УДК 334.012.23
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
С.П.Тарасов
Омская Гуманитарная Академия, г. Омск
Статья посвящена анализу теоретико-методологических основ конкурентоспособности предприятий. Автор приводит мнение отечественных и зарубежных специалистов в области изучения теоретических вопросов конкурентоспособности. В статье приводится классификационный анализ видов конкурентоспособности и объясняется их экономическая сущность и значение в современной экономической науке.
Ключевые слова: конкурентоспособность, анализ, факторы конкурентоспособности, инновационный конкурентный фактор.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF COMPETITIVENESS
S.P.Tarasov
Omsk Humanitarian Academy, Omsk city
This article analyzes the theoretical and methodological foundations of the competitiveness of enterprises. The author cites the opinion of domestic and foreign experts in the field explore the theoretical issues of competitiveness. The article provides a classification analysis of the species competitiveness and due to their economic nature and significance in the modern economic science.
Keywords: competitiveness, analysis, competitiveness factors, innovative competitive factor.
В последние годы понятие “конкурентоспособность” стало новой парадигмой в экономическом развитии.
В.В. Дорофеева считает, что “ понятие “конкурентоспособность” в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг стало ключевым наряду с понятием “эффективность”, а проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из главных в деловой, экономической и политической жизни” [1].
В современной литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается множество различных трактовок категории “конкурентоспособность”.
С.В. Кондратюков, Е.С. Стаурский [2], В.В. Дорофеева [1] считают, что наиболее полными и наиболее часто цитируемыми являются определения “конкурентоспособности”, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Популярные определения категории “конкурентоспособность”
Автор | Определение |
М. Портер | “свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений” |
Е. Визер | “способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке” |
В.Л. Лунев | “главный фактор, который определяет стратегическую позицию предприятия в современной бизнес-среде” |
О.В. Аристов | “состязательная способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получит при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания работников на высоком качественном уровне” |
А.Е. Воронков | “совокупность производственно-финансовых, интеллектуальных и трудовых возможностей предприятия, обеспечивающих ему устойчивые конкурентные позиции на рынке” |
Р.А. Фатхутдинов | “свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке” |
В результате анализа литературных источников на предмет анализа категории “конкурентоспособность” В.В. Дорофеева сделала вывод, что чаще всего термин “конкурентоспособность” используется в отношении товара (Ю.В. Сухотин, И.М. Лифиц, О.В. Ковылина, В.Н. Киндеева, Е.Ю. Бармина, О.Ю. Мичурина, Е.Белый и С.Барашков), реже – в отношении предприятия (Г.Л. Азоев, Г.Л. Багиев, А.Е. Воронкова, Н.Ю. Круглова, Л.Л. Палехова, А.К. Тутунджян, Н.С. Яшин, Т. Коно, М.О. Ермолов, И.В. Сергеев, авторы, представленные в таблице 1).
В.В. Дорофеева пишет: “Проведенные исследования позволили установить, что зачастую понятие конкурентоспособности предприятия подменяется понятием конкурентоспособности товара. Их отождествление является ложным, прежде всего потому, что второе оценивает потребитель с помощью механизма потребительских предпочтений за относительно короткие периоды. В оценке конкурентоспособности предприятия принимают участие не только потребители, но и предприниматели, эксперты” [1].
В.В. Бирюкова и А.Л. Ахтулова соглашаются с мнением Дорофеевой В.В.: “Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы взаимосвязаны, при этом имеется и ряд принципиальных отличий. Конкурентоспособность продукции – это характеристика каждого конкурентного изделия, а при оценке конкурентоспособности предприятия принимается во внимание вся изменяющаяся номенклатура выпускаемой продукции. Анализ конкурентоспособности продукции проводится в зависимости от фазы жизненного цикла изделия, а конкурентоспособность предприятия анализируется в менее определенном периоде, длительность которого зависит от целей исследования” [3].
В связи с этим уместно представить классификацию конкурентоспособности (таблица 2), учитывающую различие взглядов к трактованию и пониманию сущности.
Таблица 2
Классификация конкурентоспособности
Классификационный признак | Вид |
по виду | техническая; социальная; экономическая; организационная |
по уровню | глобальная; локальная |
по временному горизонту | статичная; динамичная |
Определяющим, на наш взгляд, является мнение С.В. Кондратюкова, Е.С. Стаурского: “конкурентоспособность – самостоятельная категория, выступающая как основное свойство любых функционирующих экономических объектов, которые уже имеют определенную долю рынка. При этом необходимо подчеркнуть не абстрактный, а конкретный ее характер, относящийся к реально действующим предприятиям и их продуктам” [2]. Тем самым авторы подчеркивают наличие связи предприятия и продукта им производимого, и что конкурентоспособность – это совокупность определенных факторов в разрезе микро и макро среды. Изучением этих вопросов в различное время занимались отечественные и зарубежные ученые. Можно сослаться на труды А. Хоскинга, И. Ансоффа, А. Шулус, М.Г. Лапусты, Л.Г. Шаршуковой. Глубинный анализ этого вопроса был проведен С.В. Кондратюковым, Е.С. Стаурским [2]. Исследование охватило 8 факторов конкурентоспособности, которые учитывали в своей работе 7 специалистов: М. Портер, Т. Коно, А. Оливье, М. Мескон, М. Брун, О.В. Аристов, Р.А. Фатхутдинов.
Рис. 1 Частота упоминаний основных факторов конкурентоспособности
Специалисты, чье мнение учитывалось при анализе факторов конкурентоспособности, приоритетными считают высокий уровень производственного менеджмента, финансово-экономическое положение предприятия, качество продукции и уровень товарных цен. При этом, величине и динамике спроса на продукцию, эксклюзивным ценностям внимание в своих трудах уделяют лишь М. Портер и Р.А. Фатхутдинов.
На рисунке 2 представлен охват специалистами факторов конкурентоспособности
Рис. 2 Охват факторов конкурентоспособности
Охват факторов конкурентоспособности показывает, что наибольшее количество их было рассмотрено Т. Коно, М. Портером и Р.А. Фатхутдиновым.
У.Ж. Алиев и Ж.Е. Шимшиков [4] выделили и обосновали в своей работе “инновационный конкурентный фактор”, включающий восемь уровней глубины инноваций. Подобный подход к конкурентоспособности был впервые предпринят Ф. Валентой. Казахстанские специалисты существенно обогатили его и адаптировали к современным условиям рыночной экономики. При этом особый акцент У.Ж. Алиев делает на вопросы международного экономического сотрудничества в области единой конкурентной политики и антимонопольного регулирования, как гарантов экономической безопасности.
Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что конкурентоспособность – это способность производить услуги или товары, которые являются необходимыми для потребителей с точки зрения цены и качества, и занимают статистически значимую долю рынка. Конкурентоспособность также учитывает способность генерировать прибыль от производства товаров или услуг.
Библиографический список
Дорофеева В.В. Анализ теоретико-методических подходов к трактовке понятия “конкурентоспособность” и ее оценке //Известия Иркутской Государственной экономической академии. – 2011. - № 3. – с. 11-18
Кондратюков С.В., Стаурский Е.С. Основные подходы к определению и анализу конкурентоспособности организаций на рынке услуг // Омский вестник. – 2012. - № 2 (106). – с. 78-82
Конкурентоспособность российской экономики (теория, практика, траектория изменений и пути повышения): Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Бирюкова и А.Л. Ахтулова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. –242с.
Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции // Журнал “Теоретическая экономика”. – 2014. - № 1. – с 13-20