Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал "Кризис 7 лет»
Кризис 7 лет, формы его проявления.
С поступлением ребенка в школу связан кризис 7 лет, возникающий на базе личного сознания.
Независимо от того, в 6 или 7 лет ребёнок пошел в школу, наступает кризис. Его сроки могут смещаться примерно с 6 до 8 лет, - насколько сильно ребёнок переживает ту систему отношений со взрослыми, сверстниками, как изменилось его восприятие в системе этих отношений.
Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.
Изменения самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений; появляется обобщенное отношение к самому себе и к окружающим, т.е. происходит кризис личности «Я» - соподчинение мотивам. В том числе происходит смена основных переживаний – открывается сам факт переживаний, переживания приобретают смысл.
Причины кризиса 7 лет.
В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. На следующем этапе – в семилетнем возрасте, происходит становление собственного «Я». Специалисты выделяют несколько основных причин нетипичного поведения малыша:
Ребенок анализирует собственные чувства. Пытается разобраться в эмоциональном состоянии. Начинает осмысленно разделять события, которые вызывают грусть и радость. Поскольку самостоятельно руководить всеми переживаниями ему сложно, появляется упрямство, манерность, агрессивность, капризы.
Прежних детских развивающих игр больше недостаточно. Возникает потребность в новых познаниях. Ребенок хочет копировать поведение взрослых. Психологи рекомендуют проводить так называемые научные детские эксперименты.
Для этого периода также характерны серьезные физиологические изменения. Стимулируется рост. На месте молочных зубов появляются постоянные. Ребенку трудно справиться с волнением.
Одна из основных причин кризиса – вступление в школу. В этом возрасте полностью меняется окружение. Появляются совсем незнакомые обязательства. Зачастую детям сложно сформировать новые цели и осознать, что такое успех.
Основная симптоматика кризиса:
1. “Потеря непосредственности” (Л.С. Выготский). Между желанием и действительностью вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания. Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина появляется ориентировка на смысл действия. Л.И. Божович показала, что ребенок начинает стремиться к функциональной роли ученика.
2. Манерничение. Ребенок что-то скрывает (уже душа закрыта).
3. Симптом “горькой конфеты”. Ребенку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности в воспитании: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым.
В корне этих симптомов лежит, по словам Л.С. Выготского, “обобщение переживаний”. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную общественно-необходимую и общественно-полезную деятельность.