Тепловые двигатели
Цель урока: Рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Объяснить учащимся устройство и принцип работы паровой турбины.
Демонстрации:
1. Работа газа и пара при расширении;
2. Устройство и действие паровой турбины.
Ход урока
I. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Виды тепловых двигателей;
2. КПД тепловой машины;
3. Влияние работы тепловых машин на окружающую среду.
1. Переходя к рассмотрению основного материала, необходимо подчеркнуть, что все физические явления, законы в конечном итоге находят применения в повседневной жизни человека.
Жизнь людей невозможна без использования различных видав энергии. Источниками энергии являются различные виды топлива, энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов и отливов.
Поэтому существуют различные типы машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой.
Таким образом, машина - устройство, которое служит для преобразования одного вида энергии в другой. Другого назначения у машин нет.
Электрические двигатели преобразуют электрическую энергию в механическую, генераторы преобразуют механическую в электрическую и так далее.
Тепловые машины преобразуют внутреннюю энергию в механическую. Внутренняя энергия тепловых Машин образуется за счет энергии топлива. К ним относятся: паровая и газовая турбины, двигатель внутреннего сгорания, дизель, паровая машина, реактивный двигатель.
Разнообразие видов тепловых машин указывает лишь на различие в конструкции и принципах преобразования энергии. Общим для всех тепловых машин является то, что они изначально увеличивают свою внутреннюю энергию за счет сгорания топлива, с последующим преобразованием внутренней энергии в механическую. Любой газ, который расширяется, совершает положительную работу:
-ΔU = А
где А - работа газа, -ΔU- уменьшение внутренней энергии.
2. Очевидно, что никогда не может произойти эквивалентного преобразования внутренней энергии в работу: часть внутренней энергии уходит на нагревание деталей машин, на преодоление трения в узлах, на рассеивание в окружающую среду. Первая паровая машина преобразовывала менее 1 % от всей энергии в полезную работу.
Под коэффициентом полезного действия (КПД) машины понимают отношение работы к той энергии, которая выделилась при полном сгорании топлива. КПД машины обозначается буквой η («эта»).
η =
· 100 %
Так как A Q, для всех машин η 100 %.
Если проследить историю развития тепловых машин, то следует заметить, что постоянное усовершенствование машин в конструкции, в создавший новых видов топлива привело к тому, что современные машины имеют (Достаточно высокие значение кпд по сравнению с первоначальными модели. Для современных паровых турбин кпд достигает 30-40%, для двигателей внутреннего сгорания 30-35%, для дизельных двигателей 35-42%.
3. При использовании тепловых машин остро встает вопрос загрязнения окружающей среды.
При сжигании топлива в атмосферу попадает очень много вредных выбросов. К ним можно отнести углекислый газ СО2, угарный газ СО, различение виды сернистых соединений, а также соединения тяжелых металлов. Поэтому очень большое внимание следует уделять развитию методов окружающей среды от этих продуктов сгорания и создание новых альтернативных источников энергии. К ним можно отнести двигатели, работающие на солнечной энергии, на электрической энергии, на энергии приливных волн и так далее. Именно это направление является наиболее перспективным.
Кроме того, такие виды топлива как нефть, уголь, природный газ является невосполнимыми источниками энергии. В ближайшие 50-100 лет человечество столкнется с проблемой нехватки традиционных видов топлива.
С другой стороны, прогресс нашей цивилизации напрямую связан с применением различных видов тепловых машин: нет ни одной области человеческой деятельности, где бы не применялись машины.
С момента, когда Джеймс Уатт в 1768 г построил первую паровую машину, до настоящего времени прошло более 240 лет. За это время тепловые машины очень сильно изменили содержание человеческого труда. Именно применение этих машин позволило человечеству шагнуть в космос, раскрыть тайны морских глубин. Уровень развития любой страны определяется тем, какое количество различных машин приходится на душу населения.
Домашнее задание
1. § 44 (стр. 116-117); вопросы и задания к параграфу;
2. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады по темам:
«Изобретение автомобиля и паровоза»;
«Первые паровозы»;
«Развитие железнодорожного транспорта в России»,
«Применение тепловых машин в промышленности»;
«Сравнительная характеристика тепловозов и электровозов» и др.
3. Задачи и упражнения № 189, 190 (стр. 147),
4. Сборник задач В.И Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1126-1130.