 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Страницы истории Отечества "
Подготовила: студентка Ш-41 группы
Толстова Светлана
г.Ейск,2018 г.
Цели урока:
- обобщить знания учащихся, проверить усвоение материала по теме, систематизировать и обобщить представления учащихся по всемирной истории.
- развивать познавательную активность, умение рассуждать, делать выводы,
развивать умение работать в группе.
- воспитывать уважение к историческому наследию, умение считаться с мнением товарищей.
Оборудование: книги, исторические иллюстрации, карточки с групповыми заданиями, рисунки учащихся, высказывания, планшеты с названиями исторических эпох.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
технология групповой деятельности
игровые технологии
информационные технологии
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Мы с вами закончили изучение большого раздела учебника. Как он называется? Сегодня на уроке мы обобщим сведения о всемирной истории. Чем они могут быть полезны для вас? (От нас зависит, каким мир будет в будущем. Чем больше мы будем знать о прошлом и настоящем, тем понятнее будут его проблемы, тем внимательнее мы будем относиться ко всему, что нас окружает, тем быстрее научимся любить и беречь мир, чтобы сохранить его для будущих поколений).
- А начать наш урок я хотела бы с высказывания Александра Христофоровича Бенкендорфа:
"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение"
Александр Бенкендорф,
шеф корпуса жандармов
- Как вы понимаете это высказывание? Что Александр Христофорович хотел этим сказать?
- Изучая историю нашей страны, мы неоднократно подтверждали мысль об удивительном прошлом нашей страны. Думаю, наше сегодняшнее обобщение поможет нам убедиться в том, что именно это прошлое лежит в основе будущего страны.
2. Работа с лентой времени.
1) Давайте вспомним, какие эпохи мы рассматривали, изучая всемирную историю? Расположим их в хронологическом порядке. (На доске в столбик расположены названия эпох:
Древний мир 2
Новейшее время 5
Средние века 3
Первобытная эпоха 1
Новое время 4
(Дети располагают их в правильном порядке, отворачиваются даты.)
2) Работа в парах.
На столе у вас лежат листы с определёнными значимыми событиями, происходящими в нашей стране. Вам нужно подумать и изобразить это событие небольшой пиктограммой, т.е. схематически, вспомните дату этого событие и определите его место на ленте истории.
Крещение Руси
Основание Москвы Юрием Долгоруким
Ледовое побоище
Куликовская битва
Основание Санкт-Петербурга Петром 1
Открытие Московского университета
Нашествие Наполеона на Россию
300-летия дома Романовых
Великая отечественная война
Первый полёт человека в космос
3) Посмотрите на нашу ленту времени. Какие эпохи остались без событий? (Первобытная эпоха и Новое время)
Значит ли это, что в эти эпохи нашей страны не существовало? (Нет, Первобытная эпоха представлена несколькими стоянками первобытных людей, наиболее древней из которых считается Мысовая стоянка на Южном Урале. Там находят предметы 10-12-тысячелетней давности.)
Что вы можете сказать о жизни славян в Древнем мире?
3. Средневековая Русь.
1) Игра «Историческое лото».
- Несомненно, наиболее яркие и значимые для дальнейшего существования и развития нашей страны события начинаются в эпоху Древнего мира. Именно этот почти 100-летний период обозначен для нашей страны столетиями оборонительных войн и осознания себя как части Великого целого.
Давайте вспомним основные события, которые происходили в эту эпоху, поиграв в исторического лото. У вас на столе лежат фишки домино: карточки, разделенные пополам. Слева находится ответ на предыдущий, чужой, вопрос, а справа – новый вопрос.
2) Игра «Четвертый лишний»
3) Просмотр слайд-шоу «Картины Аполинария Васнецова»
Перед просмотром: - Как изменялась Москва со временем? Какой вы представили себе Москву?
4. Новое время.
1) Установите соответствие между датами и событиями
2) Прочитайте высказывание следующим образом: начинайте читать с буквы Т по стрелке через два кружка. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом в нижней. Завершит фразу слог, помещенный в центральном кружке. «ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ – ЛЕГКО В БОЮ».
Кто автор этого высказывания? Что вы можете сказать об этом человеке? Какие еще исторические деятели вас поразили, запомнились вам? Какими их поступки, деяния вам понравились?
3)Какими техническими изобретениями знаменито окончание Нового времени? Посмотрите на чередование слайдов, какие технические новшества вы запомните?
5. Новейшей время
Историки определяют начальную границу Новейшего времени – это 1900 год. Почему нет его окончания? От нас с вами зависит, какие краски впишет история в эту эпоху – радостные. Светлые или мрачные, трагичные.
Какое событие, произошедшее в эту эпоху, лично вы назвали бы самым важным? Давайте просмотрим видеоролик. Посмотрите на поведение людей на нем, их настроение и скажите, почему именно это событие в нашей стране названо наиважнейшим? (День Победы)
Как ваша семья собирается отметить этот праздник?
6. Итог урока
Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие задания были вам особенно интересны? Перед итоговым тестированием какие темы для повторения вы определите для себя?
Представьте, что у вас в распоряжении есть машина времени. Вы можете отправиться на ней в любую эпоху в нашей стране. Дома вы напишите историческое сочинение, где обоснуете выбор времени и места.
Давайте уже сейчас обозначим наши приоритеты. У вас на столах лежат бумажные голуби – как доказательство нашей исключительно мирной миссии. Прикрепите голубя к заинтересовавшему вас событию.