Теоретико – методологические основы использования сервисов Google в образовательном процессе
Google разрабатывает и предоставляет большое разнообразие бесплатных приложений и сервисов, которые могут быть использованы в процессе обучения, как физики, так и других школьных предметов, при этом использование данных инструментов является бесплатным, доступным и разнообразным.
Сервисы Google направлены на сетевое взаимодействие людей, в том числе и такого образовательного объединения «учитель-учащиеся-родители», для которого очень важно общение, доступность, открытость и сотрудничество. Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций.
От современных педагогов постоянно требуется совершенствование профессиональных компетенций в области приемов работы с облачными технологиями, позволяющих организовывать учебный процесс в открытой информационной образовательной среде на основе сервисов Google. При организации образовательной среды Google учитель осваивает способы создания документов, электронных таблиц, презентаций, форм на облачном хранилище данных.
Преимуществом применения сервисов Google, является их непосредственное, широкое и многофункциональное использование, как на уроках, а также при дистанционном обучении физики и астрономии.
В своей педагогической деятельности выделяю, такие основные направления применения сервисов Google :
проведение проверочных работ с помощью Google Форм (контрольные, самостоятельные работы, опросы);
мультимедийное сопровождение объяснения нового материала при использовании Google Видео (презентации, аудио-, видеозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
распространение и обмет разнообразной учебной информацией, в том числе и научной литературой (Google Диск);
совместная работа над проектами (Google Диск, Google Поча, Google Чат);
интерактивное обучение в индивидуальном режиме(Google Чат)и групповом режиме(Google Класс) ;
обработка учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчетов) при помощи Google Документы;
контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий(Google Форм);
использование на уроках физики и при подготовке к ним сервисов Google (Например, Google Поиск).
и др.
Создание и использование аккаунта
В первую очередь для работы с сервисамы Google необходимо создать Google-аккаунт.
Аккаунт Google - это учетная запись, дающая вам право пользоваться всеми сервисами компании Google без повторной авторизации. Для получения аккаунта Google необходимо иметь электронный почтовый ящик, адрес которого будет использоваться в качестве логина при авторизации.
Рекомендуется завести почтовый ящик на почтовом сервисе компании Google, который называется Gmail.
Достоинства такого выбора состоят в том, что вместе с почтовым ящиком будет получена учетная запись (аккаунт, пропуск), которая предоставит доступ ко всем сетевым сервисам Google.
Рассказав и показав на одном уроке физики всем учащимся(у кого нет еще данного акаунта), как пройти процедуру регистрации на Google,а также как работать с данным приложением, учитель создает базу для дальнейшего использования им всех сервисов Google.
Основы работы Диска Google
Для того чтобы иметь возможность обмениваться информацией с учениками нужно освоить возможности хранения документов, что реализуется с помощью Google Диск.
Google Диск (Google Drive) это облачное хранилище данных, которое дает возможность пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете, которое предоставляет Вам аккаунт Google.
Кроме того к Google Диск предоставляет бесплатно до 15 ГБ свободного места для хранения любых данных.
На странице Диска Google файлы отображаются в виде папок и значков, где их можно сортировать. Для поиска файла есть строка Поиска.
Интерфейс Диска Google знаком и понятен. Важно, что любым файлом, хранящимся на Google Диске, можно поделиться в Google+. Это означает, что ученики смогут просмотреть информацию прямо в своей ленте. Публиковать можно документы, таблицы, презентации и формы Google, а также другие файлы.
Применение в образовательном процессе очень многогранно. Использование GoogleДиска даѐт много преимуществ. Теперь не нужно постоянно пользоваться флешкой. Созданный документ на Google Диске на работе, можно продолжить редактировать дома, предоставить доступ к просмотру коллегам и ученикам, встраивать в блог и продолжать его изменять. Данный сервис позволяет документы загружать и создавать, хранить, просматривать, совместно редактировать с любого компьютера дистанционно.
Работа в документах Google
Сервис Google Документы обладает всем необходимым функционалом по созданию и редактированию текстовых документов. Он позволяет значительно упростить работу с документами: можно работать в документах удаленно, не загружая их на компьютер. Функция избирательного доступа к документу, делает возможной работу с ним нескольких пользователей, что применимо в различных совместных проектах.
Таким образом, с помощью Google Docs можно оптимизировать работу с документами Office, для которых так важно удобство и практичность их использования. Необходимо отметить, что документы мобильны – они доступны со смартфонов, что позволяет работать с ними в любых условиях.
Текстовые документы можно сохранить в следующих форматах: DOC, PDF и др. Работа с инструментами форматирования проста и понятна на уровне интуиции, и вряд ли нуждается в отдельных пояснениях. Очень актуально использование автодобавления ссылок. При записи математических формул очень удобный интерфейс.
Возможность видеть, кто в данный момент работает над документом, и обсудить тут же в чате вопросы его редактирования, в тоже время, создав правила для уведомлений, можно узнавать, кто какие изменения внес в документ. Одним из ярких достоинств «облачных» сервисов можно назвать возможность совместной работы над документами. Настройка доступа позволяют контролировать процессы обращения и редактирования документа
Одно из самых удобных сервисов, так как ученики смогут сдавать множество работ учителям - предметникам, не имея программы Microsoft Office. Некоторые возможности применения в образовательном процессе.
Использование проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур.
Создание системы оценивания, построенные на освоении навыков 21 века в процессе преподавания и обучения.
Конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование, интерпретацию информации из Интернета и т.д.
Конспект, лекция для знакомства с информацией дистанционно.
Использование таблиц Гугл
Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. Некоторые возможности таблиц Google:
импортировать и экспортировать файлы типов .xls, .csv, .txt; также можно экспортировать данные в PDF- или HTML-файл;
форматировать ячейки и изменять формулы, вычисляя их результаты и представляя данные в нужном виде;
общаться в режиме реального времени с другими пользователями, изменяющими вашу таблицу;
вставлять таблицу или ее часть в свой блог или на веб-сайт.
Сервис Google Docs (Таблицы) позволяет создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа данных. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ по любым разделам различных школьных дисциплин.
В урочной деятельности применимы различные виды таблиц:
Таблица-характеристика (понятие, свойства).
Таблица-сравнение.
Таблица результатов лабораторных работ.
Таблица для заполнения пропусков (на закрепление формул, понятий и т.д.)
Таблица с результатами совместной исследовательской или проектной работы.
Таблица-тренажѐр (для величин, обозначений, единиц измерений, законов, графических представлений процессов).
Таблица-рейтинг.
Таблица-самооценка.
Таблица-отчѐт.
Таблица достижений.
Для примера можно предложить учащимся создавать таблицы полезных ссылок для подготовки к ЦТ или при подготовке по данной теме урока. Учителю необходимо только подготовить исходную таблицу и предоставить учащимся право доступа к ней. Они могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.
Это возможно при, например, при создании аннотированного каталога образовательных веб-сайтов для урока.
Еще одно направление, использование кроссвордов по любой теме, которое повышает интерес к предмету. Именно через Гугл-таблицы это можно сделать и дать возможность разгадывать его в качестве домашнего задания или при актуализации знаний на уроке.
Основные возможности презентаций Google
Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на уроках при изучении некоторых тем, позволяют узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе.
Возможности использования Гугл-презентаций в работе учителя-предметника в образовательном процессе, в том числе, и при совместной работе с учениками.
Презентация-доклад (о свойствах, устройствах, явлениях т.п.).
Презентация-биография учѐного.
Презентация «История одного открытия». Презентация-тренажѐр.
Презентация-выступление.
Презентация-отчѐт с возможностью совместного доступа учеников класса.
Тестовый режим в виде формы Google
Форма Google помогает создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, которые можно публиковать на сайте или дать ссылку через Электронный журнал. Их можно использовать при осуществлении дистанционного обучения. Таких моментов в учебном процессе возникает множество: сильные морозы, карантин, попадание уроков на праздничные выходные дни, болезнь ребенка и так далее. Если научить ребенка регулярно проверять почтовый ящик или смотреть задание в электронном журнале, можно много тем изучить, используя эти сервисы.
Примеры использования Форм Google в педагогической деятельности на уроке:
при организации совместной работы в группе, самооценки, рефлексии;
тренировочные и контрольные тесты, в виде домашней работы по предмету;
сбор статистических данных: опросы, анкеты.
Интерактивные листы в рисунках Google
Интерактивный рабочий лист - электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.
Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.
Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.
Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.
Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
Шаблоны листов универсальны, их можно использовать на самых разных школьных предметах.
Готовый лист легко клонируется, его можно изменять и дополнять. .
Google Hangouts для видеосвязи
Hangouts - это бесплатный сервис для обмена мгновенными сообщениями и видеосвязи.
Hangouts предназначен для работы на различных платформах Google Hangoutsдовольно многофункциональный сервис, с помощью которого можно просматривать различные слайды, делиться экраном с другими пользователями, а также с легкостью можно проводить видеовстречи для небольшой группы и глобальные онлайн трансляции для большого количества людей - в групповом чате одновременно могут участвовать до 150 пользователей, а в видеовстречах до 10 человек.
Google Hangouts можно смело назвать одним из самых удобных и распространенных сервисов для проведения конференций, семинаров и видеолекций. С ним очень комфортно работать непосредственной «в процессе», а также можно просмотреть запись позже, что будет очень полезно для тех, кто пропустил трансляцию.