СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический семинар ”Особенности организации и планирования работы объединений по интересам в 2020/2021 учебном году“

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: теоретический семинар, образовательный процесс, профили дополнительного образования, формы и методы.

Цель: обновление содержания дополнительного образования. Организация теоретической и методической учебы.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический семинар ”Особенности организации и планирования работы объединений по интересам в 2020/2021 учебном году“»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ“


Пузырева Ольга Вячеславовна,

методист государственного учреждения дополнительного образования«Дворец детей и молодежи города Новополоцка»,

первая квалификационная категория,

контактные телефоны:

раб. 8(0214)50 – 54 - 33,

моб.+375336016007 (МТС)



Теоретический семинар – эта форма занятий, которая является необходимой для ознакомления педагогов с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуальных вопросов образовательного процесса, содержания современных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения. Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки педагогов. Целью теоретического семинара является повышение теоретического уровня профессиональной подготовки педагога. Задачи теоретического семинара: ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, основными подходами к организации образовательного процесса; определение проблем в работе педагогического коллектива.

В целях эффективной организации дополнительного образования детей и молодежи Министерством образования разработаны методические рекомендации ”Дополнительное образование детей и молодежи в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты“, в которых рассматриваются следующие аспекты: особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году, совершенствование учебно-программной документации, использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании детей и молодежи. Вторым немаловажны нормативным документом, способствующим повышению эффективности образовательного процесса, расширяющим образовательное поле и совершенствующим формы и методы работы педагога дополнительного образования, являются методические рекомендации Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный профили)


Ключевые слова: теоретический семинар, образовательный процесс, профили дополнительного образования, формы и методы.



Главной сегодняшней задачей образования взрослых является
производство компетентных людей – людей, которые были бы
способны применять свои знания в изменяющихся условиях,
и …чья основная компетенция заключалась бы в умении
включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз


Цель: обновление содержания дополнительного образования. Организация теоретической и методической учебы.


Задачи:

  • создать условия для изучения нормативно-правовой документации, обеспечивающей образовательный процесс в системе дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году;

  • расширить знания, умения и навыки педагогов дополнительного образования в области составления и оформления методической продукции;

  • содействовать повышению педагогической, правовой, информационной культуры педагогов дополнительного образования.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук; стулья по количеству участников; диагностика ”Самоопределение уровня готовности педагога к работе“; раздаточный материал, ручки.


Участники: члены методического объединения ”Творческий поиск“, заведующий УМК Шалтан Галина Ивановна.


План работы семинара:

І. Организационная часть.

ІІ. Основная часть.

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году.

  2. Составление и оформление методических разработок: структура методической разработки, содержание разделов, требование к оформлению методической разработки.

  3. Знакомство с новыми требованиями по оформлению и разработке программ объединений по интересам.

  4. Проведение педагогической диагностики ”Самоопределение уровня готовности педагога к работе“.

  5. Составление плана проведения открытых воспитательных и учебных занятий в объединениях по интересам.

  6. Работа над темами по самообразованию.

ІІІ. Рефлексия. Подведение итогов.


ХОД СЕМИНАРА


I. Организационная часть.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече. Прежде всего, мне хочется поздравить Вас с новым учебным годом. Пускай он будет легким и принесет только хорошее. Пускай в нем будет много новых открытий, все моменты будут приятными, а каждый день наполнен новыми открытиями. Сегодня мы познакомимся с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими образовательный процесс в системе дополнительного образования в 2020/2021 учебном году, требованиями к оформлению программ объединений по интересам и методической продукции. На нашем семинаре присутствует заведующий учебно-методическим кабинетом Галина Ивановна Шалтан, которая и познакомит вас со структурой методической разработки, содержанием разделов и требованиями к оформлению методических разработок.

Любое мероприятие начинается со знакомства или приветствия. Так как мы с вами знакомы, я предлагаю начать с минутки здоровья.


Приветствие ”Минутка здоровья“ или ”Хлопки в ладоши“.

Создание эмоционального настроя участников семинара через игру.


Ведущий. Прежде, чем перейти к основной части семинара, я предлагаю зарядиться хорошим настроением и получить порцию здоровья через хлопки в ладоши. Психологи считают, что хлопая в ладоши, можно привлечь много положительной энергии. Только хлопать нужно так, чтобы ладони и пальцы соприкасались вместе (так обычно хлопают в ладоши дети). Именно такой жест поможет гармонизировать внутренние и внешние потоки энергии, активизирует их и наполнит пространство новой жизненной силой. Ведь наш мир, это мир энергии и эти хлопки помогают разбить отрицательные энергии вокруг человека. Хлопанье в ладоши – это массаж всего организма. Эффект – повышение энергетики, гармонизация психологического состояния организма. Но мы будем хлопать не просто так, а только когда услышите выражение, касающееся вас или вашей профессиональной деятельности.

Итак, начнем.

Вы работаете всю жизнь в одном учреждении;

Профиль вашей программы культурно-досуговый;

Вы работает в настоящее время по новой программе;

У вас высшее образование;

Вы работаете педагогом уже больше 10 лет;

Вы мечтали быть педагогом с детства;.

Вам нравится преодолевать трудности, так как они способствуют росту;

У вас первая квалификационная категория;

Вы любите свою работу.

Ведущий. Благодарю Вас за игру, надеюсь, каждый получил порцию хорошего настроения и позитивных эмоций. А мы переходим к основной части нашей программы.

II. Основная часть.

Ведущий. В 2020/2021 учебном году в отделе организационно-массовой работы реализуется 9 образовательных программ, работают 8 педагогов, из которых 2 основных, 3 внешних совместителя и 3 внутренних совместителя. Открыто 2 объединения по интересам на внебюджетной основе: студия раннего развития ”Развивайка“ (педагог Марковец Н.В.) и театр моды ”Ника“ (педагог Зелюткова А.А.).

  1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежи осуществляется на основе государственной и отраслевой нормативной правовой документации. Информация о нормативно-правовом обеспечении деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи размещена на интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь edu.gov.by в разделе ”Управление социальной, воспитательной и идеологической работы“, на Национальном образовательном портале adu.by в разделе ”Нормативные правовые документы“.

Основные нормативные документы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности педагоги дополнительного образования в 2020/21 учебном году, следующие:

  • Методические рекомендации ”Дополнительное образование детей и молодежи в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты“ (Приложение 1);

  • Методические рекомендации ”Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный профили)“ (Приложение 2);

  • Инструктивно-методическое письмо ”Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году“ (Приложение 3).

Также изданыМетодические рекомендации по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19“.

Методические рекомендации ”Дополнительное образование детей и молодежи в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты“.

В целях эффективной организации дополнительного образования детей и молодежи Министерством образования с учетом предложений, поступивших в ходе проведения тематической секции по развитию системы дополнительного образования детей и молодежи, которая состоялась 26 августа 2020 года, разработаны методические рекомендации ”Дополнительное образование детей и молодежи в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты“.

Характерной особенностью современного дополнительного образования детей и молодежи является его постепенная интеграция с общим средним образованием в ходе допрофильной подготовки и профильного обучения, которая способствует профессиональному самоопределению и успешной социальной адаптации обучающихся. Поэтому рекомендуется педагогам в планы воспитательной работы включить мероприятия по профессиональной ориентации учащихся, включающей профессиональное просвещение (профинформирование), профессиональную диагностику, профессиональное консультирование.

В 2020/2021 учебном году в отделе будет реализовываться профориентационный проект ”Поколение Z“, в рамках которого в феврале 2021 года планируется проведение Недели профориентации, а в апреле – выпуск сборника по проекту.

При организации процесса воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи актуальным является инструктивно-методическое письмо ”Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году“.

2020 год является завершающим годом реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. С учетом предложений органов управления образованием и всех заинтересованных, разработан проект Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы.

В новом учебном году продолжится реализация мероприятий, посвященных 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проведение мероприятий под знаком Года малой родины, по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике.

Значительное место при планировании воспитательной работы учреждениям образования следует отвести мероприятиям, направленным на разъяснение учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет и использования Интернет-ресурсов:

  • проведение информационных часов для учащихся по вопросам компьютерной безопасности;

  • организация обучающих семинаров и тренингов для учащихся и педагогов (обучение способам защиты персональных данных, изучение типов источников информации, освоение правил корректного и безопасного общения в социальных сетях, определение признаков буллинга, троллинга и др.);

  • проведение тематических родительских собраний по вопросам защиты детей от вредной информации и их безопасности в Интернете;

  • организация встреч и консультаций учащихся их родителей, педагогов с приглашенными специалистами по информационной безопасности;

  • размещение в свободном доступе памяток для родителей и учащихся по вопросам безопасного использования Интернет-ресурсов.

Укреплению взаимодействия между педагогами и учащимися, налаживанию их диалога будет способствовать создание в социальных сетях страничек, групп, аккаунтов учреждений образования, ведение педагогами, классными руководителями своих блогов и форумов, создание электронных ресурсов, реализация совместно с учащимися разнообразных интернет-проектов: создание виртуальных презентаций, выставок, музеев, электронных школьных газет и журналов, ведение своего видеоканала и др.

Основополагающим направлением в воспитательной работе с обучающимися является пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика суицидального поведения обучающихся.

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня Чернобыльской катастрофы.

Рекомендуем в планы воспитательной работы учреждений образования включить мероприятия, посвященные наиболее значимым экологическим датам: День заповедников и национальных парков, Международный день птиц, Всемирный день окружающей среды, Всемирный день здоровья, Международный день Земли.

Воспитательная работа по профилактике противоправного поведения должна осуществляться в контексте формирования правовой культуры личности, усвоения знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирования законопослушного поведения, понимания учащимися ответственности за противоправные действия.

В организации профилактической работы с учащимися и законными представителями следует ориентироваться на официальные источники правовой информации: обновленный Детский правовой сайт (http://www.mir.pravo.by/), являющийся важным информационном ресурсом при организации работы; сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации: (http://pomogut.by), сайт (http://kids.pomogut.by/), созданный для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в Сети.

В новом учебном году следует уделить особое внимание организации взаимодействия учреждений образования с семьей. Перед учреждениями общего среднего образования в 2020/2021 учебном году стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. Доверие к школе – главный ресурс, который порождает желание сотрудничать со школой в тех формах, которые приемлемы для каждой конкретной семьи.

Хорошо зарекомендовали себя традиционные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, «родительские субботы», индивидуальные консультации и др.

  1. Составление и оформление методических разработок: структура методической разработки, содержание разделов, требование к оформлению методической разработки.

  2. Знакомство с новыми требованиями по оформлению и разработке программ объединений по интересам (Приложение 5).

  3. Проведение педагогической диагностики ”Самоопределение уровня готовности педагога к работе“.

Ведущий. Выполнить свою задачу педагог сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, формировать компетенции, необходимые для продуктивного решения педагогических задач и достижения профессионализма, а это возможно только в процессе саморазвития – обязательной составляющей современного образования. Совершенствование профессиональной деятельности и личности необходимо начинать с выявления исходного состояния, т.е. определения уровня этой деятельности, ее достоинств и недостатков, развития личностно-деловых качеств – диагностики. Предлагаю вам диагностику ”Самоопределение уровня готовности педагога к работе“ (Приложение 6). Прошу вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы вы, отвечая, не старались лукавить перед собой. Если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям, не волнуйтесь: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя.

Педагоги отвечают на вопросы теста (5-10 минут).

Подводятся результаты.

Ведущий. Подсчитайте, пожалуйста очки. Ответ ”да“ – 2 балла, ”иногда“ – 1 балл, ”нет“ – 0 баллов. При завышенной самооценке отнимите от общей суммы 2 балла, при заниженной прибавьте 2 балла.

Если вы набрали 22 и более нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать.

Если вы набрали от 18 до 21 балла не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идете в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо.

Если вы набрали от 14 до 17 баллов есть, над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может быть, вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может быть, пока не поздно, надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по-новому.

Если вы набрали 13 или менее баллов все равно не все потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а ”дорогу осилит идущий“. Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.


5. Составление плана проведения открытых воспитательных и учебных занятий в объединениях по интересам.

6. Работа над темами по самообразованию.

ІІІ. Рефлексия. Подведение итогов.

Ведущий. Наша встреча подходит к концу, надеюсь, она была для вас познавательной и полезной. Прошу вас в завершении нашего семинара ответить на следующие вопросы: самая важная и самая спорная мысль, прозвучавшая на заседании МО, а также прошу отметить новые идеи, возникшие в ходе семинара-практикума.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Методические рекомендации ”Дополнительное образование детей и молодежи в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты“.

  2. Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально-педагогический, общественно-гуманитарный профили).

  3. Инструктивно-методическое письмо ”Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году“.

  4. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Раздел XIII ”Дополнительное образование детей и молодежи“.

























Приложение 7

Самая важная мысль
















Самая спорная мысль


Новые идеи, возникшие в ходе семинара - практикума






Самая важная мысль
















Самая спорная мысль


Новые идеи, возникшие в ходе семинара - практикума




Самая важная мысль
















Самая спорная мысль


Новые идеи, возникшие в ходе семинара - практикума




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!