СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория Ррррррррррруднева наше

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория Ррррррррррруднева наше»

1.Цели, содержание и принципы обучения грамоте. Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Организационно-методическая система обучения грамоте и ее отражение в учебных пособиях.

Обучение грамоте происходит в I классе начальной школы и делится на три периода: подготовительный (безбуквенная ступень только звуки до 22 стр., буквенная ступень(4-6 недель) начиная со страницы 24, затем 2 основной(с буквы Н и заканчивается Ъ), который продолжается в течение второй и третьей четвертей учебного года и заканчивается обучение грамоте послебукварной ступенью.

Целью периода обучения грамоте является ознакомление детей с системой звуков и букв в русском языке, технических умений чтения (правильности, сознательности, выразительности и беглости) и письма.

Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь дети знакомятся с основными звуками, учатся их слышать, различать, выделять из речи, обозначать буквами. Особое внимание уделяется последовательности звуков, различение твёрдых и мягких согласных. Обозначение звука буквы, выполняется после выделения звука и изучение его звучания в различных словах.

Метод аналитико-синтетический- процессы анализа и синтеза взаимосочетаются на всех этапах грамоте. В качестве единицы чтения берётся слог. Устанавливается определённая последовательность изучения звуков и букв по частотному принципу.

В содержание учебной работы входит первоначальное обучение чтению и письму (в том числе каллиграфии, элементам правописания), формирование фонетических умений (звукового разбора, характеристика звуков), развитие фонематического слуха и пропедевтика орфографических умений, обогащение словаря и речи первоклассников, совершенствование их речевой деятельности, знакомство с учебной книгой и приобщение к художественной литературе (чтение и инсценирование сказок и т.д.. К концу основного периода, т.е. к середине апреля в 4-летней школе, школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:

· свободно и правильно произносить все звуки как в сильных так и в слабых позициях;

· определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;

· составлять слова из букв разрезной азбуки, различать заглавные и строчные буквы;

· различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; называть пары звонких и глухих согласных;

· знать все буквы, в том числе алфавит; соотносить их со звуками (уметь читать орфоэпически).


2. Задачи, методы и приемы подготовительного периода обучения грамоте. Освоение первых лингвистических понятий на безбуквенной ступени подготовительного периода.

Задачи:

1.Приобщение детей к учебной деятельности.

2.Освоение на уроках чтения первых лингвистических понятий.

3.Обогащение речи детей.

Подготовительный период:

1.безбуквенная ступень: речь, предложение, слово, слог,ударение, звуки речи, гласный, согласный, слог-слияние.

2. Буквенная ступень: буквы-а,о,и,у,ы.

Приёмы обучению деления на слоги на безбуквенной ступени: (школа России)

1.Хлопки

2. Подбородок(количество слогов в слове можно с помощью руки, поставленной на локоток, кисть — под подбородком: сколько раз подбородок ударяет о тыльную сторону ладошки при произнесении слова, столько слогов в этом слове.)

3. Скандирование ( выкрикивание по слогам )

Методика знакомства с ударением:

1.Деление слова на слоги;

2.Произнесение слова по слогам;

3.Произносим слово. Намерено выделяем голосом ударный слог.

4.Учитель делает вывод: вводит понятие ударение и графическое обозначение ударения.

Приёмы выделения звука:

Выделение из предложения слова, звука

Приём звукоподражания

Перечисление слов с одинаковым начальным звуком( слова произносится учитель, звук выделяют учащиеся)

Договариванием слова с опорой на картинку или стихотворение

Звуковой анализ слова:

1.Скажи слово и послушай себя.

2.Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

3.Протяни первый звук в целом слове, назови его и охарактеризуй.

4.Обозначь выделенный звук условным значком.

5.Проверь, получилось ли слово

3. Задачи, методы и приемы подготовительного периода обучения грамоте. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений.



4.Задачи, методы и приемы основного периода обучения грамоте. Особенности организации работы при проведении уроков обучения грамоте в основной период.

научить беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению.

В задачи этого периода входят формирование умений звукового, слогового, звуко-буквенного анализа. Существует устная речь и письменная, письменная - это обозначение слышимой речи особыми графическими знаками - буквами.

Основные методы обучения грамоте

Очень важно определить основные задачи периода обучения грамоте:

· научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

· расширить кругозор детей;

· активизировать устную и письменную речь;

Система общего развития Л.В. Занкова ориентирована на всех детей, поступающих в школу. При обучении грамоте по системе Л.В. Занкова выделяются четыре этапа:

1 этап – подготовительный. Здесь вводятся основные понятия русского языка(устная, письменная речь, предложение, слово, звук, звуки гласные и согласные, согласные звуки мягкие и твёрдые), чтение рисунков, схем слов, предложений и коррекционные задания : изучаются буквы однозвучных гласных звуков [ а, у, о, э, и, ы ].

2 этап. Продолжается работа, которая была на подготовительном этапе; вводятся самые слышимые сонорные согласные звуки и соответствующие им буквы ( л, м, н, р, й ), на маленьких простых по составу словах отрабатывается слитное неразрывное чтение слов.

3 этап. Изучаются звонкие и глухие парные согласные звуки и соответствующие им буквы; увеличивается длина читаемых слов, появляется стечение согласных.

4 этап. Вводятся двузвучные гласные буквы; буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, мягкий и твёрдый знаки; ещё более усложняется слоговая структура слов.

Основой системы обучения, направленной на общее развитие школьников, являются дидактические принципы:

· обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

· ведущая роль теоретических знаний;

· быстрый темп изучения учебного материала;

· осознание процесса учения учащимися;

· общее развитие всех учеников, в том числе сильных и слабых.


5.Аналитико-синтетический метод обучения детей письму. Структура урока письма. Требования к уроку письма.

Задачи урока письма:

1. научить правильно сидеть, располагать тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.

2. Научиться писать в соответствии с правилами все буквы русского алфавита, страшные заглавной, а также соединять и в словах и слогах.

3. Умение записывать слова и предложения с 3-4 слов, после анализа или с помощью учителя.

4. писать под диктовку слова написание которых не расходится с произношением, проверять написание сравнивая с образцом, также с помощью проговаривания.

5. Записывать собственные предложения, взяты из устного собственного рассказа.

Методы обучения письму:

Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками.

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковомч ритме.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья

Требования к уроку письма:

1. Соблюдать гигиенические требования в процессе письма.: соответствие парты росту и пропорциям тела ученика, расстояние от первой парты до доски не менее 2 м, от последней парты не более 8 м, свет должен падать с левой стороны, бумага матовая, паста должна обеспечивать контрастность изображения, продолжительность непрерывного письма 5 мин, посадка: туловище прямо, плечи расправлены и на одной высоте, грудь не касается стола, ноги согнуты в коленях, локти выступают.

2. Использовать здоровьесберегающую технологию (физкультминутки,пальчиковая гимнастика, на осанку, глаза)

3. Использовать при подготовке к письму разнообразие приёмов звукового и буквенного анализа и синтеза.

4. Использование разнообразных приёмов, обеспечивающих правильность письма букв.

5. Работа по формированию умений навыков письма должна занимать преобладающее место.

6. На каждом уроке используются образцовый языковой материал.

7. Наличие работ по развитию речи.

Структура урока письма в основной период обучения грамоте:

1. Обведение и штриховка узора

2. Анализ звуковой структуры слова. Показ образца рукописные буквы, сравнение её с печатной.

3. Рассматривание буквы вычленение и название буквенных элементов(анализ буквы)

4. Предварительный показ учителям написание буквы на доске с комментированием.

5. Письмо учащимися буквы по образцу: обратная сторона ручки для фиксирования последовательности письма( Дети со слабым навыком), или письмо в воздухе ( дети успешно владеющие письмом).

6. Письмо учащимися буквы (3-4 раза) под контролем учителя. Учитель обходит классы при необходимости показывает ещё раз как пишется буква.Затем письмо буквы до конца строчки. Самоанализ письма.

7. Письмо слогов с разными соединениями

8. Письмо слов и предложений.

9. Сапостовление данной буквы с раннее изученными схожими элементами.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.


6.Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Знакомство с основными морфемными понятиями на начальном этапе обучения.

Целью изучения этого раздела в начальной школе является формирование представления о:

  1. составе слова, морфеме, как единице языка (без определения этого понятия)

  2. основных морфемах - корне, приставке, суффиксе и окончании

Основные методы формирования понятий морфемики русского языка

  1. Метод наблюдения над фактами языка

Приемы:

а) Определение значения морфемы в слове

б) Сравнивание слов и наблюдение

в) Распределение слов по словообразовательным гнездам и моделям

г) Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда

2. Морфемный разбор

3. Метод реконструкции

Приемы:

а) Составление слов по схемам

б) Определение части речи по морфемам - “синонимам”

в)Упражнения по устранению словообразовательных ошибок

4. Метод конструирования

Знакомство с основными морфемными понятиями на начальном этапе обучения

Корень слова. Однокоренные слова.

1.Общая часть родственных слов

2.Общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Технология знакомства с понятием «корень слова»

  1. Прочти предложенный текст 2. Выписать в столбик родственные слова. 3. Выделить в них общую часть. 4. Ввести термин «корень слова». 5. Доказать, что все слова родственные. 6.Ввести термин однокоренные слова. 7. Сделать вывод

Окончание:

  1. Изменяемая часть слова

  2. Служит для связи слов в предложении

Технология знакомства с окончанием:

  1. Работа с текстом, в котором слово дано в начальной форме. 2. Изменение формы слов в тексте

  1. Выписывание слов в столбик. 4. Выделение изменяемой части слова. 5. Ведение термина. 6.Выяснение как найти окончание в слове

Суффикс.

  1. Стоит после корня

  2. Служит для образования новых слов.

Приставка.

  1. Стоит перед корнем

  2. Служит для образования новых слов

Требования к отбору сов:

        1. Имеющие четко выраженное значение

        2. Наиболее употребляемые в детской речи

Технология с понятием (суффикс и приставка)

  1. способ.

  2. Выписать однокоренные слова. 2. Записать столбиком. Выделить корень и окончание

  3. Сравнить морфеменый состав . 4. Ввести термин

Основа:

    1. Не входит в ф/о

    2. Главная часть это корень

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.

Следствием неумелой организации работы является и такая распространенная ошибка, как смешение родственных слов и словоформ. Большое затруднение испытывают учащиеся при разборе слов по составу, если у них плохая фонетическая подготовка, а также если они не понимают особенности русской графики.


7.Принципы, задачи и основные направления словарной работы в начальной школе. Приемы объяснения значения новых слов. Активизация словаря младших школьников.

Виды и формы работы над словарными словами: создание ассоциативного образа слова, ребусы, кроссворд, стихи – опоры, рифмы-подсказки, словообразовательные упражнения со словарными словами. Источники обогащения словаря мл. шк.: произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. В целях обогащения словаря учащиеся могут быть использованы различные технические средства: кино, магнитофонные записи, диафильмы.

Приемы разъяснения лексического значения слова: замена синонимом, показ картинок, макетов, чучел, действий, выяснение значений по словарям и сноска в учебнике, книге, осуществление словообразовательного анализа (от какого слова образовано), сопоставление с однокоренными словами, роль в контексте (часть текста), подбор синонимом и антонимов, развернутое описание, абстрактное понятие.

Объём словарной работы : 2класс — 4-8 слов; 3класс — 8-10 слов; 4класс— 10-12слов.

Словарная работа проводится на каждом уроке как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии, включается в другой вид деятельности.

3. Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: первый урок – знакомство с новым словом, на двух последующих –закрепление, слово обязательно включается в упражнения, выполняемые на уроках.

4. Алгоритм введения нового словарного слова:

1) осознание лексического значения слова (с помощью картинки, загадки, устного выделения из предложения);

2) слуховой образ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение);

3) зрительный образ слова (демонстрация правильного начертания слова – на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);

4)орфографическое чтение;

5)установление разницы в произношении и написании;

7)запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

9)обязательно подвести итог (рефлексию) проверки, спросить о результате выполнения (кто написал без ошибок? сколько ошибок, проговорить правильный вариант и т.д.).

Степаненко:

Введение нового словарного слова:

1 способ

1. Предъявление слова: чтение загадки, предметная картинках, определение предмета его отгадывание, ребус нельзя

2. Работа над слуховым образом: учащиеся проговаривать слово хором, делят на слоги, ставит ударение и определяют опасное место.

3. Запись слова с окошком.

4. Работа над зрительным образом слова: открыть учебник или словарь, обратиться к этимологии слова ( если это действительно поможет запомнить букву)

5. Введение слов в активный словарный запас: как называется посуду в которой лежит сахар? Образуйте прилагательные.

2 способ

1. Прочитать слово про себя и вслух

2. Объяснить лексическое значение

3. Прочитать по слогам, определить ударение и орфограмму.

4. Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограмму.

5. Сверить с образцом

6. Подобрать и записать родственные слова и словосочетания

7. Составь предложения

8.Организация работы над орфографическим правилом, виды упражнений на этапе первичного закрепления.

Правила - это особая краткая инструкция в которой перечислены условия выбора или применения орфограммы.

Виды правил:

1. Констатирующий правила- в них перечислены условия выбора орфограммы или условия запрета на какое - либо написание( приставки на з и с)

2. Регламентирующие правила- а в них перечислены способы действия учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний:

Парные согласные- надо изменить или подобрать однокоренные слова: найти такой слов, где после согласного идет гласной.

Полные правила проверки безударных гласных в корне слова дается во 2 классе после изучения темы:" составь слова. Корень" но с 1 класса пропедевтический на уровне наблюдения( вода, подводные,водолазы мы подводим детей к сознательному усвоению данного правила, используя такой дидактический принцип, как преемственность. Все системой предварительных наблюдения и управления учителя должна происходить подготовка школьников к восприятию усвоению каждого нового правила.

Этапы работы:

1. Наблюдения над языковым материалом( упражнения из учебника перед правилам или проблемная ситуация, орфографической задачи или плакат)

2. Предварительная, - поэтапное усвоение отдельных элементов, понятии будущего правила. Например, правило безударных гласных- его элементы( и согласные, слог, ударение, однокоренные слова и тд)

3. Самостоятельная формулировка правила детьми( предварительная по наводящим вопросам учителя)

4. Работа с учебником

- чтение правила учащимися про себя с заданием: из скольких частей и каких именно оно состоит?

- чтения 1 части правила вслух ее анализ

- чтение 2 части правила вслух ее анализ и так до конца

- объединение всех частей правила: чтение целиком, с примерами

- пересказ правила

- приведения своих примеров

5. Первоначальной закрепления

6. Закрепление правил в упражнениях с другими правилами( сходства и различия)

7. Упражнение. Может быть из учебника, на доске, творческое с учетом факторов - зрительных( списывание) слуховых( диктант), кинестетических( проговаривание комментирование объяснение)

9.Методика проведения орфографических упражнений.

Письмо с дырками

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Это разрешается на длительный период времени. Помогает раскрепостить ученика от страха допустить ошибку.

Метод Буратино

Придумала М.М. Разумовская, она называла его письмом с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например: в о/а да, кро ш/ж ка. Однако письмо с дырками легче. Нужно начинать обучение с пропуска орфограмм слабых позиций.

Списывание

Алгоритм списывания в начале обучения должен быть детально развернут. Работа вначале проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. В классе коллективно создается памятка, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

  3. Выдели орфограммы в тексте.

  4. Прочитай (вслух или шепотом) предложение так, как оно написано (проговаривая так, как будешь себе диктовать).

  5. Повтори (вслух или шепотом) предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

  6. Пиши, диктуя себе орфографически.

  7. Проверь себя.

Списывание бывает двух видов: неосложненное (без пропуска орфограмм) и осложненное (с пропуском орфограмм).

Орфографическое проговаривание

Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. Это значит прочитать слово как "написано".

Комментируемое письмо

«Комментируемое письмо - это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса».

Оно заключается в следующем:

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

- один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет;

- затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);

- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;

- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;

- молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.


10.Содержание работы по усвоению понятий категории числа и категории рода разных частей речи младшими школьниками

Умения: изменять имена сущ. по числам, различать сущ. ед. ч. и мн. ч., по значению и окончанию, правильно употреблять в речи формы числа.

Имя существительное.

Для формирования навыка определения рода имен существительных используется прием употребления существительного с сочетанием он мой, она мой, оно мое.

На начальном этапе работы с категорией рода имен существительных для упражнения предлагаются только слова в именительном падеже. Затем учащиеся работают с текстом, в котором существительные употреблены в косвенных падежах, в единственном и множественном числе. Ученик называет имя существительное в начальной форме, и после этого определят род. При изучении рода имен существительных необходимо использовать слова, распознавание рода которых вызывает затруднения у учащихся: табель, мебель. Обращается внимание на согласование существительного и прилагательного. Следует подчеркнуть роль ь после шипящих – мягкий знак в этих словах выполняет грамматическую функцию: показывает, что сущ. женского рода, например, печь. Категория числа указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержание категории числа является противопоставление единичного предмета и раздельного множества этих предметов. В процессе работы у учащихся формируются следующие умения: различать слова в ед. и во мн. числе по смыслу и по окончанию, образовывать формы мн. или ед. числа употребительных в детской речи существительных.

Сущность категории числа имен сущ. учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и раздельное множество предметов(яблоко-яблоки).

Имя прилагательное.

Ученики, усваивая лексическое значение имени прилагательного, понимают сущность связи между именами прилагательными и именами существительными. Средство выражение этой связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей. Для ознакомления с изменением имен прил. по родам подбираются такие имена сущ., которые лексически сочетаются с этим прилагательным. Учащиеся определяют род имен сущ. и имен прил. и делают вывод:

1) им. прил. в ед. числе изменяются по родам ( в отличие от им. сущ.)

2) род им. прил. зависит от рода им. сущ., с которым оно связано.

3) им. прил. мужского рода отвечает на вопрос какой? И имеет окончание ый, ий, ой. Имя прил. женского рода отвечает на вопрос какая? И имеет окончание ая, яя. Имя прил. среднего рода отвечает на вопрос какое? И имеет окончание ое, ее.

Наблюдая за прил. во мн. числе, учащиеся убеждаются в том, что в этой категории прил. по родам не изменяются.

Для того чтобы научить детей правильно писать окончания им. прил., нужно обратить внимание на окончание вопроса, который они задают к им. прил. Другой особенностью имен прилагательных является различие словоформ с твёрдой и мягкой основой. Чтобы научить школьников писать родовые окончания им. прил, необходимо вместе с ними разработать алгоритм действий:

1) узнаем, с каким сущ. связано им. прил.

2) определяем род им. сущ. и им. прил.

3) ставим вопрос от им. сущ. к им. прил.

4) выделяем окончания вопроса

5) определяем тип основы им. прил.

6) записываем окончание им. прил.


Число глагола.

В процессе ознакомления с изменением глаголов по числам проводится специальное наблюдение. В качестве языкового материала используются два предложения, в которых употребляется один и тот же глагол в разных формах числа. Для подбора языкового материала учащимся предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на другом – действие нескольких предметов. В ходе беседы учащиеся устанавливают, сколько предметов изображено на каждом рисунке и составляют по ним предложения. Например: Самолет летит. Самолеты летят.

Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности:

1. Чтение 1-го предложения. (Самолет летит.)

2. Выделение глагола. (Летит.)

3. Определение семантики глагола. (Глагол летит обозначает действие одного предмета.)

4. Постановка вопроса к глаголу. (Что делает?)

Далее делается обобщение и вводится термин «глагол единственного числа». Аналогично происходить знакомство учащихся с глаголами множественного числа.



11.Особенности работы с категорией падежа и склонением имен существительных в начальной школе.

Изменение по падежам – это склонение.

Основной задачей работы над склонением является научить использовать падежные формы существительных для выражения мыслей и научить правильно, писать падежные окончания. Первые знания о категории падежа и склонении имён существительных дети получают в третьем классе, где учащихся знакомят с падежом как особой формой изменения слова. Изучение категории падежа имеет 4 ступени.

1 ст. учащиеся знакомятся с понятием о склонении и изучают особенности каждого падежа. Наблюдая за изменением окончаний одного и того же существительного в сочетании с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением. На падежную форму слова влияет в предложении предлог. Предлоги и падежные окончания являются средствами выражения связи слов, объединенных в словосочетание. На первой ступени большое место отводится формированию у учащихся умения отличать один падеж от другого. Для этого необходимо:

1. чтобы учащиеся ставили вопрос к существительному от того слова, к которому существительное связано по смыслу,

2. чтобы учащиеся хорошо знали вопросы падежей

Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу узнать падеж.

В целях создания более благоприятных условий для усвоения особенностей падежей изучение каждого падежа осуществляется по плану:

1. Значение.

2. Вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже.

3. Предлоги, которые употребляются в данном падеже.

4. Роль существительного в предложении.

2 ст. учащиеся знакомятся с первым, вторым и третьим склонением.. 1 скл: ж.р. м.р окончания а/я

2 скл ср. мр окончания о/е

3 скл ж.р. ь

3 ст. учащиеся знакомятся с правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

-Р.п. 1,2,3 скл.

-Д.п. 1,2,3 склонения

-сопоставление Р.п. и Д.п. 1,2,3 склонения

-В.п. 1,2,3 склонения

-сопоставление Р.п. и В.п.

-Т.п. 1,2,3 склонения

-П.п.

-сопоставление Д.п. и Р. П. и П.п.

4 ст. учащиеся знакомятся со склонением и правописание имен существительных во множественном числе.


12.Особенности работы с категорией падежа и склонением имен прилагательных в начальной школе.

Изменение по падежам – это склонение.

Прилагательные

Новым для учащихся 4 класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.). Обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных. На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника. Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам.


13.Формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной школе

Для того чтобы усвоенные грамматические знания учащихся могли использовать для решения орф. задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний:

1. Ученик ставит вопрос к сущ. от слова, с которым это сущ. связано в предложении, и записывает в скобках.

2. по вопросу и предлогу определяет падеж.

3. узнает склонение (отмечает цифрой склонение и, как результат, пишет окончание).

4 этап. Изучается склонение и правописание им. сущ. во мн. числе.

Работа на уроках носит практическую направленность и включает лишь элементарные обобщения. Учащиеся наблюдают над окончаниями существительных в родительном падеже и замечают, что большинство сущ. муж. Рода имеют окончание ов, но это не является обязательным для всех сущ. муж. Рода. Большинство сущ. женского и среднего рода в род. падеже имеют нулевое окончание. В имени прилагательных падежные окончания формируются следующим образом. Чтобы сформировать у младших школьников представление о падежных окончаниях имен прилагательных, нужно предложить детям просклонять четыре словосочетания имени сущ. с прил., в которых употреблены формы мужского, женского, среднего рода и мн. числа.


14.Изучение глагольных понятий в начальной школе.

Любое понятие изучается по горизонтали и вертикали. По горизонтали – от класса к классу; по вертикали – на уроке и в системе уроков. Изучение глагольных понятий по горизонтали имеет следующие этапы:

1 подготовительный этап: вводится значение глагола, вопрос на который отвечает глагол. Подготовительный этап проходит в 1 - 2 классе. В первом классе более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии (тема «Слова, отвечающие на вопрос что делать?»). При распознавании вопросов что делает? И что делают? первоклассники практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола. Учащимися 1 класса связь вопроса, на который отвечает глагол, и формы числа глагола воспринимаются следующим образом: слово отвечает на вопрос что делает? если обозначает действие одного предмета; слово отвечает на вопрос что делают? если обозначает действие двух или нескольких предметов.

2 основной этап: введение термина, знакомство с числом и временем глагола. Данный этап проходит во 2 – 3 классах. В третьем классе в соответствии с вопросами, учащиеся учатся выделять окончания в глаголах, изменять по временам. На примерах осваиваются время глаголов. Формируется умение соотносить вопрос по определённому времени, а так же учатся образовывать глаголы с суффиксом л, при помощи личных окончаний. Так же на этом этапе учащиеся знакомятся с формами изменения глаголов (глагол настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, а прошедшее время глагола по родам и числам), вид глагола, где учащиеся учатся определять время по видам с опорой на вопрос. При изучении числа глагола можно предложить такое упражнение: изменение предложенных глаголов по числам, в предложении поставить глагол в необходимую форму, выборочное списывание).

3 этап углубление знаний: знакомство с неопределённой формой глагола, спряжением глагола и лицом. Данный этап проходит в основном в 4 классе. Знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот например: начальная форма что сделать? встретить — 2-е лицо единственного числа будущего времени — встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола — встречать.

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения, напиши его.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов. В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как:

а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени;

б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся.


15.Содержание, место в курсе и организация работы над словосочетанием и предложением.

Процесс формирования у младших школьников понятия о словосочетании, формируется в три этапа:

1 пропедевтический (подготовительный) – в период обучения грамоте до введения термина словосочетание, школьники в практической деятельности учатся устанавливать связи между словами в предложении на основе смысловой зависимости и смысловых вопросов; Проходит в 1 и 2 классах.

2 основной этап (теоритический) – связан с установленной формой словосочетания, более точно называть предмет, признак, действие, анализом структуры словосочетания, введением термина и формулированием введения понятия словосочетания;

3 этап углубления знаний о словосочетании и совершенствовании умений, связанных с построением словосочетания в устной и письменной речи.

На основном этапе выделяют особенности структуры словосочетания, наличие главного и зависимого слова. В дальнейшем при изучении морфологии учащиеся выделяют различные виды словосочетаний по их главному слову (именные, глагольные, наречные).

Знание о словосочетании и умение устанавливать связь между словами и предложениями по смыслу и вопросу, правильно ставить вопрос от главного к зависимому, является базой для усвоения правописания падежных окончаний существительных и прилагательных, родовых окончаний имен прилагательных, способ правильного выбора предлога предложных.

В процессе изучения словосочетания выполняются следующие упражнения:

- разбор по членам предложения, выписывание словосочетаний;

- распространение предложений по вопросам, или с опорой на модель предложения;

- составление словосочетания из данных в начальной форме слов, составление словосочетаний путем отбора главного слова к данным зависимым словам;

Знакомиться соо словосочетаниями начинаем 3 классе. Узнают: что словосочетание то компонент предложение, признаки словосочетания: 2 слова связаны между собой по смыслу и грамматически, структура( главное - + зависимые слова) дается определение главного и зависимого слова, подлежащее сказуемое не являются словосочетанием, учатся отличать словосочетания от предложение

16. Организация работы над пунктуационной грамотностью младших школьников по разным УМК.


УМК «Начальная школа 21 век»

УМК «Школа России»

1

1. Устная и письменная речь.

Знаки препинания в конце предложения.

2. Речевой этикет.

Интонация предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

3. Речевой этикет.

Интонация предложения. Вопросительный знак в конце предложения.

1. Раздел: Текст, предложение, диалог.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

2

1. Восклицательные и невосклицательные предложения. (Умение различать предложения по цели высказывания, интонации).

1. Тип предложения по цели высказывания.

3

1. Знаки препинания при однородных членах предложения.

2. Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

1. Тип предложения по цели высказывания.

2. Обращение (общее представление).


4

1. Знаки препинания при однородных членах предложения.

2. Синтаксический разбор предложения.

3. Знаки препинания в сложном предложении.

4. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1. Знаки препинания в конце предложения.

2. Обращение.

3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

4. Знаки препинания в сложном предложении.


17.Методика проведения изложений. Изложения: их виды, требования к текстам, методика проведения.

Изложение - письменный пересказ образцовых текстов

Требования к текстам:

2 класс- 30 - 45 слов, работа под руководством учителя по вопросам или по данному плану из 2 - 3 пунктов дается текст и учитель пишет план на доске план может быть вопросный

3 класс 60 - 75 слов- план составляется коллективный из 3 - 5 пунктов

4 класс 90 100 слов самостоятельное составление плана

Какие должны быть тексты

1) образцовый, но адаптированы

2) высоко идейные тематика должна быть нравоучительной

3) расширяющий познавательный опыт учащихся

4) сюжетные текста

5) простые и доступные в синтаксическом и лексическом отношении.

6) просты в построении.

Виды изложений:

1) подробное- во всех классах, начиная с периода обучения грамоте вводятся письменные элементы подготовительного устного пересказа

2) сжатое- выбрать основное содержание, передать его связано, последовательно без пропусков.

а) составляют план

б) учитель просит пересказать 2 - 3 предложения

3) творческое

а) с изменением лица рассказчика

б) от лица 1 из персонажей

в) творческое дополнения текста

г) словесно рисования

Методика проведения:

1) чтение 1 - 2 раза

2) беседа анализ текста

3) составление плана

4) словарная работа -языковая подготовка

5) письмо

6) самопроверка

7) самосовершенствование то есть редактирование

18. Методика обучения сочинениям, виды сочинений, требования к темам, организация работы.

Требования к темам:

1. Четкая формулировка темы( помогает пониманию темы, от этого зависит правильность и полнота)

2. Ярким, меткие художественный заглавие, которые помогают понять замысел.

3. Ясное узкое конкретное тема

Темы и заглавии не всегда совпадают

Работа над темой:

1. От темы к ее раскрытию

2. От накопленного материала к формулировки темы.

Работа с планом.

План в начальной школе при подготовке к устному и письменному сочинение обязателен(кроме зарисовок картин природы и сочинение миниатюр)

1 класс-вопросный план(формулировка в виде вопроса)

2 класс-привлечение детей к постановке вопросов в определенных пунктах плана

3 класс-составление плана коллективно под руководством учителя

4 класс-самостоятельно

План простой из 3 - 5 пунктов.

1.План на примере прочитанных рассказов(пересказ по плану)

2.План изложение

3.План сочинения по серии картин

4.План сочинения, где прослеживается четкая временная последовательность.

Особенности плана:

1.План в виде повествовательных полных предложений,

2.План в виде номинативных предложений

-кто живет в лесу? (1 класс)

-лес полон жизни (повествовательное) 2 класс

-жители леса(номинативный)3-4 класс

3.План составляется:

-непосредственно перед письмо

-заранее в ходе подготовительной работы

4.Не следует давать готовых планов

Организация работы над сочинением

1.Предварительная подготовка(цель - создать базу для последующей работы).Проводится задолго до написания сочинения. На уроке изо рассматривание картин, на музыке слушание музыкальных произведений.

2.Отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытие, систематизация материала, его расположение.

Отбор материала происходит в процессе беседы и обсуждения уже на уроки, выделяется существенный материал, составляется план, производится отдельные записи, подготавливается лексика.

3.Словесное речевое оформление

-составления самого текста, его запись

-совершенствование

-исправление ошибок самими учащимися

4.Самоконтроль

Если в процессе самоконтроля ребенок зачеркивает или вставляет слово, при проверке не учитывается.

Время отведенное на сочинение:

2 класс до 1 урока

3 класс - 1 урок

4 класс 1 урок и 20 минут 2 урока

Структура урока сочинение:

1)сообщение темы и задач сочинения обсуждение их с учащимися

2)беседа для упорядочения материала

3)составление или уточнение плана

4)речевая подготовка к тексту(составление отдельных словосочетаний, предложение, фрагментов)

5)орфографическая подготовка

6)письмо

7)самопроверка и редактирование

19. Формирование навыка чтения. Этапы становления навыка чтения. Качества чтения. Приемы формирования качеств чтения в начальной школе.

Целью чтение является: получения и переработки информации содержащейся в письменном тексте

Задача обучения чтению:

1. Совершенствование навыков чтения

2. Целенаправленное разъяснение речевых интеллектуальных умений в их сочетаниях при работе с текстом.

3. Воспитание культуры чтения. Расширение читательского кругозора учащихся.

Качества чтения и приемы из выработки.

Качества чтения

Определение

Приёмы выработки

Правильность

Чтение ясное, чёткое, без искажений: правильно передаётся слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускаются пропуски,

предварительное чтение текста про себя;

- предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

- контроль учителя за чтением учащихся с учётом индивидуальных особенностей;

- методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Беглость

Темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия; темп, характерный для разговорной речи.

- многократность упражнений в чтении;

- проведение речевых разминок;

- постановка вопросов перед чтением (чтение в темпе понимания);

- чтение диалогов;

- поочередное чтение частей текста (маятник);

- чтение заученных стихотворений.

Выразительность

Качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации, голоса, паузами, ударениями и другими средствами мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения.

- упражнения для развития техники речи (дыханием, голосом, дикцией),

- развитие интонационных умений ( расстановка пауз, логических ударений, определение тона и темпа чтения),


Сознательность

Умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста.


- работа по раскрытию лексического значения слов.

- работа по установлению связи слов в предложении.

- работа по осмыслению текста в целом: идея, язык, герои, позиция автора.


Современная методика организации классному чтения основывается на теоретических положениях литературоведения, педагогики, психологии.

Навык чтения - это автоматизированная умение по озвучивания печатного текста предполагающий осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Навык чтения складывается из 2 сторон:

1)смысловой(понимание текста)

2)технический(способ , правильно, скорость, темп)

Техника чтения:

1)восприятие буквенных знаков

2)озвучивание(прочтение)

3) осмысление прочитанного

Все компоненты взаимосвязаны.

Этапы становления навыка чтения:

1 этап- аналитический

3 компонента техники чтения разорваны, чтение по слогам, обычно соответствует периоду обучения грамоте.

2 этап - синтетический

3 компонента техники чтения синтезируются тоесть соединяются, чтение слогами, интонирование, соответствует 2 классу

3 этап-автоматизация

Техника чтения доведена до автоматизма,не осознается чтецом, чтение про себя, эмоциональная реакция на прочитанное, желание поделиться собственным мнением, обычно 4 класс.

Качества навыка чтения:

1. Правильность

2. Беглость

3.Сознательность

4. Выразительность

20. Структура урока литературного чтения в начальной школе. Специфика построения этапов урока с учетом поставленных задач. Виды и формы уроков литературного чтения. Методические требования к современному уроку литературного чтения в начальной школе.

Виды: урок-игры, традиционный, урок-экскурсия, урок творчества

Требования к современному уроку литературному чтению:

Содержание образования по литературному чтению состоит из 2 взаимосвязанных компонентов:

- деятельностного( овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации, формирование способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания, творческого самовыражения)

- знаниевого( получения сведений по теории литературы, изучения произведений детской литературы)

Содержание методической системы строятся на основе создания особых взаимоотношений между учителем и учеником, соблюдении педагогических принципов гуманизма, сотрудничества, диалога, выбора , индивидуальности.

Современный урок литературного чтения должен включать следующие 6 основных этапов:

1) мобилизация- предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

2) целеполагание- учащиеся самостоятельно формулирует цели урока по схеме выполнять-узнать-научиться,

3) осознание недостаточности имеющихся знаний- учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимаю, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно

4) коммуникация- поиск новых знаний в паре, в группе

5) взаимопроверка, взаимоконтроль

6) рефлексия- осознания учеником и воспроизведения в речи того, что нового узнал и чему научился.

Этапы урока

В обобщен.виде

Содержание деятельности

1)организационный момент

2) этап проверки домашнего задания

3) этап подготовки к восприятию литературного произведения

Первичный синтез

Беседа, оживляющая жизненные впечатления детей;рассказ о писателе, его творчестве; викторина по известным произведениям писателя; рассказ о событиях, связанных с написанием произведения; рассматривание книги, выставка книг; прогнозирования содержания текста по заголовку, автору, иллюстрациям; рассматривание репродукций произведение живописи, фотографий; прослушивание музыкального произведения

4) Этап первичного восприятия

Вопрос или задание направляющие восприятие детей; чтение учителя, подготовленного учащегося; комбинированное чтение; самостоятельное чтение учащихся; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова.

5)Этап выявление специфики восприятия( проверка первичного восприятия)


Беседа, выявляющий эмоциональный отклик и понимание общего смысла произведений

6)Этап постановки учебной задачи

Анализ

Проблемный вопрос , сталкивающий разные мнения учащихся и мотивирующая перечитывания; рассматривание иллюстраций мотивирующих перечитывания; задание предполагающие творческую интерпретацию

7)Этап перечитывания и анализа художественного произведения

Самостоятельное перечитывание текста; последовательно перечитывания текста вслух по смысловым частям; беседа по прочитанному, организующая выборочное чтение разной направленности; составление плана картинного или словесного; сравнение с другими произведениями того же автора или на ту же тему; стилистический эксперимент; подготовка к выразительному чтению, подготовка к пересказу; подготовка к рассказу о героя то есть от лица героя

8.Этап обобщения


Вторичный синтез

Беседа, обобщающего характера; беседа, направлены на соотнесение содержанию прочитанного с личным опытом учащихся; соотнесение с пословицами; выразительное чтение; чтение по ролям; драматизация; пересказ


21. Организация работы на этапе первичного синтеза урока чтения в начальной школе (подготовка к восприятию, первичное восприятие, проверка первичного восприятия).

Этап подготовки к восприятию литературного произведения-Беседа, оживляющая жизненные впечатления детей;рассказ о писателе, его творчестве; викторина по известным произведениям писателя; рассказ о событиях, связанных с написанием произведения; рассматривание книги, выставка книг; прогнозирования содержания текста по заголовку, автору, иллюстрациям; рассматривание репродукций произведение живописи, фотографий; прослушивание музыкального произведения.

Выбор приема зависит от жанра произведения, от описываемых событий( знакомых или незнакомых читателям), от автора( знаком или незнаком читателям) и тп. К выбору приема следует относиться серьезно! Должен быть тщательно отбор приемов мотивированных учителя.

Первичное восприятие- Это процесс первичного знакомства слушателей с произведения, то есть слушание, если 1 раз текст читает учитель, или чтения, если 1 раз текст читаем сами дети. Вопрос или задание направляющие восприятие детей; чтение учителя, подготовленного учащегося; комбинированное чтение; самостоятельное чтение учащихся; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова.

Проверка первичного восприятия -работа после первичного восприятия- беседа с целью:

- выяснить, насколько учащиеся поняли фактическое содержание текста,

- определить, какое впечатление произвело произведение на учащихся,

- заинтересовать учащихся в анализе текста, создать условия для активной работы над произведением.

Беседа, выявляющий эмоциональный отклик и понимание общего смысла произведений


22. Организация работы на этапе вторичного синтеза урока чтения в начальной школе

(работа по составлению плана, иллюстрирование текста обучение разным видам пересказа, драматизация).

Работа по составлению плана.

Значение:

- способствует более глубокому и сознательным пониманию содержание произведения,

- помогает выделять основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями,

- развивает речь и мышление учащихся,

- является опорой для пересказа

Составление плана включает в себя два учебных действия: деление текста на части выделения в них главного- анализ, формирование заголовка в каждой части-синтез.

Составление плана как виду читательской деятельности нужно специально учить, показывай её поэлементно:

1) подумать, сколько картин нужно нарисовать к тексту,

2) сказать, На сколько частей можно разделить текст,

3) сказать,о чём будет говорится в каждой части,

4) предложить озаглавить каждую часть,

5) обсудить предложенный вариант и заглавие выбрать оптимальный.

Виды плана:

1) логический картинный- выделение логически законченных эпизодов текста в виде картин.

Вид работы: 1) подобрать к частям текста данные в книге картинки и озаглавить их, 2) расположить в соответствии с содержанием данные В нарушенной последовательности картинки, 3) восстановить недостающие иллюстрации, 4) составление картинного плана на основе творческого воображения( словесное рисование)

2) логический словесный- выделение логически законченных эпизодов текста в виде словесных формулировок.

Виды работ:1) чтение произведения, деление на части, 2) выделение ключевых слов, 3) формулирование заголовка простым нераспространённым повествовательным предложением 4) постепенное сжатие смысловых частей для формулировки пункта плана.

3) сюжетный- выделение элементов сюжетной схемы эпического текста.

Вид работы:1) формируется представление о функциях элементов сюжета, 2) овладение умение находить элементы сюжета в тексте произведения, 3) овладение умениями выделять главное в содержании каждого элемента в соответствии с его ролью в произведении,4) овладение умениями давать точное название части.

4) эмоциональный- составление партитуры чувство героя эпического произведения, эмоциональный палитры лирического произведения.

Виды работы:1) составляется логический словесный план, 2) после наблюдения за внутренним миром героя определить эмоциональное состояние, 3) соотнести последовательность событий динамику эмоций героя, 4) поразмышлять о причинах, вызывающих эти эмоции, 5) проследить динамику эмоции разных героев.

Виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, творческий.

Требования к пересказу: должна звучать живая незаученная речь; соблюдать последовательность событий; соблюдать причинно-следственные зависимости; использовать лексику, обороты речи, взятые из текста;выразительности фонетическая правильность речи, культура поведения пересказа.

Творческий пересказ:

1. С изменением лица рассказчика

2. Пересказ от лица одного из персонажей.

3. Инсценирование текста.

Частично пересказ проводится как воспроизведение эпизода, 1 сюжетной линии или рассказ о герое.

Иллюстрирование текста-словесное, графическое, музыкальное.

Варианты словесного рисования:

1)рассматривание готовой иллюстрации и составлению по ней рассказа,

2) творческое дополнение или изменение иллюстрации,

3) словесное рисование иллюстраций в сочетании с графическим

4) составление словесной иллюстрации к произведению

Порядок работы при обучению словесному рисованию:

1) выделяется эпизод для словесного иллюстрирования,

2) рисуется место где происходят события

3) изображаются действующие лица

4) добавлять необходимые детали,

5) раскрашивать контурный рисунок

Музыкальное иллюстрирование:

1) прослушивание музыкальной пьесы и установления сходства между ней и прочитанным произведением,

2) прослушивание двух музыкальных пьес и выбор из них той, которая в большей мере соответствует тексту,

3) описание характера музыкального произведения, которые можно было бы сочинить к тексту

Драматизация

Разновидности драматизации:

1) чтение произведения по ролям с предварительным обсуждением интонации;

2) чтение произведения по ролям с предварительным словесным обсуждением портретов персонажей и обсуждением интонации;

3) постановка живых картин к произведению

4) составление сценария спектакли, устное описание портрета персонажа, декораций.

5) развернутые драматические представления с декорациями, костюмами, репетициями

6) кукольный спектакль

Порядок работы по драматизации:

1) восприятие - материала, который предстоит драматизировать

2) анализ произведения( обстановки, образов героев и их поступках)

3)постановка исполнительских задач(что нужно передать, разыгрывая сценку?)

4)выбор выразительных средств

5)пробы, анализ

6)подведение итогов. Внесение корректив

7) заключительный показ и его анализ

23. Методика работы над крупнообъемными и короткими рассказами.

Методическая модель изучения рассказа.

Работа над рассказами необходимо строить также исходя из специфики жанра. Рассказ- это небольшое эпическое произведение, в котором говорится о каком-либо событии в жизни одного или нескольких героев. В рассказе есть сюжет, который развертывается во времени и имеет своё начала, самый напряжённый момент кульминацию и концовку.

Модель изучения рассказа повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания

2) выделение рассказчика ( Кто ведёт рассказ, присутствует ли он сам в рассказе)

3) выделение действующего лица, его поступков, причины поступков

4) выяснение что, состояние действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние

5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживания, поступка

6) словесное описание действующего лица,

7) выяснение авторского отношения к поступкам, герою

8) определение личного отношения к поступкам, героев, высказывание оценочных суждений.

9) выяснение основной мысли произведения

Если рассказ описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

1) нахождение с помощью выборочного чтения описание картин природы (животного, предмета)

2) наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описывается картина природы, животное, предмет.

3) воссоздание этих картин путём словесного рисования

4) нахождение слов с общим оценочным значением

5) определение авторского личностного отношения к описанию

24. Методика работы над произведениями устного народного творчества (малые фольклорные жанры, сказка).

Работа с малыми фольклорными жанрами.

Ведущим компонентом считалки является ритм. (Плыл по морю чемодан. В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Кто не верит – выйди вон!)

Побасенка композиционно построена на диалоге ( - Медведя поймал! - Веди сюда! - Да он не идет! - Сам иди! - Да он не пускает!).

Чистоговорка предназначена для тренировки произнесения одного звука в окружении других. Например, Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Скороговорка служит для произнесения сочетаний звуков, близких или далеких по способу и месту образования. (Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке). Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз более быстрое чтение.

Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:

1)уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе;

2)уяснить ее переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях;

3)соотнести пословицу с определенным жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Приемы:

• классификация по тематике (о труде, о дружбе….);

• выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей мере отражает основную мысль текста;

• иллюстрирование пословиц примерами из жизни или книг;

Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо явления или предмета. Через загадку ребенок получает первые представления об образности родного языка, знакомится с иносказательными оборотами речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текст с отгадкой, подчеркивая признаки загаданного предмета, его назначение.

Методика работы.

1этап. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадки: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него; б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо..

2 этап. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3 этап. Сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.

Работая над загадками, дети приобретают умения выделять существенные признаки, сравнивать его с другими, находить наиболее точные словесные средства.


25. Методика работы над стихотворением

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного

Этапы

Приемы

Подготовка к восприятию

Цель: подготовить к эмоциональному восприятию.

Приёмы: беседа по проведённой экскурсии, рассматривание произведений живописи, прослушивание музыкальных произведений, выразительное чтение, в стихотворении данного автора или разных авторов по одной теме. Особенно внимательно отбирается биографический материал о поэте, так как дети должны понять причины возникновения у автора чувство переживания, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Первичное восприятие

Чтение наизусть учителям или прослушивание аудиозаписи

Проверка первичного восприятия

Вопросы эмоционально-оценочного плана( какое настроение вызывает у вас это стихотворение? и т.д.)

Повторное чтение и углублённый анализ

При анализе лирического стихотворения важно привлечь внимание к образом, картинам. Поэтому целесообразно читать отдельными частями( четверостишие, строфами). Учитель предлагает рассказать, какие картины представили себе учащиеся. Детям предлагаются задания, побуждающие к перечитываю текста с целью лексико-стилистического анализа( наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка). В процессе анализа текста дети учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображённому.

Приёмы: медленное чтение с остановками на ключевых словах, словесное рисование, система вопросов учителя, лексическая работа, работа над тропами, работа со структурной схемой, составление речевой партитуры к стихотворению, выразительное чтение

Обобщающая беседа


своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, соотнесение плана, чтение в лицах. В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви.

Главные задачи изучения лирики как особого жанра:

-Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;

-Формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

-Формирование представлений о средствах художественной изобразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи. Обогащение лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение.

-Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Памятка к работе над стихотворением:

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесный картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения


26. Методика работы над басней.

Особенности чтения басен.

Басня – нравоучительное повествование со скрытым смыслом, имеющим иносказательный характер. Чаще всего в басне действуют животные, которые олицетворяются, наделяются чертами людей. Структура басни проста: история из жизни животных и мораль. В начальной школе изучаются басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н.Толстого, С.Михалкова.

В процессе изучения басен учащиеся должны обнаружить следующие знания и умения:

- знать, чем отличается басня от рассказа, сказки, стихотворения;

- понимать роль морали и иносказания;

- замечать юмор баснописца, его отношение к героям;

- сравнивать героев басен;

- представлять себе героев басни и ситуацию, в которой они оказались;

- оценивать их поступки, выражая к ним личностное отношение;

Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

1. Каждая басня заключает в себе возможности для нравственного воспитания. В басне присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками.

Последовательность работы учителя с басней.

Этапы

Приемы

Подготовка к восприятию.

Приемы: рассказ о баснописце, знакомство с понятиями «басня», «баснописец», беседа о повадках животных- героях басни. Возможно проведение викторины по изученным басням.

Первичное чтение.

Чтение учителем басни наизусть. Варианты: подготовленное учащимися чтение, инсценировка, прослушивание записи с образцовым чтением.

Проверка первичного восприятия.

Беседа эмоционально-оценочного плана: кто понравился, кто не понравился, на чьей вы стороне и т.д.

Чтение и анализ конкретного содержания басни.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов: выяснение последовательности событий, наблюдение за поступками, внешним обликом героев, определение их основных характерных черт, определение особенностей языка, выявление авторского и личностного отношения к событиям и героям. Выяснение главной мысли, раскрытие аллегории.

Работа над моралью.

Состоит из трех этапов: 1)чтение морали; 2) выяснение лексического значения трудных слов; 3) пересказ морали своими словами. Некоторые методисты предлагают начинать анализ басни с работы над моралью.

Связь с жизненным опытом.

Предлагается случай из жизни, эпизод из фильма, произведения, иллюстрирующие главную мысль, мораль басни.

Выразительное чтение.



27.Методика работы над научно-познавательной статьей.

Научно-познавательная литература- это произведение науки её творца, предназначенные не для специалистов в данной области знания.

Научно-познавательная литература разделяется научно-популярную и научно-художественную.

Цели работы с научно познавательной литературы в начальной школе:

Формирование у учеников интереса к научным знаниям и потребности в них.

Формирование и развитие у детей интереса к чтению потребности чтение.

Научить детей отличать художественную литературу от научно-познавательный с тем, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видо-родовой специфики.

Научно- познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью. Обучение детей самостоятельной работе с научными и научно-популярными текстами необходимо для их успешной учебной деятельности, потому что перед ними на каждом уроке встают вопросы о том, как прочитать параграф учебника, чтобы понять его; как запомнить новый материал; как подготовиться к его изложению.

В процессе работы с научно-популярными произведениями учащийся должен выполнить следующие действия:

1. Прочитать текст от начала до конца.

2. Перечитать текст, чтобы определить явление, вызвавшее внимание автора, и определить тему.

3. Определить главную мысль.

4. Увидеть, как доказывает автор главную мысль.

5. Выделить в каждой части новую информацию, новые термины.

6.Осмыслить, почему именно в такой последовательности приводятся факты и доказательства, как они связаны между собой.

7. Осмыслить целое, доказать основную мысль текста.

Последовательность работы учителя с научно-популярными текстами.

Этапы

Приемы

Подготовка к восприятию

Задачи: а) возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи; б)дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Приемы: рассказ учителя, беседа, показ кинофильма, экскурсия, словарная работа. Продолжительность: до 8 минут. Если статья короткая, а тема общеизвестная, то от подготовки к восприятию можно отказаться.

Первичное чтение.

Самостоятельное чтение про себя учащимися по частям (если статья объемная), целиком (если короткая). Чтобы дети читали сознательно, дается несложное задание.

Повторное чтение и анализ.

После первичного чтения дети перечитывают вслух. Учитель организует беседу по каждой части и завершает ее озаглавливанием. Постепенно на доске появляется план статьи. Приемы: выделение основной мысли в каждой части, рассматривание доказательств, сравнение излагаемого материала с тем, что было изучено ранее, наблюдение над языком, формулировка вывода, решение проблемы. Завершается работа целостным чтением и подготовкой к пересказу по плану или к выразительному чтению.

Обобщающая беседа.

Цель: объединить знания, имеющиеся у учащихся до чтения статьи и полученные во время чтения.

Уроки чтения НХЛ строятся, как уроки чтения рассказа. В процессе анализа научно-художественного рассказа уделяется внимание выделению научной информации.

Методика работы над очерком

Очерк - это повествовательный жанр художественной прозы, приближающийся к документальному. В нем повествуется о реальном событии, человеке. Автор очерка - очеркист - отбирает заинтересовавшие его факты и изображает их документально.

В школьных книгах для чтения помещаются очерки о писателях, их современниках.

Отличие очерка и научно-популярной статьи:

В процессе работы с очерком учащийся должен выполнить следующие действия:

знакомство с заголовком и фамилией автора;

определение по заголовку и фамилии автора темы очерка (о чем говорится);

беглый просмотр всего очерка для ориентации в его построении(абзацы, части, наличие вступления, заключения; есть ли в очерке выводы. подзаголовки);