Теоретико-методологические подходы к совершенствованию правовой культуры субъектов образовательного процесса
Разработкой теоретико-методологических аспектов формирования правовой культуры занимались такие ученые-юристы как С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, П.А. Лукашева, В.А. Малахов, А.А. Молчанов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.И. Шкатулла и др.
Согласно деятельностному подходу, правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе (Е.А. Лукашева). Она рассматривается как результат взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эталоны правового поведения.
С позиций качественного подхода правовая культура трактуется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов (А.П. Семитко).
Сторонники аксиологического подхода к правовой культуре, рассматривающих ее как систему правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества (В.П. Сальников). В результате правовая культура может определяться как совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности правовых субъектов: права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов.
Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий индивидов и групп, мотивированных соображениями значимости правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет результативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая культура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получающую общественное признание.
Одним из основных способов анализа правовой культуры выступает структурно-функциональный подход, позволяющий выявить и охарактеризовать ее структурные элементы и их функции. В структуре правовой культуры выделяют две основные совокупности элементов - правовое сознание (правосознание) и правовое поведение.
Различные уровни и формы правосознания обусловлены социальной структурой и имеют разное наполнение в зависимости от социального субъекта: общества в целом, социальных групп, отдельных индивидов. Истоки правосознания связаны с правовым менталитетом как совокупностью наиболее глубинных, устойчивых символов, стереотипов, складывающихся в процессе правоотношений в рамках определенной исторической эпохи и обладающих национально-культурной спецификой. Являясь сложным социокультурным феноменом, правосознание выступает специфическим способом духовного освоения действительности.
Правосознание интегрирует в единое целое обыденный, практический и теоретический уровни сознания. К элементам содержательно-смысловой структуры относятся правовые понятия, которые являются формой рационального мышления субъектов права. К основным правовым понятиям обычно относят понятия свободы, равенства, справедливости и закона.
Необходимым элементом правовой культуры выступает правовая информированность - обусловленная личностным интересом степень восприятия и осознания правовой информации, выраженная в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях. Ее центральным звеном оказываются правовые знания, уровень которых позволяет составить представление о степени и характере ее развития, но она также включает понимание права и интерес личности к праву. Однако доминирующую роль в правосознании все же играют правовые ценности, определяющие цели и средства деятельности, выступающие мотивационной основой принятия решений.
Правовое поведение субъектов проявляется как социально-значимое поведение, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее за собой юридические последствия. Оно проявляется только в сферах, регулируемых правом, и поэтому может быть разделено на два противоположных вида - правомерное и неправомерное. Правомерное поведение предусматривается разрешающими нормами, неправомерное - запрещающими. Оба вида поведения рациональны, поскольку заранее оговорены установленными нормами поведения.
Правовое поведение тесно связано с правовой информированностью, которая обеспечивает социально активную позицию человека в правовой сфере, выступая действенным инструментом реализации права, способом воплощения его предписаний в практические поступки людей, наконец, предпосылкой воспитания уважения к закону, формирования правового мышления, способности компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни. Высокий уровень правовой информированности личности оказывается необходимым условием формирования правового государства.