МБОУ «Первомайская ОШ»
Кировского района Республики Крым
Утверждаю:
Директор МБОУ «Первомайская ОШ»
______________ Р. И. Демина
« _30__»_августа__2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Т Р И З»
(теория решения изобретательских задач)
Часть I
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих сведений.
Толстой Л.Н.
Иванова Г.В.,
учитель химии и английского языка
2015-2016
Пояснительная записка к программе курса «ТРИЗ» Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. А.З.Зак
Основателем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является Генрих Альтшуллер, он ввёл в ТРИЗ раздел «Развитие творческого воображения» (РТВ). Курс РТВ хорошо вписывается в развивающие системы Занкова и особенно Эльконина-Давыдова. Применениие ТРИЗ в педагогике стало возможным благодаря трудам Анатолия Александровича Гина (появился термин ТРИЗ-педагогика). Данная программа разработана кандидатом педагогических наук Светланой Ивановной Гин и последовательно раскрывается в её трудах «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир логики», «Мир человека». Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Эльконин и Давыдов главным считали превращение ученика из объекта в субьект учебной деятельности. Эти развивающие системы предполагают одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса ТРИЗ-педагогики связано с тем, что: • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации; • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками; • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников. Формы занятий: • -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра; конкурс; соревнование. • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Режим занятий: Продолжительность занятий – 45 минут. Виды деятельности: игровая, познавательная. Система занятий по курсу «ТРИЗ» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; • формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации. Воспитывающий аспект • воспитание системы межличностных отношений; Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи: 1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. 2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. 3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. 4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности». Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «ТРИЗ» Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «ТРИЗ» В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: • определять общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УДД: • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать свое предположение (версию); • учиться работать по предложенному педагогом плану; • учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; Коммуникативные УДД: • учиться выражать свои мысли; • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Календарно-тематическое планирование курса «ТРИЗ»
в 5А, 5Б классах - 34 часа
| дата | тема занятия | форма | коррекция |
1 | 03.09 | Что такое ТРИЗ | беседа | |
2 | 10.09 | Задачи открытого типа | презентация | |
3 | 17.09 | Понятия система, подсистема, надсистема | беседа | |
4 | 25.09 | Понятие о психологической инерции | практическое занятие | |
5 | 01.10 | Развитие ассоциативности. Критерии новизны | Беседа с элементами игры | |
6 | 08.10 | Ассоциативные загадки | Творческая работа | |
7 | 15.10 | Метафоры. Значение ассоциативности | беседа, тренинг | |
8 | 22.10 | Развитие ассоциативности: обобщение | соревнование | |
9 | 05.11 | Приём «Объединение» | конкурс | |
10 | 12.11 | Приём «Морфологический анализ» | тренинг | |
11 | 19.11 | Игры со словами | игра | |
12 | 26.11 | Конструктор игр | презентация | |
13 | 03.12 | Придумывание сказок | конкурс | |
14 | 10.12 | Приём «Морфологический анализ». Обобщение | Беседа, тренинг | |
15 | 17.12 | Мини-проекты «Сказки» | урок-сказка | |
16 | 24.12 | Признаки объектов. Сочинение загадок | игра | |
17 | 14.01 | Действия объектов. Сочинение загадок | практическое занятие | |
18 | 21.12 | Метод фокальных объектов. Приёмы фантазирования Дж. Родари Приём «Круги по воде». | практическое занятие | |
19 | 28.01 | Приёмы «Что потом?», «бином фантазии». | беседа | |
20 | 04.02 | Приёмы «произвольная приставка» , «творческая ошибка» | деловая игра | |
21 | 11.02 | Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари | конкурс | |
22 | 18.02 | Приём «Оживление» | игра | |
23 | 25.02 | Приём «Увеличение – уменьшение» | соревнование | |
24 | 03.03 | Приём «Ускорение – замедление» | игра | |
25 | 10.03 | Метод Робинзона | игра | |
26 | 17.03 | Приём «Наоборот» | практическое занятие | |
27 | 24.03 | Приём «Связки антонимов» | соревнование | |
28 | 07.04 | Обобщение приёмов фантазирования | творческая работа | |
29 | 14.04 | Сказки про животных | конкурс придуманных сказок | |
30 | 21.04 | Фантазирование и прогнозирование | виртуальное путешествие | |
31 | 28.04 | Итоги обучения: самые интересные творческие работы и решения учащихся | выставка работ | |
32 | 05.05 | Природа и фантазия | экскурсия | |
33 | 12.05 | Сказки и реальность | творческая работа | |
34 | 19.05 | Итоговое занятие: радость изобретательства | рефлексия | |
Анализ работы творческой группы учителей по направлению ТРИЗ
В 2015-2016 учебном году
Основателем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является Генрих Альтшуллер, он ввёл в ТРИЗ раздел «Развитие творческого воображения» (РТВ). Курс РТВ хорошо вписывается в развивающие системы Занкова и особенно Эльконина-Давыдова. Применениие ТРИЗ в педагогике стало возможным благодаря трудам Анатолия Александровича Гина (появился термин ТРИЗ-педагогика). Идеи ТРИЗ разработаны кандидатом педагогических наук Светланой Ивановной Гин и последовательно раскрываются в её трудах «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир логики», «Мир человека».
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Эльконин и Давыдов главным
считали превращение ученика из объекта в субьект учебной деятельности. Но развитого
творческого мышления ещё не достаточно, нужно ещё знание организации творческого труда, способов и приёмов. Эти задачи и решались группой «ТРИЗ».
В составе группы «ТРИЗ» работало человек. Первый год работы позади. На методических заседаниях мы делились опытом , находили поддержку и получали советы коллег по возникающим вопросам. Работа группы ТРИЗ была организована следующим образом:
Иванова Г.В. – внеурочная деятельность в 5А и 5Б классах.
Остапенко Л.И.- факультативный курс в 8А кл
Осипова Е.Н.- элементы ТРИЗ на уроках биологии;
Конеева Э.Э.- элементы ТРИЗ в практике учителя начальных классов;
Сикачёва Н.П.- решение задач на основе ТРИЗ;
Кныш В.Д.- внеурочная деятельность в 3Г классе.
Что положительного в изучении и применении технологии ТРИЗ ?
Прежде всего:
-ТРИЗ – это не объём информации, а инструментарий. Ребёнок будет успешным, если у него развито мышление. А самыми успешными будут те дети, у которых развито нестандартное мышление, успешный ученик – это ещё и тот, кто постигает науки, создавая свои образы. Творческие задания на уроках – залог успешности ученика. Но время на уроках для решения творческих задач ограничено. Нельзя научить летать птицу, находящуюся в клетке. И поэтому занятия ТРИЗ во внеурочной деятельности как нельзя лучше подходят для развития мышления учащихся.
- Понятийный аппарат, приёмы, методы и конкретные упражнения могут быть использованы для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и, несомненно, будут необходимы при изучении всех школьных предметов.
- ТРИЗ работает на развитие творческих способностей как учителя, так и ученика, и на сам учебный предмет, так как позволяет осмысливать и закреплять учебный материал
на творческом уровне.
- Выход из системы одного предмета в надсистему, т.е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира. (Нередко ученики на уроках английского языка , узнавая отдельные приёмы, восклицали: «Это ТРИЗ !» или просили : «Давайте как на ТРИЗе!» - при изучении словообразования в английском языке).
- занятия ТРИЗ – полезно для здоровья, т.к. происходит переключение с левого на правое полушарие мозга и обратно, а это снижает информационный стресс, вносит в занятие эмоциональность, радость творчества.
- свободное перемещение по классу, дискуссии, споры при поиске решений, положительные эмоции и радость, если решили задачу – это снимает усталость после учебного дня и окрыляет учеников.
С чем отрицательным мы столкнулись? Что не получилось?
-отсутствие учебников требует большого труда от учителя при подготовке и проведении занятий;
- нельзя навязывать изучение ТРИЗ всему классу. Это должна быть группа детей желающих изучать ТРИЗ.
- необходимо обеспечить всех детей возможностью питания в школе, так как занятия на голодный желудок после 6-7 уроков не всем в радость.