СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические основы веб-квест технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал о моей работе с технологией веб-квест. Технология хороша для работы по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы веб-квест технологии»

Технология веб-квест

как интерактивная образовательная среда

Сегодня перед системой образования поставлена глобальная задача по подготовке подрастающего поколения к жизни, профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, умению учиться на протяжении всей своей жизни.

Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни наших детей. Для учеников открыт доступ к неограниченным ресурсам познаний: электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры.

И интернет-урок в связи с этим в скором времени должен найти достойное место в работе учителя.

Интернет-урок – это не только использование телекоммуникаций и учебных ресурсов Интернет. Это особый менталитет учителя и учеников, которые мыслят и действуют по-особому.

Освоение веб-квест технологии мною начато не так давно.

Для достижения этой цели мне необходимо было выполнить следующие задачи:

  • изучить основные законы технологии веб-квестов;

  • научиться составлять конспекты уроков с использованием межпредметной интеграции, технологии веб-квестов;

  • провести мониторинг эффективности данной технологии.

С чего я начала?

Изучила теорию вопроса.

Что такое образовательный веб-квест?

Образовательный веб-квест (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Впервые модель веб-квестов была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке.

В России упоминание о веб-квест технологии связано с именем Евгении Семёновны Полат (доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования).

Я узнала, что образовательные веб-квесты могут быть краткосрочными (одно, два занятия) и долгосрочными (несколько занятий, месяц). Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний.

Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех учебных занятий. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Особенности использования веб-квестов

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста создает возможность учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.).

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Интересны и разнообразны виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа. .
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий. .
Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. .
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов. .
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов). .
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.


Изучив теорию вопроса, я проработала этапы создания веб-квестов. Работа учителя при подготовке урока в технологии веб-квестов требует терпения и внимания. Эффективность урока повысится, если это будет совместная работа учителя-предметника с учителем информатики.


Первый этап.

1. Определение направления веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста и могут ли это обучающиеся.

3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся.

4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.

5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

6. Критерии оценки веб-квеста.

7. Самое главное в квесте - это путешествие учащихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту. Это сразу снимает проблемы информационной безопасности для детей при примененииИнтернет-технологий

Второй этап.

1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.


Я выбрала для работы сайт zunal.com

2. Выбор формы, в которой ученики получат задание.

Есть несколько вариантов:

  • в виде презентации;

  • в виде текста;

  • наглядный материал.

3. Размещение на сайте.

  • Зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов. Например, www.zunal.com .


  • Придумать логин (зарегистрироваться) на сайте. Только зарегистрированные пользователи могут создавать веб-квесты. Чтобы пользоваться веб-квестом, регистрироваться не нужно.


  • Веб-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):

1. Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (напр. Русский язык). Указываются соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (напр. Развитие речи).

2. Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий. Список тем можно пронумеровать или перечислить через запятую.

3. Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находиться задание. В-третьих, предоставляются источники информации, указывается их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (напр. ссылка на другой сайт, документ в виде текста или презентации). .
4. Process.- процесс работы. В разделе процесс работы, даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до 3-х файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt. Файлы можно в любое время удалить или заменить на другие. .
5. Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется коментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично».
6. Conclusion – вывод. Вывод как итог о проделанной учениками работе, включает в себя информацию о приобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест.
7. Teacherspage – страничка для учителя. На страничке учителя следует разместить информацию об использовании веб-квеста.

На каждую страницу можно загрузить картинку, соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, веб-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.

Составные части веб-квеста к уроку развития речи 5 класс «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Н.Комарова «Наводнение», требования к его отдельным элементам:


1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Дорогие ребята!

Приглашаю вас в увлекательный мир живописи.

Предлагаю вам выполнить задания квеста. 

Выберите понравившуюся вам роль и приступайте. 

Желаю удачи!


2. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

1группа «Биографы»

Вы познакомите нас с биографией  художника-анималиста А. Н. Комарова, создав презентацию из 4-5слайдов.

2 группа «Искусствоведы»

Вы поделитесь с нами знаниями из словарей и напомните значение некоторых  необходимых для работы над сочинением терминов.  

Результатом вашей работы будут электронные карточки.

3группа «Языковеды»

Вы  напомните нам синонимы к некоторым словам, поработаете с нужными терминами.

Результатом вашей работы будут электронные карточки.

4 группа «Экскурсоводы»

Вы расскажите о картинах А.Н.Комарова товарищамв 4-5 слайдах презентации.


 3.Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

  • Графический редактор PhotoShop или Paint для обработки иллюстраций

  • Ссылки на Интернет-ресурсы

  • Энциклопедические словари

  • Периодические издания

  • Дополнительные ресурсы могут включать справочную литературу по искусству, репродукции художников

  • Программа PowerPoint для подготовки слайд-шоу


Ресурсы Интернета

  • http://borzoi.org.ua/

  • http://zmmu.msu.ru/

  • http://illustrator.indians.ru/

  • http://risovanie.com.ua/

  • http://filorelea.narod.ru/

  • http://synonymonline.ru/

  • https://ru.wikipedia.org

CD-диски


4. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.



1группа «Биографы»

Вы познакомите нас с биографией  художника.

1.      Кто такой А.Н.Комаров?

2.      Какие интересные моменты жизни художника вам запомнились больше?

3.      Какое слово вы услышали впервые?

Расскажите о художнике-анималисте  А.Н.Комарове, создав презентацию из 4-5слайдов.

2 группа «Искусствоведы»

Вы поделитесь с нами знаниями из словарей и напомните значение некоторых  необходимых для работы над сочинением терминов.  

                     1.Что такое колорит?

                     2.Раскройте значение слова палитра.

                     3.Представьте, что Вы побывали в мастерской художника и узнали слово «светотень». Расскажите  о нём.

Результатом вашей работы будет карточка.

3группа «Языковеды»

Вы  напомните нам синонимы к словам, поработаете с некоторыми терминами.

                    1.В словаре синонимов найдите синонимы к словам : художник, картина, изобразить.

                    2.Вспомните, что такое метафора, эпитет, сравнение.

Результатом вашей работы будет карточка.

4 группа «Экскурсоводы»

                    1.Познакомьтесь с картинами А.Н. Комарова.

                    2.Покажите  эти картины товарищам в 4-5 слайдах презентации.


5.Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания(этапы).

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта. .
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога.По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность. В оценке результатов принимают участие как преподаватель, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.


Заключение

Результативность применения технологии WEB – КВЕСТ:

● выход за рамки содержания и форм представления учебного материала;

● использование разных типов и видов источников знаний посредством информационного пространства сети Интернет;

● высокий уровень мотивации, интенсивности учебной деятельности;

● активное формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, ИКТ-компетентности;

развитие творческих способностей (поэтических, музыкальных, художественных);

повышение самооценки.

Список литературы

  1. Кузнецов А.А., Семенов А.Л.,. Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика – 2001. - № 17. – С. 21 \

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  3. Семенов С.В. Проектный подход // ИНФО. – 1997. - № 5. – С. 37.

  4. Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001

  5. Чечель И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3

  6. Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216

Интернетресурсы

  1. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

  2. Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6

  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
    развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

  4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/