СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретико-методологические подходы к совершенствованию правовой культуры субъектов образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабиль­ности в обществе (Е.А. Лукашева).

Просмотр содержимого документа
«Теоретико-методологические подходы к совершенствованию правовой культуры субъектов образовательного процесса»

Теоретико-методологические подходы к совершенствованию правовой культуры субъектов образовательного процесса

Разработкой теоретико-методологических аспектов формирования пра­вовой культуры занимались такие ученые-юристы как С.С. Алексеев, В.В. Ла­зарев, П.А. Лукашева, В.А. Малахов, А.А. Молчанов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.И. Шкатулла и др.

Согласно деятельностному подходу, правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабиль­ности в обществе (Е.А. Лукашева). Она рассматривается как результат взаи­модействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социально­го взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эта­лоны правового поведения.

С позиций качественного подхода правовая культура трактуется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития за­конодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов (А.П. Семитко).

Сторонники аксиологического подхода к правовой культуре, рассматри­вающих ее как систему правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и пе­редаваемых в процессе совместной деятельности членов общества (В.П. Сальников). В результате правовая культура может определяться как совокуп­ность всех компонентов правовой действительности в их реальном функцио­нировании в качестве эталонов деятельности правовых субъектов: права, пра­восознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов.

Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий ин­дивидов и групп, мотивированных соображениями значимости правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет резуль­тативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая куль­тура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получающую общественное признание.

Одним из основных способов анализа правовой культуры выступает структурно-функциональный подход, позволяющий выявить и охарактеризо­вать ее структурные элементы и их функции. В структуре правовой культуры выделяют две основные совокупности элементов - правовое сознание (право­сознание) и правовое поведение.

Различные уровни и формы правосознания обусловлены социальной структурой и имеют разное наполнение в зависимости от социального субъек­та: общества в целом, социальных групп, отдельных индивидов. Истоки пра­восознания связаны с правовым менталитетом как совокупностью наиболее глубинных, устойчивых символов, стереотипов, складывающихся в процессе правоотношений в рамках определенной исторической эпохи и обладающих национально-культурной спецификой. Являясь сложным социокультурным феноменом, правосознание выступает специфическим способом духовного освоения действительности.

Правосознание интегрирует в единое целое обыденный, практический и теоретический уровни сознания. К элементам содержательно-смысловой структуры относятся правовые понятия, которые являются формой рацио­нального мышления субъектов права. К основным правовым понятиям обыч­но относят понятия свободы, равенства, справедливости и закона.

Необходимым элементом правовой культуры выступает правовая ин­формированность - обусловленная личностным интересом степень воспри­ятия и осознания правовой информации, выраженная в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях. Ее цен­тральным звеном оказываются правовые знания, уровень которых позволяет составить представление о степени и характере ее развития, но она также включает понимание права и интерес личности к праву. Однако доминирую­щую роль в правосознании все же играют правовые ценности, определяющие цели и средства деятельности, выступающие мотивационной основой приня­тия решений.

Правовое поведение субъектов проявляется как социально-значимое по­ведение, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами пра­ва и влекущее за собой юридические последствия. Оно проявляется только в сферах, регулируемых правом, и поэтому может быть разделено на два проти­воположных вида - правомерное и неправомерное. Правомерное поведение предусматривается разрешающими нормами, неправомерное - запрещающи­ми. Оба вида поведения рациональны, поскольку заранее оговорены установ­ленными нормами поведения.

Правовое поведение тесно связано с правовой информированностью, которая обеспечивает социально активную позицию человека в правовой сфе­ре, выступая действенным инструментом реализации права, способом вопло­щения его предписаний в практические поступки людей, наконец, предпосыл­кой воспитания уважения к закону, формирования правового мышления, спо­собности компетентно судить обо всех процессах и явлениях правовой жизни. Высокий уровень правовой информированности личности оказывается необ­ходимым условием формирования правового государства.