МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии образования
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Выполнил: Герасимова Елена Владиславовна
3 курса, ОФО, ПО-21
Групповой руководитель:
Отметка:___________________________
Абакан-2024
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологии критического мышления 4
1.1. Понятие «критическое мышление» 4
1.2. Характеристика критического мышления и ее технологии 6
1.3. Базовая модель технологии критического мышления 9
Глава 2. Методические приемы технологии критического мышления 12
2.1. Методы и приемы для развития критического мышления 12
2.1.1 Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...». 12
2.1.2. Прием «Кластер». 12
2.1.3. Прием «Инсерт». 13
2.1.4.Прием «Синквейн» 14
Заключение 16
Библиографический список 17
Контрольные вопросы. 18
Введение
Актуальность работы. В последние годы в российском образовании наблюдаются существенные изменения. Новые стандарты теперь определяют качество образования не только через объем знаний, усвоенных учащимися, но и через другие навыки: критическое мышление, способность действовать в реальных социальных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Учащиеся должны уметь выявлять, наблюдать, различать и классифицировать информацию, а также оценивать и критически анализировать данные, моделировать ситуации, делать выводы и принимать обоснованные решения
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные новыми стандартами, является метод критического мышления. Метод критического мышления способствует установлению равноправных взаимодействий между обучающимися, формируя диалогические отношения. Он предоставляет возможность высказывать своё мнение с надеждой быть услышанным, а также слушать, понимать и учитывать другие точки зрения. Участники могут строить аргументированную защиту своей позиции и сопоставлять различные взгляды. Именно эти навыки являются важными в современном обществе.
Глава 1. Теоретические основы технологии критического мышления
1.1. Понятие «критическое мышление»
Термин «критическое мышление» известен очень давно, его впервые стали использовать такие психологи, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский. Однако в России к этому понятию и самой методике обратились сравнительно недавно. Насчет самого определения в научной литературе существует многообразие точек зрения. Например, ученые Дэвид Вуд и Джуди А. Браус определяют критическое мышление как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений» [1]. В свою очередь Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» давая определение этому понятию пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [9].
И. О. Загашев и С. И. Заир-Бек дали свое определение критического мышления под ним они понимают: «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [2,4]. Еще одно определение понятия предложили Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина, они считают, что критическое мышление ориентировано на «участие» в социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека: рассуждения применяются не только в научной сфере, но и в других областях деятельности человека, включая сферу его обыденной жизни [3]. Девид Клустер предложил свою модель определения «критическое мышление», которое состоит и пяти пунктов: Во-первых, критическое мышление – это самостоятельное мышление. Каждый ученик на занятиях должен формулировать собственные идеи и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление является критическим, когда оно носит индивидуальный характер. Во-вторых, информация является начальным (отправным) пунктом критического мышления. Д. Клустер считает, что люди любого возраста способны мыслить критически, а при обучении мыслительные способности совершенствуются, от сюда вырабатывается умение критически обдумывать любую новую информацию. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и осознания проблем, которые необходимо решить. Задача преподавателей заключается в том, чтобы вызвать интерес у учащихся к новым знаниям, научить их думать и размышлять. Как отмечает Джон Бин «сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Человек, критически мыслящий, находит свое решение проблемы и аргументирует этот выбор. Он учитывает мнения оппонентов и рассматривает другие способы решения проблемы, но старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Только обсуждая, споря и обмениваясь мыслями с другими людьми можно убедиться в правоте собственной позиции. Есть и более краткое определение критического мышления - «последовательное, аргументированное, целенаправленное думание» Р. Стобо утверждает, что ключевым компонентом критического мышления является процесс анализа и оценки мышления с целью его совершенствования. Поэтому многие рассматривают уровень анализа, как начало глубоких мыслительных процессов. Обобщив предложенные определения, можно сделать вывод, что критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата; это такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений; это мышление, отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью.
1.2. Характеристика критического мышления и ее технологии
Критическое мышление — это процесс активного, творческого и осознанного использования ума для рационального и объективного анализирования информации. Оно включает в себя такие операции, как:
постановка целей и задач;
сбор и оценка фактов и доказательств;
выделение основного и второстепенного;
распознавание сложностей и нахождение ответов;
выявление и изучение логических и причинно-следственных связей;
сравнение различных позиций и аргументов сторон;
определение сильных и слабых сторон своего и чужого мнения и убеждений;
формулирование итогов.
Способность мыслить критически не означает отрицание или опровержение всего, что нам говорят или показывают. Это способность самостоятельно думать, проверять, испытывать сомнения, задаваться вопросами, смотреть на ситуацию с разных сторон, выбирать и создавать свою жизнь. Критическое мышление — это ключевой навык необходимый для успешного разрешения сложных проблем.
Главные его признаки — это:
Способность мыслить аналитически: проводить анализ данных, выявлять главные аспекты и связи между ними.
Рефлексия: способность критически оценивать свои мысли, предположения и предпочтения, учитывать их влияние на принятие решений.
Валидация информации: умение оценивать надежность источников и отличать факты от мнений и убеждений.
Способность мыслить системно: рассматривать, исследовать и понимать сложные системы, включая их взаимодействия и последствия.
Критический анализ: способность проводить разбор и анализ аргументов и доказательств, опираясь на логику и здравый смысл.
Критическое мышление входит в десятку самых важных умений, потому что мир становится все сложнее и требует разрешения разнообразных проблем. Способность мыслить критически позволяет нам анализировать положение более глубоко, выбирать осознанные действия, смотреть на вещи и явления с разных сторон.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторами стали американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл [8]. Первоначально проект, предложенный американскими коллегами российским педагогам назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики. Обогатив ее новыми приемами и дополнив практическую часть, получилась новая модель под названием «Технология критического мышления». Целью данной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, которые пригодятся им не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания,
затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Задачи технологии РКМ:
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического, критического мышления;
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации. Технология РКМ позволяет решать задачи:
1) Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
2) Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
3) Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
4) социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Данная закономерность является общей, в её основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы её применимости.
1.3. Базовая модель технологии критического мышления
Основу данной технологии составляет базовая модель трёх стадий «вызов – реализация смысла – рефлексия», которая помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали нового во время урока [5]. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
На стадии вызова в сознании учащихся происходит «процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения». Участие в учебном процессе активизируется, т.к. на данной стадии сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, и в результате формируется познавательный интерес. Завершающим моментом стадии вызова является самостоятельное определение учащимися цели дальнейшей учебной деятельности.
Важнейшими функциями фазы вызова являются:
1) Информационная. Вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме. Часто у учащихся нет первоначальных знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова работают: вопросы до изучения нового материала («толстые» и «тонкие» вопросы, «Ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант вызова знаний при помощи ассоциаций, предположений.
2) Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы», хотим получить на них ответы, это всегда интересно ученику.
3) Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.).
4) Целеполагания. Технология критического мышления – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели.
Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально будут приняты учащимися как собственные. Это позволяет ему более чётко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. Но есть и другие мнение Дж. Дьюи, Б. Блум считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для их достижения.
Другой задачей этой стадии является активизация учеников. Важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.
Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся. Это позволит им, с одной стороны, увидеть собранную информацию в укрупнённом, категориальном виде, с другой стороны, структурирование высказанных мнений выявит противоречия, нестыковку, не прояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленными учителем;
2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственное взаимодействие с новой информацией. Появляется возможность задуматься о природе исследуемого (изучаемого) объекта, учиться грамотно формулировать вопросы по мере соотнесения уже известной и новой информации, и, как результат осмысления, вырабатывать собственные умозаключения. Самыми распространенными приемами здесь являются: уточняющие вопросы, чтение с пометками, чтение с остановками и др [6]. Здесь важное значение имеет качество отобранного материала.
Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:
1) осуществляют контакт с новой информацией;
2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
3) акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Авторы педагогической технологии критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.
На третьей стадии («рефлексия») учащиеся закрепляют новые знания и «активно перестраивают собственные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия», то есть происходит «окончательное усвоение» нового материала и формирование аргументированных представлений об исследуемом (изучаемом) объекте [7]. Основой «рефлексии» является анализ учащимися эффективности собственных мыслительных операций. Для эффективной работы на заключительной стадии критического мышления используются такие приемы, как: вопросы разного уровня, маркировочная таблица, кластер, концептуальная таблица, и др.
Резюмируя все вышесказанное, выделим функции трех фаз технологии критического мышления:
Таблица № 1.
Фаза | Функция |
Вызов | 1)Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). 2)Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). 3)Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) |
Осмысление содержания | 1) Информационная (получение новой информации по теме). 2) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). 3) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) |
Рефлексия | 1) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). 2) Информационная (приобретение нового знания). 3) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). 4) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Глава 2. Методические приемы технологии критического мышления
2.1. Методы и приемы для развития критического мышления
2.1.1 Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...».
Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология» (таблица № 2).
Таблица № 2.
Выглядит, как... | Звучит, как... |
Часы Конвейер Ступеньки лестницы Яркая картинка | Металлический скрежет «Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет - припев |
На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.
2.1.2. Прием «Кластер».
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1) Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2) Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3) По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы до знакомства с основным источником (текстом) систематизируем информацию в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
2.1.3. Прием «Инсерт».
«Инсерт» - это маркировка текста значками по мере его чтения «Инсерт» (авторы приема Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил).
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы.
Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу.
2.1.4.Прием «Синквейн»
Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн (пятистишие). Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Учащиеся учатся писать подобные стихотворения в парах, напоминая друг другу правила написания, подбирая лексику. Затем синквейн пишется индивидуально. Целью написания подобного стихотворения может быть отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного.
Синквейн может помочь организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научить излагать сложные чувства и представления в краткой форме.
Заключение
Технология критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий. Использование этой технологии помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Цели технологии критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения. Самое главное эта технология учит детей самостоятельно добывать знания. Что в свою очередь меняет их отношение к учебе, побуждает социализироваться в современном мире, меньше волноваться о допущенных ошибках во время занятий. Всё это позитивно влияет на отношения между учителем и классом.
Библиографический список
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2012 – 173 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2013. - 284 с.
Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2014. – 176 с.
Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. – 503 c.
Контрольные вопросы.
Как вы понимаете, что такое критическое мышление?
2. Каковы основные характеристики критического мышления?
3. Как критическое мышление влияет на принятие решений?
4. Каковы распространенные препятствия на пути к развитию критического мышления?
5. В чем разница между критическим мышлением и обычным мышлением?
6. Какие методы и инструменты можно использовать для развития критического мышления?
7. Как критическое мышление связано с другими когнитивными навыками, такими как творческое мышление и решение проблем?
ТЕСТ
1. Критическое мышление – это…
a) Способность принимать решения на основе интуиции
b) Анализ и оценка информации для формирования обоснованных суждений
c) Умение следовать общепринятым мнениям
2. Основными характеристиками критического мышления является…
a) Эмоциональная реакция на информацию
b) Логичность, открытость, скептицизм
c) Автоматическое принятие решений
3. Критическое мышление влияет на принятие решений, а именно…
a) Упрощает процесс принятия решений
b) Позволяет учитывать разные точки зрения и избегать ошибок
c) Не имеет значительного влияния
4. Распространенными препятствиями на пути к развитию критического мышления является…
a) Лень и отсутствие интереса
b) Страх перед ошибками и предвзятость
c) Высокий уровень образования
5. Разница между критическим мышлением и обычным мышлением заключатся в…
a) Обычном мышлении, где оно всегда более точное
b) Критическом мышлении требуется анализ и оценка, а в обычном — просто восприятия
c) Нет никакой разницы
6. Для развития критического мышления испульзуются методы и инструменты, а именно…
a) Чтение художественной литературы
b) Дебаты, анализ случаев, решение логических задач
c) Просмотр развлекательных программ
7. Как критическое мышление связано с другими когнитивными навыками, такими как творческое мышление и решение проблем?
a) Они не связаны между собой
b) Критическое мышление помогает в оценке и реализации идей, а творческое — в их генерации
c) Творческое мышление всегда лучше критического
8. Вы можете проверить свои собственные предположения, а сделать это можно посредством…
a) Игнорирования альтернативных мнений
b) Использование фактов и исследования для проверки
c) Полагания только на личный опыт
9. Почему важно задавать вопросы при использовании критического мышления?
a) Это отвлекает от основной темы
b) Вопросы помогают углубить понимание и выявить недостатки в аргументах
c) Вопросы не имеют значения
10. Существуют последствия недостатка критического мышления в повседневной жизни, а именно…
a) Увеличение числа ошибок и недопонимания
b) Повышение уровня счастья
c) Никаких последствий