СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические подходы к проблеме развития детско-родительских отношений современных дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические подходы к проблеме развития детско-родительских отношений современных дошкольников»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детско-родительские отношения


Под воспитанием понимается система или совокупность родительских, эмоциональных установок по отношению к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним. В большом количестве литературы есть описание в довольно широком смысле такого явления, как родительские отношения. Эти исследования в данном направлении всегда актуальны и значимы, так как они в полной мере характеризуют все детско-родительские отношения.

Вообще, понятие «отношение» в психологии относится к позиции индивида по отношению к тому, что его окружает. В социальных сообществах люди, которые составляют их, представлены не отношениями, а отношениями. Отношения – это взаимная позиция одного человека по отношению к другому, а отношения и отношения-это аспекты общения. И если связь не обязательно имеет обратный сигнал, то эта связь постоянно является обратной связью, причем разной модальности.

С точки зрения А. А. Леонтьева особую ценность в формировании мировоззрения дошкольника представляет семья, поскольку это та же социальная группа, в которой действуют те же механизмы, что и в других группах. Главное отличие состоит в том, что она более емкая и более важная, поскольку все последующие процессы взаимоотношений с окружающим миром ребенка происходят из семьи. Здесь субъектами выступают родители, а не посредственный объект воздействия-ребенок.

Объект, который имеет свойства субъекта, толкает его реагировать как на субъект соответствующим образом, однако обратная связь осуществляется посредством перечня личностных характеристик.

Соответственно, при взаимодействии подразумевается осуществление обмена информацией между несколькими субъектами. В данной ситуации воздействие индивида представляется возможным расценивать в качестве одного из его атрибутов.

Выражаясь иначе, развитие детско-родительских отношений является процессом взаимозависимым и взаимообусловленным, ответственность за который несут все его субъекты.

Гибкость позиции родителей необходимо рассматривать в качестве способности коррекции воздействия на ребенка в ходе жизнедеятельности семьи.

Прогностическая позиция родителей предполагает, что ребенок ни в коем случае не должен осуществлять руководство над родителями, общение должно идти на опережение возникновения новых личностных и психических качеств ребенка.

В семьях, где отсутствует гармония, смена родительской позиции определяется по указанным показателям. Родительская позиция утрачивает гибкость, становится стабильной и лишена прогноза.

Специалисты, занимающиеся исследованиями в контексте позитивной психологии, считают, что детско-родительские отношения формируются на основе нескольких элементов:

1. Психологическая культура;

2. Эффективная ролевая структура;

3. Семейная история.

Психологическая культура в настоящий момент изучена слабо. Те исследования, которые были проведены в данной области, как правило, касаются вопросов психологической культуры личности, т.к. непосредственно само понятие подразумевает вычленение индивида как объект исследования. Параллельно с этим, анализируя семью с позиции единого организма, применение данного понятия является обоснованным.

Она является не только набором культур членов конкретной семьи, но и ее структуры в качестве единой системы, которую нецелесообразно делить на отдельные элементы.

Психологическая культура включает в себя определенные компоненты.

Когнитивный компонент выражен психологическими знаниями, позволяющими осуществлять эффективное взаимодействие между членами семьи друг с другом и людьми за ее пределами. В данном случае важностью обладает осведомленность, компетентность, групповая сплоченность, отсутствие стереотипов. К примеру, данные стереотипы могут относиться к ребенку, которого родители воспринимают как неудачника, слабого и больного.

Параллельно с этим семейная система может проявлять чрезмерную заботу, т.е. опекать его. Это, в свою очередь, сказывается на его психике также отрицательно. Происходит искажение личности. Согласно позитивной психологии такой ребенок должен рассматриваться в контексте качеств.

В данной ситуации слабый ребенок рассматривается в качестве доброго и мягкого. Очевидно, что подобная подмена подразумевает наличие у ребенка качеств, а не выдачу желаемого за действительное, что подобным образом обусловит искажение взаимодействия с ребенком. Важно указать, что стереотипы, которые искажают взаимодействие, могут появляться не только внутри семьи и относиться к тому или иному члену семьи, но и привноситься из вне.

Еще одним компонентом является ценностно-смысловой, который определяется в качестве сочетания смыслов и ценностей семьи, на основе которых формируются отношения между членами семьи и окружающими людьми. К примеру, если для конкретной семьи дети выступают как самая главная ценность, то основная энергия в ней направлена на них. В такой же ситуации, но в семье, в которой нет детей, семейная система развалится, т.к. нет смыслообразующего центра.

В данном случае важным является оказание помощи со стороны соответствующего специалиста, который поможет такой паре создать иной смыслообразующий центр.

Важно указать, что в российской культуре такой центр семьи нередко формируется посредством отношения к ребенку. При этом, формирование семейной ячейки ради ребенка вовсе не означает эффективное взаимодействие с ним в дальнейшем.

Родитель может относиться к ребенку как к себе подобному. Подобное отношение – это фактор формирования доверительных отношений, однако вместе с тем существует опасность нарушения необходимой субординации в таких отношениях, дети, например, могут заиметь излишнюю степень фамильярности.

В другой ситуации родитель может воспринимать ребенка в качестве инструмента разрешения своих проблем. Это деструктивный тип отношений, т.к. ребенка воспринимают в качестве объекта, при помощи которого можно добиться своих целей. К примеру, девушка рожает ребенка с целью удержать мужа. В том случае, если цель достигнута, то у матери формируется соответствующее отношение к ребенку, который становится объектом ее манипулирования. На этом фоне у отца может сформироваться негативное отношение. У матери тоже может такое сформироваться, если муж от нее ушел.

Психология предлагает рассматривать такой вариант как отношение к себе подобным со стороны родителей. Другим конструктивным вариантом является ситуация разумной субординации. В данной ситуации родители уважают личность ребенка, пытаясь помочь в его развитии, однако при этом не встают с ребенком на один уровень, указывая на свое положение, которое реализуется не в контексте подавления, а посредством поощрения.

Необходимо отметить, что данный список не является исчерпывающим. Перечисление всех типов вызовет огромное количество трудной в связи с тем, что существуют факторы, которые оказывают влияние на формирование отношения, такие, как: возраст родителей, статус, профессия, число детей, возраст рождения и т.д.

Вместе с тем общими для всех конструктивных вариантов отношения родителей к детям является принятие ребенка, разделение личности ребенка, способность родителей к понимаю своего ребенка.

Семейная история в контексте указанного направления психологии является набором семейных традиций, обычаев и др. Они обеспечивают эффективной семейной системы.

Если в конкретной семье постоянно наблюдаются разводы, и воспитанием детей занимаются одинокие матери, то в рамках позитивной психологии необходимо акцентировать свое внимание на анализе внутренних ресурсов таких женщин, которые дают возможность им заниматься воспитанием в течение нескольких поколений, а не на специфике характера либо отсутствии у них необходимых умений, являющихся причиной разводов.

Таким образом, исследователи занимаются поиском и разработкой методик, которые позволяют обеспечить развитие детско-родительских отношений в положительном ключе. В числе таковых можно выделить, к примеру, методику, обеспечивающую развитие навыков психологической поддержки детей.