ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЯСЛИ-САД №1 «СОЛНЫШКО» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КИРОВСКА» «Терапевтическое воздействие нетрадиционных методов рисования в работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами» практический психолог Зибарева Ю.А. |
Информация о стрессе может не переработаться и включиться в опыт человека: она начинает крутиться снова и снова в голове, вызывая расстройства настроения и поведения. В этом случае мы говорим о развитии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Считается, что ребенок до 6 лет просто забывает, что с ним произошло. Но на самом деле у детей даже такого возраста возникает посттравматическое стрессовое расстройство.
Считается, что дети очень хорошо переносят сильные стрессы. С одной стороны это так. У детей мозг гораздо более пластичен, чем у взрослых, а значит, в большей степени способен к адаптации. Но не стоит забывать, что мозг и психика ребенка еще не сформированы.
Детям гораздо сложнее понять и принять многие факты в жизни, потому что они не обладают взрослыми знаниями и умениями. В некоторых случаях ребенку очень трудно осознать, что происходит и почему, кроме того, он не может оценить последствия или составить план по выходу из кризиса. И причины данного расстройства не ограничиваются только боями и катастрофами.
В настоящее время ПТСР рассматривается, как комплекс расстройств, развившихся после участия в ситуациях:
где самому человеку или окружающим был нанесен тяжелый вред; - присутствия в зонах природных и техногенных катастроф;
У детей развитие посттравматического стрессового расстройства может быть вызвано:
1. Медицинскими вмешательствами.
2. Насилием.
3. Пренебрежением.
4. Катастрофами природными.
5. Насильственными актами, за которыми ребенок наблюдает или принимает участие (военные действия, участие и наблюдение за действиями криминальных группировок, наблюдение за насилием над одним из родителей, похищение).
Существуют факторы риска развития расстройства. Так риск ПТСР сильно зависит от:
1. Тяжести травмы.
2. Реакции родителей (не редко ребенок не понимает, что ситуация является страшной или угрожающей жизни, но родители демонстрируют своим поведением или даже прямо объясняют ему это).
3. Как далеко ребенок находился от места возникновения травмирующего события (ребенок может находиться в эпицентре стихийного бедствия, в зоне эвакуации или находиться перед экраном телевизора).
4. Наличия психотравмирующих событий в прошлом.
5. От возраста (на этот счет пока согласия среди специалистов нет, хотя предполагается, что то, что ранит в одном возрасте уже или еще не ранит в другом).
Считается так же, что ребенок до 6 лет просто забывает, что с ним произошло. Но на самом деле у детей такого возраста тоже возникает посттравматическое стрессовое расстройство. Дети открыто это не обсуждают ни с кем, однако, после инцидента они:
1. Плохо спят.
2. Становятся рассеянными, будто «отключаются».
3. На схожие с психотравмой ситуации у них развиваются физиологические реакции в виде бледности кожных покровов, сердцебиения, учащения дыхания.
4. Избегают социальной активности.
5. Имеют низкий уровень положительных эмоций.
6. Возбудимы, легко расстраиваются и плачут.
В возрасте 5-12 лет картина посттравматического стрессового расстройства меняется. При этом дети:
1. Путают порядок событий в развитии психотравмирующей ситуации.
2. Считают, что все произошло по их вине или невнимательности, и больше такого не будет, потому что в следующий раз они все будут делать по-другому.
3. В играх, рисунках, рассказах на отвлеченную тему повторяется тема психотравмы. Данная деятельность не вызывает негативных эмоций или особого поведения.
4. Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь. Могут, к примеру, стрелять из игрушечного пистолета в людей, бить кукол и т.п.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в терапевтической работе с ПТРС играет возможность выплеска ребенком своих чувст и эмоций, которые вместе со взрослым приобретают для ребенка понятный для него смысл и доступное понимание того, что в данный момент происходит с ребенком. Самостоятельно дети за неимением достаточного количества знаний проделать такую аналитическую работу не могут, поэтому задача взрослого, подобрав необходимые инструменты, помочь ребенку в этом. Материал для рисования можно найти повсюду: дома (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.) и на прогулке (палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя). Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности или психологической разгрузки в саду и дома. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В начале работы с использованием НТР рекомендуется наладить контакт с ребенком, ненавязчиво подвести его к нужной работе, оценить шкалу настроения и преобладающего эмоционального фона. Использовать для этого можно любые диагностические методики, предполагающие работу с цветом. Например, методика Велиева С.В. «Паровозик», которая направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Ребенку предлагается построить паровозик. Вагончики выбираются по очереди, начиная с того, цвет которого нравится больше всего. (приложение 1)
Выбор нетрадиционных техник рисования настолько огромен, что очень легко растеряться в этом многообразии, поэтому предварительная диагностика причины ПТСР ребенка, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также соблюдение необходимых мер безопасности – главные принципы при подборе материала для рисования. Рассмотрим несколько техник.
Стимульный материал: воздушные шарики, гуашь, вода, пластиковая посуда, листы белые формата А4, фломастеры, цветные карандаши.
Инструкция: Мокните надутые шарики в нужную краску, отпечатайте краску на бумагу в свободном порядке. Внимательно взгляните на рисунок. На что похоже изображение? Дорисуйте недостающие детали фломастерами и карандашами.
ПРОСТОЙ И НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ РИСОВАНИЯ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫМИ ПАКЕТАМИ
Стимульный материал: пакет, краски, бумага белая А4, краски
Инструкция: Нa лист бумaги нaнoсится кpaскa, и пока она eщe нe высoxлa, пpиклaдывaeм пaкeт. Круговыми движeниями aккуpaтнo сoздaeм узopы и oстaвляeм высыxaть.
ОБЪЁМНЫЕ КРАСКИ
Вы даже не представляете, какие чудесные краски могут получиться из обычной пены для бритья и клея ПВА!
Вам понадобятся:
• 2 части пены для бритья
• 1 часть клея ПВА
• Кpaсители (пищевые или гуашь)
В миске или чашке смешать клей ПВА и пену для бритья. Кpacитель лучше добавлять сначала в ПВА, а потом к этой смеси аккуратно примешивать пену, чтобы она оставалась такой же объёмной.
Время сушки — около 3 часов.
Это очень интересная техника, можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.
Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.
В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10. Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей.
Создавать красивые воздушные шары можно двумя способами:
1 СПОСОБ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.
2 СПОСОБ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам. А затем начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать. А можно вырезать узор мыльного пузыря и использовать в аппликации.
Нapисoвamь pисунoк клeeм. Эmo мoжem быmь чmo угoднo: пpoсmoй цвemoк, гeoмempичeскиe фигуpы или узopы. Мoжнo снaчaлa нapисoвamь кapaндaшoм, зameм oбвeсmи клeeм.
Щeдpo пoсыпaeм pисунoк сoлью. Пomoм aккуpamнo сmpяxивaeм лишнюю сoль.
Тeпepь дoбaвим цвema. Мoжнo paскpaсиmь кисmoчкoй, a мoжнo взяmь пипemку и пoдкpaшeнную вoду и пo кaплe нaнoсиmь нa pисунoк. Вы смoжeme увидemь, кaк кaпли paсmeкaюmся и пoлучaюmся яpкиe узopы и фигуpы.
Осmaвьme pисунoк дo пoлнoгo высыxaния.
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
Рисование расплавленными мелками требует особенного внимания и тщательного присмотра со стороны взрослых. Но процесс удивительно захватывает всех участников, и результат отличается от прочих техник.
Перед занятием и выбором сюжета рекомендуем посмотреть с детьми картины в стиле пуантилизма, это поможет понять идеи и спланировать работу
попробуйте мелки разных производителей и предложите ребенку выбрать подходящие для его картины
учитывайте, что расплавленный воск высыхает быстрее красок и наносить его нужно быстро
не отвлекайтесь и не оставляйте ребенка без присмотра во время работы с огнем и горячими материалами
Приложение 1
Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. (Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.) Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.