Разделы: «Россия в ПМВ», «От Февраля к Октябрю»
Iвариант
1. Назовите основной лозунг февральских демонстраций в России в 1917 г.:
1) "Вся власть рабочим!" 2) "Да здравствует партия кадетов!"
3) "Хлеб, мир, свобода!" 4) "Вся власть Советам!"
2. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании:
1) Временного правительства и Учредительного собрания
2) Временного правительства и Советов
3) Советов и земств
4) Государственной думы и Временного правительства
3. Главой первого Временного правительства был:
1) А.И. Гучков 2) Г.Е. Львов 3) А.Ф. Керенский 4) П.Н. Милюков
4. Что из названного является одним из первых мероприятий Временного правительства?
1) введение 8-часового рабочего дня на предприятиях 2) объявление о созыве Учредительного собрания
3) объявление политической амнистии 4) ликвидация помещичьего землевладения
5. Прочтите отрывок из книги П. О. Филиппова «Первое министерство свободной России» и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«Желание России сбылось, волны народного гнева, смывшие приспешников старой власти, дали наконец возможность (ему) занять то место, которое он должен был бы уже давно занимать по праву – место председателя совета министров нового народного правительства и вместе с тем быть министром внутренних дел».
1) А. Ф. Керенский 2)Г. Е. Львов 3) Л. Г. Корнилов 4) П. Н. Милюков
6. Какое из названных событий произошло в ходе кампании 1915 г.?
1) удачное наступление на фронте русских войск под командованием А. А. Брусилова
2) русская армия оставила Галицию, польские земли, входившие в состав империи, часть Белоруссии
3)поражение русских армий под командованием А.В. Самсонова
4) сражение на реке Сомма
7. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 7.1, 7.2 и 7.3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России...
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
7.1 О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
7.2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.
7.3 Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.
8. В августе 1917 г. в России была предпринята попытка установления военной диктатуры, предпринятая Верховным главнокомандующим Русской Армией генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым. Назовите не менее трех последствий данного события
9. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «продразверстка».
Разделы: «Россия в ПМВ», «От Февраля к Октябрю»
II вариант
1. Первый кризис Временного правительства произошел в:
1) мае 1917 г. 2) июне 1917 г. 3) июле 1917 г. 4) апреле 1917 г.
2. Отречение Николая II от престола произошло:
1) 2 марта 1917 г. 2) 1 сентября 1917 г. 3) 17 июля 1917 г. 4) 25 октября 1917 г.
3. Апрельский правительственный кризис был спровоцирован:
1) нотой П.Н. Милюкова 2) Приказом №1
3) образованием Петроградского Совета 4) включением социалистов в правительство
4. Что из названного относилось причинам падения Временного правительства?
1) однопартийный состав правительства 2) неспособность решить крестьянский вопрос
3) отказ объявить Россию республикой 4) отказ созвать Учредительное собрание
5. Германия объявила войну России в 1914 г.
1) 15 (28) июня 2) 18 (31) июля 3) 19 июля (1 августа) 4) 12 августа (24 августа)
6. Прочтите отрывок из письма Временного правительства от 20 июля 1917 г. и укажите фамилию его автора.
«Постановление Временного правительства о назначении меня Верховным Главнокомандующим я исполняю как солдат, обязанный являть пример воинской дисциплины, но уже как Верховный Главнокомандующий и гражданин свободной России заявляю, что я остаюсь на этой должности лишь до того времени, пока буду сознавать, что приношу пользу родине и установлению существующего строя».
1) А. А. Брусилов 2) П.Н. Милюков 3) М.И. Скобелев 4) Л. Г. Корнилов
7. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 7.1, 7.2 и 7.3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из манифеста политической партии
«Граждане! Твердыни русского царизма пали. Благоденствие царской шайки, построенное на костях народа, рухнуло. Столица в руках восставшего народа. Части революционных войск стали на сторону восставших. Революционный пролетариат и революционная армия должны спасти страну от окончательной гибели и краха, который приготовило царское правительство.
Громадными усилиями, кровью и жизнями русский народ стряхнул с себя вековое рабство.
Задача рабочего класса и революционной армии — создать Временное революционное правительство, которое должно встать во главе нового нарождающегося республиканского строя.
Временное революционное правительство должно взять на себя создание временных законов, защищающих все права и вольности народа, конфискацию монастырских, помещичьих, кабинетских и удельных земель и передать их народу, введение 8-часового дня и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего без различия пола, национальности, вероисповедания, прямого, равного избирательного права с тайной подачей голосов...
Гидра реакции может ещё поднять свою голову. Задача народа и его революционного правительства — подавить всякие противонародные контрреволюционные замыслы.
Немедленная и неотложная задача Временного революционного правительства — войти в сношения с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей..., против царских правительств и капиталистических клик и для немедленного прекращения кровавой человеческой бойни, которая навязана порабощённым народам.
Рабочие фабрик и заводов, а также восставшие войска должны немедленно выбрать своих представителей во Временное революционное правительство, которое должно быть создано под охраной восставшего революционного народа и армии».
7.1 К какому году относится издание данного манифеста? Назовите войну, во время которой был издан данный манифест. Назовите российского императора, к правлению которого относится начало этой войны.
7.2 Укажите не менее трёх задач, поставленных в манифесте перед новым правительством.
7.3Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх причин участия России в той войне, ко времени которой относится издание манифеста.
8. В феврале 1917 г. в России произошла революция. Укажите не менее трех причин данного события
9. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «двоевластие».