.
Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
Чечель И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3
Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216
Интернетресурсы
Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/